Огромный скачок в области искусственного интеллекта и машинного обучения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Огромный скачок в области искусственного интеллекта и машинного обучения

2023-01-02 33
Огромный скачок в области искусственного интеллекта и машинного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) – это важнейший инструмент работы с данными. Именно искусственный интеллект позволяет преобразовывать огромный объем данных в различные сервисы и продукты, быстрота, удобство и качество которых в первую очередь зависят от объема и качества используемых данных и применяемых технологий искусственного интеллекта.

Если обратиться к истокам ИИ, то первые упоминания о нем относятся к 1950-м годам, когда ученые продемонстрировали начальные версии работы искусственных нейронных сетей. К сожалению, после первых успехов исследования в этой области довольно быстро остановились, в первую очередь их-за недостаточности данных и вычислительных ограничений аппаратного обеспечения того времени.

В дальнейшем исследование ИИ шло эволюционным путем. Сначала речь шла о создании решений на основе правил, затем – на принципах нейронных сетей. В основе нейронных сетей также лежали простейшие правила, которые задают направление движения «мысли системы». В отличие от экспертных систем, нейронные сети обучаются не на правилах, а на текстовых входных и выходных данных, имитирующих правила обучения человеческого мозга. Решения на основе правил базировались на опросе экспертов, а их ответы составляли суть решений, называемых также экспертными, логику которых можно описать правилом «если-то». У экспертных систем существует несколько слабых мест, главное из которых – невозможность эффективного использования этого метода при существенном расширении задач и предметных областей.

Когда исследуемые системы стали сложнее, правила стали складываться в конечные автоматы, т. е. последовательности применения правил в зависимости от исхода предыдущего шага. Именно тогда появились нейронные сети. Исследователи-сторонники нейронных сетей не задают правил, основанных на ответах экспертов. Нейронные сети – это шаг в сторону имитации работы человеческого мозга, т. е. это метод использования огромного массива образцов картинок, звуков, математических решений, видеофрагментов для самостоятельного определения закономерностей загруженных данных, используя правила обучения человеческого мозга. В качестве примера можно привести обучение ребенка, когда он видит впервые в жизни какой-то предмет или животное и родители дают определение или другими словами отвечают на вопрос «Что это?». В дальнейшем ребенок, столкнувшись с этим предметом, уже знает из ответов родителей, что это такое, и в процессе взросления получает все больше описательной информации об этом предмете и самостоятельно оценивает увиденное/услышанное, делает определенные выводы и принимает самостоятельные решения.

 

 

По мере усложнения задач развитие технологий нейронных сетей требует не только существенного развития вычислительных мощностей, но и огромного объема данных, а также алгоритмов обучения все увеличивающихся слоев искусственных нейронов. Во многом благодаря исследованиям Джеффри Хинтона[549] в 2000-х годах появился термин «глубокое обучение», основанный на открытом им способе эффективного обучения добавленных слоев.

Перспективы технологии нейронных сетей привели к тому, что решения ИИ, основывающиеся ранее на экспертных знаниях, теперь целиком и полностью базируются на данных. По мнению одного из известнейших мировых экспертов в области искусственного интеллекта Кай-Фу Ли, «для создания эффективных алгоритмов искусственного интеллекта нужны три составляющие: большие объемы данных, вычислительные мощности и труд способных – но не обязательно выдающихся – разработчиков алгоритмов искусственного интеллекта»[550].

При этом основу развития технологий искусственного интеллекта сейчас составляют данные, их объемы и качество. Чем выше значения этих параметров, тем более эффективные алгоритмы они позволяют создать, независимо от направлений деятельности этих решений. Преимущество в технологиях ИИ получат те страны и компании, у которых формируется наибольший объем данных, которые из количества переходят в качество. ИТ-гиганты многие годы накапливают данные пользователей и их активности – как в онлайн-платформах (различные транзакции, приобретаемые услуги и товары, их характеристики, история поисков, загруженные и просмотренные фотографии, видео, комментарии и лайки и прочие активности), так и данные из реальной жизни (банковские транзакции, использование различных финансовых и страховых сервисов, посещение ресторанов, фитнес-клубов, и данные о разнообразных пристрастиях, данные о путешествиях и многих других данных, собираемых бизнесом не только о пользователях, но и о членах их семей, друзьях и коллегах). Все это позволяет собрать полноценную картину повседневной жизни граждан и бизнеса.

