Нейропсихологические модули речевого развития — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Нейропсихологические модули речевого развития

2022-11-23 20
Нейропсихологические модули речевого развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обе программы (для детей 3–4 лет и для детей от 5 лет) построены абсолютно идентично и различаются лишь сложностью предлагаемых упражнений. Две программы для разных возрастов написаны для удобства их использования. Но «возрастное» деление, как известно каждому взрослому, всегда несколько условно. Иной трехлетний ребенок «даст фору» первокласснику. И, наоборот, уровень психологического развития восьмилетнего ребенка может соответствовать 2–3 годам. Потому далее и представлены достаточно дифференцированные программы: для младших и старших детей. Ознакомившись с ними, специалисты и родители смогут выбрать именно ту программу, которая соответствует конкретному уровню развития ребенка группы или класса.

Нейропсихологические модули адресованы детям от 3 лет, но в «пассивномварианте» отдельные их части могут использоваться гораздо раньше;начиная смладенческого возраста. Вместо того чтобы давать ребенку речевую инструкцию, например, похлопать себя по грудине (покрутиться, послушать звуки природы, ощупать и назвать предмет и т.д.), взрослый берет руки ребенка в свои и они вместе «прохлопывают» грудку ребенка. Или они вместе слушают запись пения птиц, и взрослый вместе с ребенком пытается имитировать эти звуки. Так же они вместе пропевают гласные звуки, выполняют упражнения на развитие тонкой и артикуляционной моторики и т.д. Иными словами, описанные ниже психотехники выполняются ребенком совместно с взрослым в полном смысле этого слова. Взрослый как бы становится полным отражением тела ребенка и вместе с ним(по сути–вместо него)проделывает всенеобходимые манипуляции. Не забудьте в случае грубой речевой недостаточности о фонотеке, содержащей все нормативные вокализации от рождения до 3 лет. Общайтесь с таким ребенком на том языке, который ему понятен. А понятным для него будет тот фрагмент фонограммы, на которую он дал отчетливую реакцию.

Обе программы предусматривают 3 этапа нейропсихологического сопровождения, рассчитанные на 36 недель. I этап длится 2–2,5 месяца, II этап – 2,5–3 месяца и III этап – 3–3,5 месяца. Если вы занимаетесь с ребенком индивидуально или в специальной нейропсихологической группе и выполняете ежедневно домашние задания, то каждый этап можно сократить до 3-4 недель. Таким образом, вся программа будет выполнена за 2,5-3 месяца.

Основные пункты каждого из блоков этих программ абсолютно идентичны. В «Пробуждалках» вы всегда найдете упражнения для поддержания оптимального тонуса рук, плечевого пояса, артикуляционного аппарата и т.п. В блоке «Сенсомоторный базис» обязательны упражнения, направленные на развитие всех сенсомоторных компетенций (руки, ноги, язык и т.п.) отдельно и во взаимодействии. А в блоке «Базовые речевые процессы» представлены эффективные методы формирования фонетико-фонематических процессов, номинации и т.д. Таким образом, ваша задача в течение недели потихоньку выполнять все эти упражнения. Надо просто следить за тем, чтобы каждый раз в ваших занятиях равномерно присутствовали упражнения из всех блоков.

В целом программа выполняется один раз (в идеале – 2 раза) в неделю. А «Пробуждалки» имеет смысл выполнять ежедневно, чтобы постоянно поддерживать нейро- и психосоматический баланс детей и взрослых, которые выполняют эти упражнения вместе сдетьми. Один «урок» занимает от 20 минут до 1,5 часов в зависимости от возраста и уровня развития детей. Понятно, что она может дробиться в соответствии с расписанием занятий в ДОУ и школе. Желательным является ежедневное выполнение упражнений дома. Поэтому описания занятий на каждую неделю должны быть вывешены на стенде. Конечно, надежда на то, что все родители проникнутся важностью момента, невелика. Но даже, если несколько взрослых станут применять все эти упражнения дома – результат не заставит себя ждать.

Нейропсихологические модули можно использовать в соответствии с двумя стратегиями.

Первая стратегия. Программа реализуется целиком,как это изначально заложено вописании. Тогда один-два раза в неделю психолог (логопед, воспитатель, учитель и т.п.) проводит урок, включающий одни и те же «темы»:

1. «Пробуждалки»,или физкультминутки.Упражнения выполняются в самом началезанятий и позволяют детям сосредоточиться на основных нейропсихологических психотехниках или любом другом задании. Кроме того, это единственный способ стабилизации их психосоматического статуса.

2. «Сенсомоторный базис речи».Упражнения направлены на формирование базовыхмежполушарных и подкорково-корковых взаимодействий, которые лежат в фундаменте всего психического развития. Это единственный способ сформировать синергические (одновременные, однонаправленные) и реципрокные (неодновременные, разнонаправленные) взаимодействия рук, глаз, ног и языка. Именно эти психомоторные координации лежат в основе любого речевого процесса и обучения грамоте.

