ХАДИС 23 Молитва, азан и икама. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ХАДИС 23 Молитва, азан и икама.

2022-11-14 28
ХАДИС 23 Молитва, азан и икама. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

[“Икама” – объявление о начале молитвы. По форме икама идентична азану, если не считать того, что она в два раза короче, так как всё то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов “Спешите к спасению!” во время икамы дважды повторяются слова “Молитва началась” /Кад камати-с-салят/].

 

Сообщается, что Малик бин аль-Хувайрис, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Молитесь так же, как на ваших глазах молился я, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве и пусть старший из вас руководит вашей молитвой». Аль-Бухари и Муслим.

[В версии Муслима нет слов: «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…»].

 

Сказанное пророком (салла Ллаху `алейхи уа салам) состоит из трёх частей, важнейшей из которых является первая.

 

Первой частью следует считать слова: «…когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве…».

 

Эти слова указывают на то, что произнесение азана является одним из требований шариата, что азан обязателен, поскольку пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) велел произносить его, и что произносится он сразу после наступления времени молитвы. Исключением из этого правила является утренняя молитва, так как посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «(Когда) Билял станет произносить азан ночью [Имеется в виду, что этот азан Билял, да будет доволен им Аллах, произносил до наступления установленного времени молитвы], (продолжайте) есть и пить [Речь идёт о периоде мусульманского поста во время рамадана], пока призыв не начнёт возглашать Ибн Умм Мактум!».

 

[В таком виде этот хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, приводит аль-Бухари, который сообщил, что Ибн Шихаб аз-Зухри сказал: «Он (Ибн Мактум) был слепым и начинал произносить слова призыва только после того, как другие говорили ему: “Светает, светает!”» Ибн Умм Мактум являлся вольноотпущенником Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими, и пользовался расположением и доверием пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) который иногда даже оставлял его за старшего в Медине на время своего отсутствия. Об Ибн Умм Мактуме упоминается в Коране (См.: “Нахмурился”)].

 

Произнесение азана является такой обязанностью, выполнять которую должны хотя бы отдельные члены общины (фард аль-кифайа), а не всеобщей обязанностью (фард аль-‘айн), так как всеобщей обязанностью это было бы в том случае, если бы пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) адресовал данное веление каждому взрослому и дееспособному человеку, но этого не было, а поскольку он потребовал только, чтобы этот призыв произносился, не указав на конкретных исполнителей, мы и говорим, что это – “фард аль-кифайа”. Кроме того, в этом хадисе сообщается, что он (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…пусть один из вас произнесёт слова азана…», что же касается слов, из которых состоит азан, то они общеизвестны.

 

Муаззин должен обладать хорошим голосом, быть надёжным человеком, знать об установленном времени наступления молитв и стараться точно определять такое время, поскольку для достижения цели это является наилучшим, но, как правило, достаточно будет, если он просто станет своевременно объявлять о наступлении времени молитвы.

 

Данный хадис служит указанием на обязательность азана как в обычных обстоятельствах, так и во время поездок, что же касается икамы, то она дополняет собой азан, поскольку азан является объявлением о наступлении времени молитвы, а икама – объявлением о начале молитвы как таковой.

 

Известно множество хадисов, в которых указывается на достоинство азана, большую награду, которая полагается за его произнесение, и желательность повторения за муаззином слов азана, то есть повторения всего того, что говорит муаззин, за исключением его слов: “Cпешите на молитву, спешите к спасению!” – вместо которых человеку следует обратиться к Аллаху с просьбой о помощи в совершении молитвы и достижении спасения, к чему Аллах его призывает и в чём заключается всё благо. В этом случае человеку следует произнести слова: “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха” /Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/ [Возможен перевод: “…лишь Аллах даёт мощь и силу”], после чего вознести мольбы за пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и сказать: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе [1] и высокому положению [2] и направь его к месту достохвальному [3], которое Ты обещал ему!» [Эти слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) приводятся в одном из хадисов “Сахиха” Муслима], а затем обратиться к Аллаху с мольбами за себя, поскольку на мольбы, обращаемые к Аллаху в это время, будет дан ответ, и человеку следует стремиться возносить их.

