Разработка инструментария при оценивании уровня сформированности УУД у младших школьников — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Разработка инструментария при оценивании уровня сформированности УУД у младших школьников

2022-12-20 41
Разработка инструментария при оценивании уровня сформированности УУД у младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разработка инструментария при оценивании уровня сформированности УУД у младших школьников

 


Содержание

Введение................................................................ ………………..3

1. Понятие «УУД» в современном образовании………………....4

2. Система оценки достижения планируемых результатов
в начальной школе………………………………………………..7

3. Инструментарий оценивания уровня сформированности УУД у младших школьников

 

3.1Личностныеуниверсальные учебные действия младших школьников……………………………………………………….9

3.2Регулятивныеуниверсальные учебные действия

младших школьников………………………………………..….15

3.3Познавательныеуниверсальные учебные действия

младших школьников………………………………………..….22

3.4Коммуникативныеуниверсальные учебные действия

младших школьников…………………………………………...28

 

Заключение............................................................ ……………….34

Литература............................................................ ……………….35

Приложения

№1 Методики для мониторинга личностных УУД ……….36

№2 Методики для мониторинга регулятивных УУД ……..52

№3 Методики для мониторинга познавательных УУД……60

№4 Методики для мониторинга комуникативных УУД…..68

 

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения выдвигают на первое место формирование универсальных учебных действий в урочной и во внеурочной деятельности. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Научить ребёнка учиться, дать ему умения, с помощью которых он будет подниматься со ступеньки на ступеньку длинной дороги познания – это одно из сложнейших заданий учителя. Именно в его осуществлении – ключ к той самой педагогической мудрости, овладение которой делает наш труд творческим» [1] Умение научить детей учиться Сухомлинский сравнивал с инструментом, который имеет пять резцов: - умение наблюдать явления окружающего мира; - думать; - высказывать своё мнение; - писать; - читать.

Всеми этими умениями и должен овладеть ребёнок в начальной школе. Универсальные учебные действия обеспечат формирование у младших школьников ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО широко используют технологии по формированию УУД. В связи с этим возникает необходимость осваивать не только новую систему оценки планируемых результатов, но и разработать инструментарий оценивания уровня сформированности УУД.

 

 

1. Понятие «УУД» в современном образовании

Термин «универсальные учебные действия» мы будем рассматривать как способность субъекта к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками метапредметных умений.Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

 

Познавательные УУД предполагают следующие умения:

1) читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе;

2) выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения;

3) понимать сведения, представленные в модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач.

 

К регулятивным УУД относятся следующие действия:

1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать).

2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий).

3) прогнозирование (предположение о том, какой результат получится в конце работы).

4) контроль (сравнение действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).

5) коррекция (внесение изменений, в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим учеником, учителем, товарищами)

6) оценка (осознание того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить: осознание качества и уровня усвоения).

 

Коммуникативные УУД:

1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2) постановка вопросов;

3) разрешение конфликтов;

4) понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

5) умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

6)  умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

 

Личностные УУД делятся на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника начальной школы будут сформированы:

1) внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

2) широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

3) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

4) ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

5) способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

6) основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

7) ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

8) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

9) развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

10) эмпатия как понимание чувствадругих людей и сопереживание им;

11) установка на здоровый образ жизни;

12) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;

13) чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

2. Система оценки достижения планируемых результатов
в начальной школе

Оценивание – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и  учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня. Система оценивания должна быть устроена так, чтобы с ее помощью можно было:

ú устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

ú давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

ú отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования;

ú обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

ú отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Оценивать можно только то, чему учат.

5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе

Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.

        

        

 

3. Инструментарий оценивания уровня сформированности УУД у младших школьников
3.1Личностныеуниверсальные учебные действия младших школьников

В инструментарий для мониторинга личностных УУД следующие методики:

1.​ «Лесенка» (1- 4 класс).

2.​ Определение эмоциональной самооценки (круги, Захаров) (1-4 классы).

3.​ Дополнительно: «Дерево» (3-4 классы).

4.​ Оценка школьной мотивации (учебная мотивация, Лусканова) (1-2 класс).

5.​ «Беседа о школе» (1 класс).

6.​ «Рисунок класса» (1-4 класс).

7.​ «Уровень мотивации» (2-4 классы)

8.​ «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).

9.​ «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

10.​ «Оцени поступок» (2-4 классы)

Описание и анализ результатов данных методик смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ №1

Младших школьников

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

— умение сохранять заданную цель;

— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

— умение контролировать свою деятельность по результату;

— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Критерии оценки исполнительной части:

·​ степень произвольности (хаотичные пробы, ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия или произвольное выполнение действия в соответствии с планом);

·​ характер сотрудничества (тесно совместное — разделенное — самостоятельное выполнение действия).

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

— принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

— план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

— контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

— оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

— мера разделенности действия (совместное или разделенное);

— темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Младших школьников

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• умение структурировать знания;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи. Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированностилогических операций — умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, сериацию, логическую мультипликацию (логическое умножение), устанавливать аналогии.

 

 

Младших школьников

Формирование коммуникативных универсальных учебных действиймладших школьников влияют не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Основные виды коммуникативных действий распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. 

