Повесть об Иосифе Прекрасном — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Повесть об Иосифе Прекрасном

2023-01-02 34
Повесть об Иосифе Прекрасном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Знаменитые Четьи‑Минеи святителя Димитрия Ростовского представляют собой полное собрание подробно изложенных житий святых.

Книга эта, составлявшая со времени ее появления (святитель Димитрий Ростовский был современником императора Петра Великого) любимое чтение верующих русских людей, отличается чрезвычайной теплотой своего изложения.

Пламенная, верующая, благая, чуткая ко всему прекрасному, благоговеющая перед величием духа, склоняющаяся перед памятью дивных друзей Божиих – святых Церкви, душа святителя Димитрия вполне отразилась на начертанных им страницах.

Чувствуется, что благодать жила в его сердце, когда он составлял свои Четьи‑Минеи, и какой‑то прекрасный душевный покой льется в душу того, кто, отвлекшись от суеты житейской, погрузится в изучение этого высокого, вдохновенного, чистого, святого произведения…

Заключая повествование о святых, память которых празднуется в марте месяце, святитель говорит:

– Так как в марте месяце Господь наш Иисус Христос был предан на смерть, а прообразом Его предания был среди праотцев Иосиф Прекрасный, сын Иакова, проданный братьями в Египет, то вследствие этого здесь к марту месяцу прилагается житие этого Иосифа, так как он был прообразом Христовых страданий.

Блаженный Иосиф, телом и душой прекрасный, сын Иакова, ветхозаветного патриарха, внук Исаака, правнук Авраама, родился от второй жены Иакова, Рахили.

Любовь Иакова к Рахили представляет собой один из высочайших примеров беззаветной, трогательной любви. Иаков, поселясь у дяди своего Лавана, из двух дочерей его – старшей, Лии, и младшей, Рахили – полюбил младшую.

Вот с какой простотой рассказывает Библия эту трогательную повесть.

Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и лицом. Иаков полюбил Рахиль и сказал Лавану: «Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою». И служил Иаков за Рахиль семь лет, и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее. И сказал Иаков Лавану: «Дай мне дочь твою в жены, потому что уже исполнилось время». Но Лаван обманул Иакова, он дал ему в жены Лию и объяснил: «В нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей. Потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других».

Еще работал Иаков Лавану за Рахиль семь лет и, наконец, получил ее. У Рахили долго не было детей. Наконец родился у нее сперва старший сын, Иосиф, потом младший, Вениамин. Тут Рахиль умерла от болезни. С великой грустью праотец Иаков погребал любимую супругу свою Рахиль близ Вифлеема и поставил над ней надгробный памятник. Гробница Рахили существует и доныне у самой дороги, ведущей из Иерусалима в Вифлеем.

Оба сына Рахили, Иосиф и Вениамин, были особенно милы Иакову. Они родились у него в годы его старости и были для него живой памятью о возлюбленной его супруге Рахили, которую он не переставал оплакивать… К тому же оба они были нравом целомудренны и достойны любви. Особенно в блаженного Иосифа с ранней юности вселилась благодать Духа Святого.

Еще мальчиком Иосиф начал пасти стада овец своего отца со старшими братьями своими, рожденными от других матерей. Видя их грехи и беззакония, он стал гнушаться их злых дел. Желая им добра и исправления, кое‑что из их проделок он рассказал отцу, чтобы он отечески наказал их и не навлек гнева Божия на свой дом.

Из привязанности к Иосифу Иаков сделал ему красивую пеструю одежду. Братья возненавидели Иосифа за то, что он не принимает участия в их злых делах и передает о них отцу. Они завидовали, что отец его так любит, жили с ним не мирно и постоянно на него отцу клеветали. Однако Иаков им не верил, хороню зная невинность Иосифа.

В те дни Святой Дух, живший в Иосифе, начал ему, как пророку, возвещать в сонных видениях будущую судьбу его. Не утаивая ничего из этих откровений, он рассказывал все отцу и братьям.

– Послушайте, – говорил он, – о моем сне. Мне казалось, что я стою среди поля и вяжу снопы, и мой сноп стоит прямо, а ваши снопы стоят вокруг него, и все кланяются моему снопу.

– Что же! – отвечали ему братья. – Ты полагаешь, что будешь царствовать над нами, владеть нами?

И после этого сна они еще сильней его возненавидели.

Видел он и другой сон и снова рассказал его отцу и братьям:

– Видел я, что солнце, месяц и одиннадцать звезд поклонялись мне. (А у Иакова, кроме Иосифа, было как раз одиннадцать сыновей.)

