Кому нужны нейропсихологические занятия? — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кому нужны нейропсихологические занятия?

2022-11-23 22
Кому нужны нейропсихологические занятия? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Подчас различные задержки и деформации речевого развития обнаруживают себя в полной мере лишь при подготовке к школе. Вдруг (!) выясняется, что ребенок почему-то не в состоянии усвоить буквы и цифры, плохо запоминает и т.п. А в школе возникают дисграфии, дизлексии и иные проблемы обучения и поведения. Или вдруг в 4-5 классе успевающий до того учащийся начинает получать «двойки». Все недоумевают и не понимают, что его речевых способностей хватало, пока в предложениях было 3-5 слов, и он их преимущественно списывал. Но теперь увеличился их объем, стали преобладать занятия «под диктовку» и т.п. И уровень речевой компетентности успешного ранее ученика оказывается существенно ниже, чем требуется.

Ребенка начинают муштровать, не осознавая, что имеющиеся трудности – лишь «вершки». Но «корешки» надо искать в его младенчестве и раннем дошкольном возрасте. То есть там, где не были адекватно сформированы все сенсомоторные, коммуникативные, мотивационно-потребностные и иные предпосылки речи. Вся эта драматургия всесторонне изучена и описана в нейропсихологии детского возраста. Подробно все эти и многие другие проблемы обсуждаются также в многочисленной литературе, часть которой представлена в конце данного раздела.

Предлагаемые в следующей части нейропсихологические программы имеют совершенно конкретный контекст. Они обращены именно к речевому развитию и специально созданы для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию речи в ДОУ, школе и дома. Все модули МЗО адресованы детям от 3 лет; они с большим успехом применяются и в 10-15 лет, и в работе со взрослыми. Известно, что в школе многие дети обнаруживают неготовность к письму, чтению и счету. Педагоги часто не могут понять причин этого. А они просты: речевые проблемы этих детей не были своевременно выявлены и устранены.

В «пассивном варианте» отдельные блоки программ могут использоваться гораздо раньше; начиная с младенческого возраста. Вместо того,чтобы давать ребенкуречевую инструкцию, например, поднять руки и потянуться (покрутиться, изобразить ногами «езду на велосипеде», ощупать и назвать предмет и т.д.), взрослый берет руки ребенка в свои и поднимает их, одновременно слегка растягивая. Аналогично, можно «в пассиве» делать все двигательные упражнения: например, «повороты головы» взрослый делает, взяв голову ребенка в руки и медленно совершая нужные движения и т.п. Они вместе пропевают гласные звуки, выполняют упражнения на развитие тонкой и артикуляционной моторики, имитируют разнообразные звуки и т.д. Иными словами, упражнения выполняются взрослым совместно с ребенком в полном смысле этого слова. Взрослый в этот момент становится «сиамским близнецом» ребенка и вместе с ним(точнее – за него) выполняет то или иное задание.

Нейропсихологические занятия эффективны для работы со всеми категориями детей. При высоком уровне развития они будут исполнять роль развивающих,илиабилитационных. При тех или иных отклонениях в развитии (энцефалопатия, ММД, ЗПР, ОНР, аутизм, дислалия и т.д.) – позволят преодолеть имеющийся дефицит полностью или в максимальной степени. И существенно повысят эффективность работы дефектологов, психологов и логопедов.

При грубых отклонениях речевого развития необходимо дополнить программы МЗО еще одной технологией, которая призвана выявить и реабилитировать те периоды становления речи (от рождения до текущего возраста ребенка), где произошел сбой. А затем – по всем правилам МЗО – «заместить» и активировать страдающие звенья, открыв возможности и ресурсы речевого потенциала данного ребенка. Для этого необходимо завести фонотеку, записав на магнитофон в порядке появления все возможные детские вокализации (гуканье, смех, хныканье, лепет и т.п.), которые возникают от рождения до 3 лет в норме. Найти соответствующие паттерны можно и в Интернете.Эта«симфония» должна постоянно звучать как фон во время любых ваших взаимодействий с ребенком. Рано или поздно он отреагирует на определенный звуковой фрагмент. Что и будет указанием на то, что «там и тогда» произошел речевой «клинч», который привел к речевой недостаточности. С этого момента взрослые начинают имитировать данные звуки и с их помощью общаться с ребенком. И, так же, как ползание или движения глаз «запускают» целый пласт психо-моторных процессов – этот диалог на понятном мозгу ребенка языке «запустит» генетически заданную программу его речи.

А ведь есть еще двуязычные дети (билингвы) и часто болеющие дети; дети с почечной недостаточностью и астматическими проявлениями, у которых нередко возникают специфические проблемы речевого развития. Наконец, странные дети «без диагнозов», которые почему-то демонстрируют очевидные проблемы поведения и обучения, попадая в разряд «особых», необучаемых и неуправляемых. Многочисленные проблемы современных детей и их главные источники уже обсуждались выше и в других разделах данного издания.

Группу риска представляют также левши, правши с семейным левшеством и амбидекстры. Эта группа обозначается в целом как«дети с наличием факторалевшества». Поскольку по мозговым механизмам реальный левша и правша с семейным левшеством различаются непринципиально, условимся называть все эти подгруппы «левшами». Остановимся на их проблемах подробнее, ведь сегодня таких детей становится все больше. Это связано с возрастанием случаев не генетического, а патологического левшества. Патологическое и/или компенсаторноелевшество возникает у ребенка в силу разных причин:

Ø внутриутробная или родовая травма левого полушария, вследствие которой возникает вынужденная гиперактивность правого полушария (т.е. левых конечностей), ДЦП и т.п.;

Ø дефицит стволовых образований мозга, который приводит к задержке формирования межполушарных взаимодействий и, соответственно, доминантности левого полушария в отношении правой руки;

Ø выраженный правосторонний гипертонус или правосторонняя кривошея, при которых вся правая часть тела (особенно плечевая) как бы зафиксирована, тугоподвижна;

Ø травма правой руки или вынужденная (по медицинским показаниям) обездвиженность в младенчестве и т.д.

