Особенности ориентирования в особых условиях — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности ориентирования в особых условиях

2022-12-20 86
Особенности ориентирования в особых условиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ориентирование в лесу. Лес беден ориентирами, в нем ограничена дальность видимости. В лесу основными средствами ориентирования и выдерживания направления движения являются переносные навигационные приемники, компас, вспомогательными – небесные светила и признаки местных предметов. В качестве ориентиров используются: лесные дороги и их пересечения, развилки, просеки, тропы; реки и ручьи (направление течения, ярко выраженные характерные изгибы, переправы); отчетливо выраженные формы рельефа (обрывы, вершины, курганы, ямы, заболоченные участки); поляны, вырубки, урочища, границы участков зарослей кустов, редколесья, гарей, буреломов.

Движение в лесу совершают обычно по дорогам, просекам, тропам, следует избегать мест со слишком густой растительностью, заболоченных участков. При ориентировании по карте необходимо учитывать, что отдельные лесные дороги и временные, иногда хорошо наезженные дороги, проложенные на лесные делянки и луга, на топографических картах, особенно масштабов 1:100 000 и
1:200 000, могут быть не показаны.

Направление движения в лесу выдерживают по заранее определенным азимутам, которые обязательно необходимо проверять в местах расхождений (развилок) дорог. Возобновлять движение необходимо только после надежного определения направления. Свое местоположение определяют по пройденному расстоянию.

Около обозначений надежно опознанных местных предметов (ориентиров) на карте записывают или контролируют пройденное расстояние (показания спидометра) и магнитный азимут направления движения, измеряемый с помощью компаса. В пути все пересекающие основной маршрут дороги, просеки, реки и ручьи считать промежуточными ориентирами, по ним необходимо проверять свое местоположение. Обычно отклонение от точек, к которым надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, поэтому промежуточные ориентиры следует искать в этих пределах, обязательно отыскивая промежуточные ориентиры на местности. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.

Ориентирование в горах. Горная местность оказывает значительное влияние на ориентирование и характеризуется такими показателями, как абсолютная высота и климат, характер рельефа и крутизна скатов, растительный покров.

Абсолютная высота местности над уровнем моря, прежде всего, определяет климатические условия. С увеличением высоты температура воздуха понижается, атмосферное давление и плотность воздуха снижаются, количество осадков и скорость ветра возрастают, продолжительность зимнего периода с сильными морозами и глубоким снежным покровом увеличивается. На каждые 100 м температура воздуха понижается в среднем на 0,6 °С, атмосферное давление снижается на 8-10 мм рт. ст., плотность воздуха – на 1,2 %, продолжительность залегания снежного покрова удлиняется на 8-10 дней.

Низкие температуры и разреженность воздуха в горах значительно влияют на режим работы боевой техники и автотранспорта: до 25 % снижается мощность двигателей и грузоподъемность автотранспорта и в два раза – скорость их передвижения; расход горючего на снежных горных дорогах увеличивается до 75 %; температура кипения воды снижается в среднем на 3,2 °С на каждые 1 000 м высоты, что ведет к увеличению испарения воды.

На высоте 2 000 м и более в крови у человека появляется недостаток кислорода, что вызывает учащенное сердцебиение, а при большой физической нагрузке – головокружение. На высоте более 3 000 м наблюдаются массовые случаи заболевания горной болезнью (головная боль, тошнота, рвота, бессонница, раздражительность, отсутствие аппетита). Для обеспечения этого состояния необходим отдых или спуск на меньшую высоту.

На больших абсолютных высотах нагревание воздуха солнечными лучами приводит к резким температурным контрастам, достигая на открытых участках и в тени до 10 °С.

Погода в горных районах подвержена частым и резким изменениям даже в течение одних суток. Осадки и ясная погода, безветрие и сильный ветер часто чередуются. Резкое понижение температуры воздуха происходит после захода Солнца, при изменении направления ветра, появлении облачности. В южных районах на высоте более 2 000 м днем жарко, а ночью в открытых водоемах замерзает вода. Разность дневной и ночной температуры может достигать 10-20 °С. Резкое изменение температуры может вызывать бури и ураганы.

