ХАДИС 26 Неспешность и облегчение. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

ХАДИС 26 Неспешность и облегчение.

2022-11-14 26
ХАДИС 26 Неспешность и облегчение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, религия эта легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его[ 1 ], так придерживайтесь же правильного[ 2 ], и приближайтесь[ 3 ], и радуйтесь[ 4 ], и обращайтесь (к Аллаху) за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи[ 5 ]».

 

1 [Здесь имеется в виду, что попытки делать нечто непосильное для себя, например, молиться днём и ночью до полного изнеможения или поститься ежедневно, всегда приводят к нежелательным последствиям, так как рано или поздно человек теряет силы и оказывается не в состоянии делать даже то, что могут делать все остальные].

 

2 [То есть не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно; придерживайтесь умеренности].

 

3 [То есть старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день].

 

4 [Подразумевается, что людям следует радоваться обещанной им Аллахом награде].

 

5 [Здесь имеется в виду время, начиная от середины последней трети ночи и до рассвета].

 

В одной из версий этого хадиса сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) также сказал: «…и мало-помалу вы достигнете (своей цели)». Аль-Бухари.

 

Сколь важен этот хадис и сколь много блага, полезных наставлений и всеобъемлющих основ он содержит в себе!

 

В начале его посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорит: «Поистине, религия эта легка…», и эти слова являются великой основой. Это значит, что для людей облегчено усвоение догматов этой религии, следование её нравственным принципам и исполнение религиозных обязанностей, как облегчено и понимание всего, что следует делать и от чего необходимо воздерживаться. В основе догматов этой религии лежит вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников, в Последний день, а также в предопределённость всего дурного и хорошего. Эти догматы верны, и сердца уверены в них, а тех, кто им следует, они приведут к достижению высшей и наилучшей цели. Нравственные принципы этой религии являются наиболее совершенными, а дела, к которым она побуждает, – самыми благими. Совершение этих дел приводит к обретению блага в религии, в мире этом и в мире вечном, а если они не совершаются, то блага не будет ни в чём. Совершение этих дел также облегчено, и каждый человек, обязанный исполнять предписания религии, видит, что он может делать это без особых затруднений. Эти догматы являются правильными и простыми, люди, обладающие здравым умом и сохранившие свои врождённые свойства в неприкосновенности, признают их, а обязанности, исполнения которых требуют эти догматы, совершенно несложны.

 

ПЯТИКРАТНАЯ МОЛИТВА. Пять молитв совершаются ежедневно в соответствующее для каждой из них время. Милосердный и Знающий обо всём Аллах сделал совершение этих пяти молитв ещё более лёгким, вменив людям в обязанность принимать участие в общей молитве и собираться в мечетях ради этого. И действительно, встречи с целью исполнения религиозных обязанностей придают людям силы и облегчают их задачу. Подобные встречи являются таким благом для религии и веры и сулят столь великую награду Аллаха в обоих мирах, что это просто обязывает верующего наслаждаться ими и воздавать Аллаху хвалу за то, что Он предписал Своим рабам участвовать в них, ведь обойтись без этого они не в состоянии.

 

ЗАКЯТ. Выплата закята необязательна для бедного, который не распологает достаточным количеством имущества или денег. Закят следует выплачивать только обеспеченным людям, что способствует совершенствованию их ислама, увеличению их средств и улучшению нравственных качеств, защите их самих и их имущества от всевозможных бедствий, очищению от дурных дел, удовлетворению потребностей нуждающихся и обеспечению интересов всего общества в целом, хотя все эти выплаты составляют лишь малую часть удела, дарованного им Аллахом.

 

ПОСТ. Соблюдать пост обязательно ежегодно в течение одного месяца, и это объединяет между собой всех мусульман. В этот период в дневное время они отказываются от удовлетворения своих основных желаний, связанных с едой, питьём и половыми сношениями, но взамен этого Аллах по милости Своей помогает им достигать совершенства в их религии и вере и совершенствоваться самим, предназначает им Свою великую награду и проявляет по отношению к ним Своё всеобъемлющее благоволение, а также делает для них многое иное, и всё это связано с теми многочисленными благами, которые приносит пост. Кроме того, пост становится причиной обретения благочестия, которое лежит в основе совершения всего благого и отказа от всего порицаемого.

 

ХАДЖ. Аллах вменил в обязанность совершение хаджа один раз в жизни тем, кто сможет это сделать. Выполнение этой обязанности становится столь полезным для религии и мирских дел, что перечислить все виды выгоды, которую получает от этого человек, невозможно, а подробно мы коснулись этого вопроса в другом месте. Аллах Всевышний сказал:

«…чтобы они сами приняли участие в том, что принесёт им пользу…» “Хаджж”, 28.

 

Здесь имеется в виду то, что является полезным как для религии, так и для мирских дел.

Существуют и другие законоположения ислама. Все они крайне легки, а в основе их лежит необходимость соблюдения прав Аллаха и прав Его рабов; кроме того, исполнение их в определённых обстоятельствах облегчается, ведь Аллах Всевышний сказал: «Аллах желает для вас облегчения и не желает для вас затруднения…» “Корова”, 185.

