Основные аспекты профориентационной работы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные аспекты профориентационной работы

2022-12-20 59
Основные аспекты профориентационной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Организация профориентационной работы

в организациях дополнительного образования»

 

 

Составитель: педагог-психолог

Носова О.В.

 

 

Белгород, 2019

 

 

Аннотация

Современные тенденции в сфере образования обуславливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится системе дополнительного образования, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно-обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику организаций дополнительного образования, изменяющиеся социально-экономические условия, индивидуально-личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных организациях. Образовательный процесс в организациях дополнительного образования носит личностно-ориентированный характер, что делает проблему разработки концепции профессиональной ориентации детей в организациях дополнительного образования актуальной.

Отсюда, одной из задач организаций дополнительного образования должна стоять задача по формированию готовности совершить осознанный выбор профессии его выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда, прежде всего, региона. Решая эту задачу, организации дополнительного образования реализуют свою гуманистическую функцию, помогая молодым людям осуществлять социальное и профессиональное самоопределение.

Данные методические рекомендации предназначены для повышения эффективности профориентационной работы в организациях дополнительного образования и сформированы в результате изучения опыта работы образовательных организаций страны и региона.

В ходе работы были учтены положительные стороны и недостатки проводимой работы в образовательных организациях различного типа, и предложено применение эффективных технологий по основным направлениям профессиональной работы: информационно-просветительскому; диагностическому; консультационному; обучающему (формирующему/развивающему).

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, педагогов-психологов в организациях дополнительного образования.

Пояснительная записка

«Реальностью ХХI века становится не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций. Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут». Чистякова С.Н.

Реформы, происходящие в российском обществе, предъявляют все новые и новые требования к системе образования: необходимо не только эффективно организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной работе в новых социально-экономических условиях. В связи с этим в системе образования заметно усиливаются процессы реорганизации – внедрение образовательных стандартов нового поколения, изменение структуры и спектра профессий и специальностей, появление альтернативных образовательных учреждений. Однако при этом, как и раньше, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять выпускникам. Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования мотивации и систематической работы по профориентации, которую необходимо целенаправленно и планомерно вести еще со ступени дошкольного образования, постепенно включая в эту работу систему общего и дополнительного образования детей.

Значимость профориентации как системы мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов при выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка сегодня определяется целым рядом нормативно-правовых актов.

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет место профориентации в образовательном процессе как систему урочной и внеурочной деятельности по предмету (в части основной образовательной программы) а также внеклассной и внешкольной деятельности (социальное, общеинтеллектуальное направление развития).

Правительством Российской Федерации (Поручение от 19 марта 2012 г. (№ АЖ-П12-1623), письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968, ФГОС) указано на необходимость подготовки каждого обучающегося образовательного учреждения как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и построению карьеры в меняющихся социальных условиях.

«Решение этой проблемы становится актуальной задачей и важнейшим условиемне только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства… Это предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих школьников и формирования у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.

Соответственно, это возможно лишь при соблюдении следующих условий:

- увеличение времени на психолого-педагогическую поддержку самоопределяющимся школьникам (переход от одноразовой, эпизодической помощи к планомерной);

- создание организационных условий для такой работы (к системной и комплексной работе);

- специальную подготовку педагогов, способных работать по разным направлениям, с разными категориями обучающихся и с использованием разных методов);

- изменение самого отношения к профориентации (осознание ее реальной важности)» [7].

В ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании», в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…». Отсюда следует, что профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в организациях дополнительного образования детей. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. Рыночные отношения меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм и ответственность.

Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования как сфера свободного самоопределения личности за счет реализации вариативных и дифференцированных образовательных программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, которыми являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

· творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

· познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования;

· коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

· компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

· профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

· досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Таким образом, дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Для организации результативной работы по профориентации в организацияхдополнительного образования необходимо создать условия для профессионального самоопределения школьников, так как именно здесь закладываются основы профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешного профессионального становления. Само определение понятия «дополнительное образование» звучит как сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно, оно выступает как необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании и в ранней профессиональной ориентации.