В зимнее и весеннее время, в период выпадения большого количества осадков и таяния снегов и льда весьма вероятен сход лавин на склонах с крутизной ската 30-45°.

В зимнее время снежные лавины чаще сходят с северных склонов гор, слабо освещаемых солнечными лучами, где снег слеживается и держится на склоне при температуре чуть выше точки замерзания. Лавинная опасность на южных склонах гор увеличивается в солнечную погоду.

Скорость ветра в горах с высотой возрастает. Обычно на хребтах и вершинах ветер резко усиливается, а его направление регулируется характером горной местности. В районах с песчаным грунтом или со снежным покровом при сильном ветре воздух насыщается мелким песком и пылью, частицами горных пород, снегом. Все это снижает видимость и делает опасным передвижение. При грозе очень опасно находиться на вершинах и хребтах, у водоемов и отдельно стоящих деревьев, необходимо спуститься в лощину и прекратить движение. Осадков в горах выпадает в 1,5-2 раза больше, чем на равнине. Количество осадков возрастает с увеличением абсолютной высоты до зоны их наибольшего выпадения – около
2 000 м, а выше их становится меньше. Осадков выпадает больше на обращенных к господствующим ветрам склонах. В южных районах в горах летние дожди часто становятся ливнями, из-за которых реки и ручьи превращаются в бурные, стремительные потоки, несущие разрушения и создающие препятствия для действий войск.

Туман является обычным и частым явлением в горах. Он сильно искажает очертания местных предметов и расстояние до них и крайне затрудняет ориентирование. При передвижении в тумане необходимо использовать компас, карту и обязательно вести учет пройденного расстояния.

Ориентирование в горах является весьма сложным, требует определенных знаний и навыков, хорошей физической подготовки. От умения быстро и точно ориентироваться во многом зависит выполнение поставленных задач и выживаемость подразделения.

Важнейшими элементами местности, по которым можно ориентироваться в горах, являются детали горного рельефа: вершины, хребты, седловины, обрывы, осыпи, отдельные скалы и большие камни, реки и ручьи, рощи и выделяющиеся местные предметы (дороги, жилища, мосты, тригопункты). Надо иметь в виду, что горная местность значительно скрывает видимые расстояния, они кажутся меньше действительных. Горные вершины меняют свои очертания, иногда до неузнаваемости, если на них смотреть с разных сторон. Для горного маршрута характерны крутые подъемы и спуски, частые изменения направления движения и условий обзора местности. Обзор местности при движении то очень велик, то ограничен, ориентиры часто теряются из виду. В горах часто встречающиеся магнитные аномалии сильно влияют на показания магнитной стрелки компаса; в узких ущельях может сказываться экранирующее влияние на работу навигационных приемников GPS. Поэтому следует периодически проверять показания компаса по небесным светилам.

Маршрут движения в горной местности намечают по лощинам, горным проходам и перевалам, хребтам, вдоль ручьев и рек.

При движении по лощинам легче ориентироваться, если проверять свое местоположение не только по пройденному расстоянию, но и по выходящим в большую лощину более мелким промоинам. В лощину лучше заходить снизу, так как ее начало (верховье) может иметь крутые скаты, неярко выражено в виде нескольких сходящихся лощин или промоин, заросших деревьями и кустарником.

Растительность горных районов весьма разнообразна – от густых, труднопроходимых субтропических и таежных лесов до скудной пустыни. По мере увеличения абсолютной высоты растительные зоны на склонах гор меняются. Верхняя граница лесов в зависимости от их расположения может быть различной. Чем севернее, выше и круче горы, тем меньше растительность. Особенно в южных районах отмеченные на картах высоты с отметками до 1 000 м на местности трудно обнаружить, так как они зачастую зарастают засухоустойчивыми колючими зарослями кустарника (терн, шиповник и т. д.).

В горах из-за сложного рельефа местности и погодных условий надо с осторожностью применять способы, основанные на развитии и росте растений в зависимости от освещенности – густоте травяного покрова, наличии грибов, созревании ягод, по виду коры, расположению и конфигурации муравейников и т. д. Большие погрешности в горах южных регионов страны в летний период дает способ определения сторон света с помощью Солнца и часов.