 

1 [Возможен перевод: “…лишь Аллах даёт мощь и силу”].

 

2 [“Аль-Василя” – название высшей ступени рая, предназначенной только для пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам)].

 

3 [Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами – лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад (салла Ллаху `алейхи уа салам)].

 

Второй частью являются слова пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «…и пусть имамом вашим будет старший из вас». Эти слова указывают на обязательность совместной молитвы, которая считается таковой в том случае, если в ней принимают участие по меньшей мере двое: имам и тот, кто совершает молитву, следуя примеру имама. Здесь есть также и указание на то, что имамом должен быть наиболее подходящий для этого человек, а в другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Пусть имамом для людей будет тот, кто лучше всех знает Книгу Аллаха [1], если же в этом отношении они равны, то – лучше всех знающий сунну, а если они равны и в этом, то – раньше всех совершивший хиджру [2] или раньше всех остальных принявший ислам». Муслим.

 

1 [Имеется в виду тот, кто больше всех читает Коран, лучше всех помнит его и в наибольшей мере следует его установлениям].

 

2 [То есть раньше всех переселившийся из Мекки в Медину по религиозным соображениям].

 

Таким образом, если люди близки друг к другу с точки зрения того, о чём говорится в приведённом нами хадисе, лучше будет, чтобы имамом стал старший из них. Выдвижение вперёд старшего по возрасту в каждом деле, которое требует упорядоченности, узаконено шариатом, если только младший не обладает каким-либо преимуществом, так как посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «(Уступи) старшему, (уступи) старшему!» [Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Сахля бин Абу Хайсама, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) произнёс эти слова, когда к нему пришли трое людей и первым из них начал говорить младший].

 

Таким образом, совместная молитва предполагает участие в ней имама и того, кто совершает молитву, находясь за ним. Во время совместной молитвы имам нужен для того, чтобы другие молились, подражая ему, и когда он произносит слова “Аллах велик”, все остальные должны повторять их вслед за ним. Кроме того, они должны повторять за имамом его движения, когда он совершает поясные и земные поклоны или поднимается, совершать же всё это одновременно с ним запрещается. Что же касается опережения его во всех без исключения действиях, совершаемых во время молитвы, то это не только является запретным, но и делает молитву недействительной. Итак, всем стоящим за имамом велено подражать ему и запрещено совершать любые движения одновременно с ним, опережать его и намного отставать от него. Когда молящихся двое или больше, будет лучше всего, если они встанут в ряд позади имама, но допускается также, чтобы они становились справа от него или же и справа, и слева. Если помимо имама в молитве принимает участие только один человек, то ему следует встать справа от имама, а женщина должна занять своё место позади мужчины или же мужчин. Если на молитве присутствует только одна женщина, то она должна стоять в своём ряду в одиночестве, а если женщин несколько, им следует выстраиваться в ряд так же, как это предписывается делать мужчинам. В том случае, когда позади имама или позади выстроившихся в ряд мужчин стоит один мужчина, не имеющий на то никаких веских оснований, молитва его является недействительной.

 

Для того, чтобы осуществлять свои функции во время молитвы должным образом, имаму следует совершать всё необходимое. Имеется в виду, что, он должен произносить вслух слова “Аллах велик” и в нужные моменты произносить слова “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, а также читать вслух Коран в соответствующих случаях. [Имеется в виду чтение Корана вслух во время утренней (фаджр), закатной (магриб), и вечерней (‘иша) молитв]. Кроме того, имам обязательно должен находиться впереди остальных молящихся, следить за тем, чтобы люди успевали повторять за ним всё необходимое, и не слишком затягивать чтение аятов Корана, но в то же время совершать всё должным образом.

 

Третья часть, которая в данном хадисе находится на первом месте, состоит из слов посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…» Таким образом, в том, что касалось молитвы, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) наставлял людей словом и делом и точно так же он поступал во время хаджжа, говоря людям: «(Я поступаю так,) чтобы вы учились (у меня совершению) ваших обрядов». [Этот хадис в несколько иной форме приводит Муслим, а ан-Наса’и приводит такую же его версию, которая приводится в этой книге].