Во всех этих ситуациях ребенку ничего не остается, кроме активного использования левой руки. Он – не левша, он «вынужденный неправша», но все воспринимают такого ребенка как левшу и даже не пытаются сформировать у него активные манипуляции в правой руке. А проблемы развития этих детей, как правило, аналогичны тем, которые подробно рассматривались в предыдущем параграфе.

Между тем, занятия по МЗО в большинстве случаев приводят к достаточно быстрой, подчас спонтанной смене ведущей руки. Никто при этом не занимается их переучиванием (в нейропсихологии этого слова нет!). Просто формирование межполушарных взаимодействий приводит к тому, что мозг ребенка сам возвращается к «праворукости».

Обсудим теперь кратко особенности речевого развития истинных (генетических)левшей, поскольку эта тема неизменно вызывает много вопросов.Вместе с тем,следует сразу отметить, что большинство негативных моментов их развития наблюдается в современной детской популяции повсеместно и не зависит от наличия или присутствия фактора левшества. Потому стандартизирована и общая стратегия коррекционных нейропсихологических занятий.

Вся совокупность сложнейших процессов предречевого развития, описанных выше, формируется у левшей гораздо дольше, чем у правшей. Это обусловлено спецификой онтогенеза (индивидуального развития) их подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Специфические трудности маленьких левшей ярко обнаруживает себя и в движении, и в речи. Именно эти психические процессы «работают» у нас вовне, позволяют выразить себя. Недаром они так тесно связаны между собой.

Левшатам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (от движения к движению,от звука к звуку и т.п.).А ведь натаких переключениях, равно как и на плавном разворачивании любого процесса (восприятия окружающего мира, чтения, игры или письма), базируется все наше поведение.

У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедлена, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п. В силу специфической несформированности парной работы правого и левого полушарий, у них постоянны все дефекты речевого развития, связанные с недостаточностью межполушарных связей: фонетико-фонематический дефицит нафоне стертой дизартрии, задержка формирования функций называния и понимания логико-грамматических конструкций (под – над, до того – после того, выше – ниже и т.п.).

Характерно, что эти дети очень часто демонстрируют специфический «откат» речевого развития в возрасте 2–3 лет. Родители отмечают, что речь сначала развивалась хорошо, и вдруг ребенок как будто «оцепенел»: перестал разговаривать, производил впечатление, что стал таким, каким был в младенчестве. То же могло наблюдаться с различными двигательными навыками. Например, он хорошо завязывал шнурки (держал ложку, играл в мячик и т.п.), а потом как бы внезапно разучился. Потом эти процессы вроде бы нивелировались. Однако их «след» явно продолжает обнаруживать себя и далее.

Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. В постоянных поисках слов, тенденцией к замене нужных слов близкими им по значению. Задача взрослых – ни в коем случае не торопить ребенка, ненавязчиво подсказать, дать ему время «войти в процесс», выбрать оптимальный вариант решения той или иной задачи и т.д. Леворукий ребенок (из-за особенностей своей нервной системы) имеет право на некоторую заторможенность инициации любого двигательного процесса, в том числе – речевого. Его мозгу необходимонекоторое время для запуска любой разворачивающейся во времени и пространстве деятельности.

Итак, одна из главных зон психологической уязвимости левшат слабость и медленное формирование динамических, кинетических компонентов практически всех психических функций и поведения в целом. Кстати, именно это обстоятельство во многом определяет всем известную их черту: склонность к заиканию, различные задержки и сбои речи (и шире – поведенческих программ) в любых мало-мальски стрессовых условиях.

Особенно сложны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия, особенно если эти движения не синхронны.Часто дети жалуются,что иммешают руки и ноги, если приходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец. Правда, даже здесь они с возрастом находят «обходные» пути, автоматически дублируя, буквально копируя чье-то движение, заучивая его наизусть, а уж потом постепенно вплетая в общую канву, например, танца. Не торопите ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать вас: это ему не под силу по тем самым причинам, которые описаны выше. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном.

Даже взрослые левши иногда жалуются, что чистить картошку и одновременно разговаривать с кем-то для них – сплошная мука, потому что они постоянно сосредоточиваются либо на картошке, либо на разговоре. Стремясь оказать помощь левшатам, старайтесь во время игр и домашних дел давать им как можно больше заданий, в которых были бы задействованы обе руки или ноги, например: имитация плавания «кролем» или игры на фортепиано. Отработайте с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивайте темп.

Все эти проявления несформированных межполушарных связей часто усугубляются закономерными пространственными затруднениями. У них нет устойчивых представлений о понятиях «слева – справа, от – к, над – под» и т.д. Всем известна эта черта левшей, которая видна в движении, при рассматривании картинок (справа – налево и снизу – вверх), в «зеркальном» рисунке и письме букв или цифр.

Очевидно, любой специалист, работающий с детьми, согласится, что все перечисленные проблемы встречаются сегодня не только у левшей, но и у всех детей повсеместно. Потому самым грамотным и эффективным будет привлечениенейропсихологического комплекса упражнений, который описан ниже. Их идеология связана с направленным формированием у детей (левшей и правшей) широкого репертуара психомоторных навыков. Этот процесс – единственная возможность смоделировать и закрепить у ребенка отлаженные взаимодействия подкорково-корковых и межполушарных систем мозга. На этом фундаменте можно более эффективно корригировать, выстраивать и развивать все необходимые линии высших речевых процессов: фонетико-фонематических, логико-грамматических, коммуникативных и иных.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.