Этот рассказ Иосифа смутил и самого отца его, Иакова.

– Неужели, – возразил он Иосифу, – доживем мы до того, что я, старик, старая мачеха твоя Лия и все сыновья мои будем поклоняться тебе до земли?

И запретил он Иосифу повторять этот сон, чтобы не раздражать еще сильнее братьев его. Однако старец все размышлял об этом сне и спрашивал себя, что это значит: «Думаю, что Господь покажет чудными путями милость Свою над этим добродетельным моим отроком». И радовался о том Иаков духом, гнев же братьев на него возрастал.

Как‑то, когда братья Иосифа пасли стада овец в Сихеме, а Иосиф находился с отцом своим в долине Хевронской, добрый Иаков, заботясь о своих детях, сказал своему сыну Иосифу: «Пойди, дитя мое, к братии твоей. Посмотри, как они живут, здоровы ли, как их стада, и возвращайся скорей ко мне».

Иосиф, исполняя повеление отца, отправился к братьям отнести им привет от лица родителя. А Вениамин, совсем еще маленький мальчик, остался при отце. Бродя по Сихемской пустыне, Иосиф все не мог напасть на следы братьев и их стад. Он был этим расстроен, но встретился с ним какой‑то неизвестный человек и спросил: «Чего ты, юноша, ищешь?»

– Ищу братьев моих, – отвечал он. – Скажи мне, если знаешь, где они пасут стада?

Тот ответил ему: «Они отошли отсюда. Я слышал, как они соглашались идти в Дофаим». И встреченный человек направил Иосифа по этому пути.

Когда Иосиф стал настигать братьев, то он радовался, так как любил их. Они тоже заметили его издалека. И, пока он приближался к ним, исполненные на него злобой, как люди‑звери, замыслив над ним злое, они задумали его убить и стали между собою переговариваться: «Вот идет наш сновидец; убьем его, бросим в ров, скажем отцу, что звери растерзали его, и тогда посмотрим, как сбудутся его сны».

Слыша такие слова, старший брат Рувим, желая избавить Иосифа от убийства руками братьев, посоветовал им: «Не убивайте его. Не проливайте кровь брата. Бросьте его в тот глубокий ров вне этой пустыни. Пусть он умрет там один без того, чтобы вы наложили на него руки».

Рувим говорил так затем, чтобы избавить неповинного юношу от смерти и как‑нибудь извлечь его потом из рва и вернуть его отцу.

Как незлобивый агнец, ничего не зная о ненависти братьев своих, тихо подошел к ним Иосиф и с любовью приветствовал их, передавая им мир от лица отца своего. Они же со злобою обступили его, сдернули с него его красивую пеструю одежду, в которую он был одет, и заскрежетали на него зубами, сшибли его с ног и стали бить его своими пастушьими посохами и смеяться над ним. Иосиф был между ними один. Он не мог ждать себе ниоткуда помощи. Он стал молить своих братьев со слезами и воплями:

– За что гневаетесь на меня? Пощадите меня, дайте мне упросить вас, братья мои милые. Мать у меня умерла, отец и доселе ежедневно оплакивает ее. Хотите ли еще нанести вашему отцу новую скорбь, когда не утолена и первая скорбь? Прошу вас, не разлучайте меня с отцом, чтобы не пришлось видеть, как неутешная его скорбь склонится ко гробу. Заклинаю вас всех Богом отцов наших – Авраама, Исаака и Иакова – Который повелел Аврааму выйти из земли и из дома отца своего и перейти ему в землю благую, которую Он обещал дать ему и множеству потомства его, умножающегося, как звезды небесные и как песок на берегу моря бесчисленный. Богом заклинаю я вас вышним, Который дал Аврааму мужество определить Исаака на жертву заклания, и освободил Исаака от смерти, и принял вместо него овцу на заклание. Духом Святым заклинаю вас вышним, Который дал благословение Иакову, отцу нашему, из уст Исаака, отца его. Заклинаю вас и молю: не отлучайте меня от Иакова, как смертью отлучена уже от него Рахиль, чтобы не пришлось Иакову плакать обо мне, как плачет о Рахили, да не ослепнет Иаков, ожидая моего прихода к нему. Верните меня отцу моему, троньтесь слезами моими, пустите меня к нему!..

Так заклинал Иосиф братьев своих Богом отцов своих. Но лютые братья его не склонялись на милость, не боялись Бога и влачили Иосифа в ров.

