НЕВОСТРЕБОВАННОЕ1917-1920-е годы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

НЕВОСТРЕБОВАННОЕ1917-1920-е годы

2022-12-20 27
НЕВОСТРЕБОВАННОЕ1917-1920-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Печатаются ст-ния из архива Садовского – РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 2. Ед. хр. 23, 35 Оп. 4. Ед. хр. 27 (сонеты 1920-х гг.), подобранные автором по годам. Не нарушая этого порядка, публикатор счел возможным объединить их п0 разделам и дать названия, используя ключевые фразы из ст-ний.

 

«Вертится время назад…»

 

«Так Вышний повелел Хозяин…». Более поздний автограф в альбоме Н. Н. Минаева, запись 10 окт. 1927 г. (ОР ГЛМ. Ф. 383. Оп. 1. Ед. хр. 489).

 

Варяги. Согласно летописной легенде «о призвании варягов», роль основоположников Русского государства приписывается трем братьям-варягам Синеусу, Рюрику, Трувору.

 

Суворов. Александр Васильевич Суворов (1729-1800) – великий русский полководец. В ст-нии обыгрывается мотив анекдота о Суворове: прокричал петухом, чтобы пробудить солдат от сна. В зачеркнутом варианте: «помнят… побудку мою».

 

Екатерина. «Есть», «Рцы», «Наш», «Покой» – названия букв в старом алфавите. Подпись Екатерины II стояла на одном из подлинных документов в коллекции Садовских (отца и сына).

 

Кукольник. Нестор Васильевич Кукольник (1809-1868) – писа­тель романтического направления, один из «кумиров 30-х годов», со­держатель салона, в котором собирались знаменитые люди эпохи; был также петербургским чиновником. Автор быстро забытых исторических пьес («Рука Всевышнего отечество спасла» и т. п.), а также рассказов из итальянской жизни и на темы искусства. Форнарина, Рафаэль!– кисти Рафаэля приписывалась картина «Форнарина» (1520) как портрет его возлюбленной. 3 1837 г. куплена Эрмитажем. В наст. вр. – в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

 

Гоголь. Ст-ние написано в духе высказывания Садовского: «Отчего бы не посмотреть на мир не только с литературной стороны, а и с человеческой, не с лица, а с изнанки» (Знамя. С. 192). Нарочито восстановлена фамилия отца – Гоголь-Яновский – как владельца имения Яновщина.

 

Жена Пушкина. Новые стихи. Сб. 2. Всероссийский союз поэтов. М.: ВСОПО. 1927, под эагя. «Н. Н. Пушкина». Публикуется с учетом последней авторской правки. Ст-ние было известно в списках. А. Звенигородский писал Б. Садовскому 19 нояб. (2 дек.) 1924 г.: «В Москве я посетил почти всех друзей и многих знакомых. М. О Гершензон просил меня передать тебе привет. Он тебя очень ценит. Списал себе "Н. Н. Пушкина", восторгался твоим шедевром <…> "Н. Н. Пушкина" списана следующими: Булгаковым, Челпановыми, Усовым, Глинкой и др. Все от этого образа в восторге» (РГАЛИ. Ф 464 Оп. 2. Ед. хр. 104. Л. 8-9). Автограф ст-ния с посвящ. князю А. В. Звенигородскому – НИОР РГБ. Ф. 697. Карт. 4. Ед. хр. 1. «Н. Н. Пушкина» упоминается также в письмах к Садовскому В. В. Вересаева (1926 г.), который просил прислать ст-ние для публикации, но отказался от своего намерения: «...Я очень сконфужен: когда слушал стихи в чтении [Гершензона. – ТА.] не заметил, что там всё Бог и Господь. А этих слов нынешние редакции боятся больше, чем в прежние времена черт – ладана» (РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 1. Ед. хр. 37). Ст-ние известно также под загл. «К портрету Н. Н. Пушкиной» (РГАЛИ. Ф. 1386 [Л. П. Гроссман]).

