Информационно-просветительское направление — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Информационно-просветительское направление

2022-12-20 41
Информационно-просветительское направление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Это направление включает в себя работу по ознакомлению с миром профессий через изучение профессиограмм — кратких описаний профессий, справочной литературы, информационно-посиковые системы, профессиональную рекламу и агитацию, экскурсии, встречи со специалистами, познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование СМИ, различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор. Информационно-просветительская работа должна проводиться с использованием новейших информационных технологий. Учащиеся получают сведения о мире профессий и рынке труда из периодических изданий и специальной научной литературы с использованием Интернет-ресурсов и новейших компьютерных технологий.

Диагностическое направление.

Это направление реализуется в 2-х планах:

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

В идеале это помощь в самопознании. Включает: беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам), открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов), опросники профессиональной мотивации, опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

С целью получения эффективной работы в диагностическом направлении используются возможности глобальных телекоммуникационных сетей. Это позволяет ребенку прибегнуть к поиску информации как в электронных библиотеках и базах данных учреждений СПО и ВПО, так и сделать запрос по электронной почте, пройти компьютерное тестирование своих возможностей, интересов и наклонностей, определить наиболее интересные именно ему профессии и получить подробную информацию о них. Последующая индивидуальная консультация у психолога по вопросам профессионального самоопределения учащегося позволяет соотнести выбранную профессию со своими возможностями и определить место предпочитаемых профессий на рынке труда.

После анализа специалистами существующих инструментов профориентации, к применению были рекомендованы следующие сборники тестов и актуальные инструменты по профориентации:

1. Столяренко Л.Д. «Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях» М.: Феникс 2005 г.;

2. Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся. Самый полный сборник тестов. М.: Школа 2008г.;

3. Козловский О.В. Выбор профессии. Методики, тесты, рекомендации. М. Феникс, 2006 г.

4. Барретт Дж. Выбор профессии. Тесты способностей М. АСТ, 2007 г.;

5. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации. М.: Феникс, 2006 г. и др.

Автор Методика
Бендюков Михаил Александрович, кандидат психологических наук, зав. Кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. 1. Анкета ориентации «Я хочу, я могу», 2. Тест «Незаконченное предложение», 3. Проективная методика «Мой жизненный путь». Последняя методика используется как со школьниками, так и со студентами при построении траектории карьерного развития.
Савченко Игорь Анатольевич, кандидат психологических наук, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков г. Москвы. 1. «Формула профессии», 2. Программа по профориентации, состоящая из нескольких уроков. Использует в работе метод символ-драмы, ролевые игры, игровые упражнения.
Пряжникова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры Педагогической психологии Московского Городского Психолого-педагогического Университета. 1. Активизирующий опросник «Перекресток», 2. Опросник «За и против», состоящий из 3 частей, 3. Тест «Будь готов», 4. Активизирующая профориентационная игра «Древо профессий-ХХI век».
Резапкина Галина Владимировна, психолог, тренер, консультант по проблемам профессионального самоопределения 1. Видеокурс «Время выбирать профессию», 2. Матрица выбора профессии.
Пряжников Николай Сергеевич, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор МГУ 1. Карточная игра «Профессьянс», 2. Карточная игра «Или-или», 3. «Формула профессии».

Консультационное направление - подразумевает содействие выбору школьника. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Консультация по профессиональной ориентации подразумевает наличие запроса школьника.

В широком смысле слово «профконсультация» - это система оказания действенной помощи в профессиональном самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить 3 этапа в работе по профконсультации:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода обучения.

2. Цель завершающей профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 9-11 классах профессионально проводят специалисты-профконсультанты совместно с педагогами.

3. Уточняющаяпрофконсультация нередко выходит за рамки образовательной организации и осуществляется в организациях СПО, ВПО на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов консультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом консультация, прежде всего, носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача педагога, педагога-психолога состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе консультация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной диагностики личности школьников.

Третий этап консультации связан с поступлением ученика в учреждение СПО или ВПО или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе.

Обучающее (или формирующее) направление:

В ходе работы в этом направлении учащийся должен получить ряд определенных компетенций:

· умение анализировать мир профессий;

· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;

· владение стратегиями поиска путей профессиональной самореализации и поиска работы.

На специально организованных занятиях учащиеся обучаются компетенции в области профессионального выбора как общей социальной компетенции. В рамках этого направления можно проводить специальные личностно-ориентированные занятия с детьми, направленные на активизацию личностишкольника в области профессионального самоопределения.

При использовании новых компьютерных технологий в обучающем направлении можно работать с моделями реальных объектов, связанных с деятельностью различных систем. Например, для получения информации о предприятиях, о профессиях можно использовать информационную модель, исходя из имеющихся баз данных. Создание электронной презентации своей будущей профессии - это мощный ресурс для осознанного выбора будущей специальности.

При этом в данной системе работы особое внимание должно уделяться субъектным отношениям с детьми. Учащийся должен рассматриваться не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути, т.к. именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной. По мнению С.Н. Чистяковой, «целью профориентации учащихся является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда».

Как инновационные формы профориентации в организациях дополнительного образования рекомендуется использовать профессиональные пробы, профориентационные кластеры, сети, ярмарки, фестивали, форумы, выставки, конкурсы, страницы по профориентации на сайтах учреждений, электронные библиотеки и др.

Теория в профориентационной работе с учащимися должна сводиться к минимуму, и процесс необходимо организовывать так, чтобы важные теоретические положения осознавались во время практических занятий. Например, такой "неактивный" метод, как лекция, можно успешно преобразовать в дискуссию с использованием ТСО, например, мультимедийных средств передачи информации. При проведении внеурочных мероприятий желательно использовать методы, потенциал которых, довольно высок, даже при работе с пассивными аудиториями. Это профориентационные игры с группой, профориентационные игровые упражнения и моделирование микроситуаций, карточные профконсультационные методики и т.п.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.