 

Эти слова касаются всего того, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) говорил, делал и повелевал делать во время молитвы. Его указания были направлены на то, чтобы каждый раб Аллаха полностью выполнил все предварительные условия совершения молитвы, после чего встал бы на место её совершения и обратился лицом к кибле, имея в своём сердце намерение совершить определённую молитву, а потом сказал бы: “Аллах велик”, и стал обращаться к Аллаху с мольбами и просьбами о защите от шайтана перед началом своей молитвы, говоря то же самое, что в подобных случаях говорил посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) например, следующее: «Слава Тебе, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно имя Твоё, превыше всего величие Твоё и нет бога, кроме Тебя» /Субхана-кя, Аллахумма, ва би-хамди-кя, ва табаракя исмукя, ва та’аля джадду-кя, ва ля иляха гайру-кя/. После этого он должен сказать: “С именем Аллаха Милостивого, Милосердного”, и прочитать “Аль-Фатиху”, а затем – одну из длинных сур, если совершается утренняя молитва, и одну из коротких, если совершается молитва закатная, что же касается прочих молитв, то во время их совершения после “Аль-Фатихи” читаются средние по длине суры.

 

Затем он должен совершить первый поясной поклон, предварительно произнеся слова “Аллах велик” и подняв руки до уровня плеч, поднимая их таким же образом при выпрямлении после каждого поясного поклона, при произнесении слов “Аллах велик” перед началом молитвы и при вставании после первого ташаххуда во время совершения молитв, состоящих из четырёх или трёх ракатов.

 

Совершая поясной поклон, обязательно следует сказать “Слава моему Великому Господу” /Субхана Рабби-ль-‘Азым/, хотя бы один раз, а для того, чтобы сделать всё наилучшим образом необходимо произнести эти слова трижды или более того. То же самое относится и к произнесению слов “Слава моему Высочайшему Господу” /Субхана Рабби-ль-А‘ля/, при совершении земного поклона. После совершения поясного поклона и независимо от того, совершается молитва индивидуально или же совершающий её является имамом, он должен сказать: “Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу! Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная!” /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида-х! Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи!/.

 

Если молитва совершается под руководством имама, каждый молящийся произносит те же слова, но не говорит: “Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!” Затем следует произнести слова “Аллах велик” и совершить земной поклон, касаясь земли семью костями: ступнями, коленями, кистями рук, а так же лбом и носом. При этом не следует широко расставлять локти, уподобляясь раскинувшей лапы собаке. Затем необходимо выпрямиться со словами “Аллах велик” и усесться на левую ногу, подняв вертикально ступню правой так, чтобы пальцы этой ноги были направлены в сторону киблы. Усаживаясь во время совершения молитвы, человек должен принимать такую позу (ифтираш) во всех случаях за исключением его сидения во время последнего ташаххуда, когда он садится непосредственно на пол, просовывая левую ногу под правую (таваррук).

 

В промежутке между двумя земными поклонами он говорит: “О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и исправь моё положение, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию и помоги мне!” /Аллахумма-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни, ва-рзук-ни ва-джбур-ни!/, а затем совершает второй земной поклон точно так же, как и первый. Те же действия он повторяет во время совершения каждого раката молитвы, и при этом после перехода к каждой новой молитвенной позе, когда человек поднимается или опускается на колени, совершает поясные или земные поклоны, встает или садится, ему следует на некоторое время задержаться в таком положении.

 

Совершая ташаххуд, он должен сказать: “Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова, мир тебе, о пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник”.

 

/Ат-тахийат ли-Ллях, ва-с-саляват ва-т-тайибат, ас-саляму аляй-кя, аййу-ха-н-наби, ва рахмату-Ллах ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Ллях ас-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллах ва ашхаду анна Мухаммадан - ‘абду-ху ва расулю-ху/.

 

Эти слова произносятся после первого ташаххуда, после чего, если данная молитва состоит из трёх или четырёх ракатов, молящийся встаёт и совершает её до конца, читая при этом только “Аль- Фатиху”.

 

Если же этот ташаххуд является единственным или последним, то он говорит:

“О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения* Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мук ада, от мучений могилы, от искушений жизни и смерти и от искушения Антихриста!”