По мнению Кай-Фу Ли, «полный переход к повсеместному использованию искусственного интеллекта займет некоторое время и будет состоять из четырех волн – т. е. этапов внедрения искусственного интеллекта. Первым мир покорит ИИ интернета, затем ИИ для бизнеса, потом наступит черед ИИ восприятия и автономного ИИ. На каждом из этих этапов ИИ будет захватывать новые области нашей повседневной жизни»[551].

В настоящее время ИИ интернета и для бизнеса уже ощущается во многих сферах нашей жизни. Мы получаем различные советы от поисковых систем, видим на страницах браузеров рекламу и описание интересующих нас товаров и услуг, зачастую расположенных рядом с нашим домом и офисом, читаем новости, подобранные с учетом наших интересов. Все это настолько органично вошло в нашу жизнь, что без этого сложно представить использование интернета современным человеком.

В свою очередь ИИ для бизнеса уже стал неотъемлемой частью многих бизнес-процессов, заменяя собой многие алгоритмы работы организации, автоматически формируя и проверяя документы, оценивая заемщиков, планируя маркетинговые акции и эффекты от их проведения, формируя тарифные планы и экономические результаты их возможного внедрения, диагностируя болезни и рекомендации по лечению, оценивая результаты различных фармакологических исследований и возможностей распространения тех или иных болезней, и многое другое.

ИИ восприятия фактически переводит в цифровой вид окружающий нас мир; все, что человек слышит, читает, воспринимает. Все это уже в большинстве своем оцифровано, и благодаря дальнейшему развитию технологий этот объем цифровой информации будет кратно возрастать с каждым годом, учитывая широкое распространение датчиков, камер, и других устройств. Все данные, поступающие с огромного количества телефонов, телевизоров, автомобилей, камер наблюдения, различных приложений, постоянно анализируются и формируются в кластеры, позволяющие строить цифровую среду с небывалой скоростью и качеством, неотличимым, а где-то превосходящим наш физический мир, делая цифровой мир комфортнее и обогащая его все новыми возможностями.

Автономный ИИ – венец развития цифрового мира. Он обеспечит интеграцию достижений предыдущих трех волн, на основе огромного массива собранных данных и мгновенной обработки текущей информации со всевозможных устройств. Автономный ИИ кардинально изменит мир, к которому мы привыкли. Отдельные решения уже становятся частью нашей жизни, это касается прежде всего транспортной среды (беспилотные автомобили), различные технологии розничной торговли (беспилотные кассы и вендинговые аппараты), логистики и складского обслуживания (беспилотные погрузочные и сортировочные машины), сельскохозяйственная техника, грузовые автоперевозки и многие другие решения.

В настоящий момент на рынке решений ИИ доминируют Google, Amazon, Microsoft, Baidu, Alibaba и Tencent. Все они, кроме Baidu, входят в десятку крупнейших компаний мира по рыночной капитализации, что указывает на беспрецедентный рост капитализаций компаний, работающих в области ИИ, отношение к единому направлению со стороны инвесторов и перспективность дальнейшего развития и монетизации технологий. Эти компании аккумулируют гигантские суммы в исследования ИИ. А если учитывать накопленные ими гигантские объемы данных в самых разнообразных сферах и, как следствие, привлечение лучших специалистов, то станет понятно, что эти компании фактически недосягаемы для других игроков рынка. Кроме того, с каждым днем внедряются все новые технологии, количество и качество данных растут, что создает еще больший задел. Как мы говорили ранее, для дальнейшего развития технологий ИИ самое важное – это объемы и качество данных, что позволяет на их основе проводить новые исследования и создавать инновационные продукты.

Основными направлениями применения ИИ становятся различные отрасли бизнеса, которые накладывают свои требования к применяемым технологиям. Например, машинное обучение, о котором пойдет речь далее, развивается в машинное зрение, которое широко используется в телемедицине и автостроении. Другое применение находят ИИ технологии в предиктивной аналитике, где ранее были исключительно статистические методы. Технологии интернета вещей, о которых пойдет речь далее, также базируются на ИИ, особенно в т. н. индустриальном интернете вещей (IIoT).

Существуют три классических модели внедрения технологий ИИ для компаний.

1. Новые форматы сбора и информации о клиентах/продуктах/сервисах и возможностях взаимодействия с ними.

2. Возможность предложения новых продуктов/сервисах.

3. Совершенствование бизнес-процессов и автоматизация производства.

 

Если говорить об управлении данными, то важно отметить, что информация из одного источника должна обогащать данные, полученные из другого. Это, в свою очередь, ведет к синергии, но также может приводить и к конфликтам данных и созданию ошибок. Например, при объединении данных огромной размерности могут наступить фатальные последствия из-за невозможности внесения исправлений в больших масштабах.

