СТИХОТВОРЕНИЯ 1894-1916 годов — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

СТИХОТВОРЕНИЯ 1894-1916 годов

2022-12-20 23
СТИХОТВОРЕНИЯ 1894-1916 годов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В 1930-е гг. писатель начал готовить к изданию собрание своих сочине­ний. Сохранился титульный лист с надписью: «Б. Садовской. Сочинения. Том первый. Стихотворения 1894-1944 гг.», а также несколько папок с подборками стихов в хронологическом порядке (РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 2. Ед. хр. 30,35). Для данного раздела из них извлечены неопубликованные ст-ния. Сюда же вошли ст-ния из частного собрания (Чубаровский архив), а также найденные в единственной публикации на страницах старых периодических изданий. К сожалению, ввиду недоступности некоторых изданий дореволюционной периодики, полностью собрать стихи Садовского не удалось. Пришлось отказаться и от нескольких ст-ний по причине плохой корректуры и авторских недоработок, а также незрелых поэтических воплощений в ранний период.

 

В. П. Далматову. В. П. Долматов (1852-1912) – известный актер петербургских театров. «Всю жизнь Далматов стремился к героическим ролям, и всю жизнь они ему не давались. Он остался в истории театра не Фердинандом, Эгмонтом, Гамлетом, а блестящим актером комедии, непревзойденным исполнителем ролей фатов и светских львов» (Русская худ. культура конца XIX – нач. XX в. Кн. I. М.: Наука, 1968. С. 146). О своем увлечении игрой Далматова в героическом репертуаре и о личных встречах с ним Садовской рассказывает в «Записках»: «Страсть к Далматову и театру делил со мной мой одноклассник и приятель Мстислав Цявловский» (с. 137). Жадов, Телятев – герои пьес А. Н. Островского «Доходное место» и «Бешеные деньги».

 

«Прекрасна юная Джульетта…». Первоначально ст-ние называлось «В. П. Далматову» и заканчивалось посвященной ему строфой:

 

Художник наш, ты их достоин.

Бессмертны в творчестве твоем

Жених, уснувший вечным сном,

Принц мудрый и державный воин.

(Оп. 4. Ед. хр. 15).

 

Публикуется в ред. 1930-х гг., отразившей религиозные настроения автора.

 

Иоанн Грозный. «6 января 1901 г. в газете “Волгарь” появилось мое первое стихотворение «Иоанн Грозный». Раза два я читал его с эстрады и на гимназических вечерах» (Записки. С. 143). Любопытен отзыв Горького, который слышал это чтение и но просьбе автора написал письмо-рецензию: «"…Возьмем начало. Хорошие стихи, но только потому, что они описывают природу". Но сам образ царя Горький разбранил: "Всё это звучит фальшиво. У Вас тут учебник истории перемешивается с балладами Ал. Толстого. Вы не отметили тот факт, что Грозный был великий государственный человек, истребляющий боярство с политической, а вовсе не с личной целью. Никогда он не каялся так слезливо, – и в этом его сила, а не слабость, как выходит у Вас… Конец хорош"» (Горький в Нижнем // Звезда. 1941. № 5). Печатается по автографу из Чубаровского архива. Не исключено, что это – мистификация.

 

В. В. Розанову. Публикуется исправленный текст но автографу 1930-х гг. Василий Васильевич Розанов (1856-1919) – философ, писатель, публицист, для Садовского также «земляк» по нижегородской гимназии. В первом варианте стихи были ему отправлены 1 сент. 1903 г., что послужило поводом для переписки. «Уж как мне было приятно узнать, что Вам понравилось мое стихотворение, посвященное Вам!» (10 янв. 1904 г.). «Вы мне второй духовный отец. Каждое Ваше слово для меня в откровение» (РГАЛИ.Ф.419.0п. 1.Ед. хр. 724. Л. 216), – писал Садовской, имея в виду огромное влияние розановских работ на его поворот к «новому искусству». В отзыве на книгу «Около церковных стен» (Т. 1) Садовской называет автора «наставником жизни» (газ. «Век». 1906,21 мая).

