Мученица Ирина, юная исповедница Христова и чудотворица — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Мученица Ирина, юная исповедница Христова и чудотворица

2023-01-02 28
Мученица Ирина, юная исповедница Христова и чудотворица 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

(Память 5 мая)

 

Среди тех повествований о святых, в которых так много удивительного и чудесного, в которых приведены примеры любви к Богу, всепоглощавшей, переполнявшей сердца человеческие и дававшей этим сердцам невыразимую крепость, среди этих житий святых одно из самых удивительных есть житие святой великомученицы Ирины.

Чудесное обращение ее ко Христу, те муки, которые она за Христа претерпела, тьмы обращенного ею ко Христу народа – все это производит на душу потрясающее, неизгладимое впечатление. И над житием ее не раз хочется всплеснуть руками от радости перед той преславной победой, которую во имя Христа одержала на земле юная великомученица, и воскликнуть: «Радуйся, святая великомученица Ирина, невеста Христова преславная!»

Другие мученики и мученицы страдали за Христа однажды, в течение нескольких дней и месяцев, страдальческие же подвиги Ирины переходили из города в город, из года в год, быть может, из десятилетия в десятилетие.

Исключительность ее мученических и проповеднических подвигов усугублялась еще тем, что жизнь ее совпала с первыми веками христианства и она сама была ученицей ев. апостола Тимофея.

В те времена, когда люди сидели во тьме и сени смертной идолопоклонства и нечестия и стал брезжить свет святой веры через проповедь апостолов, – в те времена жил в городе Магеддоне, сопредельном с Македонией, царь Ликиний, владевший этим городом; у него была супруга, носившая его же имя, Ликиния. У них родилась дочь, которую они назвали Пенелопией. Когда она стала подрастать, то в шестилетием возрасте зацвела такой красотой, что превосходила всех своих сверстниц.

Отцу хотелось, чтобы дочь его выросла вдали от шума житейского, чтобы ни один неосторожный взор не падал на нее, чтобы она никогда не слыхала ни одного грубого слова. И вот он выстроил для нее вне города, далеко, на уединенном прекрасном месте, высокий столп; в этом столпе‑башне было расположено много комнат, богато украшенных, уставленных драгоценной утварью. И столы, и кресла, и подсвечники, и ложа, и все сосуды были кованные из золота.

В этой башне Ликиний поселил дочь свою Пенелопию с тринадцатью прекрасными отроковицами и расставил всюду идолов, чтобы они хранили его дочь. В этой башне затворил он дочь свою до совершенного возраста, когда она должна была выйти замуж. К ней он приставил воспитательницу, почтенную старицу по имени Кария: она должна была находиться при своей воспитаннице неотлучно и надзирать также и над другими девочками; приставил он к ней еще и благородного, умного, образованного мужа, по имени Апелиан, чтобы он ежедневно ходил к ней учить ее наукам. Так прожила девочка шесть лет и три месяца.

Когда ей исполнилось двенадцать лет, отец стал размышлять, за кого из царских сыновей выдать ее замуж.

Между тем какие‑то странные чувства волновали душу подраставшей Пенелопии. Так прекрасна была ее жизнь при заботливой любви родителей: она не видела вокруг себя никакого горя, не слыхала о болезни и смерти, между тем, она не была удовлетворена… Сердце ее куда‑то рвалось, чего‑то хотело, она словно чувствовала, что есть громадная неизвестная ей область – область, которая лишь одна даст ей счастье; она, как бывало со многими избранными душами, тосковала о Христе, еще ничего о Христе не слышав.

Как‑то раз девица сидела в своем покое на высоте своего столпа. Перед ней в горящих лучах солнца вставали горы, покрытые по нижней части своей изумрудной блестящей зеленью, а выше и выше становившиеся более грозными, дикими, суровыми и не имевшими уже никакой растительности. До этих гор шла приютная, счастливая, красивая долина с раскидистыми, свежими, уютными рощами, с полями, на которых созревала пышная жатва, с домами в прекрасных раскидистых садах. Каким‑то покоем было проникнуто все творение, и христианская душа чувствовала бы ту молитву, которую в тихом восторге творит к Богу вся сотворенная тварь, исполняющая данную ей от века Богом задачу роста, цветения, жатвы.

Спокойными глазами озирала девица всю эту картину с загадочным для нее городом, помещавшимся там, вдали, как вдруг через растворенное окно с восточной стороны к ней в покой влетел голубь, держа в клюве масличную ветку, которую он положил на трапезу, и быстро вылетел. Появление голубя растрогало и обрадовало девицу, и, продолжая сидеть, она держала в руках и тихо гладила пальцами эту ветку. Потом вдруг влетел орел, держа в клюве венок из различных цветов, и он положил венок на тот же стол и улетел. Наконец, влетел третьим окном ворон, у которого в клюве извивалась малая змея, и ее он положил на стол и улетел. Пенелопия позвала своих подруг и воспитательницу, и все удивлялись, не понимая, что значит это знамение.