Специфическими особенностями ориентирования в горах также являются:

- южные склоны гор пологие, северные – круче;

- деревья лиственных пород (прежде всего, дуб) растут преимущественно на южных склонах, хвойные – на северных;

- травяной покров преобладает на южных склонах, древесная растительность – на северных;

- зона снегов на северных склонах спускается ниже, чем на южных;

- виноградники разбиваются, как правило, на южных склонах.

Большая высота сечения топографических карт, отдельные неточности изображения рельефа на них приводят к несоответствию реальных расстояний с измеренными по карте и ошибкам в определении координат объектов (целей). Для определения координат объектов (целей) в горах требуется на 20-30 % больше времени, чем в обычных условиях.

Контроль общего направления движения в горах выполняют по небесным светилам или хорошо видимым с маршрута удаленным заснеженным вершинам гор, выделяющимся скалам. На высокогорных плато с малым количеством ориентиров возможно ориентироваться по магнитным азимутам.

Ориентирование в пустынях. Пустыни – это географические районы с крайне засушливым континентальным климатом, с бедным растительным покровом и с засоленными почвами. Пустынная местность весьма разнообразна по строению поверхности, составу грунтов и растительному покрову.

Ориентирование в пустыне затрудняется ее однообразным ландшафтом. Существует шесть основных видов пустынь – солончаковые (глинистые), песчаные, каменистые, каменистые возвышенности, арктические, горные.

Наибольшее распространение имеют песчаные пустыни (по-арабски эрги), представляющие собой равнины, покрытые сверху слоем рыхлого, нередко сыпучего песка, из которого ветер создает различные формы рельефа: песчаные гряды, барханы, ячеистые и лунковые пески.

Глинистые пустыни (по-арабски сериры) образуются в тех же климатических условиях, что и песчаные, но их грунты имеют большую соленость. Это почти плоские равнины, покрытые водонепроницаемым глинистым грунтом. Весной большие пространства глинистых пустынь временно превращаются в болота с соленой грязью и становятся непроходимыми для машин и вьючных животных. Летом же глинистые пустыни – это наиболее знойные, безжизненные участки суши.

Каменистые пустыни (по-арабски хамады) имеют небольшое распространение, они встречаются в предгорных районах зоны пустынь. Поверхность таких пустынь ровная, сложена щебнем, валунами или галькой. Обилие камней затрудняет движение транспорта и производство земляных работ. Растительный покров каменистых пустынь очень бедный.

Пустыни очень бедны водой, слабо заселены людьми. Ежегодное количество атмосферных осадков колеблется от нуля до 25 см, но предсказать их появление практически невозможно. В результате выпадения осадков в пустыне образуются вади – сухие русла, по которым в дождь текут потоки ливневой воды. Растительность в пустынях весьма скудная или вообще отсутствует. Растительность в пустыне является индикатором залегания водоносного слоя. Растущие пальмы означают, что водоносный слой залегает на глубине 0,6-0,9 м, ивы и пирамидальные тополя – на глубине 3-3,6 м, черный саксаул – 4-15 м.

Средняя температура в пустыне зависит, в первую очередь, от широты, на которой она находится и может быть в пределах в зимнее время от минус 30-
40 °С (Центральная Азия) до плюс 40-58 °С летом (Сахара). Из-за прямого, не рассеянного облаками солнечного излучения в дневное время температура сильно повышается, а после захода Солнца быстро опускается, особенно в пустынях, расположенных на возвышенностях, так как грунт пустыни очень быстро теряет нагрев под ночным небом. Из-за низкой плотности облачного слоя над пустынями днем Солнце, а ночью Луна светят с чрезвычайной яркостью. Ветер над гладкой пустынной поверхностью может достигать ураганной силы, поднимая в воздух огромные тучи пыли и песка, которые сокращают видимость почти до нуля.

По маршруту движения в пустыне редко встречаются местные предметы, которые могут служить ориентирами. Как правило, это дороги и караванные тропы, курганы, колодцы, оазисы, такыры, сухие русла рек (вади), развалины, сооружения, связанные с религиозными культами. Отрицательно влияют на условия ориентирования сильный зной, миражи, запыленность воздуха.