 

*[Здесь под словами “благослови” (салли) и “пошли благословения” (барик) имеются в виду разные вещи. В первом случае “благослови” подразумевает собой – “отзовись о нём с похвалой среди ангелов”, что же касается слов “пошли благословения”, то в них вкладывается иной смысл – “продолжай возвышать его и оказывать ему честь”].

 

/Аллахумма, салли ‘аля Мухаммад ва ‘аля аль Мухаммад кя-ма салляйта ‘аля Ибрахим ва ‘аля аль Ибрахим, инна-кя Хамидун, Маджидун! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммад ва ‘аля аль Мухаммад кя-ма баракта ‘аля Ибрахим ва ‘аля аль Ибрахим, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби джаханнам, ва мин ‘азаби-ль-кабр, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат ва мин фитнати-ль-Масихи-д-даджжаль!/

 

После этого он обращается к Аллаху с мольбами о том, в чём он нуждается, и произносит слова таслима: “Мир вам и милость Аллаха” /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/, поворачиваясь направо и налево, а потом поминает Аллаха по примеру посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам).

 

Что же касается слов пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказавшего: «Молитесь так же, как молился у вас на глазах я…», то они означают, что необходимо следовать всем его действиям, словам и наставлениям, и это является велением, исполнение которого либо обязательно, либо желательно в зависимости от того, чем обосновывается его обязательность или желательность. Те части молитвы, пропускать которые недопустимо ни по небрежности, ни по неведению, ни тем более намеренно, называются столпами. [Рукн (множ. число – аркан)]. К их числу относятся такие составляющие молитвы, как произнесение слов “Аллах велик” непосредственно перед началом молитвы (такбират аль-ихрам), чтение “Аль-Фатихи”, последний ташаххуд, произнесение слов таслима, стояние, поясные и земные поклоны и выпрямление после их завершения.

 

Что же касается тех частей молитвы, которые не совершаются по невнимательности, что может быть исправлено путём совершения дополнительного земного поклона после завершения молитвы [Суджуд ас-сахв], то они носят название “ваджиб” (обязательное). К их числу относятся такие части молитвы, как сидение во время первого ташаххуда, произнесение слов “Аллах велик” во всех случаях, кроме произнесения их перед началом молитвы, произнесение слов “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу”, имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов “Господь наш, хвала Тебе” каждым молящимся, однократное произнесение слов “Cлава моему Великому Господу” во время совершения поясного поклона и слов “Слава моему Высочайшему Господу” во время совершения земного поклона, а также произнесение слов “Господь, прости меня!” между двумя земными поклонами.

 

Если же говорить обо всём прочем, то это относится уже к числу того, что делает молитву более совершенной и является желательным, и в первую очередь это имеет отношение к духу и самой сути молитвы, а именно – к присутствию сердца во время её совершения, размышлению над теми аятами Корана, которые будет читать молящийся, а также произносимым им словам поминания и обращения к Аллаху с мольбами, его действиям, когда он стоит, сидит и совершает поясные и земные поклоны, и, наконец, проявлению молящимся смирения и покорности по отношению к Аллаху.

 

К этому же имеет отношение старание избегать того, что запрещал делать во время молитвы посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам). Здесь имеются в виду такие вещи, как смех, разговоры и множество не вызванных никакой необходимостью движений. Всё это обязательно нужно принимать во внимание по той причине, что молитва может считаться действительной лишь в том случае, если молящийся выполнит все необходимые условия и совершит всё то, что относится к столпам (аркан) и обязательным элементам (ваджиб) молитвы. Кроме того, ему следует исключить всё, что делает молитву недействительной и может быть связано либо с неисполнением обязательного, либо с совершением запретного, например с разговорами и тому подобными вещами.

 

ХАДИС 24 О том, что было присуще только нашему пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам).

 

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Мне было даровано пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом (, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) земля была сделана для меня [Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом] местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, пусть молится (на этом месте)[ 1 ]; военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества[ 2 ], и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям». Аль-Бухари и Муслим.

 

1 [Само собой разумеется, что это место должно быть чистым и не являться одним из таких мест, где молиться запрещается].

