Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации.

2022-12-20 53
Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Диспансеризация.

Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации.

Диспансеризация населения включает в себя 2 этапа.

Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. – Опрос (анкетирование) на выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. – Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчёт индекса масса тела);

3. – Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина крови и глюкозы крови экспресс методом (допускается лабораторный метод); ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр гинеколога с взятием мазка с шейки матки на проведение цитологического исследования; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше; клинический анализ крови, анализ крови биохимический, общий анализ мочи. исследования кала на скрытую кровь (для лиц с 45 лет и старше), определение (простат-специфического) антигена в крови (для мужчин старше 50 лет), УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45,51,57,63 и 69 лет).

4. – Профилактический приём (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51,57,63 и 69 лет).

5. – Приём (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующих дообследования на втором этапе диспансеризации, определение группы здоровья и динамического диспансерного наблюдения у лиц, не требующих дообследования и уточнения диагноза.

Второй этап диспансеризации (дообследование и уточнение диагноза заболевания, проведение углублённого профилактического консультирования).

– Эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании «гастродуоденальных» жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны)

– Осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга-уролога

– Направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование

групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

При выявлении у гражданина в процессе диспансеризации медицинских показаний к проведению исследований, осмотров и процедур, не входящих в объём обследования при проведении диспансеризации, они назначаются и выполняются в соответствии с порядками стандартами оказания медицинской помощи по профилю выявленной или подозреваемой патологии.

Планирование динамического наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья.

Динамическое наблюдение за диспансеризуемым проводится дифференцированно по группам здоровья:

а) наблюдение за здоровыми (1 группа) - осуществляется в виде периодических медицинских осмотров. Обязательные контингенты населения проходят ежегодные осмотры по плану в установленные сроки. В отношении остальных контингентов врач должен максимально использовать любую явку пациента в медицинское учреждение. В отношении этой группы населения проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний, укрепления здоровья, улучшение условий труда и быта, а также пропаганда ЗОЖ.

б) наблюдение за лицами, отнесёнными ко 2 группе (практически здоровые) имеет целью устранение или уменьшение факторов риска развития заболеваний, коррекцию гигиенического поведения, повышение компенсаторных возможностей и резистентности организма. Наблюдение за больными, перенесшими острые заболевания, имеет целью предупреждение развития осложнений и хронизации процесса. Частота и длительность наблюдения зависят от нозологической формы, характера процесса, возможных последствий (после острой ангины длительность диспансеризации составляет 1 месяц). Диспансерному наблюдению у врача-терапевта подлежат больные с острыми заболеваниями, имеющими высокий риск хронизации и развития тяжёлых осложнений: острая пневмония, острая ангина, инфекционный гепатит, острый гломерулонефрит и другие.

в) наблюдение за лицами, отнесёнными к 3 группе (хронические больные) - осуществляется на основе плана лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает число диспансерных явок к врачу; консультации врачей специалистов; диагностические исследования; медикаментозное и противорецидивное лечение; физиотерапевтические процедуры; лечебную физкультуру; диетическое питание, санаторно-курортное лечение; санацию очагов инфекции; плановую госпитализацию; реабилитационные мероприятия; рациональное трудоустройство и т.д.

 

Школы здоровья.

Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Исходя из того, что всё население условно можно разделить на здоровых, на лиц с факторами риска развития НИЗ, и больных НИЗ, различают:

школы формирования здорового образа жизни (например, «Школа матери и ребёнка»);

школы здоровья для лиц с факторами риска («Школа отказа от курения», «Школа профилактики и коррекции избыточной массы тела»);

школы здоровья для пациентов с различными заболеваниями артериальной гипертензией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, остеопорозом и т.д.

Цели Школ Здоровья:

- Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.

- Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.

- Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.

- Повышение качества жизни пациента и его семьи.

Задачи Школ Здоровья:

- Ознакомление с различными факторами риска и их ролью в формировании заболеваний.

- Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.

- Информирование население о причинах и механизмах развития заболеваний.

- Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.

- Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).

- Ориентирование населения на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.

Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, дневных стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.

В формировании потоков граждан в школы здорового образа жизни принимают участие врачи центров здоровья и отделений профилактики, врачи терапевтических специальностей поликлиник, руководители и медицинские работники различных организаций, предприятий и школ.

Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист. Проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий

необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.

Для проведения школ всех профилей должны быть разработаны программы и учебно-тематические планы занятий. Планы, графики проведения занятий должны вывешиваться на видных местах.

Цикл обучения обычно включает в себя в среднем 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3–5 раз в неделю в стационаре, санатории-профилактории, курорте.

Занятия проводятся с небольшими группами пациентов (10 чел)

В стационарах к посещению «школы здоровья» привлекаются выздоравливающие больные, которых направляет врач. Продолжительность занятий должна составлять 30-45 минут.

О месте проведения занятий пациенты должны дополнительно оповещаться через медицинских сестёр. Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении, при отсутствии такой возможности используют палаты, ординаторские, холлы, столовые.

Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. Вовлечь в активное взаимодействие всех слушателей позволяет использование таких методов обучения, как рассказ-беседа, лекция-обсуждение, дискуссия, обмен опытом. Главное - показать пациенту, что он не остаётся один наедине со своими проблемами, что есть люди, готовые помочь ему обрести здоровье.

При ведении “школы здоровья” используются принципы групповой рациональной терапии. Врач затрачивает меньше времени на проведение лечения, т. к. может охватить целую группу. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, формирование мотивации и ответственности за своё здоровье. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала По выполнению учебной программы проводятся итоговые занятия в форме собеседования со слушателями по основным вопросам пройденного материала.

Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.

