Отроческие годы святителя Стефана, просветителя земли Зырянской — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Отроческие годы святителя Стефана, просветителя земли Зырянской

2023-01-02 27
Отроческие годы святителя Стефана, просветителя земли Зырянской 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

(Память 26 апреля)

 

Старейшая гимназия не только Москвы, но и всей России, Первая московская гимназия имеет домашнюю церковь, посвященную памяти великого просветителя земли Пермской, святителя Стефана.

С юного возраста дивный святой этот мечтал о том деле, которое с помощью Божией он в своей жизни совершил. Есть поэтому особое значение в той славе, которую в день его праздника воспевают ему голоса этих предстоящих в своем храме детей Москвы.

«Божественным желанием от юного возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси и людей оледеневшая древле неверием сердца, Божественное семя в них всеяв, евангельски духовно породил еси. Тем же молим Тя: моли Его же проповедал еси, да спасет души наша».

В этих кратких словах «Божественным желанием от юного возраста, Стефане премудре, разжегся» заключаются все те чувства, какими была полна душа избранного отрока, все те чувства и думы, которые подготовляли его к великому жизненному подвигу.

Святитель Стефан происходил из города Великий Устюг, что в нынешней Вологодской губернии.

Город этот, теперь захиревший, тогда был многонародным и именитым городом. Лежа при слиянии рек Сухоны и Юга (откуда и название его: устье Юга – Усть‑Юг), он вел значительную торговлю, и набожные жители поставили в нем много храмов.

В то время подвизался в Устюге один из величайших праведников, просиявших в земле Русской, блаженный Прокопий, Христа ради юродивый.

Блаженный Прокопий был из немецких купцов, имевших торговые сношения с Новгородом Великим. Бывая по делам в Новгороде, он был поражен красотой и задушевностью русского богослужения, всей душой прилепился к православию, принял русскую веру, роздал имение свое нищим и ушел на север России, в пределы вологодские, где поселился в Устюге, проходя там жизнь отреченную.

Терпя поношения и насмешки, одетый в рубище, он днем скитался по городу, а ночи проводил в молитве на церковных папертях. Любил он также сиживать в судоходное время на берегу реки, следить за плывущими по реке судами и молиться Богу о благополучном плавании их.

Прокопий Праведный прославился по всей России тем, что избавил город Устюг своими молитвами от гибели.

Шедшая на Устюг туча раскаленных камней, которая должна была по повелению Божию пасть на город, по молитвам его прошла далее и упала в нескольких верстах от Устюга, разрушив вековой бор.

Святитель Стефан Пермский был сыном клирика соборной церкви Симеона, по прозвищу Храп, и его благочестивой жены Марии.

Когда будущему просветителю Пермской земли не было еще трех лет, его родителям была предсказана его будущая великая участь.

Мария как‑то выходила из собора после вечерни. Тут блаженный Прокопий подошел к ней, остановил ее, поклонился до земли и при народе, стоявшем вокруг, сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет мужем великим в слугах Божиих».

Эти необычайные слова Христа ради блаженного, в котором давно замечалась прозорливость, заставили внимательных людей смотреть на сына Марии как на необычайного и избранного ребенка.

Очевидно, Господь, готовя в этом ребенке будущего апостола язычников, возбуждал в душе его чувства и мысли, которые подготовляли его с детства к этому служению.

В город Устюг приезжало на ярмарку и торги много зырян. Они привозили на продажу добычу своей охоты, состоявшую большей частью из шкур и рогов диких зверей.

Сын Симеона и Марии очень любил этих зырян. Он старался бывать на торжище, чтобы побольше видеть и говорить с ними. Чрезвычайно восприимчивый и способный, он легко выучился языку и бойко разговаривал с ними об их несложной жизни. Полюбив их за их простоту и кротость нрава, за их доверчивость, мальчик сильно жалел, что они язычники и не знают об истинном Боге. И с тех детских лет в нем возникло желание помочь этим людям, открыть им учение об истинном Боге и сделать из них христиан.

Часто, потолкавшись несколько часов на торговой площади среди зырян, мальчик шел в церковь и здесь долго молился за своих друзей‑зырян.

«Господи, – думал он со своим чистосердечием, – не погуби этих людей в идолопоклонстве. Дай им счастье познать Тебя, сделай из них христиан! Господи, откройся им, дай им креститься во имя Твое… Господи, воздвигни Себе храмы по земле зырянской. Господи, научи их славословить Тебя и служить Тебе!..»

И под мерные звуки церковной службы внутреннему взору Стефана рисовались далекие неведомые дебри, в которые едва ли заходили русские люди, и снующие в них зыряне… И страшные идолы, о которых рассказывали мальчику его друзья‑зыряне, падали на землю и исчезали. Гасли огни языческих жертвоприношений, и на месте исчезнувших идолов вставали деревянные с шатровыми верхушками православные церкви.

«Господи, просвети землю зырян! Господи, откройся бедным зырянам… Господи, сотвори зырян христианами!..»

Когда пришло время Стефану учиться, он стал показывать необыкновенные успехи в учении. Память его и разумение священных книг выходили из ряда вон.

Проучившись всего один год, он читал так бойко, что сделался в церкви канонархом, то есть возглашал звонким детским голоском своим те слова церковной песни, которые вслед за ним повторял церковный хор.

Мир не привлекал мальчика. Он никогда не подходил к детям, весело, с криками радости и восторга игравшим на улице. Больше всего любил он быть в церкви или читать книги.

От него не слышали никогда пустого слова, никогда он не раздражался, не возвышал голоса. Отрочество его проходило в великой чистоте, целомудрии и самоуглублении. В такой жизни сложилось в нем убеждение, что скоротечен земной век и все пройдет. Не минует только то счастье, которое дает жизнь в Боге. Он решил стать иноком.

Часто встречаясь с разными монахами, он прослышал про одну из обителей города Ростова Великого – монастырь святителя Григория Богослова. Этот монастырь чрезвычайно привлекал его к себе, так как в нем была богатейшая библиотека из множества книг. Он надеялся здесь вполне насытить все более сжигавшую его жажду чтения. Мечта его сбылась. Он стал иноком Богословской обители.

Так юноша, который, казалось, мог бы иметь такой успех в миру со своими способностями, красноречием, острым умом, красотой, ушел от мира, чтобы всецело отдаться Богу.

Настало время исполнить ему свою мечту.

Один, без всяких помощников, Стефан составил зырянскую азбуку. Потом стал переводить на зырянский язык необходимейшие священные книги. Приготовив все нужное для проповеди, Стефан отправился в Москву и там получил благословение идти в землю Пермскую проповедовать зырянам Христа.

Он шел в далекую Пермь к язычникам, чтобы научить их и крестить, если поможет ему Господь, или сложить свою голову за Христа и за правую веру. Много потрудился святитель Стефан в проповеди и был отцом зырянского народа и истинным его просветителем.

После многих трудов апостольских святитель Стефан Пермский преставился в Москве, и нетленные мощи его почивают в древнейшем храме Москвы – в кремлевской церкви Спаса‑на‑Бору.

И у раки мощей его вспоминается тихое детство его, чудное пророчество о нем великого праведника, Прокопия Устюжского, Христа ради блаженного, его длинные беседы в детстве с зырянами на торговой площади Устюга, первые неясные детские мечты о просвещении зырян и вся последующая жизнь, направленная к осуществлению этой святой, развившейся и окрепшей мечты…

Блажен ты, Стефан, «разжегшийся Божественным желанием от юного возраста»!

 

 

Май

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.