 

2 [Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения].

 

Таким образом, нашему пророку Мухаммаду (салла Ллаху `алейхи уа салам) было отдано предпочтение во многих отношениях, благодаря чему он превзошёл всех остальных пророков. В основе каждого похвального свойства лежат полезное и истинное знание и праведные дела, а во всём этом наш пророк достиг высочайших вершин и отличался совершенством. Вот почему, упоминая о других благородных пророках, Аллах сказал Своему пророку Мухаммаду: «Они [пророки, мир им] - те, кого Аллах вёл прямым путём, следуй же их руководству». “Скот”, 90.

 

Под прямым путём в данном случае подразумеваются их явные и скрытые достоинства.

 

И он (салла Ллаху `алейхи уа салам) выполнил то, что ему было повелено, и превзошёл всех остальных людей. Вот почему Аллах наделил нашего пророка тем, чего ни у одного другого пророка не было, и среди прочего Он даровал ему вышеупомянутые пять вещей, что принесло его общине всевозможные блага, благословение и пользу.

 

К числу этих вещей относится оказание ему помощи в виде внушения страха перед ним всем, кто находился от него на расстоянии месяца пути. Эту помощь вместе со Своим небесным во-инством Господь направлял Своему посланнику и его общине, члены которой следовали правильным путём, и вследствие этого враг пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) оказывавшийся от него на расстоянии месяца пути или менее того, начинал испытывать перед ним страх, ведь если Аллах желает оказать кому-нибудь помощь, Он внушает сердцам врагов такого человека страх перед ним.

 

Аллах Всевышний сказал: «И Мы внушим страх сердцам тех, которые не уверовали, за то, что наряду с Аллахом они поклонялись тому, относительно чего Он не ниспосылал никаких доводов». “Семейство Имрана”, 151.

 

Что же касается сердец верующих, то Он наделил их силой, стойкостью и спокойствием, а это является одним из важнейших средств оказания помощи. Аллах Всевышний пообещал нашему пророку (салла Ллаху `алейхи уа салам) и членам его общины, что Он окажет им великую поддержку и поможет им различными средствами, приведя их к единству, согласию, терпению, готовности дать отпор врагу всеми силами и прочим подобным вещам, к которым, равно как и к другим, укажет им путь. И Всеблагой и Всевышний Аллах действительно сделал это, о чём нам известно из сообщений о жизни пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) последовавших за ним праведных халифов и других праведных правителей, которым Он в течение самого короткого времени оказал такую поддержку и даровал такую власть, какой не даровал никому иному.

 

Затем пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…и вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения…», а подтверждением этого стали другие его слова: «И где бы ни застало время молитвы любого из членов моей общины, он всегда сможет найти место для её совершения и средство очищения». Ахмад и аль-Байхаки.

 

Это значит, что любая часть земли является таким местом, на котором можно совершать молитву, исключение же составляют лишь те места, на которых молиться запрещено по шариату. Так, например, точно известно, что запрещено молиться на могиле, в бане и в загонах для верблюдов, а также на земле, захваченной у другого, и там, где есть нечто нечистое, поскольку непременным условием действительности молитвы является чистота тела и одежды молящегося, а также чистота того места, где он намеревается совершить свою молитву.

 

Что же касается тех, у кого нет воды или кому использование её может принести вред, то они могут заменить омовение очищением песком, землёй или пылью, взяв это с любого чистого места на поверхности земли. Ясным указанием на это является не только данный хадис, но и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: «…очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки» “Трапеза”, 6.

 

Использованное здесь слово "са‘ид", служит для обозначения любого вида почвы.

 

Данный аят указывает на то, что в случае необходимости обтирание песком или иным видом чистой почвы лица и рук может заменить собой омовение с помощью воды и позволяет совершать молитву, обходить Каабу, прикасаться к Корану и совершать прочие дела, непременным условием допустимости или действительности которых является предварительное омовение. Таким образом, в случае невозможности использования воды шариат позволяет заменять её песком, а это значит, что если человек совершит очищение песком и состояние его ритуальной чистоты после этого не будет нарушено, то ему будет позволено делать всё то, что позволяется совершившему омовение водой.