 

Болезнь, путешествие и некоторые другие обстоятельства, в которых может оказаться человек, являются законным основанием для облегчения определённых обязанностей, прекращения их исполнения или же неисполнения их в полном объёме, что общеизвестно. [Так, например, в случае болезни человеку разрешается совершать не все установленные действия, а лишь те, которые он может совершать, как разрешается молиться сидя, лёжа и т.д.].

 

Далее, если раб Аллаха обратит внимание на всевозможные обязательные и добровольные дела, исполнение которых возлагается на рабов Аллаха в течение дня и ночи, например на молитву, пост, садаку и так далее, и если он пожелает следовать во всём этом примеру самого совершенного из людей и их имама – Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) то он увидит, что это для него нетрудно и не мешает ему заниматься его мирскими делами. Более того, совершая всё это, человек может легко соблюдать и все права в целом, а именно-права Аллаха, права собственной души, права членов своей семьи и друзей, а также права всех тех, перед кем у него есть те или иные обязанности.

 

Если же кто-нибудь станет заставлять себя делать что-нибудь через силу, не удовлетворяясь тем, что считал достаточным пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) и тем, чему он учил и к чему направлял членов своей общины, и будет проявлять чрезмерность, занимаясь делами по-клонения, то эта религия обязательно одержит над ним верх и дело закончится тем, что человек ослабеет и вообще перестанет делать что бы то ни было. Вот почему пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его…» Иными словами, если человек противодействует этой религии [То есть старается делать больше благих дел, чем может], проявляет чрезмерность и не придерживается умеренности религия побеждает его и он утомляется и отступает. Именно поэтому посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) велел придерживаться умеренности и побуждал к ней людей, сказав: «…и мало-помалу вы достигнете (своей цели)».

 

Кроме того, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) дал наказ придерживаться правильного, приближаться, укреплять души радостной вестью о благе и не отчаиваться. Придерживаться правильного значит говорить правильные слова, правильно действовать и следовать правильным путём, то есть быть благоразумным во всех отношениях.

 

Если же человек не в состоянии действовать правильно всегда и во всём, пусть боится Аллаха по мере своих возможностей и стремится приблизиться к этой цели. Таким образом, если кто-нибудь не сумеет всегда придерживаться правильного, пусть удовлетворится стремлением приблизиться к этому, а тот, кто не сможет сделать всего, пусть делает то, что он в состоянии делать.

 

Исходя из всего вышеупомянутого, можно сформулировать полезный принцип, правильность которого подтверждается двумя указаниями. Первым из них являются слова Всевышнего: «Бойтесь же Аллаха, как только можете…» “Взаимный обман”, 16.

 

Вторым указанием служат слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) который сказал: «Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам». Аль-Бухари и Муслим. [Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах].

 

Этот принцип лежит в основе неисчислимого множества вопросов.

Можно привести и другой хадис, в котором сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к исламу)». Аль-Бухари. [Этот хадис передаётся со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах].

 

Завершается же этот хадис лёгким для человеческой души и вместе с тем крайне полезным наказом: «…и обращайтесь (к Аллаху) за помощью рано утром, вечером и в некоторые часы ночи».

Дело в том, что, если человек, находящийся в пути, станет передвигаться именно в эти три периода времени, он сможет покрывать малые и большие расстояния и достигать цели, не слишком утруждая ни себя, ни своё верховое животное. Однако то же самое относится и к осуществляемому должным образом следованию по прямому пути и стремлению к Аллаху. Это значит, что если человек станет заниматься благими и праведными делами в наиболее подходящие периоды времени, которыми являются начало и конец дня, а также некоторые часы ночи, особенно последней её части, то он сможет обрести наибольшее количество блага и совершить больше всего праведных дел. И благодаря этому он достигнет счастья, успеха и спасения, не прилагая излишних усилий и сохраняя спокойствие, и вместе с тем сумеет достичь своих личных мирских целей. Всё это наиболее убедительно свидетельствует о том, что, даровав Своим рабам эту религию, которая является средством достижения вечного счастья, Аллах Всевышний оказал им милость, поскольку Он вменил её в обязанность Своим рабам, разъяснил её через Своих посланников, облегчил её, оказал ей всемерную помощь, проявил доброту по отношению к тем, кто действует в соответствии с установлениями этой религии, и уберёг их от всего того, что может им помешать.

 

Таким образом, всё вышеизложенное позволило тебе узнать, что из данного хадиса можно извлечь несколько нижеперечисленных основоположений (кава‘ид).

1 Положения шариата способствуют облегчению положения людей.

2 Затруднение влечёт за собой и то, что способствует облегчению.

3 Основное положение сформулировано в словах пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) который сказал: «Если я повелел вам делать что-нибудь, делайте из этого то, что вам по силам».

4 Следует поощрять тех, кто не отказывается от деятельности, и сообщать им радостные вести о благе и о том, что за свои дела они получат награду.

5 Универсальный наказ относительно того, как именно следует идти к Аллаху; этот наказ самодостаточен и не нуждается ни в чём, тогда как ничто иное без него обойтись не в состоянии.

 

Так пусть же Аллах ниспошлёт Свои благословения и мир тому, кто был наделён способностью говорить столь кратко и содержательно, вместе с тем принося своими словами столь много пользы людям!

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.