Когда в обычное свое время вошел на столп Апелиан, ему было рассказано все, что случилось. Апелиан был тайный христианин, человек чрезвычайно сообразительный, и, выслушав рассказ, он сказал девице: «Внимай мне, Пенелопия, дочь царская, и знай, что голубь знаменует твое благонравие, кротость, тихость и девичье целомудрие; масличная ветка знаменует благодать Божию, которая будет подана тебе; краса высот, парящий орел, означает царя и победителя и предсказывает, что ты будешь царствовать над страстями своими, возносясь богомыслием и победивши невидимых врагов, как мелких птиц; а венец из цветов есть знамение того воздаяния, которое ты примешь от царя Христа в Небесном Его Царстве, где тебе готовится нетленный венец вечной славы; ворон же со змеей указывает на врага‑дьявола, который причинит тебе скорбь, печаль и гонение… Знай, девица, что Царь Великий, обладающий небом и землей, хочет наречь тебя в невесты Себе, и ты много претерпишь за Него напастей…»

Услыхав такое толкование, девица слагала слова Апелиана в своем сердце, и она стала с тех пор разгораться стремлением к Богу.

На другой день взошел на столп к дочери отец ее, царь Ликиний, с царицей и приближенными своими; он хотел повидаться с ней и выведать ее мысли о браке. Увидевши, что лицо ее сияет красотой, как лучами солнечного света, он, исполнившись радости, сказал: «Возлюбленное чадо мое, ты достигла уже брачной поры; скажи мне, сын какого царя будет угоден тебе, чтобы выдать тебя за него замуж…» Отец стал называть дочери имена сыновей окрестных владетелей.

«Отец, – отвечала ему Пенелопия, – дай мне семь дней, я обдумаю это дело и потом дам тебе ответ».

Отец, доверяя ее словам, вернулся к себе. Тогда Пенелопия подошла к идолам, стоявшим в покоях, и сказала: «Если вы боги, то выслушайте меня: вот отец мой хочет обручить меня, а я желаю пребывать в девстве, ибо попечение житейское является препятствием к тому, чтобы служить Богу, – скажите же мне, идти ли мне замуж или нет?»

Немые идолы молчали, как бездушные предметы. С презрением посмотрев на них, девица обратилась к востоку и, подняв глаза к небу, произнесла: «Если Ты, Кого проповедуют галилеяне, Бог истинный, то прошу Тебя, покажи мне каким‑нибудь образом: идти мне замуж или лучше всегда пребывать в девстве?» Произнеся эти слова, Пенелопия вскоре задремала, и тут во сне она увидела Ангела Божия, который говорил ей: «Пенелопия, больше не называйся Пенелопия, но Ирина (Ирина по‑гречески значит «мир»), ты будешь прибежищем и мирным пристанищем для многих людей, и много тысяч душ человеческих через тебя обратятся к Богу и спасутся. Велико и славно по вселенной будет твое имя; а что сказал тебе Апелиан‑старец о виденных тобой птицах, то есть истина. Дух Божий говорил его устами. В эту же ночь придет к тебе человек Божий Тимофей, принявший учение и священство от Павла, апостола Христова, он несет на себе послание и преподаст тебе священное крещение и научит тебя, что делать».

С этими словами Ангел исчез. Очнувшись, девица была в великой радости и ждала прихода пресвитера. Через короткое время, водимый Ангелом, пришел к тому столпу человек Божий, апостол Тимофей. Апелиан ввел его вовнутрь, и девица радостно приняла его, и он, севши, стал поучать ее и воспитательницу и всех ее подруг, и слушали они его с великим усердием. Преподав им довольно наставлений об истинном Боге Иисусе Христе, о святой в Него вере и таинстве крещения, он крестил их всех во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарек девице имя вместо Пенелопии – Ирина. Крестил он воспитательницу Карию и всех отроковиц и обручил Ирину Христу Богу, чтобы она соблюла во имя Его свое девство непорочно до своей кончины. Он увещевал ее быть мужественной в страдальческом подвиге, который она понесет за Господа своего Иисуса Христа, истинного Бога и Жениха бессмертного, и, так поучив их, он благословил ее и ее сожительниц и, поручив их благодати Божией, продолжал свой путь.

Блаженная Ирина со своими отроковицами днем и ночью хвалила и благодарила Бога, изучала апостольские писания, которые ей передал ап. Тимофей. Идолов, стоявших у нее в покоях, она возненавидела и стала из окон выбрасывать их по одному, произнося при этом: «Если вы боги, то спаситесь сами». Идолы при падении с такой высоты на землю разбивались и рассыпались на куски, и святая смеялась над их бессилием и радовалась о Господе своем Иисусе Христе, истинном Боге.