В школах материнства реализуется образовательная программа для беременных женщин и членов их семей. Рассматриваются вопросы гигиены беременности, подготовки к родам и поведению в период родов. Осуществляется подготовка к уходу за новорождённым ребёнком. Возможно привлечение сестринского персонала для проведения практических занятий.

 

12.Составление планов гигиенического воспитания (первичная профилактика).

ИНФЕКЦИЯ И ИММУНИТЕТ.

Иммунитет - это иммунологический надзор организма, его способ защиты от различных антигенов, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации. Проникновение (или введение при вакцинации) микробных или вирусных антигенов вызывает иммунный ответ, являющийся высоко специфической реакцией ор­ганизма. Главная роль в развитии приобретённого иммунитета принадлежит клеткам лимфоидной системы - Т- и В-лимфоцитам. В иммунных реакциях принимают участие неспецифические факторы защиты (лизоцим, комплемент, интерферон и др.).

Выделяют несколько видов иммунитета:

1. Естественный врождённый (видовой) иммунитет – генетически обусловленный.

2. Приобретённый (активный) иммунитет – вырабатывается в течение жизни в результате перенесённого заболевания (постинфекционный) или вакцинопрофилактики (поствакцинальный).

3. Пассивный иммунитет – после введения сывороток, иммуноглобулинов.

Диспансеризация.

Основные методы работы и роль медицинской сестры в проведении первого и второго этапа диспансеризации.

Диспансеризация населения включает в себя 2 этапа.

Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью первичного выявления и отбора граждан с подозрением на наличие заболеваний и включает в себя:

1. – Опрос (анкетирование) на выявление хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития.

2. – Антропометрию (измерение роста стоя, массы тела, окружности талии, расчёт индекса масса тела);

3. – Измерение артериального давления, тонометрию глаз (для граждан 39 лет и старше), определение общего холестерина крови и глюкозы крови экспресс методом (допускается лабораторный метод); ЭКГ в покое (всем в 21 год, далее для мужчин в возрасте старше 35 лет, для женщин в возрасте 45 и старше); осмотр гинеколога с взятием мазка с шейки матки на проведение цитологического исследования; флюорография легких; маммография (для женщин с 39 лет и старше; клинический анализ крови, анализ крови биохимический, общий анализ мочи. исследования кала на скрытую кровь (для лиц с 45 лет и старше), определение (простат-специфического) антигена в крови (для мужчин старше 50 лет), УЗИ органов брюшной полости (для лиц в возрасте 45,51,57,63 и 69 лет).

4. – Профилактический приём (осмотр, консультация) врача-невролога (для лиц в возрасте 51,57,63 и 69 лет).

5. – Приём (осмотр) врача-терапевта участкового врача общей практики (семейного врача) здоровых лиц и лиц с определившимся диагнозом заболевания, не требующих дообследования на втором этапе диспансеризации, определение группы здоровья и динамического диспансерного наблюдения у лиц, не требующих дообследования и уточнения диагноза.

Второй этап диспансеризации (дообследование и уточнение диагноза заболевания, проведение углублённого профилактического консультирования).

– Эзофагогастродуоденоскопия (для лиц в возрасте старше 50 лет при наличии выявленных при анкетировании «гастродуоденальных» жалоб и отягощенной наследственности по онкологическим заболеваниям эзофагогастральной зоны)

– Осмотр (консультация) офтальмолога, невролога, хирурга-уролога

– Направление пациента по выявленным показаниям в медицинскую организацию, оказывающую специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь и на санаторно-курортное лечение, индивидуальное или профилактическое консультирование

групповое (школа здоровья) в отделении медицинской профилактики и центрах здоровья.

При выявлении у гражданина в процессе диспансеризации медицинских показаний к проведению исследований, осмотров и процедур, не входящих в объём обследования при проведении диспансеризации, они назначаются и выполняются в соответствии с порядками стандартами оказания медицинской помощи по профилю выявленной или подозреваемой патологии.

Планирование динамического наблюдения и лечебно-оздоровительных мероприятий в зависимости от уровня здоровья.

Динамическое наблюдение за диспансеризуемым проводится дифференцированно по группам здоровья:

а) наблюдение за здоровыми (1 группа) - осуществляется в виде периодических медицинских осмотров. Обязательные контингенты населения проходят ежегодные осмотры по плану в установленные сроки. В отношении остальных контингентов врач должен максимально использовать любую явку пациента в медицинское учреждение. В отношении этой группы населения проводятся оздоровительные и профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний, укрепления здоровья, улучшение условий труда и быта, а также пропаганда ЗОЖ.

б) наблюдение за лицами, отнесёнными ко 2 группе (практически здоровые) имеет целью устранение или уменьшение факторов риска развития заболеваний, коррекцию гигиенического поведения, повышение компенсаторных возможностей и резистентности организма. Наблюдение за больными, перенесшими острые заболевания, имеет целью предупреждение развития осложнений и хронизации процесса. Частота и длительность наблюдения зависят от нозологической формы, характера процесса, возможных последствий (после острой ангины длительность диспансеризации составляет 1 месяц). Диспансерному наблюдению у врача-терапевта подлежат больные с острыми заболеваниями, имеющими высокий риск хронизации и развития тяжёлых осложнений: острая пневмония, острая ангина, инфекционный гепатит, острый гломерулонефрит и другие.

в) наблюдение за лицами, отнесёнными к 3 группе (хронические больные) - осуществляется на основе плана лечебно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает число диспансерных явок к врачу; консультации врачей специалистов; диагностические исследования; медикаментозное и противорецидивное лечение; физиотерапевтические процедуры; лечебную физкультуру; диетическое питание, санаторно-курортное лечение; санацию очагов инфекции; плановую госпитализацию; реабилитационные мероприятия; рациональное трудоустройство и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.