Неблагополучие речевого развития современных детей. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Неблагополучие речевого развития современных детей.

2022-11-23 22
Неблагополучие речевого развития современных детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной и наиболее постоянной характеристикой различных вариантов отклоняющегося развития (в частности, речевого) является сегодняпрепатологическое состояние наиболее рано созревающих – подкорковых – систем головного мозга. Данный безрадостный факт в той или иной степени наблюдается более, чем у 60% современных детей, посещающих обычные детские образовательные организации.

Эти мозговые структуры по большей части формируются внутриутробно, предопределяя течение эмбрионального развития и процесса родов. Они закладывают основу для всего последующего хода развития ребёнка. Центральная роль этих образований мозга обсуждалась в предыдущей главе.

Подкорковые структуры мозга (стволовые системы, базальные ядра и т.д.) обеспечивают, прежде всего, самые фундаментальные звенья речи, без которых она, равно как и любая другая психическая функция, попросту невозможна. Именно эти зоны мозга обеспечивают ребёнку поступательное формирование интегративных подкорково-корковых и межполушарных систем. Его главные векторы направлены: 1) «снизу–вверх»,от субкортикальных образований ккоре мозга; 2) «справа – налево», от правого к левому полушарию мозга; 3) «сверху – вниз», от корковых структур к субкортикальным, подкорковым образованиям. Отставание, недостаточность и/или искажение в любом звене этого единого процесса может стать центральным патологическим радикалом речевого неблагополучия в детстве.

Рассмотрим логопатические феномены, обусловленные недостаточностью подкорковых систем мозга и интимно связанных с ними – межполушарных взаимодействий. Именно из-за этих проблем возникает максимальное накопление различных сбоев речевого развития: от незаметных, смазанных до очевидных и очень грубых (алалии, дизартрии, ОНР, ФФН и т.п.).

1. Для всех этих детей характерно обеднение,искажение и нарушение общего сенсо-моторного репертуара (общетелесного,мануального и/или речедвигательного).А сенсо-моторный репертуар – фундамент речевой деятельности вообще. Но этим ситуация не ограничивается. Она приводит к нарушениям и/или искажениям (дизонтогенезу) гораздо более высоких и, что самое главное, – всех! – этажей речевой иерархии.

2. Обнаруживается несформированность всех базовых, фоновых механизмов речи и невербальных средств коммуникации. Постоянны сопутствующие движения(синкинезии),изменение мышечного тонуса, обилие вычурных поз и патологических ригидных телесных установок. Имеет место заметное излишество, нерасчетливость двигательных и жестомимических актов; вычурные позы, гримасничанье, тики, неожиданная вокализация в виде вскриков, неконтролируемого смеха. Нередки элементы заикания (запинки), шумного и прерывистого придыхания, а порой и логоневроза. Дети неловки, маловыразительны, скованы; малоподвижность иногда чередуется с неожиданными взрывами гиперактивности. Иными словами, их поведение, в целом, диспластично, что характерно и для протекания их психической деятельности вообще.

3. Наличие данных патологических знаков крайне негативно отражается на состоянии речиэтих детей за счет высокой истощаемости, заметной расторможенности, присутствия невротических реакций. Общее,неспецифическое истощение(вследствие узурпации поведенияописанными феноменами) ведет к нарушению всех звеньев речи на фоне расстройств дыхания, тиков и запинок; она становится все менее внятной. Появляются стойкие ошибки фонетического (замены, пропуски, смешения звуков) и лексического (вербальные и литеральные парафазии, вербальные парагнозии, нарушение слоговой структуры слова) уровня, аграмматизмы. Теряя замысел высказывания, ребенок переходит на побочные ассоциации и инертные стереотипы.

4. В синдроме обнаруживается стертая форма дизартрии (невнятная,смазаннаяречь),дефекты различных функций артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры. Характерны разнообразные нарушения звукопроизношения. Постоянны просодические расстройства (темп, ритм, интонирование), дыхательные дизритмии, фонетико-фонематические проблемы. Все перечисленные проблемы выступают в обрамлении разнообразных проявлений пространственного дефицита и т.п. В школьном возрасте этот тип речевой (и шире, вербально-невербальной) некомпетентности приводит к учебной неуспешности: различным формам дисграфий, дизлексий и дискалькулий. Все больше страдает социальная адаптация ребенка в целом.

5. Имеет место задержка становления доминантного по речи полушария вплоть до10–12лет (то есть, примерно с пятилетним отставанием относительно нормы). Грубо несформированным оказывается фонематический анализ и синтез, протекающий на фоне стертой дизартрии. Дефицитарно становление словарного запаса (номинативной функции), понимания логико-грамматических конструкций, самостоятельной развернутой речи. Закономерно несформированными оказываются все виды и уровни психической деятельности, производные от речи (слухо-речевая память, письмо, мышление и т.д.).