Заключение

Таким образом, инструментарий оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий позволяет учителю ставить коррекционно-развивающие педагогические задачи, разрабатывать педагогическую тактику и стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных УУД. Четкая разработанная критериальная база для оценки работ учащихся дает возможность систематически отслеживать прогресс в развитии УУД обучающихся. Диагностика и мониторинг – важная составляющая современного образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.

 

Список источников

1. Батаршев, А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Издательский центр «Владос», 2001. – 176 с.

2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. — 298 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. – 152с.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб.пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Н. Ф. Голованова, М. В. Зверева, А. И. Колодин, А. И. Парамонов, В. В. Репкин, Р. Б. Стеркина, Н. И. Шерехова, Е. Г. Юдина; под ред. С. А. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.

5. Щуркова, Н. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Н. Щуркова // Начальная школа. – 2003. – № 17. – С.41 – 43.

6. Немов, Р.С. Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). – М.: Педагогика, 1998. – 144с:.ил.

 

7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стер. – М:. Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

8. Познавательные УУД их формирование на уроках в школе

fb.ru›article/225506/poznavatelnyie-uud-ih…urokah…

9. Оценивание для обучения и оценивание обучения

infourok.ru›ocenivanie…obucheniya_i_ocenivanie…

ПРИЛОЖЕНИЕ №1Методики для мониторинга личностных УУД

1.​ Методика "Лесенка" (Щур В.Г.) 1-4 класс

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение. Возраст: 1- 4 класс. Форма (ситуация оценивания):фронтальный письменный опрос.

Инструкция: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?»

Обработка и анализ результатов:

Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности.

Об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос, куда их поставят взрослые. Для ощущения чувства защищенности ребенка важно, чтобы кто-то поставил его на самую высокую ступеньку.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых они ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит учительница?» - помещение на одну из нижних ступеней нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г.Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично и объясняли свой выбор различными причинами, например: «Я все-таки иногда балуюсь», «Я очень много вопросов задаю» и др.

Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже — на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».

Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:

— действительно благополучных;

— инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание);

— «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

И еще один вариант — дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл — его не любят. По данным В.Г.Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.

Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший». Чаще всего это папа или бабушка и дедушка, даже если ребенок встречается с ними довольно редко.

Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

Критерии оценивания:

1-4 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);

5-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).

Подобным образом можно попросить ребенка оценить такие характеристики, как «умный - глупый», «добрый - злой» и т.д.

Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Исследование самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

10                  
  9                
    8              
      7            
        6          
          5        
            4      
              3    
                2  
                  1

2.​ Методика «Определение эмоциональной самооценки»

(автор А.В. Захаров), 1-4 классы

Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди.

Укажи, где находишься ты.

 

Ключ:Нормой для ребенка является указание на третий- четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно воспринимает особенности своего «Я- образа», осознает свою ценность и принимает себя.

При указании на первый-второй круг - имеет завышенную самооценку.

При указании на круги далее пятого - заниженную самооценку.

 

Методика «Дерево»

(Д. Лампен, адаптирована Л.П. Пономаренко),3-4 классы.

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем уч-ся вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

Инструкция: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана с учетом устных рекомендаций Д. Лампена, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения подписаны номера на каждой из фигурок человечков.

Выбор позиции (критерии):

№ 1, 3, 6, 7 выбирают дети, которые легко преодолевают препятствия и которых не пугают возникающие трудности в общении со сверстниками или взрослыми.

№ 2, 19, 18, 11, 12— олицетворяют общительность и умение дружить.

С №20 ассоциирует себя малыш с завышенной самооценкой, лидер по натуре и уверенный в себе.

№4 выбирает, как правило, тот ребенок, который находится в абсолютной гармонии с собой и не желает идти вперед, достигая новых целей.

№5 характеризует физическую слабость, быструю утомляемость, стеснительность;

№8 - отстраненность и уход в свои мысли;

№ 9 – легкость и тягу к развлечениям.

Человечков под № 13 и 21 выбирают замкнутые и тревожные дети;

№10 и 15 – малыши, которые хорошо и комфортно чувствуют себя в детском коллективе.

С № 14 ассоциируют себя дети, у которых наблюдается в этот момент кризисное состояние или сильный внутренний страх.

№16 олицетворяет малыша, подстраивающегося под любое мнение и готового на жертвы.

№17 характеризует не способного самостоятельно справиться с возникающими проблемами.

Таким образом, дети с наиболее адекватной самооценкой и гармоничным внутренним состоянием выбирают человечков под номерами: 1, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18, 19.

А вот родителям детей, выбравших № 14, 8, 13, 16, 17, 21, надо быть особенно внимательным к своим чадам.

Следует заметить, что позицию № 16 уч-ся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17»,а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).

 

Оценка школьной мотивации

(учебная мотивация, Н. Лусканова), 1-2 классы

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Может быть использована в работе со школьниками 1—4-х классов

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.


Форма: анкета.

1.Тебе нравится в школе?

· Нравится

· Не очень нравится

· Не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться?

дома?

· Иду с радостью

· Бывает по-разному

· Чаще всего хочется остаться дома

3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

· Не знаю точно

· Остался бы дома

· Пошел бы в школу

4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки?

· Доволен

· Бывает по-разному

· Не доволен

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

· Хотел бы

· Не хотел бы

· Не знаю точно

6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

· Хотел бы

· Не хотел бы

· Не знаю точно

7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

· Часто

· Иногда

· Почти никогда не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

· Точно не


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.225 с.