Основных уровней школьной мотивации . — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Основных уровней школьной мотивации .

2022-12-20 40
Основных уровней школьной мотивации . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.​ 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2.​ 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.

3.​ 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4.​ 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5.​ Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья

Беседа о школе»,

 1 класс(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе? 2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? 3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме? 4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь? 5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься? 6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математи ка, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться? 7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает? 8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»

Ключ.Все ответы кодируются буквой А или Б.

вопроса

Варианты ответов

А балл в счет сформированности внутренней позиции школьника Б балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни
1 Да не знаю, нет
2 называет школьные предметы, уроки перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3 нет, не хочу хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
4 указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях нет ответа или неадекватное объяснение
5 нет согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6 школа А школа Б
7 вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.) вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
8 выбор отметки выбор игрушки, шоколадки

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1.​ положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

2.​ проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

3.​ предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника:

№ уровня Что означает Как определить уровень
0 отрицательное отношение к школе и поступлению в школу обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б
1 положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2 возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

6.​ Методика «Рисунок класса» 1-4 классы

Методика предназначена для изучения социально-психологического статуса ребенка в коллективе. Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса

Инструкция для детей:«Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, ученики заняты своим делом. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Или:1)Раздать каждому ребёнку в классе один экземпляр методики, попросить подписать.

2)Дать задание: «Отметьте, пожалуйста, себя на этой картинке – обведите кружком свою фигурку и напишите Я. Теперь отметьте, где Ваш друг и обведите кружком фигурку и напишите Д».

3) Собрать рисунки.

Учителю важно знать:
• С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
• Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?
• Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов:решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.
Анализ результатов:
1. Позиция «один, вдали от учителя» — эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, — доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
4. Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.
Алгоритм группового проведения. Обработка результатов:

1)Посчитать, сколько детей отметили себя
• в паре с кем либо
• стоящими рядом с учителем
• стоящими в одиночестве.

2) Наиболее неблагоприятными являются позиции – один у окна, один в центре класса и выходящий из комнаты человек. Если ученик изображает себя рядом с учителем, то это говорит о том, что учитель для него очень значимое лицо, но возможно в классе нет друга. Тех детей, которые изобразили себя в одиночестве необходимо включить во внеклассные игры, командного характера, чтобы дети, которые раньше не общались познакомились ближе.

3)Посчитать, у скольких детей наблюдается учебная мотивация (фигуры с книгой), у скольких – игровая – фигуры с игрушкой. С детьми, которые обладают игровой мотивацией возможно проведение мотивирующих бесед, формирующих позицию ученика.

4)Сделать вывод о преобладающей мотивации детей и микроклимате класса – сплоченности или разобщенности. Провести соответствующие коррекционные мероприятия: игры, беседы, показы мультфильмов на тему учения, чтения рассказов (напримерА.Барто).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.