Качество профориентационной работы можно обеспечить только при условии подготовленности кадров, понимания важности роли профориентации в жизни человека, сформированности культуры его профессионального самоопределения. Эффективность профориентации повышается, когда она проводится квалифицированными работниками (педагогами-психологами, библиотекарями, педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами и др.) со всеми категориями обучающихся: со здоровыми детьми и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с одаренными и детьми, имеющими комплекс трудностей в обучении. Кроме того, участвовать в такой работе должны и специально подготовленные работники различных отраслей: образования, труда и занятости, консультанты служб занятости, а также непосредственные работодатели.

Цели и задачи профориентационной работы.

Профессиональная ориентация, результатом которой является социально-профессиональное самоопределение, трактуется как система равноправного взаимодействия личности и общества (различные социальные институты, ответственные за решение данной проблемы) на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая его личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Смысл дополнительного образования в том, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. Этот выбор помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Профориентация в организациях дополнительного образования реализуется через учебно-воспитательный процесс в детских объединениях, внеурочную работу с учащимися.

Цели профориентационной работы:

· оказание эффективной профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

· выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

· формирование у школьников внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного)

Задачи профориентационной работы:

· развивать и формировать профессиональную осведомлённость в мире профессий, уважительное отношение к профессиональной деятельности;

· развивать и формировать профессиональную направленность;

· развивать и формировать профессиональное сознание, умение разрабатывать и осуществлять образовательные и профессиональные планы;

· развивать и формировать культуру профессионального самоопределения.

Направления и формы работы.

Профориентационная работа в организации дополнительного образования может строиться по следующим основным направлениям:

· Информационно-просветительское;

· Диагностическое;

· Консультационное;

· Обучающее (формирующее).

Заключение

Актуальность профориентационной работы в организациях дополнительного образования, очевидна, так как она существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, она обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Правильный выбор профессии важен не только с позиции жизненных планов ребенка, подростка, но и с позиции развития общества в целом. Профессиональное самоопределение не заканчивается поступлением в учреждения системы СПО или ВПО, а длится всю жизнь. Путем проб и ошибок, человек реализует себя, свои трудовые навыки и планы. Вступая в трудовую деятельность, продолжает искать себя, порой кардинально меняя все и даже профессию. У детей прошедших через дополнительное образование увеличивается возможность сделать безошибочный выбор. Система дополнительного образования создает условия для самореализации, самопознания, самоопределения позволяя ребенку, подростку определиться личностно, социально и профессионально.

Данные методические рекомендации по организации профориентационной работы в организации дополнительного образования следует рассматривать как примерные. Такая работа может быть скорректирована с учетом специфики работы каждой конкретной организации дополнительного образования.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования

Приложение 2.

Методические рекомендации по организации профориентации детей с ОВЗ

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система образования. Профессиональная ориентация школьников решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), учреждения дополнительного образования, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы.

Приложение 3

Приложение 4

Методические рекомендации по организации профориентации одарённых детей

Результаты исследований эффективности профориентационных программ для одаренных детях показывают крайне низкую результативность работы, вследствие возникновения типичных проблем, которые, однако, можно решить, следуя ниже приведенным рекомендациям.

