ХАДИС 42 Не следует составлять завещания для наследника. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

ХАДИС 42 Не следует составлять завещания для наследника.

2022-11-14 25
ХАДИС 42 Не следует составлять завещания для наследника. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2 Сообщается, что Абу Умама аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, сказал: – Я слышал, как посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право*, а поэтому не (следует составлять) завещание для наследника». Са‘ид бин Мансур, ат-Тайалиси, Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и аль-Байхаки. [Иснад этого хадиса является хорошим].

 

*[Имеется в виду, что не следует составлять какое-то особое завещание для тех наследников, о величине доли наследства которых упоминается в Коране].

 

Два приведённых выше хадиса включают в себя большую часть установлений, касающихся наследства и завещаний. Поистине, Аллах Всевышний подробно, полностью и ясно изложил установления относительно наследства, даровав должное каждому, кто имеет на это право. Что же касается посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) то он велит выделять соответствующие части наследства тем, кто на них имеет право, отдавая предпочтение родственникам со стороны отца. При этом оставшееся следует отдать самому близкому родственнику мужского пола, к числу которых относятся родственники по боковой линии, родственники по прямой линии, родственники по боковой линии родственников по прямой линии и находящиеся под опекой.

 

Если претендентами на наследство являются двое или более родственников отца, то предпочтение отдаётся наиболее близким, а если по близости они равны, то – более высокому по степени. Так, например, сыну отдаётся предпочтение перед внуком, а дяде – перед сыном дяди.

 

Если же они равны и по степени, но один из них более близок по родству, что может быть только в том случае, когда дело касается родственников по боковой линии и родственников по прямой, то есть братьев, дядьёв и их сыновей, тогда предпочтение отдаётся наиболее близкому, а именно – сводному брату отца.

 

Именно это и имел в виду пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказавший: «…самому близкому родственнику (покойного) мужского пола». Здесь подразумеваются упомянутые нами в определённом порядке степени близости родства.

 

Из этого следует, что каждый из числа упомянутых в Коране наследников имеет преимущество перед родственником отца и получает причитающееся ему первым, а в том случае, когда на вы-плату наследникам, упомянутым в Коране, уходят все средства и имущество, оставленные покойным в наследство, родственники отца уже ни на что претендовать не могут. Если же речь идет о таком случае, когда после смерти женщины наследниками являются её муж, мать, сводные братья по матери и родные братья, тогда муж должен получить половину наследства, мать – одну шестую, а сводные братья по матери – одну треть. Всем этим людям причитаются определённые части наследства, на что и было указано нами, если же говорить о родных братьях, то о них ничего не было сказано ввиду того, что они являются родственниками со стороны отца. Так и следует поступать, на что есть множество указаний, однако приводимое нами является самым ясным.

 

Слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказавшего: «Отдавайте доли наследства тем, кто имеет на них право», могут служить указанием на то, что если этих долей будет много, то их следует отдать родственникам, имеющим на это право, за вычетом их долгов, и это будет соответствовать справедливости.

 

В тех случаях, когда многие люди имеют одинаковые права на что-либо, и невозможно полностью удовлетворить каждого, и никто из них не имеет права на то, чтобы ему отдали предпочтение, доли их следует уменьшать в соответствии с теми правами, которые они имеют. Это касается дарений, вакфов, завещаний и прочего и относится так же к тем случаям, когда остаётся что-то лишнее.

 

Этот хадис указывает на то, что если наследников, имеющих зафиксированное в Коране право на получение доли наследства, нет, то всё оно должно перейти к родственникам отца по мужской линии в соответствии с вышеуказанным порядком.

 

Здесь имеется также и указание на то, что, если остаются только такие наследники, права которых оговорены в Коране, а родственников у отца нет, тогда оставшееся распределяется между ними пропорционально причитающимся им по Корану долям наследства; если же наследство невозможно распределить в точном соответствии с указаниями Корана*, тогда доля каждого уменьшается в определенной пропорции, а цель подобного исчисления долей наследства состоит в том, чтобы остаток доставался родственникам отца.

 

*[Примером может служить такой случай, когда после смерти женщины наследниками становятся её муж и две родные сестры, поскольку муж должен получить половину, а каждая из сестер – по одной трети, что в сумме составляет собой больше целого].

 

Если же родственников у отца не имеется, всё достаётся тем наследникам, которые имеют на это право, так как других претендентов на наследство не имеется.

 

И этот хадис указывает также на действительность завещания в пользу того, кто не является наследником по шариату. Однако здесь следует отметить, что это одобряется в том случае, если завещатель является достаточно богатым человеком и оставляет своих наследников обеспеченными. Если же завещатель беден и его наследники нуждаются во всём его наследстве в силу своей бедности или многочисленности, то ему лучше не оставлять посторонним в наследство ничего, а оставить всё, чем он владеет, наследникам.

 

Что же касается составления завещания в пользу тех, чьи наследственные права уже определены в Коране, то в приводимом нами хадисе содержится запрет на это, что объясняется словами пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) который сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не (следует составлять) завещание для наследника».

 

Таким образом, человек, составляющий подобное завещание, преступает запреты Аллаха, поскольку он отдаёт предпочтение одним законным наследникам перед другими. При этом, по общему мнению всех улемов, не имеет значения, выразится ли это в форме составления завещания, дарения наследнику или передачи кому-нибудь из наследников трети* в качестве вакфа.

 

*[Здесь имеется в виду та треть имущества завещателя, которую он, по шариату, может оставить в наследство не законным наследникам, а кому угодно].

 

Если завещатель оставляет что-либо постороннему человеку или выделяет долю наследства на религиозные цели, эта доля не должна превышать одной трети от всего оставляемого в наследство имущества. Если же завещаемое на вышеупомянутые цели имущество превышает одну треть, то для вступления завещания в законную силу требуется согласие законных наследников.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.