Вне зависимости от возраста, усложнение материала от этапа к этапу выстроено по одному и тому же сценарию формирования предречевых систем (тело-язык-руки-глаза). На I этапе основное внимание уделяется одной-двум системам, обеспечивающих речевые процессы. На II этапе – формированию их синхронных, одно- и разнонаправленных взаимодействий, а на III этапе – формированию их интегративных взаимодействий (одно- и разнонаправленных) во всех возможных вариантах.

3. «Базовые речевые способности».Эти упражнения направлены на формированиеразличных сторон и аспектов речевого развития (импрессивной и экспрессивной речи,словарного запаса, речевого внимания и т.п.)

Вторая стратегия. Программа реализуется дробно(как подпрограммы)разнымиспециалистами. Например, блок «Пробуждалки» проводится любым специалистом в начале дня или перед началом (в середине) любых занятий как физкультминутки. Блок «Сенсомоторный базис» реализуется психологом, педагогом или специалистом по ЛФК, учителем физкультуры или ритмики. А упражнения из блока «Базовые речевые способности» включаются в течение любого занятия в ДОУ, школе или дома. Конечно, важно, чтобы все эти упражнения активно внедрялись в повседневный домашний уклад жизни ребенка.

Нейропсихологические занятия всегда проводятся по одному и тому же сценарию. Наиболее эффективно реализовывать его в некотором игровом контексте и создать своеобразный ритуал занятий. Например, это могут быть «Волшебные ворота», проходя через которые дети попадают в волшебную страну, где они учатся всяким премудростям. Важным моментом является также ритуал приветствия и ритуал завершения занятий (прощания): обсуждение занятий и рисунок на память. Обсудите с детьми все, что вы сегодня делали, чему научились. Не бойтесь похвалить наиболее успешных и поддержать отстающих. Важно ввести какие-то мини-призы и т.п. Обязательно надо предупредить родителей, чтобы они как можно подробнее расспрашивали ребенка о ваших занятиях. Ребенок должен видеть и обсуждать с другими плоды своего ежедневного творчества.

На первом же занятии важно четко «зафиксировать» в представлении ребенка систему координат. И здесь весьма актуальна «Сказка про левую руку»: « Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга. И от этого была страшная путаница. Тогда они договорились называть одну руку Левой (показываем),а другую Правой (показываем).А чтобы не забыть,где какая рука,они наделина левую руку браслет (тряпочку, часы, бантик и т.п.). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжку и рассматривать картинки слева (показываем) и т.д.»

Необходимо максимально использовать богатый арсенал внешних опор, маркеров («сено – солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первый шаг – маркировка левой руки ребенка с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т.п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством. На нее можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны присутствовать постоянно.

Базовые нейропсихологические модули развития речи на всех этапах в течение года имеют одну и ту же универсальную структуру, строятся по единому сценарию. Это позволяет детям планомерно, в соответствии с законами развития мозга, наращивать свою речевую компетентность. Очень важно при этом не дожидаться, пока ребенок сам поймет, что ему надо делать. Взрослым надо опираться, прежде всего, на великое преимущество детства – способность к подражанию и имитации. Поэтому все должно быть буквально,подчасутрированно, показано ребенку. Нет, например, смысла дожидаться, пока ребенок что-то поймет сам. Надо подойти к нему и вместе с ним («став его рукой или ногой») проделать то или иное упражнение.

Каждое упражнение выполняется 5 раз. Все они подробно описаны в следующих главах. Нейропсихологические модули позволяют интегративно и одновременно вариативно подойти к проблемам речевого развития. Главная задача взрослого окружения – вовремя выявить их и помочь ребенку в их устранении. Даже если данный конкретный ребенок демонстрирует высокий уровень развития, занятия помогут ему расширить свой психологический потенциал.

Подчеркнем, что нейропсихологическое сопровождение (коррекция, профилактика, абилитация) речевого развития – всегда непрерывный диагностический процесс, поскольку именно для детского возраста специфична стремительная динамика психологических перестроек.

Исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка (при грамотном подходе) обязательно приведут к наращиванию его речевых возможностей. В противном случае будет тормозиться и искажаться весь ход его развития. А отставание в речевой сфере неизбежно повлечет изменения в познавательном развитии вообще. Далее последует изменение в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуры растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты.

Нейропсихологический подход уже многие годы подтверждает свою адекватность и эффективность при решении проблем психологической дизадаптации детей; в том числе – в рамках инклюзивного образования. Его внедрение позволяет в максимальной степени преодолеть возрастную несформированность ВПФ в когорте детей с нижненормативными и атипичными вариантами развития. И существенно увеличить познавательный и эмоционально-личностный потенциал детей с ОВЗ. Это значит, что их дальнейшее обучение и социальная адаптация будет протекать на более благоприятном фоне, свободном от груза многих проблем раннего развития.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.