Для ориентирования в пустынях войска иногда вынуждены сооружать искусственные ориентиры из камней или мешков с песком, а в ночное время обозначать направления постановкой световых ориентиров. Кроме того, в пустынях ориентирование осуществляется по азимутам. В ясные ночи стороны горизонта и направления движения в пустынях рекомендуется определять по звездам.

Расстояния до местных предметов в пустыне всегда кажутся меньше действительных. При определении расстояний до целей в пустынях неопытные разведчики могут ошибаться до 50 % в сторону уменьшения. Повышенная конвекция воздуха днем снижает точность измерения расстояний с помощью дальномеров, а далеко расположенные местные предметы могут быть неразличимы без оптических приборов. В песках увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром или вносит значительные ошибки в показания навигационной аппаратуры.

В пустынных районах мало населенных пунктов, поэтому здесь очень редкая сеть грунтовых и шоссейных дорог. Грунтовые дороги, как правило, труднопроходимы для колесных машин. Автомобильные дороги обычно проходят по окраинам пустынных районов от одного оазиса к другому. Равнинная местность пустынь допускает движение войск и без дорог. Основным препятствием для движения машин в пустынях являются сыпучие пески. В сухое время года участки песков труднопроходимы, а после дождей пески уплотняются и проходимость машин по ним улучшается. Глинистые же поверхности пустынь труднопроходимы во влажный сезон года.

Летом гусеничные машины и колесные машины повышенной проходимости способны двигаться по участкам оголенных песков со скоростью до 5 км/час. По глинистым участкам летом движение машин может быть до 15-20 км/час.

В районах населенных пунктов и на участках поливного земледелия местность бывает расчленена густой сетью каналов. Каналы имеют крутые берега. Поэтому для их преодоления войска должны иметь сборные и перекидные мосты, а для преодоления магистральных каналов – переправочные средства.

Маршруты движения в пустынной местности прокладывают обычно по колонным путям. Движение совершают, как правило, по азимутам. В ночное время целесообразно для ориентирования использовать Луну и звезды. В дневное время заданные направления движения выдерживают с помощью компаса и навигационной аппаратуры боевых машин.

Пустынная местность затрудняет маскировку войск, но дает возможность вести наблюдение на значительную глубину и, таким образом, облегчает отыскание целей. Для увеличения дальности видимости рекомендуется применять механические наблюдательные вышки, смонтированные на специальных машинах повышенной проходимости.

Пешее движение в пустыне сопряжено с большими трудностями и опасностями, поэтому следует придерживаться следующих правил:

- никогда не недооценивайте климатические условия и характер местности, не совершайте переход в середине дня, двигайтесь вечером, ночью или ранним утром;

- ночью нужно во время движения быть очень внимательным, чтобы не свалиться в промоину, овраг;

- каменистые вертикальные стены пустынных ущелий непрочны, могут осыпаться при подъеме по их выступам;

- не следует двигаться без цели. Нужно придерживаться звериных троп, так как они с высокой вероятностью ведут к месту водопоя;

- избегайте переходов по пересеченной местности или глубокому песку;

- гораздо легче двигаться по подветренной части песчаных дюн, чем подниматься и спускаться, пересекая их в попытке не свернуть с курса;

- песчаная (пыльная) буря может полностью дезориентировать. Во время бури те черты местности, которые вы использовали для навигации, могут быть уничтожены, засыпаны или неразличимы. При наступлении пыльной бури следует заметить направление движения и закрепить его на местности, например, положить в направлении движения палку или воткнуть в грунт два шеста. Укрытие от пыльной бури можно найти на защищенном склоне холма;

- в качестве ориентира могут быть использованы известные направления господствующих ветров, они практически постоянны для обширных территорий пустынной местности;

- в пустыне удаленные местные предметы всегда кажутся ближе, чем они есть на самом деле. Определенное глазомерно расстояние умножается на три;

- сильно мешают ориентированию на местности миражи, искажающие форму природных объектов, изображающие несуществующие объекты в увеличенных размерах. На равнинной местности в жаркий день миражи – обычное явление;

- не принимать пищи при малом запасе питьевой воды (менее 0,5 литра в день); пить следует часто, но очень малыми порциями. Не следует снимать одежду, загорать, закатывать рукава, ходить с непокрытой головой, в отсутствие регулярного водоснабжения умываться, особенно, с мылом.