Отрок хватался за ноги их, плакал и говорил: «Братья мои, помилуйте меня».

Жестокосердые братья бросили его в ров. Этот ров был некогда глубоким колодцем, а потом вода в нем высохла и он был заброшен.

Сидя в колодце, Иосиф громко плакал, рыдал и взывал к отцу своему:

– Взгляни, Иаков, на то, что случилось с сыном твоим! Вот я брошен в ров, как мертвый. Ты надеешься видеть меня, отец, как я вернусь к тебе. А я лежу во рве, как разбойник. Ты сам сказал мне: «Посети братию твою и стада мои и возвращайся скорей». А они обошлись со мною, как свирепые волки, и разлучили меня с тобою… Добрый отец, уже ты не увидишься никогда со мной. Отеческая любовь твоя уже не проявится на мне, и я не увижу твоих славных седин, ибо погребен хуже мертвеца… Оплакивай, отец, сына твоего, как сын твой оплакивает тебя. В детские годы я уже разлучен с тобою… Кто бы дал мне голубицу, которая провещала бы человеческим голосом, чтобы она полетела к тебе и передала тебе плач мой… Уже на глазах слезы иссякли во мне, и от воздыхания голос сжимается в гортани моей… О, земля, земля, возопившая к Богу за Авеля праведного, убиенного без правды! Земля, возопий ты теперь за меня к Иакову, отцу моему, расскажи, что терплю от братии моей…

Так горько плакал и кричал Иосиф, сидя во рве, до изнеможения.

Исполнив свой злой умысел, братья Иосифа сели невдалеке и стали с редким спокойствием есть и пить. Кто победою завладел городом или покорил врага, тот не более торжествует, чем торжествовали они после бесславного своего дела… Во время своего застолья они завидели большой караван арабских торговцев, которые шли в Египет с верблюдами и с грузом фимиама и других ароматов.

Тут одна мысль мелькнула в голове Иуды, четвертого сына Иакова, и он сказал братьям: «Какая нам польза в том, что мы убьем брата и скроем кровь его? Продадим его этим арабам, и он умрет в чужой земле. Мы же будем неповинны в смерти брата нашего».

Эти слова понравились другим братьям, и они извлекли Иосифа из рва. И, когда караван арабских купцов поравнялся с ними, продали его за двадцать монет. И Иосиф был уведен в чужую страну.

Во время этой продажи Иосифа братьями не было Рувима. Когда же он вернулся, подошел ко рву и не нашел там Иосифа, то в горести растерзал ризы свои, побежал к братьям своим и сказал: «Нет нашего брата во рву. Как я вернусь домой, как буду слушать рыдания о нем отца нашего?» И убивался Рувим о судьбе Иосифа.

Путь купцов, ведших с собою проданного в рабство Иосифа, дошел до того места, где была гробница Рахили. Когда Иосиф увидел гробницу матери своей, то побежал к ней и стал плакать горькими слезами и вопить:

– Рахиль, мать моя, встань из тления! Посмотри на Иосифа, которого ты любила. Посмотри, какую судьбу терпит он. Иноплеменники ведут его в Египет. Он продан, как злодей, руками братьев. Иаков же ничего не знает. Открой мне дверь, мать моя. Прими меня в гроб твой, и будет твой гроб общий и для меня. О Рахиль, прими ребенка твоего, чтобы не видать мне иной смерти в чужой стране. Прими, Рахиль, того, кто силой отлучен от Иакова, как и от тебя был он отлучен, возлюбленная мать моя!.. С воплями сердца моего прими меня в гроб твой. В слезах многих душа изнемогла. Не слышишь ты гласа сына твоего, Иосифа. Меня отняли силой у тебя, и ты не хочешь мне откликнуться. Я Иакова призывал, и он не услышал голоса моего. Теперь тебя призываю, и ты не хочешь меня услышать. Лучше умереть мне здесь на гробе твоем, чем идти в чужие страны, как злодею.

Когда аравийские купцы, купившие Иосифа, увидели, что он лежит у гробницы и причитает, они сказали друг другу:

– Этот мальчик здесь чародействует. Он хочет навести на нас свои чары и скрыться от нас. Возьмем его и свяжем крепко, чтобы не потерять его.

Они подошли к Иосифу и гневно сказали ему:

– Встань, довольно тебе наводить на нас чары. Ты тут от нас скроешься, и мы потеряем ту цену, которую заплатили за тебя.

Когда Иосиф поднялся с земли, торговцы увидели, что все лицо у него опухло от долгого плача.