6. Диалог таких детей крайне беден,немногословен,эмоционально не насыщен.В немпрактически не представлено взаимодействие интонационных средств со смысловыми связями и предшествующим текстом. Заметно снижена потребность в общении; от взрослого постоянно требуются опорные слова, внешняя поддержка и подсказка точных слов и словосочетаний. Монолог также крайне скуден и ограничен. Речь не соответствует в полной мере своей коммуникативной функции. Хотя передача содержания услышанного (прочитанного) достаточно подробна, отмечается механическое запоминание событий и поступков героев, неумение импровизировать и т.п. В рассуждениях практически отсутствуют построения, содержащие умозаключения и передачу логической связи событий. Большинство детей затрудняется в различении данной и новой информации.

7. Особенности формирования межполушарных взаимодействий у этих детей яркоиллюстрируются результатами дихотического прослушивания. Дихотическое прослушивание (ДП) является одним из немногих инструментальных методов, позволяющих объективно оценить взаимодействие полушарий мозга в обеспечении речевых процессов. Собственно, вторым (с точки зрения надежности полученных данных) является исследование больных с локальными поражениями мозга.

а) Внедрение ДП в нейропсихологический анализ речевого развития(в норме,при логопатиях илокальных поражениях мозга на базе Института нейрохирургии РАМН; директор. – акад. А.Н. Коновалов), позволило нам наглядно увидеть сценарий «взаимодействия полушарий» в детском возрасте. Уже с 5-летнего возраста в норме эта динамика такова: на первых этапах речевой деятельности интенсивно включается правое полушарие; примерно на 2-й минуте к нему присоединяется левое; с 3–4-й минуты безусловный и постоянный локус контроля переходит к левому полушарию, хотя правое продолжает вносить свою лепту. Таким образом, был еще раз подтвержден факт опережающей обработки любой информации (даже речевой, безусловно «левополушарной») правым полушарием мозга.

Одновременно было получено наглядное свидетельство того, как именно полушария мозга обеспечивают вместе речевую деятельность. Они не конкурируют друг с другом, а вступают поэтапно в этот процесс. По мере его стабилизации правое полушарие как бы передает «бразды правления» левому, а само отступает на задний план.

б) Совсем иначе обстоит дело у детей с недостаточностью межполушарных связей от стволового уровня. Вплоть до10лет правое полушарие играет у них не менее,а подчас–более значимую роль в обеспечении речевых процессов. Лишь к 12 годам эта ситуация постепенно начинает приближаться к «норме». То есть, начинает формироваться доминирование левого полушария, относительно аналогичное нормативному. А до этого возраста имеет место отчетливая дезинтеграция межполушарного взаимодействия, обозначенное нами как «межполушарные качели». Это проявляется в том, что включенность одного полушария сопровождается одновременной (синхронной) инактивностью другого. Иными словами, каждое из полушарий при этом работает по принципу «включилось – выключилось».

в) При аналогичном анализе логопедической феноменологии(ОНР и ФФН)быливыявлены особенности дисбаланса парной работы мозга и задержка становления доминантного полушария примерно с двухгодичным опозданием. У этих детей ни в одном случае не наблюдалось нормативного взаимодействия полушарий. Но наблюдались два типа «диалога» между мозговыми полушариями.

Ø При ФФН стабильная, платообразная левополушарная кривая сочетается с «качелеобразной» правополушарной вплоть до ее игнорирования, то есть, до полного выключения правого полушария из деятельности. Таким образом, при фонетико-фонематическом недоразвитии страдает,в первую очередь,не левое,а правое полушарие!

Ø Для ОНР специфична иная картина: кривые образуют «реципрокные качели» на всем протяжении: когда активно левое полушарие, правое выключается и наоборот. Иными словами, мы опять видим не первостепенный дефицит левого полушария мозга.Реализациялогопатии этого вида обусловлена, в первую очередь, межполушарной дезинтеграцией, при которой активность одного из полушарий сочетается с полной «бездеятельностью» другого.

В совокупности все приведенные факты убедительно доказывают, что профилактика и коррекция речевого развития на современном уровне требует привлечения не просто отдельных психотехник (даже самых эффективных), а целостной системы. Она должна включать методы работы со всеми перечисленными «зонами риска» современных детей. Структура и этапы привлечения таких методов не могут быть спонтанными. Они должны опираться на законы мозгового обеспечения речевого развития.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.