Ориентирование в тропических районах. Жаркий климатический пояс Земли, объединяемый под общим названием тропики, занимает около 36 % всей поверхности нашей планеты. К тропикамотносятся огромные территории Азии, Африки, Америки и многочисленные острова Мирового океана, расположенные к северу и югу от экватора на 30-35º.

Тропики характеризуются постоянством тепловых условий. Так, средняя годовая температура здесь колеблется в пределах от плюс 20 до плюс 28 ºС, а годовые суточные амплитуды температур не превышают 5-10 ºС. Поэтому наиболее важным, определяющим элементом климата тропиков является наличие влаги. Физико-географические особенности и тактические свойства местности тропических районов, в основном, зависят от количества атмосферных осадков, регулярности их выпадения и влажности воздуха.

Там, где осадки в течение всего года выпадают, в основном, равномерно, наблюдаются влажные тропики с пышными вечнозелеными лесами. В районах, где осадки выпадают неравномерно, по отдельным сезонам, образуются тропические лесостепи – саванны. Наконец, в районах тропиков, где осадки бывают редко, распространены полупустыни и жаркие пустыни, такие как Сахара.

В районах тропических лесов и саванн год обычно разделяют на сухие и влажные сезоны. При этом в районах тропических лесов такие сезоны выражены менее четко, чем в саваннах.

Основное влияние на действия войск в тропических лесах оказывают растительность, высокая температура и большая влажность воздуха.

В связи с тем, что тропические леса труднопроходимы, движение войск с техникой возможно только по дорогам. Сеть автомобильных дорог во влажных тропических лесах очень редкая. Густой растительный покров и влажные грунты тропических лесов затрудняют сооружение капитальных автомобильных дорог. Построенные же дороги редко находятся в хорошем состоянии, так как они очень быстро разрушаются под действием тепла, дождей и бурно развивающейся растительности. Неэксплуатируемые тропы и грунтовые дороги быстро зарастают кустарником и лесом. Поэтому дороги, показанные на топографических картах районов тропических лесов, не всегда могут быть пригодными для движения автотранспорта.

Для прокладки колонных путей и движения войск вне дорог наиболее удобными направлениями являются гребни водоразделов и горных хребтов, где обычно меньше густота леса и, следовательно, суше грунты, а также меньше оврагов, долин ручьев и рек.

Редкая сеть автомобильных дорог в тропиках приводит к необходимости использования самолетов и вертолетов для переброски войск и грузов. В условиях тропических лесов вертолеты являются наиболее эффективным транспортным средством, могут использоваться в качестве огневых средств. На них устанавливаются пулеметы, реактивные гранатометы, малокалиберные пушки и даже ракеты. Они ведут огонь с воздуха по участкам местности, где находится противник или где намечено приземление вертолетов для высадки десантов.

Влажные тропические леса обладают хорошими защитными свойствами от поражающих факторов ядерных взрывов. Густой лес может достаточно надежно укрывать войска от ударной волны и светового излучения. Большая влажность лесов ограничивает возможность возникновения больших пожаров.

Основными способами войсковой разведки в джунглях являются наблюдение, подслушивание, засады и поиски. Наблюдение организуется на опушках полян, лесных дорогах и тропах. Для наблюдения могут использоваться высокие деревья, расположенные на возвышенностях. Засады размещаются на вероятных путях движения противника – у дорог, троп, полян.

В джунглях войскам сложно ориентироваться. Без карты в тропическом лесу хорошо ориентируются только местные жители. При движении в джунглях войска обычно ориентируются по наиболее заметным объектам: крупным формам рельефа, рекам, населенным пунктам, дорогам, которые с большей достоверностью изображены на топографической карте.

При ведении боевых действий в джунглях от войск требуется специальная подготовка, высокая физическая выносливость и моральная стойкость. В тропи-ческих лесах способны хорошо действовать подразделения, личный состав которых прошел специальную подготовку, умеет хорошо маскироваться, ориентироваться по Солнцу и звездам, умеет двигаться по азимутам в любое время суток, вести разведку наблюдением и подслушиванием, знает правила целеуказания и обозначения своих войск для авиации, в совершенстве владеет стрелковым оружием.