Из Платона (с. 233). Автограф – РГАЛИ. Ф. 419. Оп. 1. Ед. хр. 72. Л. 36. Любопытно сравнить переложение Садовским дистиха, приписываемого Платону, с тем как это сделал Владимир Соловьев:

 

На звезды глядишь ты, звезда моя светлая!

О, быть бы мне небом, в широких объятиях

Держать бы тебя и очей мириадами

Тобой любоваться в безмолвном сиянии.

 

Август 1874

 

У Иверской. Имеется в виду особо чтимая святыня Москвы Иверская икона Божией Матери, хранимая в Иверской часовне у Воскресенских ворот Кремля.

 

Ночная прогулка; «Гирлянды облаков обагрены закатом…»; «Стемнело. День, что зноем парил…». Чубаровский архив

 

Семнадцатое октября. Отклик на «Манифест 17 октября 1905 г» с обещанием политических свобод, подписанный Николаем II под напором начавшейся революции 1905 г., воспринятый Садовским как ослабление самодержавия, уступка врагам России.

 

«Я болен. Лампа, ночь…». Понедельники газеты «Слово». 1906, 1 мая; Чубаровский архив.

 

«Жуки залетели вечерние…». РГАЛИ. Ф. 1666 (газ. «Речь»). Оп. 1. Ед. хр. 3093. Л. 3-4.

 

Валерию Брюсову. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – лидер московских символистов, поэт и критик, привлек Садовского к сотрудничеству в «Весах». О посещении дома Брюсова в 1903 г., о встречах в ред. «Весов» Садовской написал воспоминания. Ст-ние было послано Брюсову в письме от 20.VI.1909 с сообщением о намерении поместить его в «Весах», однако оно не было напечатано, как и более раннее – «Сны вещего безумия…» (23 нояб. 1903 г.). См.; Переписка В. Я. Брюсова с Б. А. Садовским / Публ. Р. Щербакова II НЛО. 1993. № 4. Брюсову посвящен рассказ «Петербургская ворожея» в кн. «Узор чугунный» (ранее опубл.: РМ. 1910. № 3). Все отзывы Садовского о Брюсове до 1913 г. были хвалебными, последний – о «Зеркале теней»: «…замечательный мастер достигает всё большего совершенства в своих стихах, раскрывает новые еще никем не угаданные тайны слова» (Русская молва. 1913,1 янв.). О переломе в отношениях см. комментарий к поэме «Наденька». Реакция Брюсова на хвалу и хулу в свой адрес выразилась в эпиграммах:

 

Пусть обо мне писала сладко

Твоя рука, – мне было гадко.

Вот ругань обо мне всё та же

Рука строчит. Мне ль стало гаже?

 

1916

 

На портретике кудрявый,

В сладеньких поэмах – лыс,

Шествует по храму славы

Садовской Борис.

 

1916

 

(Брюсов В. Неизданные стихотворения. М., 1935.)

 

Миг. Весы. 1909. № 8.

 

«В холодном блеске красоты…». Антология. М.: Мусагет, 1911 (в числе 6-ти др. ст-ний). Галатея (греч. миф.) – статуя прекрасной девушки, изваянная Пигмалионом, ожившая под лучами его любви.

 

Жертва. Ранний текст этого ст-ния (1907 г.), посвященный Д. Ф. Треневу – организатору вооруженного подавления революции 1905 г., опубл. С. Шумилиным (Ст-2001). Публикатор предполагает, что ст-ние 1911 г. под загл. «Жертва» посвящено П. А. Столыпину, министру внутренних дел, убитому в 1911 г. Однако участие В. Васнецова в украшении его гробницы не находит подтверждения. Вернее всего, это гробница Московского генерал-губернатора Вел. кн. Сергея Александровича и памятный крест, сооруженный на месте его гибели от террористического акта в Кремле. Крест, художественно расписанный эмалью по рисунку Васнецова, уничтожен 1 мая 1918 г. по указанию Ленина (ныне восстановлен в Новоспасском монастыре). Вследствие переадресовки ст-ние приобрело более обобщенный характер.