 

Далее пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…и для меня была сделана дозволенной военная добыча, которая не была дозволена никому (из пророков) до меня…» Объясняется это тем, что Господь почтил пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и этим Он почтил также членов его общины за их достоинства и полную преданность. Благодаря этому мусульманская община приобрела множество богатств, что было использовано для осуществления всевозможных мирских и религиозных дел, количество которых неисчислимо.

 

Далее пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…и мне было дано право заступничества…» Здесь речь идёт о величайшем заступничестве, от которого станут уклоняться все великие посланники и на осуществление которого будет уполномочен последний из них – Мухаммад (салла Ллаху `алейхи уа салам). Аллах позволит ему ходатайствовать за людей, и ему достанется место достохвальное, после занятия которого ему станут воздавать хвалу первые и последние, обитатели небес и земли, а удел его общины благодаря этому станет ещё более великим и совершенным.

 

И он обратится за членов своей общины с особым ходатайством, на что Аллах Всевышний предоставит ему право, ведь посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал:

«У каждого пророка была мольба, на которую он непременно получал ответ и с которой он уже поспешил обратиться к Аллаху, я же не стал торопиться обращаться со своей мольбой, которой станет ею заступничество за мою общину, а (право) на него, если захочет Аллах, получат те, кто умрёт, не поклоняясь ничему, кроме Аллаха».

[Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит Муслим. В нём сообщается, что посланник Аллаха,, сказал: «Каждому пророку была дано обратиться к Аллаху с мольбой, которая будет услышана, и каждый пророк поспешил обратиться со своей мольбой, я же, поистине, придержал свою мольбу, чтобы в День воскресения обратиться с заступничеством за свою общину, и (право на) него, если захочет Аллах, получат те члены моей общины, которые умрут, ничему не поклоняясь наряду с Аллахом» В сокращённом виде этот хадис приводит также аль-Бухари].

 

Сообщается также, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «В День воскресения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём». Аль-Бухари и Муслим. [Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах].

 

И, наконец, пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «…и если раньше пророк [Имеется в виду каждый пророк, все пророки] направлялся только к своему народу, то я был направлен ко всем людям…».

 

Причиной этого стало совершенство, универсальность и обширность данного ему религиозного закона (шариат), то, что он заключает в себе абсолютное благо, а также то, что он подходит для любого места и времени. Благо можно обрести, только благодаря соблюдению установлений шариата, и когда люди поняли, что в мирских делах, как и в религии, шариат приведёт их к благу, это стало для них великой основой.

 

 

 

ХАДИС 25 Наказ пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам).

 

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Мой самый любимый друг [пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам)] посоветовал мне делать три вещи, от которых я не откажусь до самой своей смерти. (Он посоветовал мне) поститься по три дня ежемесячно, совершать дополнительную утреннюю /духа * / молитву и отходить ко сну (только) после совершения витра. Аль-Бухари и Муслим.

 

*[“Духа” – период времени, начинающийся после того, как солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до самого полудня].

 

Каждый наказ пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и все его слова, обращённые к любому из членов его общины, рассматриваются как обращение ко всей его общине в целом, если не имеется указаний на то, что они были адресованы только одному конкретному лицу.

Три вышеупомянутых наказа имеют отношение к тем дополнительным молитвам и постам, которые, как сообщается, посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) совершал неуклонно.

 

[Имеется в виду существование многочисленных сообщений о том, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) неуклонно совершал эти дополнительные молитвы и соблюдал вышеупомянутые трёхдневные посты, что указывает на желательность выполнения этого и всеми другими мусульманами ввиду огромной пользы, которую эти посты и молитвы приносят человеку].

 

Что касается трёхдневного ежемесячного поста, то он равносилен соблюдению поста в течение целого года, поскольку каждое благое дело записывается человеку как десять благих дел, а это значит, что трёхдневный пост равносилен соблюдению поста в течение целого месяца. В основе шариата лежит лёгкость, и весь он указывает на широту милости Аллаха, а такой пост лёгок для тех, кому Аллах облегчает его соблюдение.