По прошествии семи дней отец и мать с приближенными своими пришли опять к ее столпу и стали расспрашивать ее о браке; с самого начала при самом входе их они были поражены каким‑то видом необыкновенного величия, которое теперь являла им во всяком движении своем их дочь, и вот она заговорила:

«Знайте, что я раба Христа, в Него уверовала и Его возлюбила, истинного Царя небесного и вечного, и я уневестилась Ему, Жениху чистому, нетленному, бессмертному, иного мужа познать не хочу, не поклонюсь иному Богу, ибо нет Бога, кроме Него. Видели ли вы погибель богов ваших, из окна упавших на землю? Они не могли себе помочь. Как же они и вам будут помощниками? Напрасна надежда ваша, которую возлагаете на них, напрасны ваши жертвы на этих идолов. Золото и серебро подобает раздать нуждающимся, нищим, сиротам и вдовам. Руками человеческими сковав себе бездушных богов, вы лишили нищих тех денег, которых они стоили. До каких пор будете вы безумствовать, как неученые кобылицы, не запряженные в оглобли? Познайте Бога живого, поклонитесь Ему, могущему воскрешать и оживотворять, тогда веселье святое будет в сердце вашем, тогда убежит от вас дьявол, который увлекает людей от света во тьму, низводит из ограды Божией в погибель…

Отец, познай Бога, все сотворившего словом Своим. Ты, когда задумал создать для меня этот столп, собрал на это дело много людей, их работало три с половиной тысячи, и над ними надзирало триста старших, и то едва ли в девять месяцев могли они кончить здание.

Бог же одним словом Своим сотворил небеса, солнце, месяц и звезды, свет и тьму, и нарек свет днем и тьму ночью, и основал в воздухе землю, и повелел водам течь на службу людям, на земле возрасти различным деревьям, расположил времена, лета и месяцы, создал зверей и скот для земли и птиц для воздуха, для вод рыб, и, наконец, пречистыми руками Своими сотворил человека, взяв персть от земли, и поставил его господином вселенной, все покорив под ноги его.

Всю эту работу Господь совершил словом Своим в шесть дней. По падении же сотворенного Им человека Бог послал на землю Сына Своего, Иисуса Христа. Он воплотился от Пречистой Приснодевы без отца, действием Святого Духа, и пожил с людьми – сотворил бесчисленные чудеса, дал зрение слепым, очистил прокаженных, воскресил мертвых и был распят; но по смерти и погребении в третий день воскрес силой Божества Своего, вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, ниспослал Духа Святого на святых Своих учеников – повелел им идти по вселенной просветить темных, обратить заблуждающихся, спасти погибших, ибо Он желает спасения для всякого, милость Его к роду человеческому не оскудеет вовеки».

Так говорила вдохновенная святая, и все с великой сладостью ее слушали. Царь и царица, взяв свою любезную дочь, повели ее в город; ей навстречу, дочери царской, вышли все городские девы в венцах и прославляли ее, а весь народ, взиравший на ее красу, славил прекрасную девицу Пенелопию. Так начались проповеднические подвиги Пенелопии, продолжавшиеся до конца дней ее.

Четьи‑Минеи Димитрия Ростовского подробно расскажут вам о последующей судьбе юной проповедницы Христовой. Под влиянием нечистого духа отец ее вознегодовал на дочь и велел бросить ее под ноги лошадей, но лошади бросились на Ликиния и затоптали его до смерти; святая Ирина молитвой своей воскресила отца, который вместе с тремя тысячами народа обратился ко Христу и оставил свою власть.

Поселившись у бывшего наставника своего Апелиана, юная Ирина постилась до вечера. Лишь вечером она принимала немного хлеба с частью воды, спала на голой земле и всегда пребывала в молитве и чтении божественных книг.

Бесчеловечным истязаниям подверг ее новый владетель города Магеддона. Но это истязание обратило ко Христу восемь тысяч человек; мучил ее затем второй после ее отца правитель, но и эта попытка кончилась обращением несметной толпы народа.

Три года страдала она в Магеддоне и затем перенесла мученичество свое в другой город, где осталась невредимой в раскаленном воле. В одном городе она была казнена, но и воскрешена посланным от Бога Ангелом. С масличной веткой в руке она вошла в город, всех привела в изумление. Пораженный мучитель бросился к ее ногам и просил научить его святой вере.

В знаменитый город Малой Азии Ефес великомученица была перенесена облаком. Она предала дух свой Богу в конце первого века.

Так страдала и трудилась за таинственно открывшегося ей Христа Ирина, дева‑великомученица.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.