Творчество в Вятской губернии. Дореволюционный период — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Творчество в Вятской губернии. Дореволюционный период

2022-12-20 36
Творчество в Вятской губернии. Дореволюционный период 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По возвращении с Сахалина Чарушин не устремился в Петербург, где мог бы работать столичным архитектором. А у него для этого были все данные: опыт, знания, неистощимая энергия, наконец, заработанные на острове средства. Однако архитектор возвращается в родную Вятку, и здесь, в отцовском крае, проходит его многолетняя архитектурная деятельность. С августа 1893 года он получает назначение от Министерства внутренних дел на службу «исправляющего должность губернского архитектора строительного отделения» - учреждения, фактически ведавшего в то время всей застройкой Вятского края. Бесспорно, огромная губерния нуждалась в квалифицированных строительных кадрах. Специалистов, получивших профессиональное образование, здесь было явно недостаточно. В конце XIX века строителей-архитекторов для провинции готовил Институт гражданских инженеров при Главном управлении путей сообщения и Рижский политехнический институт; крайне редко в Вятке работали выпускники Академии художеств.

Должность губернского архитектора, которую И. А. Чарушин получил три года спустя, была хлопотной, требовала много времени и сил. Надлежало не только составлять заказные проекты, но также рассматривать и утверждать предложения коллег-архитекторов, вести текущую работу по перестройке старых зданий, присутствовать при обсуждении чертежей с заказчиками, выступавшими в лице епархиального ведомства, земства, городского управления и частных лиц. Как свидетельствуют документы, губернскому архитектору приходилось самому контролировать решительно всё. Он «отводил места под постройки», наблюдал за поставкой строительных материалов, руководил работой десятников, осуществлял авторский надзор, т. е. следил за возведением сооружений, объезжая территориально удалённые от г. Вятки объекты. Нередко в эти поездки по губернии Иван Аполлонович брал своего сына от второго брака Евгения, который впоследствии, будучи уже известным художником, вспоминал: «Ездили мы и днём, и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду... И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов; и глухарей вспугивали с вершины сосен. Случалось, что и в болоте тонули. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпался, и как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе – всё это я с детства полюбил и пережил».

Таким образом, заняв должность губернского архитектора, Чарушин превратился в главного зодчего Вятского края с широкими полномочиями. В его руках сосредоточивалось всё строительство. Колоссальный объём работы объяснялся возрастающими в конце XIX века строительными потребностями губернии, немногочисленностью архитектурных кадров. Всё, что ни делал этот человек, он выполнял старательно и добросовестно. Часто в строительное отделение поступали проекты, нуждавшиеся в исправлениях и переделках. Принципиальный в работе архитектор не мог допустить утверждения неверно составленных смет и чертежей. Он сам исправлял все неточности, терпеливо объясняя в пояснительных записках ошибки в проектах.<...>

Деятельность Ивана Аполлоновича в первые годы была необычайно разнообразна. Он горячо брался за любое дело. Помимо архитектуры, удачно работал в прикладном искусстве. По его рисункам, «отличающимся значительной красотой и оригинальностью, а также изяществом работы», вятские мастера Бронниковы выполнили блюдо и солонку из капового дерева, поднесённую императору Николаю II от Вятской губернии. Используя приёмы народного искусства, Чарушин создал произведение, в котором традиции изделий из капа получили достойное оформление в руках мастера. По замыслу художника на блюде вырезаны герб г. Вятки и четыре герба уездных городов.<...>

Особый интерес представляет единственный в творчестве архитектора комплекс работ по планировке и благоустройству сквера вокруг Александро-Невского собора Витберга в Вятке, осуществлённый в 1894 – 1896 годах на средства губернии. Во время работы И. А. Чарушин внимательно подошёл к градостроительной ситуации: вокруг собора он проектирует сквер в виде квадрата, каждая из сторон которого имела длину 85 саж/180 м2. Квадрат соответствовал прямоугольному пространству площади, логично вписывался в её структуру. Однако осуществлённый в натуре, круглый в плане сквер, площадью 7225 м2, диаметром 90 саженей, был разбит по проекту известного петербургского садовода и паркостроителя Э. Л. Регеля.<...>

Чарушиным же были спроектированы и установлены в сквере три небольших деревянных павильона, решённых в «русском стиле», формы которых перекликались с мотивами русско-византийской архитектуры Александро-Невского собора.<...>

В начале творческого пути Чарушин выполняет самые разнообразные работы: от участия в ремонте Успенского собора Вятского Трифонова монастыря, проектирования небольших сельских школ и волостных правлений, выстроенных из дерева, ремонта домов, до строительства полукаменного доходного дома Вятского Успенского монастыря, промышленных сооружений.

Важное место в деятельности Чарушина тех лет занимали различные перестройки и расширения зданий, имеющих важное значение в градостроительном решении города Вятки.<...>

В 1897 – 1899 годах И. А. Чарушин проектирует расширение здания Мариинской женской гимназии на Московской улице, построенного ещё в 1799 году по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова. В стилистике этого предельно простого безордерного здания чётко прослеживаются черты декора, характерные для раннего классицизма 60 – 70-х годов XVIII века. Он, несомненно, был удобен в строительстве и потому продержался в провинции длительное время.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.