– Отчего ты так убиваешься при этом гробе? – спросили они. – Ничего не бойся, поведай нам, в чем дело и за что ты продан? Те пастухи, которые продали тебя нам, наказывали хранить тебя, чтобы ты не убежал от нас по пути. Если ты убежишь, говорили они, то вина не их. Скажи нам всю правду: чей ты раб – тех ли пастухов или какого‑нибудь свободного человека? Открой нам и то, почему ты так плачешь над этим гробом. Мы тебя купили и стали твоими господами. Расскажи нам, как верный раб. Не бойся и расскажи нам, кто ты. Ты кажешься нам человеком свободным, и мы хотели бы видеть в тебе не раба, а дорогого брата. Ты и разумен, и воспитан, и можешь достойно предстать царю и ведаться с вельможами, и будешь когда‑нибудь властвовать с ними. Кто не полюбит такого отрока, лицо которого обличает его знатное происхождение; отрока, прекрасного видом и столь премудрого!

– Я не раб, – отвечал им, задыхаясь, Иосиф. – Я не вор и не чародей и ничем не заслужил того, чтобы быть проданным. Я любимый сын своего отца и был любимым сыном матери своей, пока она была жива. Те пастухи – мои братья. И к ним отец послал меня узнать об их здоровье, так как они замешкались в горах… Они же взяли меня и продали вам в рабство, так как жестоко завидуют мне, ибо не могут видеть любви, какою любит меня отец… А гроб этот – гроб матери моей. Когда отец мой шел из того места, где жил с нею, в другое место, где живет теперь, она умерла здесь, и он ее здесь и похоронил.

Купцы стали жалеть его и сказали ему: «Не бойся, юноша, ты идешь в Египет на великую честь. Твой облик обличает великое благородство. Не печалься, что ты расстался со своими завистливыми братьями, которые тебя ненавидели».

И они продолжали свой путь в Египет.

Братьям Иосифа надо было сообщить отцу ужасную для него весть. Они закололи козла, обмочили кровью ризы Иосифа и послали к Иакову, говоря: «Эту одежду мы нашли брошенной в горах; узнали в ней одежду нашего брата Иосифа и тревожимся теперь, вернулся ли он к тебе. Брата мы не встретили. Смотри, не твоего ли сына эта одежда. Нам кажется, что это одежда Иосифа».

Иаков, видя одежду сына своего, зарыдал и воскликнул:

«Это одежда сына моего, звери лютые съели его!» Растерзал Иаков свои ризы, одел власяницу и стал рыдать и вздыхать: «Отчего я не съеден зверями, сын мой?! Отчего не встретил меня тот зверь, который насытился бы мною, а ты остался бы в живых?! Отчего зверь не растерзал меня? Отчего я не достался ему в пищу? Увы мне, душа моя мятется ради Иосифа. Увы мне! Где убитый сын мой, чтобы там, над мертвой красотой его, растерзать седины мои?! Я не хочу жить, не видя Иосифа. Я вина смерти твоей. Это я послал тебя в пустыню посетить братьев твоих со стадами их. Буду плакать и сетовать во все часы, пока не сниду во ад. И вместо тела твоего мертвого положу ризу твою пред плачущими очами моими… Но одежда твоя тем более мучит меня, что она вся цела. Не понимаю, как мог зверь растерзать тебя, если одежда твоя не тронута. Она была сорвана руками человеческими, и ты был убит людьми. Зверь не снимает с человека одежды прежде, чем терзать его. А если бы он сбросил с тебя одежду и потом напал на тебя, то риза твоя оказалась бы без крови».

И полная безвестность о конце Иосифа тем более терзала старого Иакова.

Но чудны дела Господни…

Осужденный братьями на смерть и вместо того проданный ими в рабство, Иосиф в Египте был куплен богатым царедворцем Пентефрием. Затем стал лично известен фараону – царю египетскому, предсказал голод по всей земле его и избавил землю египетскую от мук голода, вовремя сделав громадные запасы; был возведен в сан первого вельможи египетского и, наконец, встретился с братьями своими, которых Иаков послал в Египет купить хлеба.

Старый Иаков, по желанию Иосифа, был перевезен в Египет, где и кончил дни свои.

Ветхозаветная история Иосифа Прекрасного является прообразом не только предательства Христа, но и мук всех тех правдивых, прекрасных юных душ, которые возбуждали ненависть в злых людях, ненавидевших все доброе, и были осуждаемы ими на гибель…

 

 

Апрель

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.