 

П. И. Бартеневу. Петр Иванович Бартенев (1829-1912) – историк, редактор-издатель журнала «Русский Архив». Садовской познакомился с ним в 1906 г. при посредничестве Брюсова. «Он взял для журнала мою статью о Тургеневе, и все последние шесть лет я навещал старика» (Записки. С. 162). Ср. точность портрета: «Кто не знал этого хромого человека с костылем, московского старожила, интереснейшего рассказчика… Он был похож на свой "Русский Архив" – неизменный и неизменяемый» (Ашукин Н. Брюсов и П. И. Бартенев // Литературная мозаика. М., 1931).

 

Бабья. Сатирикон. 1912. № 4, 20 янв.

 

Желудок. Новый Сатирикон. 1912. № 12, 22 авг.

 

«В лучистом сумраке звездится…». РМ. 1913. № 6.

 

«Тоскует вечер, смерть зовет…». Огонек. 1913. № 37, 15 сент.; НЛ. 1916, 21 нояб.

 

У колыбели; «Твои глаза прозрачнее сапфира…». Северные записки. 1913. № 10.

 

«Снова мы вместе и снова…». Огонек. 1914. № 22. июнь.

 

«Ты, нежная, как ветвь оливы…». ВЕ. 1914. № 8.

 

«Как я любил ночных свиданий…». РГАЛИ Ф. 464. Оп. 4. Ед. хр. 5. Л. 9.

 

Обрыв. РМ. 1914 № 2.

 

«Здесь пляшу! голуби над раскаленной крышей…». Современник. 1914. № 8.

 

К.Р.. Отклик на смерть Великого Князя Константина Константиновича Романова (ум. 2/15 июня 1915), поэта К.Р. В гимназические годы Садовской преподнес Великому князю тетрадку со своими стихами во время его визита в Нижний Новгород.

 

Четырехстопный ямб. Зеленый цветок. Сб. в пользу лазарета при Пг. Гимназии наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича. Пг., 1915. Михаил Анатольевич Долинов (1892-1936) – петербургский поэт, автор и постановщик театральных представлений на загородной сцене. Участвовал в подготовке несостоявшегося альманаха «Галатея». Составитель ряда сборников, в т. ч. «Зеленый цветок».

 

Превратности судьбы. Журнал журналов. 1916. № 12. Ст-ние перекликается с фельетоном Садовского «Так было, так будет» (НЛ. 1913, 29 апр.) о футуристах, которые напоминали автору рьяных «московских декадентов» 10-летней давности; «…с дерзновенно-вакхическими лицами, с орхидеями в петлицах, с изящными томиками Ницше и Бодлера под мышкой. В новичков они стреляли "Заратустрой”, в сущности же пробавлялись весьма убогим запасом "новых слов и "устремлений". И я своими ушами слышал, как один из них, едва ли не самый "дерзкий и смелый", готовый "из сочных гроздей венки сплетать", заявил с приличным случаю жестом: "Третьяковскую галерею пора сжечь!"». В воспоминаниях Садовского о «Весах» это – А. Койранский. В собирательном образе «наш герой» угадываются также черты экспансивного характера Андрея Белого, его полускандальные выступления в Литературно-художественном кружке, а также претенциозный декадентский нигилизм А. А. Койранского (1884-1968) – поэта и художника, сотрудничавшего в «Весах»; «Как Обри Бердслей рисовал на собственных обоях» – подлинный факт его биографии (сообщено Р. Щербаковым). «Превратности» отношений с символистами и намек на своего рода «неграмотность» можно отнести к самому Садовскому, судя по его признанию: «Я сделался ярым и убежденным "декадентом", не вполне понимая, что это значит, и смешивая в одну кучу Мережковского и Брюсова, Кречетова и Блока» (Записки. С. 149).

В словах «окончил университет», «бухгалтер» можно усмотреть смысловые параллели с репутацией Брюсова тех лет («академик», «математик»). Мотивы разочарования в Брюсове характерны и для других его бывших адептов. «Он был почти банален. Это какой-то умеренный либерал и в искусстве и в политике. Крайне буржуазен стиль всего дома…» (Из письма С. Соловьева А. Белому – ОР РГБ. Ф. 25. Карт. 26. Ед. хр. 6). Поль Верден (1844-1896), Вилье де Лиль-Адан (1838–1889) – французские поэты и писатели, оказавшие влияние на символистов. Обри Бердслей (1872-1898) – английский график, провозвестник стиля модерн. «Московским Бердслеем» называли художника «Весов» Н. П. Феофилактова.