№п/п Проблемная ситуация/возможное ее присутствие Рекомендации
1. Результаты на конкурсах, олимпиадах многих детей провоцируют выбрать профессию в пользу соответствующего направления. Кажущийся вывод – таким детям профориентация не нужна. Реальность показывает, что во многих случаях - впоследствии разочарование, ведь профессия не только из конкурсов состоит. Проводить профориентацию по полной программе. Отдельно отработать конкурсное направление, разобраться что привлекает обучаемого, возможно сама ситуация конкурса, конкурентности, а содержание профессии в малой степени с этим связано.
2. Некоторые одаренные дети бывают плохо социализированы, в результате у них мало друзей, почти не общаются. Важно таких детей включать в большее количество тренингов по общению, командообразованию. Донести до них мысль, что успешен тот, кто может себя «преподнести», иначе люди могут не догадаться, не понять что ты такой замечательный.
3. Анализ участия детей в различных конкурсах показывают ранимость и психологическую незащищенность многих детей от неудач на очередном, более высоком этапе конкурса. Это может привести к неправильному отказу от любимого ранее направления. Проводим специальную работу, тренинги и пр., повышающую устойчивость к неудачам, правильному реагированию на них. Важно это сделать в упреждающем варианте.
4. Типичная ситуация для одаренного ребенка с точки зрения умения учиться – победы сразу по нескольким направлениям. Педагоги начинают манипулировать одним ребенком, включая его сразу в несколько конкурсов, олимпиад каждый по своему направлению, пользуясь словом «должен», с кажущимся благом для одаренного. Помощь в этом случае должен оказать педагог-психолог. Важно дать понять педагогам что же важно и интересно самому школьнику. А ребенку показать, как правильно делать выбор, эффективно распределять и контролировать свои силы.
5. Трудность выбора при хороших результатах по нескольким направлениям Тщательная работа педагога-психолога в выделении общей составляющей, влияющей на все удачные направления и в понимании, как это можно использовать в выборе, и тогда выбор может быть сделан совсем в другом направлении.
6 Типичная ситуация – нравится очень педагог, его стиль, школьник начинает заниматься больше этим направлением, раз больше, значит, показывает хорошие результаты. На этом основании делается выбор, который попрошествии времени может не удовлетворять, потому что на другое просто не обращено внимание. Разбираемся в основаниях выбора, в понимании ситуации, важно чтобы сам школьник умел понимать основания своего выбора.
7. Родительская помощь одаренным. Бывает так, что на выбор, в том числе и одаренных детей, оказывают родители с заботой о лучшем будущем и со своими представлениями. Такой навязанный выбор впоследствии может быть отвергнут, а время упущено. В профориентационную работу важно включать работу с родителями, обучать правильной помощи, помогать в демонстрации разных возможностей профессий, но не делать выбор.

 

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: Залог успеха в работе с одаренными детьми – индивидуальная работа, тщательный анализ, прогнозирование будущего, взаимодействие всех заинтересованных лиц «ребенок – психолог – педагог – родитель.

 

Использованные ресурсы:

1. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации – СПб. Изд-во «Речь», 2006.

2. Емельянова Е.В.Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008

3. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с.

4. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. Уч.-метод.пос.д/учителей общеобр. школы. - Вако, 2005. - 240 с.

5. Соломин И.Л., Профориентация. Россия. ХХ век. Школьный психолог, N24(120), июнь, 2000.

6. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000.

7. Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе.- М.:, 2011 г.

8. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. 8-11 класс. - М.: Изда-во:Сфера, 2006.

9. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав.ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003.

10. edu.tomsk.ru›…Metodicheskie…po_proforientatsii…

11. cdutt2.ucoz.ru›kopilka/metodicheskaja_…

12. centr-cpk.ucoz.ru›umk_proforientacionnaja…

 

 

Профориентация и её функции

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную функции.

Диагностическая функция

· Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности.

· Находит положительные качества личности.

· Изучает познавательные интересы детей и взрослых.

· Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии.

· Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения.

· Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности.

Организационная функция

· Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность.

· Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов.

· Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий.

· Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала.

· Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее).

Информационная функция

· Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.

· Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах.

· Профилактическая функция.

· Уменьшает количество ошибок при выборе профессии.

· Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Организация профориентационной работы

в организациях дополнительного образования»

 

 

Составитель: педагог-психолог

Носова О.В.

 

 

Белгород, 2019

 

 

Аннотация

Современные тенденции в сфере образования обуславливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится системе дополнительного образования, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Для успешной реализации профориентационных задач необходим научно-обоснованный подход к организации процесса профессиональной ориентации учащихся, учитывающий специфику организаций дополнительного образования, изменяющиеся социально-экономические условия, индивидуально-личностные особенности детей, особенности образовательного процесса в данных организациях. Образовательный процесс в организациях дополнительного образования носит личностно-ориентированный характер, что делает проблему разработки концепции профессиональной ориентации детей в организациях дополнительного образования актуальной.