Машинное обучение – одна из областей ИИ, которая состоит из методов, позволяющих компьютерам принимать решения на основе данных и реализовывать приложения ИИ. Фактически, машинное обучение – класс методов ИИ, который ориентирован на создание систем, которые обучаются (т. е. совершенствуют свою производительность) посредством анализа данных. Понятия «машинное обучение» и «ИИ» часто употребляют в одном контексте порой как взаимозаменяемые, однако они имеют разное значение. Разница состоит в том, что машинное обучение всегда подразумевает использование ИИ, однако ИИ не всегда подразумевает машинное обучение.

Машинное обучение присутствует практически во всех сферах современной жизни. Каждый раз, когда мы пользуемся банковскими услугами, делаем покупки в интернете или общаемся в мессенджерах, алгоритмы машинного обучения помогают сделать это взаимодействие удобнее, эффективнее и безопаснее.

В основе машинного обучения лежат алгоритмы, которые разделяются на два основных типа: обучение «с учителем» и без него. Разница заключается в способе изучения данных для последующего прогнозирования.

Практически все мировые технологические лидеры уже приняли стратегию разработки своих продуктов и сервисов по так называемой дата-центричной модели. Она подразумевает построение новых продуктов и сервисов, исходя из имеющихся данных, которыми эти решения будут пользоваться, и данных, которые эти решения будут формировать, обогащая ими текущие информационные массивы и «цифровые профили».

Такие компании, как Alphabet и Google, считают, что ИИ – основа для революции компьютерных технологий, и его влияние на общество будет даже более значительным, чем появление интернета. Крупнейший производитель напитков Coca-Cola в день продает более 1,9 млрд товарных единиц. У компании более 500 брендов. Приведем цитату руководителя производства Coca-Cola Грега Чемберса: «Искусственный интеллект – фундамент всей нашей деятельности. Мы создаем интеллектуальный опыт, и его ядро – это искусственный интеллект»[552].

В качестве еще одного интересного примера можно привести платформу SmartThings компании Samsung, которая может стать первой компанией в мире, реализовавшей концепцию «сетевого (цифрового) дома», в рамках которой все устройства Samsung смогут обмениваться данными в единой цифровой экосистеме. Все это открывает поистине безграничные возможности для различных новых сервисов и формата взаимодействия с потребителями на уровне проектов и сервисов. В этой связи можно констатировать что любой разработчик цифровой экосистемы, получившей широкой распространение и ставшей неким стандартом объединения и работы с данными/продуктами/сервисами, получит огромное преимущество в будущем.

 

Развитие интернета вещей

Интернет плотно вошел и в нашу жизнь, и в окружающую нас действительность. Это не только компьютеры, смартфоны и планшеты, с помощью которых мы «выходим в интернет». Речь идет практически обо всей бытовой технике. Холодильники считывают сроки годности и составы продуктов, пылесосы и метеодатчики работают в доме в наше отсутствие, современные автомобили считывают всевозможные показатели, от траффика до метеоусловий, а «проникновение» интернета в медицинские приборы вызывает настоящее восхищение. Все эти предметы генерируют и собирают данные, причем объем этих данных поистине огромный. Огромное количество приложений обрабатывают эти данные и генерируют новые: холодильники подсказывают, когда у каких продуктов истечет срок годности, состав всего загруженного в них, часы обладают множеством функций, подсказывающих сколько шагов, калорий уже потрачено, когда необходимо пить воду. Автомобили пользуются машинным зрением – сами паркуются, поворачивают и тормозят. Все эти функции были бы невозможны без надлежащей обработки информации, трактовки исторических данных и соответствующей синхронизации и обмена информацией по каналам всемирной сети интернет.

Во всех этих примерах важно отметить различные аспекты работы или, здесь уже можно сказать, управления данными, которые мы уже успели рассмотреть в этой книге. Действительно, все начинается с «понимания» (семантики) данных – холодильник должен понять «что» в него ставят, при этом речь не идет о стандартных бирках – могут быть разные магазины, продуктовые рынки и даже ручная корректировка вводимых данных. Вопрос качества данных безусловно очень важен, ведь если умные часы собирают геоданные с ошибкой, то все приложения, использующие эту информацию, будут давать неверные результаты скорости движения, геопозиционирования и пр. Ну и конечно, функции мониторинга потоков данных со всевозможных датчиков, «раскладки этих данных» согласно семантике и метаданных являются основополагающими для всех этих приложений трекеров, смартфонов, телемедицины, автомобильной, спортивной и прочих отраслей.