 

Cartes postales. Альманах Муз. Пг., 1916. Первые три ст-ния под общим загл. cartes postales (Почтовые открытки). Ст-ние «Твой взор вечерняя истома…» с разночтениями сохранилось в рукописных списках под загл. «Акварель» и с посвящ. разным лицам, с датировкой – 1906 г.

 

Сонет; Старику, там же.

 

«Воскинув пред образом руки…». РГАЛИ. Ф. 464. Оп. 2. Ед. хр. 35. Л. 56.

 

«Люблю я радостно, люблю печально…»; Сон. Полон: Лит. сб. Пг.: Изд. Всероссийского общества помощи военнопленным. 1916.

 

Из газеты

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ЛИСТОК»

 

Раздел подготовлен при участии Р. Л. Щербакова.

В НЛ было напечатано Солее 80 стихотворений Садовского (и 2-3 прозаических отрывка). Большинство из них опубликовано в его книгах. Однако более 30-ти стихотворений осталось только на газетной полосе, причем, наряду с «однодневками», «затерялись» достойные внимания ст-ния.

Началось сотрудничество Садовского в НЛ с публикации «обоймы» ст-ний в конце 1909 г.: 31 окт. – «Куполы блещут пожаром…», 1 нояб. – «Девичья тоска» (посвящено Ольге Геннадиевне Чубаровой), 13 нояб. – «Уже тянулись обозы…» (посвящено ей же в последней редакции), 10 дек. – «Перед концом» (перепеч.: ВЕ. 1914. № 11), 17 дек. – «Волны музыки опять…», 20 дек. – «Лилия» (перепеч.: РМ. 1913. № 5, с разночтениями), 23 дек. – «Усталость» (перепеч.: ВЕ. 1914. № 4), 29 дек. – «Удрученный нависшими тучами…».

 

На Новый год. Русская молва. 1913, 3 (16) янв.

 

«Нет, никому не воплотить так ярко…». ВЕ. 1914. № 10 последняя строка: «Как лебедь дух взлетит…».

 

Гимн Минину и Пожарскому. К ст-нию даны пояснении «в память 300-летия подвига героев Нижегородского ополчения 1611-1612 г. по просьбе Нижегородской археологической комиссии Б. А. Садовским написан следующий гимн <текст ст-ния>.…Музыка к этому гимну для хора и симфонического или военного оркестра написана Вс. А. Богодуровым. Гимн будет исполнен в день торжества 25-го августа». Гимн вышел в издании Нижегородской ученой археологической комиссии тиражом 10 000 экз.

 

На мельнице. Автограф – Чубаровский архив, с пометой: «22 июня 1903. Пятницкая мельница Ардатовского уезда Нижегородск. губ.».

 

Пороша. Варианты в рукописях с другим началом: «Этот день пройдет недаром» или: «Опьяняясь тайным жаром, / Под плащом, как черный инок».

 

Сонет. Посвящение Н. А. Зборовской, участнице спектакля «Турандот». О ней см. примеч. к ст-нию «Обреченная».

 

«Люблю тебя, когда помпейской фреской…». Солнце России. 1914. № 23 (226), июнь.

 

Швейка. Лукоморье. 1915. № 34, 22 авг.

 

Колокол. Послано В. Брюсову в письме от 29 сент. 1912 для РМ (не напечатано).

 

Памяти А. А. Савельева. Отклик на смерть (31 мая 1916 г.) Александра Александровича Савельева, общественно-политического деятеля, депутата 3-х дум, бывш. Председателя Земской управы.

 

Тризна. Новое слово. 1913, июль.

 

Сонет-акростих. «Героиня» этого ст-ния Софи Рославлева – неустановленное лицо.

 

«Искрасна-серый туман…». Русская молва. 1912, 28 дек.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.