ХАДИС 48 Не следует подчиняться тому, что приведёт к ослушанию Аллаха. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

ХАДИС 48 Не следует подчиняться тому, что приведёт к ослушанию Аллаха.

2022-11-14 31
ХАДИС 48 Не следует подчиняться тому, что приведёт к ослушанию Аллаха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Не следует подчиняться (тому, что приведёт к) ослушанию (Аллаха), подчиняться необходимо лишь в (том, что соответствует) одобряемому [Имеется в виду одобряемое шариатом] ». Аль-Бухари и Муслим.

 

Этот хадис накладывает ограничения на проявления повиновения обладателям власти, родителям и супругу, повиновение которым вменяется шариатом в обязанность.

 

Объясняется это тем, что каждому из вышеупомянутых лиц следует повиноваться сообразно его положению и только в том, что одобряется шариатом. При этом во многом из того, что шариат велит людям, он отсылает их к обшепринятым обычаям, примером чего могут служить веления проявлять почтительность по отношению к родителям, поддерживать родственные связи, придерживаться справедливости и оказывать благодеяния всем людям. То же самое относится и к велению повиноваться тем, кому повиноваться обязательно.

 

Однако всё это связано с вышеупомянутым ограничением. Имеется в виду, что если кто-нибудь из вышеперечисленных лиц прикажет ослушаться Аллаха, что может выразиться в совершении чего-нибудь запретного или отказе от совершения обязательного, то повиноваться сотворённому существу, допуская неповиновение Аллаху, не следует.

 

Так, если кто-нибудь из них велит убить невиновного, или избить его, или забрать его имущество, или отказаться от совершения обязательного хаджжа, или отказаться от одного из других обязательных видов поклонения*, или порвать связи с теми, с кем их следует поддерживать, то подчиняться им не нужно, поскольку в первую очередь повиноваться необходимо Аллаху, а потом уже людям.

 

*[Например, соблюдения поста во время рамадана, совершения обязтельной молитвы и так далее].

 

В данном хадисе подразумевается, что если вменяемое шариатом в обязанность проявление повиновения кому-либо из вышеуказанных лиц потребует отказаться от каких-либо добровольных форм поклонения, то следует отдать предпочтение повиновению им, поскольку отказ от добровольного не является ослушанием Аллаха. Так, например, если муж запретит своей жене поститься добровольно или же совершить добровольный хадж*, или если правитель отдаст человеку такой приказ, касающийся дел управления, который потребует отказа от совершения желательного, то предпочтение надо будет отдать обязательному**.

 

*[То есть: такой хадж, который совершается уже не в первый раз].

 

**[В данном случае – подчиниться, соответственно, мужу и правителю, что обязательно по шариату].

 

Слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «…подчиняться необходимо лишь в (том, что соответствует) одобряемому». Имеют отношение к тому, о чём мы уже упомянули, а также и к способностям и возможностям человека, поскольку одна из основ шариата связывает вы-полнение обязанностей с наличием соответствующих возможностей.

 

Здесь имеется в виду тот хадис, в котором сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: – Когда мы клялись посланнику Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) в том, что будем слушать его и повиноваться ему, он говорил нам: «В том, что будет вам по силам».

 

ХАДИС 49 Награда за самостоятельные поиски решения.

 

[Имеется в виду иджтихад, поиск самостоятельного решения таких вопросов, на которые нет прямых указаний в Коране и сунне].

 

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал:

«Если судья вынесет решение, проявив усердие [То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания], и (его решение) окажется правильным*, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда». Аль-Бухари и Муслим.

 

*[Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам)].

 

Под “судьёй” здесь подразумевается человек, обладающий таким запасом знаний, который позволяет ему принимать соответствующие решения. Улемы указывали, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть судьёй.

 

Некоторые из них заходили в этом слишком далеко, а некоторые ограничивались указанием на то, что для этого достаточно обладать такими знаниями, которые позволят ему выносить фетвы*, и это ближе к истине.

 

*[Фетва – богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шариата или истолкования какого-нибудь дела с позиций шариата].

 

В данном хадисе содержится указание на то, что если невежественный человек станет судить и примет правильное решение, это будет означать, что он проявляет несправедливость и совершает грех, поскольку невежественному человеку вообще нельзя браться за это.

 

Кроме того, этот хадис указывает на то, что судья обязательно должен уметь искать и принимать самостоятельные решения, то есть заниматься иджтихадом, который бывает двух видов.

 

Первый вид иджтихада требует умения увязать вопрос, в связи с которым обращаются на суд, с установлениями шариата.

 

Суть второго состоит в применении соответствующих положений закона независимо от того, соответствует это интересам его близких и друзей или нет, чтобы все люди в этом отношении были для судьи равны и никому не отдавалось предпочтение под воздействием собственных пристрастий. Соблюдение этих условий позволит судье получить награду в любом случае, ибо если он найдёт правильное решение, то получит двойную награду, а если ошибётся, то – одну. При этом его ошибка будет ему прощена, поскольку решить эту задачу было выше его возможностей, а обеспечение справедливости, как и всего прочего, зависит от способности.

 

Разница между судьёй, который принимает самостоятельное решение и человеком, поддающимся воздействию своих пристрастий, состоит в том, что стремящийся к истине делает то, что ему предписывает шариат, руководствуясь благими намерениями, стараясь найти решение на основании того, что является для него очевидным, и учитывая те доказательства, которыми он располагает, тогда как пристрастный человек говорит, не основываясь на знании и не стремясь к установлению истины.

 

Это свидетельствует о достоинстве судьи, отличающегося подобными качествами, и о том, что он получит награду за каждое дело, по которому принимает решение.

 

Вот почему судопроизводство относится к числу важнейших обязанностей, ведь в случае возникновения споров или каких-нибудь сомнений все люди обращаются за их разрешением к судье.

 

Судья должен прилагать все свои силы при осуществлении поисков самостоятельного решения, и если он найдёт его, то выполнит свой долг, сможет снискать благо и получит великую награду, а Аллах знает об этом лучше.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.