Отсюда, одной из задач организаций дополнительного образования должна стоять задача по формированию готовности совершить осознанный выбор профессии его выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда, прежде всего, региона. Решая эту задачу, организации дополнительного образования реализуют свою гуманистическую функцию, помогая молодым людям осуществлять социальное и профессиональное самоопределение.

Данные методические рекомендации предназначены для повышения эффективности профориентационной работы в организациях дополнительного образования и сформированы в результате изучения опыта работы образовательных организаций страны и региона.

В ходе работы были учтены положительные стороны и недостатки проводимой работы в образовательных организациях различного типа, и предложено применение эффективных технологий по основным направлениям профессиональной работы: информационно-просветительскому; диагностическому; консультационному; обучающему (формирующему/развивающему).

Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, педагогов-психологов в организациях дополнительного образования.

Пояснительная записка

«Реальностью ХХI века становится не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций. Одно из предположений об изменении роли профессиональной ориентации в ближайшие годы заключается в том, что для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут». Чистякова С.Н.

Реформы, происходящие в российском обществе, предъявляют все новые и новые требования к системе образования: необходимо не только эффективно организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной работе в новых социально-экономических условиях. В связи с этим в системе образования заметно усиливаются процессы реорганизации – внедрение образовательных стандартов нового поколения, изменение структуры и спектра профессий и специальностей, появление альтернативных образовательных учреждений. Однако при этом, как и раньше, больше внимания уделяется получению академических знаний и значительно меньше – овладению практическими навыками работы в условиях изменяющейся экономики.

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое нужно принять выпускникам. Изменение ситуации в пользу молодого поколения во многом зависит от своевременности формирования мотивации и систематической работы по профориентации, которую необходимо целенаправленно и планомерно вести еще со ступени дошкольного образования, постепенно включая в эту работу систему общего и дополнительного образования детей.

Значимость профориентации как системы мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов при выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка сегодня определяется целым рядом нормативно-правовых актов.

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет место профориентации в образовательном процессе как систему урочной и внеурочной деятельности по предмету (в части основной образовательной программы) а также внеклассной и внешкольной деятельности (социальное, общеинтеллектуальное направление развития).

Правительством Российской Федерации (Поручение от 19 марта 2012 г. (№ АЖ-П12-1623), письмом Минобрнауки РФ «О комплексе мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений общего образования» от 19 июля 2011 г. № МОН-П-1968, ФГОС) указано на необходимость подготовки каждого обучающегося образовательного учреждения как самоопределяющейся личности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и построению карьеры в меняющихся социальных условиях.

«Решение этой проблемы становится актуальной задачей и важнейшим условиемне только совершенствования самой профориентационной работы, но и совершенствованием всей кадровой политики государства… Это предполагает постепенное перемещение акцентов в профориентационной работе от констатирующе-рекомендательных вариантов помощи к активизации самих школьников и формирования у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.

Соответственно, это возможно лишь при соблюдении следующих условий:

- увеличение времени на психолого-педагогическую поддержку самоопределяющимся школьникам (переход от одноразовой, эпизодической помощи к планомерной);

- создание организационных условий для такой работы (к системной и комплексной работе);

- специальную подготовку педагогов, способных работать по разным направлениям, с разными категориями обучающихся и с использованием разных методов);

- изменение самого отношения к профориентации (осознание ее реальной важности)» [7].

В ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании», в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…». Отсюда следует, что профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.

Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в организациях дополнительного образования детей. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. Рыночные отношения меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм и ответственность.

Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования как сфера свободного самоопределения личности за счет реализации вариативных и дифференцированных образовательных программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, которыми являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

· творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

· познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования;

· коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

· компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

· профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

· досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Таким образом, дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Для организации результативной работы по профориентации в организацияхдополнительного образования необходимо создать условия для профессионального самоопределения школьников, так как именно здесь закладываются основы профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешного профессионального становления. Само определение понятия «дополнительное образование» звучит как сущн


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.