 

Фет. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) – любимый поэт Садовского, творчеству которого он посвятил несколько статей (со­браны в кн. «Ледоход»), готовил книгу «А. А. Фет. Жизнь и творения. Хронологическая канва» (не издана). В ст-нии варьируется мотив из воспоминаний Фета о службе в лейб-гвардии Уланском полку, о царских смотрах, о «колоссальной атаке целой кавалерийской дивизии развернутым фронтом, которую угодно было произвести Императору» (Фет А. Воспоминания. М., 1983. С. 198). Портрет молодого Фета в офицерской форме вклеен в альбом Садовского как эталон «военной красоты».

 

«Носильщик чемоданы внес…»; Сон. Новые стихи. Сб. 2. Всероссийский союз поэтов: М.: ВСОПО, 1927.

 

«Прочь, призраки! О, где ты, день вчерашний?..»

 

«Видел я во сне…». Ср.: «Уж поезд, обогнув вокзал…».

 

«Испортил ты себе загробную карьеру…». «Умоляю Вас, никогда не думайте о самоубийстве, выбросьте из головы это, Вы же верующий человек», – писала Садовскому в конце 1920-х гг. его будущая жена Надежда Ивановна. Мысли о самоубийстве неоднократно посещали Садовского, особенно в 1918 г.

 

«Оклеена бумагой голубою…». В образах этого ст-ния можно усмотреть перекличку с мотивами воспоминаний Садовского о «Весах» («Высокие комнаты в стиле модерн. Синие обои»), с пародией на С. Соловьева («чтение Канта», «"ми" да "ми" – / Скучная трель музыканта»), а также со «2-й (драматической) Симфонией» Андрея Белого («герой, свихнувшийся на Канте», «музыка, не известно откуда возникшая», «огромное зеркало», «Там был ужас отсутствия и небытия»).

 

Шопенгауэр. Ср.: «Я стал искать спасения у мудрецов. Кант помог мне мало, а Шопенгауэр сделал то, что меня дважды вынимали из петли» (письмо к Андрею Белому от 15 дек. 1918 г. // Знамя. 1992. № 7. С. 175). Любопытно, как друг Садовского Ю. А. Никольский откликнулся на это стихотворение в письме 1920 г.: «полечусь… чтобы не дойти до Шопенгауэра».

 

<Комарович>. Ст-ние обращено к Василию Леонидовичу Комаровичу (1894-1942) – литературоведу; в петербургских дореволюционных журналах печатались его статьи о молодом Достоевском. Вместе со своим другом Юрием Никольским посещал Садовского в 1918–1919 гг., приезжая читать лекции в Нижегородском университете. Из письма Комаровича от 17 авг. 1919 г.: «Как поживает Ваш роман? Я за него, помню, очень "держался" да и сейчас держусь. Потому и спрашиваю, не испугались ли Вы некоторых трудностей в нем (Вы и тогда боялись, помню), и не "выкинули" бы. Очень хочу видеть Вас, даже прямо потребность имею в этом. Да и накопилось много, с чем стоит поговорить. Хотелось бы познакомить Вас с интересными планами своими и даже – чего греха таить? – "подушить" Вас если не трагедией, то вроде…» (РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 2. Ед. хр. 113). Речь идет, по-видимому, о романе «Кровавая звезда» (опубл. С. Шумихиным: De Visu. 1993. № 4). Подробнее о Комаровиче и его работах см: Бахтин М. М. Беседы с В. Д. Дувакиным. М., 2002, а также в кн.: Тахо-Годи А. А. Лосев. М., 2007 (Комарович был другом и собеседником А. Ф. Лосева). Крафт – персонаж из романа Ф. М. Достоевского «Подросток».

 

«Уже с утра я смерть за чашкой чаю…». Восстановлена зачеркнутая в рукописи последняя строфа.

 

«ДЕРЖАВНЫЙ ВЗМАХ ДВУГЛАВОГО ОРЛА»

 

Публикуется по машинописи с авторской правкой: РГАЛИ. ф. 464. Oп. 4 Ед. хр. 27. Л. 1-9. Часть последнего листа с сонетом «Николай II» оторвана. Работа была задумана как «Венок сонетов», в котором, согласно канонам, 15-й сонет слагается из первых строк предыдущих 14-ти. Этого не происходит, и можно предположить, что работа не завершена.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.