 

Он не создаёт для человека никаких трудностей и не мешает ему выполнять никакие другие его обязанности, но вместе с тем приносит ему огромную пользу, ибо, чем больше покорности Господу проявляет раб, совершая то или иное действие, и чем больше пользы оно приносит ему самому, тем выше достоинство такого действия.

 

Достоверно известно также, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) побуждал людей добровольно поститься в течение шести дней месяца шавваль, в день Арафата [Пост в день стояния на Арафате рекомендуется соблюдать всем, кроме паломников, совершающих хадж], в девятый (тасу‘а) и десятый (‘ашура) дни месяца мухаррам, а также по понедельникам и четвергам.

 

[Муслим приводит хадис, передаваемый со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Человек, который соблюдает пост в рамадане, после чего постится ещё и шесть дней в шаввале, подобен постящемуся непрерывно».

Он же приводит хадис, передаваемый со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Соблюдение поста в день Арафата с верой и надеждой на награду Аллаха искупает грехи прошедшего и следующего года, а соблюдение поста в десятый день мухаррама с верой и надеждой на награду Аллаха искупает грехи прошедшего года».

Кроме того, Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

– Когда посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) стал соблюдать пост в день ашуры и велел соблюдать его другим, люди сказали ему: “О посланник Аллаха, но ведь этот день почитают иудеи и христиане!” На это посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Если захочет Аллах, в следующем году мы будем поститься в девятый день».

Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Однако до наступления следующего года посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) скончался”].

 

Что касается утренней молитвы (салят ад-духа), то на её достоинство указывает множество достоверных хадисов, однако улемы разошлись во мнениях о том, как желательно её совершать – постоянно или только периодически. Правильно считать, что приводимый нами хадис, как и ряд других хадисов, указывает на желательность постоянного совершения этой молитвы для всех за исключением тех людей, которые обычно молятся по ночам, но если кто-нибудь иногда и пропустит эту молитву, в этом не будет беды.

 

Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сообщил людям, что: «(С наступлением) утра каждый сустав любого из вас должен давать садаку [добровольное даяние нуждающемуся, за которое, по шариату, полагается награда]: каждое прославление Аллаха есть садака [Здесь и далее имеется в виду, что за подобное действие человека ожидает такая же награда, как и за садаку], и каждое восхваление Аллаха есть садака, и каждое произнесение слов “ Нет бога (достойного поклонения), кроме Аллаха” есть садака, и каждое возвеличивание Аллаха – садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) – садака, и удержание от порицаемого (им) – садака, но всё это могут заменить собой два раката дополнительной утренней молитвы, совершаемые (человеком)». Улемы рассказывали, что количество ракатов такой молитвы может колебаться от двух до восьми, а совершать её можно, начиная с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и почти до самого полудня.

 

Что же касается дополнительной ночной молитвы (витр), то совершение её относится к категории действий, именуемых “сунна муаккада” [Так именуются добровольные действия, неуклонно совершавшиеся посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)], и посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) побуждал совершать эту молитву других* и сам постоянно совершал её как во время пребывания в городе, так и во время своих поездок и походов.

 

*[О том, что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) побуждал людей совершать витр, свидетельствует то, что он сказал: «Совершайте витр до наступления утра». Об этом сообщается в хадисе, приводимом Муслимом и передаваемом со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах.

Кроме того, посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, Аллах доба-вил вам ещё одну молитву, совершайте же её между вечерней и утренней молитвами (, и это) витр, витр». Об этом сообщается в хадисе, который приводят Ахмад и ат-Табарани].

 

Наименьшее количество ракатов такой молитвы равно одному, а желающий может совершить три, или пять, или семь, или девять, или одиннадцать ракатов, произнеся таслим [произнесение слов “Мир вам и милость Аллаха” /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/ в конце каждой молитвы] только один раз в самом конце молитвы или же произнося его после совершения каждых двух ракатов.

 

Витр совершается в любое время после завершения вечерней молитвы и до появления зари, но наилучшим временем для этой молитвы является последняя треть ночи, если человек желает бодрствовать в этот период. В противном случае он может совершить витр и в начале ночи, о чём и говорится в этом хадисе.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.