Тема 3. Сущность и специфика семейного воспитания. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 3. Сущность и специфика семейного воспитания.

2022-12-20 34
Тема 3. Сущность и специфика семейного воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под семейным воспитанием понимается вся совокупность целе­направленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудно­сти и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания:развитие интеллекта и творческих способностей; развитие первичного опыта трудовой деятельности,

нравственное и эстетическое формирование; эмоциональная культура; физическое здоровье детей; счастье детей.

Особенности взаимоотношений между родителями и детьми: инфантицидный
стиль; лепящий стиль; навязчивый стиль; социализирующий стиль; поддерживающий, помога­ющий, приглашающий к партнёрству стиль. Варианты точек зрения на детство: М.Мид, ко­торая выделила следующие типы культур: постфигуративную, кофигуративную, префигуративную,. Многоплановость (комплексность) воспитывающих воздей­ствий. Носителями педагогических функций в той или иной мере являются все члены семьи. Все виды жизнедеятельности ребенка имеют воспитательные функции.

Задания:

1. Самодиагностика

1.      Выберите, что является, на ваш взгляд, приоритетной целью современного семейного воспитания:

а)       готовность к труду (практические умения);

б)      порядочность (честность, обязательность);

в)       автономизация (самостоятельность);

г)       коллективизм (альтруизм, доброта);

д)      конкурентоспособность.

2.      От чего, по вашему мнению, в большей степени зависят ре­зультаты семейного воспитания:

а)       от позиции родителей;

б)      от типа (состава) семьи;

в)       от материальных условий семьи;

г)       от стиля семейного воспитания?

3.      Какой из нижеперечисленных элементов является обязатель­ным для правильного семейного воспитания:

а)      обучение правильной речи;

б)      системность;

в)      применение наказаний и поощрений;

г)       любовь к ребенку;

д)      признание ребенка полноценной и равноправной личностью?

Литература

1. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание.  Чебоксары, 1998.

2. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. -М., 1991.

3. Желдак И.М. Искусство быть семьей. М., 1998.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспита­ние. -М., 2000.

5. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании ребенка и его значе­ние // Избр. пед. соч.  М., 1988.

7. Макаренко А.С. О воспитании в семье.  М., 1983.

 

 

Тема 4. Воспитательный потенциал семьи.

Воспитательный потенциал семьи - система эмоциональных отношений родителей к ребенкаСемья для ребенка является одновременно и средой общения, и воспитательной средой. Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция доминирующая, гиперпротекция потворствующая,

 В осно­ве семейного воспитания лежит родительская позиция.

Родительские позиции - это установки родителей на воспита­ние ребенка.

доминирующая, гиперпротекция потворствующая,

: эмоциональное отвержение;повышенная моральная ответственность;

противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни; Адекватная родительская позиция.. Гибкость родительской позиции, прогностичность родительской позиции.

Типы семей по признаку воспитательного потенциала сексуальной деморализацией и т. д.); правонарушительские; преступные;  

Методы семейного воспитания выражают личностную сущ­ность каждого из родителей.

  К методам семейного воспитания относятся: убеждение, мягкое порицание;

совместное решение экономических проблем семьи; сдержанность в поощрениях материального порядка и пре­обладание поощрений морального характера (похвала, доброе за­мечание);включение детей в деятельность по ведению семейного хо­зяйства;

личный пример; совместный труд; беседа; использование художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио. Факторы семейного воспитания.

Тактики семейного воспи­тания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невме­шательства, сотрудничество.

Задания

 Дискуссия: «Согласны ли вы с тем, что дисгармоничная семья является
фактором риска для неблагополучного развития личности ребен­ка?

Л итература

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.  М., 1985.

2. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание.  Чебоксары, 1998.

3. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домаш­нее воспитание.  М., 2000.

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспита­ние. М., 2000.

5. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.   М., 2000.

6. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. М., 1991.

 

7..Титаренко В.Я. Семья и формирование личности.  М., 1987.

8..Фролин А. Азбука для родителей.  Л., 1991

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.