Все это были примеры из нашей бытовой жизни (Commodity Internet of Things). А что происходит в производстве, промышленности? Конечно, там все началось гораздо раньше с автоматизации производственных процессов, создания специализированных программ проектирования, управления станками и практически всем оборудованием. Сюда также пришел интернет вещей, его назвали промышленным интернетом (IIoT, Industrial Internet of Things). Попробуем описать его специфику на двух примерах. Первый приведет нас к образу «Цифрового двойника» из фантастических романов начала ХХ века, а второй – ситуация, которая полностью поменяла бизнес-модель целой компании.

Первый пример – крупная международная компания, которая занимала (и продолжает занимать) одно из лидирующих мест по производству турбин и промышленных буровых установок (здесь и далее мы чуть упрощаем терминологию для широкой аудитории наших читателей). Конечно же, производство модернизуется, а турбины оснащаются все большим количеством датчиков (или сенсоров), снимающих такие показатели, как отклонение от вертикальной оси, западение скорости вращения и др. В определенный момент в компании осознали, что объем датчиков покрывает полностью все возможные состояния оборудования как в статичном положении, так и в динамике. Полученный образ можно назвать полным «цифровым двойником» и отслеживать любые его состояния удаленно. Кроме того, все оборудование, которое взаимодействовало друг с другом, оказалось оснащено аналогичными и подобными датчиками. Благодаря этому было решено сразу две задачи: во-первых, все турбины, управляющие установки и прочее оборудование оказались полностью оцифрованы, имели своих «цифровых двойников», которые получали информацию от соответствующих датчиков, а во-вторых, получилась единая и полностью интегрированная экосистема цифровых двойников» за счет единообразия протоколов обмена информации между датчиками. Следующим шагом компания стандартизировала интерфейсы обмена информации для всех датчиков всех узлов своего оборудования, поскольку большую часть узлов они закупали у партнеров, а сами занимались сборкой.

К чему это привело? Цифровые двойники» сильно упростили сборочный процесс, отбраковку узлов. У компании появились дополнительные услуги (ИТ-сервисы), например:

● постоянный мониторинг оборудования за счет цифровых двойников, что сокращает затраты на персонал, ответственный за это оборудование;

● предупреждение аварийных ситуаций, улучшение техники безопасности за счет постоянного считывания информации с датчиков и возможность моделирования всевозможных ситуаций на цифровых двойниках;

● услуги по предикативной/предсказательной аналитике, что важно не только для предупреждения аварий, но также позволяет своевременно заказать запасные части или сервисное обслуживание данного оборудования.

Список дополнительных сервисов далеко не полный, и мы уверены, эта компания продолжает их добавлять, оставаясь лидером отрасли. Именно этот шаг больше закрепил лидерские позиции, поскольку одним из основных достижений введения единой платформы IIoT и экосистемы стало привлечение еще большего числа партнеров-производителей более мелких узлов оборудования, т. к. им стало проще работать на уровне цифровых двойников и взаимодействовать с реальными конструкторскими образцами уже на последних этапах.

 

 

Вторым ярким примером использования концепции IIoT, а в этом случае правильной обработки данных от всевозможных датчиков своих изделий, стала компания GE Aviation. Это один из лидеров производства авиационных двигателей, занимающий одну их первых строчек наряду с CFM, Pratt&Whitney и Rolls Royce. Авторы не были вовлечены во весь цикл цифровизации авиационных двигателей в отличие от первого примера. Однако к моменту знакомства с проблематикой управления данными было уже очевидно, что цифровые двойники» созданы и все перечисленные сервисы мониторинга, предиктивной аналитики и пр. существуют.

В данном примере компания GE Aviation пошла дальше и, благодаря наличию сервисов, смогла предложить и в большей части перейти к сервисно-ориентированной экономике. Что стоит за этими словами? Все просто: теперь можно прийти в компанию и купить не авиационный двигатель, а часы налета этого двигателя. Двигатель привезут, произойдет монтаж. А далее в специальном авиационном центре GE Aviation будут отслеживать его работу, предупреждать внештатные ситуации. Сами своевременно закажут необходимые запчасти, проведут сервисные работы, что не приведет к тому, что двигатель будет простаивать, ожидая ремонт, а заказчик и GE Aviation будут недополучать работу двигателя и деньги за обслуживание. Эта концепция оказалась взаимовыгодной и востребованной, и при этом была бы невозможна без экосистемы датчиков, объединенных единым интерфейсом обмена данными. Это и есть яркий пример, когда современный IIoT превращает консервативные и устоявшиеся компании в современные конгломераты с сервисно-ориентированной экономикой.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.