Наступательные действия в джунглях обычно развивают по отдельным, изолированным друг от друга направлениям: лесным дорогам, тропам, гребням возвышенностей, долинам рек. Войска передвигаются, как правило, в пешем порядке.

При ведении боевых действий в тропиках в дождливый период наблюдается еще большая влажность воздуха, растительности и грунтов. В это время даже небольшие речки превращаются в труднопроходимые потоки. В результате проливных дождей уровень воды в реках за несколько часов может подняться на 3-4 м, а равнинные участки леса превращаются в труднопреодолеваемые болота.

Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт намечают, как правило, по главным и магистральным улицам. На топографических картах такие улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Продолжением этих улиц часто бывают шоссейные дороги, подходящие к населенному пункту.

Повороты маршрута намечаются около ориентиров, которые легко опознаются на местности и карте (мосты, путепроводы, стадионы и др.). Ориентирование на местности значительно облегчается при использовании плана города, на котором с большой подробностью отображаются особенности планировки населенного пункта и ориентиры.

При подходе к городу тщательно сличают план с местностью, точно определяют место въезда в населенный пункт. В самом городе план ориентируют по направлению улицы, по которой совершается движение, и внимательно сличают перекрестки улиц, площади, скверы, памятники с их изображением на плане.

Важное значение при движении по населенному пункту имеет своевременное предупреждение  водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование в районах разрушений. В районах разрушений сличение топографической карты с местностью, как правило, затруднено. Значительно усложняется определение по карте своего местоположения и выдерживание намеченного направления движения.

Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы. Направление движения выдерживают обычно по компасу или гирополукомпасу.

При ориентировании в движении по сильно измененной местности очень важно уметь быстро сличать топографическую карту с местностью по тем ее элементам и объектам, которые не подверглись сильным изменениям (элементы рельефа, гидрографии и т. п.).

Ориентирование зимой. Зимой в результате снежных заносов формы рельефа сглаживаются. Такие ориентиры, как овраги, лощины, промоины, балки, канавы, ямы, грунтовые дороги, ручьи, небольшие озера под глубоким снежным покровом почти не просматриваются. Часто зимой прокладываются новые дороги (зимники), которые проходят по кратчайшим расстояниям и на картах не отражаются. Все это в значительной мере усложняет ориентирование. Маршруты зимой прокладывают обычно по наезженным дорогам или колонным путям.

При движении без дорог на лыжах направление выдерживают по компасу, а на боевой машине – по гирополукомпасу. Днем на открытой местности следы от лыж или машины используют для проверки выдерживания направления движения. Хорошими ориентирами зимой, особенно ночью, служат населенные пункты, железные и автомобильные дороги с твердым покрытием, опушки леса, отдельные рощи, мосты через широкие реки и другие, площадные и линейные ориентиры темной окраски, хорошо просматриваемые на фоне снежного покрова.

Таким образом, ориентирование в особых условиях требует пристального внимания, знания особенностей различной местности. Продолжать движение можно только после надежного определения местоположения. В движении карту всегда нужно держать ориентированной по ходу движения и отмечать на маршруте свое местоположение (точками, поперечными черточками и т. д.).

Ориентирование на различных типах местности имеет свои особенности, которые командир подразделения обязан знать и использовать в своей работе.

Вопросы и упражнения для самопроверки

1. Какова цена деления лимба компаса Адрианова в градусах и тысячных?

2. Покажите на чертеже, в каком направлении от вас будут видны ночью Полярная звезда, а днем (в 13 ч) – Солнце, если вы будете двигаться по азимуту 270° С.

3. Дозор, двигаясь ночью по лесу, потерял ориентировку. В 1 ч ночи небо очистилось от туч, и стала видна Луна (1/2 диска). Дозору необходимо двигаться строго на восток. Каким образом можно определить направление движения?

4. Время 1 ч ночи, Луна полная. В какую сторону от направления на Луну вы пойдете, если нужно двигаться строго на юг?

5. Время 19 ч. В какую сторону от направления на Солнце вы пойдете, если нужно двигаться строго на восток?

6. Магнитный азимут на ориентир равен 21,5º. Определите значение данного направления в делениях угломера.

7. Чему равна цена деления лимба артиллерийского компаса в градусах?

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.