Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь

2022-11-14 28
Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Прежде чем сказать о поражении грехом силы любви, напомним, что собой представляет естественный, внутренний человек после грехопадения.

Священное Писание говорит, что естество человека является несовершенным и предано плоти и миру.

Иннокентий Херсонский (Лекции, лекц. 6): «Природа человеческая поврежденная называется еще в Священном Писании «плотию» (Быт. 6; 3). Что же это значит? Почему греховность и несовершенство природы человеческой называется плотью? Потому что плоть, в самом деле, есть нечто несовершенное в человеке: самый худой человек пожелал бы освободиться от многого плотского. С другой стороны — потому, что человек естественный более предан плоти, нежели духу».

Вот к чему склонен плотской человек:

Авва Даниил (Собеседования Иоанна Кассиана, гл.11): «…похоть плоти неудержимо стремится к одному греховному и находит удовольствие в одном том, что доставляет временный покой… Плоть услаждается сластями и похотями…. (Плоть) желает изобиловать всякими сокровищами… (Плоть) желает нежиться и окружать себя толпой ласкателей…, (и) пленяется похвалами и почестями человеческими».

Также по грехопадению в грешном человеке легко уживается как зло, так и добро.

Феофан Затворник (Толк. 118 Псалма, ст.140): «Человек — смесь добра и зла».

Феофан Затворник (Толк. на Пс. 51,5): «В сердце человека каждого всегда есть смесь добра и зла; и иногда одно пересиливает, иногда другое, однако ж человек всегда по своей воле избирает то или другое».

Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь, Поучение в 28-ую неделю): «Наше собственное добро осквернено примесью зла. Оно не может не быть таковым: его источник - естество падшего человечества - составляет собою смесь добра со злом и постоянно рождает из себя действие себе сообразное».

Так, человек может поступать видимо нравственно, а внутренне злиться, осуждать и т.д. Многие его добродетели не являются добродетелями, т.к. срастворены со страстями, но, к сожалению, этого не видят многие и многие люди.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.2, О Лазаре, сл.3): «Так бывает, что иной невоздержен, но иногда милостив; или бесчеловечен, но целомудрен; если же невоздержен и жесток, однако сделал когда-нибудь в жизни хотя одно доброе дело. То же, наоборот, надобно думать и о людях добрых. Как самые нечестивые иногда делают что-нибудь доброе, так и честные и добродетельные нередко в чем-нибудь погрешают».

Паисий Святогорец (Страсти и добродетели, разд.2): «Геронда, Вы иногда говорите "токсичная добродетель". Когда добродетель бывает "токсичной"? Ответ. "Токсичная" добродетель - это, например, доброта, когда в ней присутствует человекоугодие, или любовь, когда в ней есть корысть. Когда в наших действиях нет бескорыстия и простоты, а с добродетелью смешан эгоизм, тогда это извращённая добродетель. Тогда она как неспелый плод, в котором, конечно, тоже есть какие-то витамины, но когда его откусываешь, во рту ощущается горечь».

И, к сожалению, очень часто мы, грешные:

Платон Митр. Москов. (т.8, Катехизис 3): «… очень склонны ко злу, мало к добру; к любви мирской, нежели Божией; к настоящим, а не к будущим; а есть из нас, кои и Бога не знают: но невероятно, чтоб нас Бог такими создал».

И именно такой человек в христианском учении называется плотским человеком, т.е. пораженный страстями и более преданный плоти и миру, чем духу и Богу.

Стоит сказать, что в нас, христианах, также уживается и плотской, и духовный внутренний человек.

Тихон Задонский (Плоть и дух, гл.1): «В человеке, христианскую веру воспринявшем, два закона обретаются: закон плоти и закон духа, или закон телесный и закон ума».

Только, к сожалению, у многих из нас, современных христиан, правый духовный человек существует только на словах и напоказ, а на деле и в мыслях мы – плотские и по-плотски мыслим и живем. Среди нас можно выделить два типа «христиан неполных» (к первым свт. Феофан относит тех, кто только крещен, но не пришел в Церковь, а ко вторым – те, кто посещают храм, внешне благообразны, но не ведут духовной внутренней жизни для очищения от греха).

Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.2): «Это два класса людей — христиан только по имени, и христиан неполных, ставших на полдороге. Какую часть христианского общества составляют они, определять не смею. Осмотритесь, и увидите. … Все мы, православные христиане, получаем благодать возрождения в таинстве св. крещения, и благодатные дары Святого Духа в таинстве миропомазания. Это семя благодатно-духовной жизни во Христе Иисусе. В период воспитания следует развивать и его наряду с развитием естественных сил человеческой природы …, иначе это семя заглохнет под гнетом злых движений и отправлений нашей жизни, как это и бывает нередко, если не большею частью. Берите последний случай: семя благодатно духовной жизни заглушено, — и вы получите в человеке, возмужавшем или вступающем в жизнь, лицо без духа жизни о Христе Иисусе. Нерадение родителей и воспитателей раскрыть в нем начало и правила, и требования сей жизни, а еще более недобрые примеры дома и вне, в старших и сверстниках, оставляют полный простор раскрытию в нем всех естественных недостатков поврежденного естества нашего. Но как раскрылся он, так потом начинает жить и действовать под влиянием всех страстных наклонностей и недобрых привычек…. Он гневлив, своекорыстен, сластолюбив, горд, завистлив, похотлив, своенравен, и проч. Не то, чтоб эти и подобные им страсти действовали в нем поминутно, а как только выпадает случай. Не то также, чтоб он был зазорной жизни: нет, — наружно он бывает исправен, и не позволит себе осрамиться пред другими дурнотою нрава, — жить на показ главная его пружина. Не то, наконец, чтобы в нем не было ничего доброго: Создателем положено в естество наше много добра, и мы, при всей испорченности нашей, не можем в конец истребить его, так что оно проглядывает и проглядывает. В нем смесь добра со злом, и перевес того или другого зависит от случайностей. Ныне рассердился, завтра перенесет обиду; ныне обидел кого, завтра окажет услугу; ныне воздержался, завтра предается всему разгару утешной жизни, и т. п.. Он действует, как повлечет его свой нрав и сплетение внешних обстоятельств жизни, действует по движению душевно-телесных изменений и по течению окружающих событий, позволяя себе самоуправление на столько, на сколько дает ему к тому сил его самолюбие. Неотлучный спутник его — отчуждение от всего Божественного и духовного, от Церкви, от лиц с христианским характером, от св. книг и бесед о святом, хоть случайно иногда и попадает туда, где хотя — нехотя соприкасается со всем этим. Забота о своем спасении и о своей загробной участи никогда не посещает и не тревожит его. При всем том, он приятный член общества, увлекательный собеседник, пользуется общим вниманием, уважением и славою. Только в нем ничего нет такого, что входит в состав жизни о Христе Иисусе. Берите другой случай. Обращают внимание на христианское воспитание, но не доводят его до конца, или оставляют без внимания cyщественнейшие и труднейшие стороны христианской жизни, останавливаясь на легчайших, видимых, внешних. Это недоконченное, или не как следует направленное воспитание, дает лица, которые тщательно соблюдают все установившиеся порядки благочестивой жизни, но мало обращают или и совсем не обращают внимания на внутренние движения сердца и на истинное преспеяние внутренней духовной жизни. Это не то, что лицемеры, которые намеренно так себя держат для своих особых целей: нет, — они со всем усердием и любовью все исполняют, и ограничиваются одним этим, или преимущественно этим, по незнанию лучшего, по не ощущению недостаточности своего строя жизни. Они чужды смертных грехов, но за движениями помыслов сердечных не смотрят. Оттого иногда и посудят, и потщеславятся, и погордятся, и посерчают в чувстве правоты своего дела, увлекутся иногда красотою и утехами, иногда даже обидят в порывах неудовольствия, поленятся молиться, и в молитве расхищаются в помышлениях суетных, и прочее подобное — и ничего им. Движения эти малозначительны для них. Сходили в церковь, или дома помолились, подали милостыню, по заведенному порядку, исправили свои обычные дела, — и совершенно довольны и покойны. А что при этом происходит в сердце им мало заботы; между тем, оно может «ковать злая» и тем отнимать всю цену у их исправной благочестивой жизни».        

(Думаю, что, к сожалению, многие и многие из нас, посещающих храм, узнали себя как в первом, так и во втором виде «христиан неполных»…)

А теперь приведем поучение о том, как относится к другим и к себе плотской человек, а как духовный. Кстати, эту разницу можно увидеть не только относительно разных людей, но и относительно того, что происходит с человеком внутри (т.е. внутреннее раздвоение). Например, когда мы в мыслях или на словах осуждаем (т.е. в нас действует плотской человек), но вдруг приходим в сознание и, понимая, что согрешаем, прекращаем это делать, попросив прощения у Бога (т.е. в нас действует духовный человек).

Тихон Задонский (Плоть и дух, гл.1): «Плотской человек перед всеми гордится, возносится, ему никто не равен, выше всех себя ставит, всех презирает, а духовный — пред Богом и людьми смиряется. Плотской человек не терпит в презрении быть, а духовный с охотой это принимает. Плотской человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит, а духовный, когда хулят его, утешается, когда гонят, терпит, клянущего благословляет, добро творит ненавидящему. Плотской человек не любит и ближнего, а духовный и от врагов своих любви своей не отъемлет. Плотской человек злопамятен, и за малую обиду ищет отмщения, а духовный и за отнимающих жизнь у него молится: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян.7:60). Плотской человек коварно, лестно, хитро со всяким поступает; а духовный со всеми простосердечным является. … Плотской человек непримирим, а духовный и с ненавидящими мира бывает мирен».

И если мы такие христиане, то мы являемся исполнителями Ветхого Завета, а не Нового.

Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл.9, 30-42): «Ветхий Закон не мог поднять человека до уровня христианства, и, быть может, с наибольшей наглядностью его несовершенство сравнительно с христианским учением сказывалось в одном отношении: он почти не боролся с самолюбием человека, с его гордостью, славолюбием и тщеславием — одним словом, с тем врагом человеческого спасения, который в христианстве признается самым серьезным и наиболее опасным. Ветхий Завет определял главным образом правила внешнего поведения; христианство требует по преимуществу борьбы с внутренним человеком, с его эгоистическим "я"».

А теперь перейдем к вопросу об испорченности силы любви у плотского человека, т.е. человека, в котором действует грех.

Грешные люди неправильно стали пользоваться силой любви.

Нектарий Оптинский (Житие иеросхим. Нектария): «Любовь — это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее…».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 1, О любви к ближнему): «В каких язвах — наша любовь естественная!».

Игнатий Брянчанинов (Письма к разным лицам, п.3): «(Естественная любовь) повреждена, как и прочие благие свойства, падением, или прародительским грехом, а потому в каждом человеке подвержена большим или меньшим, кратким или продолжительным изменениям».

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 2, Слово о страхе Божием и о любви Божией): «…та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека. Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этой любовью!».

В чем же конкретно проявляется повреждения силы любви.

Во-первых, как мы уже отмечали ранее, естественная сила любви по грехопадению «раздвоилась на любовь и ненависть», и эта смесь любви и нелюбви обозначается, как «плотская любовь».

И т.к. в человеке смешано зло и добро, то в нем будет то любовь, то нелюбовь, и его мысли, желания и дела также будут то от любви, то от нелюбви. Например:

Инок Агапий (Спасение грешников, ч.2, гл.2): «Некоторые имеют любовь, но их любовь не идет вперед. Другие любят в добром совете, но не опустят руку в кошелек, чтобы помочь милостыней. Иные любят, вразумляют и бывают милостивы, но не выдерживают оскорблений и не терпят, когда ближний болен, - так они не соблюдают заповедь апостола: «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон». Кто-то стойко выносит оскорбления, но не прощает от доброго сердца. И пусть у него в сердце нет ненависти, но на лице не является добро. Одно он хорошо соблюдает, но в другом оказывается ненадежен и потому не достигает совершенства добродетели. Некоторые делают все сказанное выше, но не вразумляют ближнего словами и примером». 

Во-вторых, сила любви стала сопряженной с пороками и страстями, да и сама она искажена, и это также относится к понятию «плотская любовь».

Иннокентий Херсонский (Лекции, л.6): «Любовь, по словам апостола Павла, имеет свою высоту, глубину и широту; с этим измерением соразмеряются и недуги души человеческой: высоте любви соответствует гордость, широте — корыстолюбие, а глубине — сластолюбие; оттуда и выражение: погружен в чувственные удовольствия».

Но при всем том, что сила любви повреждена грехом, нельзя не сказать, что грех все же не смог уничтожить полностью любовь к добру.

Григорий Палама (Беседа на второе воскресенье Евангельских чтений по Луке…): «…проникший и умножившийся грех не потушил в каждом из нас любви к добру, словно ничем не опасную для него; однако, любовь к ближнему, как сущую главу всех добродетелей, он сдробил и испортил и привел в негодность».

В - третьих, плотской любовью обозначается любовь, симпатия и благорасположенность к другому, при которой человек и любит другого, но когда нужно проявить эту любовь, то на первый план выходит любовь к себе, которая делает многое ради себя, своих желаний, интересов, имеет мнение, что тебе кто-то что-то должен и мн. мн. др., и которая проявляется вспышками нелюбви к другому человеку.

Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения, ч.1,В,в,бб): «…главное расположение, гнездящееся в самой глубине души у человека падшего и еще не восставшего, есть самолюбие, или эгоизм».

При самолюбии тот, кого мы любим, становится на какое-то время неким врагом, которого мы ненавидим, презираем, обзываем скверными словами, осуждаем, обижаемся и т.д. И получается, что наша любовь к другому человеку - это смесь в общем хорошего отношения к нему (а иногда не очень хорошего), когда он то любим нами, то враг нам, и всегда очень хорошего отношения к себе.

Итак, в понятие «плотская любовь» входит: то любовь, то нелюбовь к человеку; любовь, при которой проявляются различные страсти; и любовь, в которой правит самолюбие. В общем же это - любовь между двумя страстными и самолюбивыми людьми.

Также обращаем внимание, во-первых, когда будет идти речь о плотской любви, то это не значит, что мы говорим о людях неверующих и об их чувствах. В каждом из нас эта плотская любовь живет и действует в полной силе. И, во-вторых, многие привыкли считать плотской любовью сексуальные отношения, и такое значение имеет место в учениях святых отцов, но в основном этот термин означает состояние силы любви грешника.

Для того чтобы было легче воспринять, что такое плотская любовь также приведем несколько простых примеров из жизни. В них будут показаны только некоторые проявления плотской любви между самыми родными людьми, когда любовь поражена разными страстями.

Первый пример. Взрослая дочь собралась делать ремонт, а мать испытывает денежные трудности. И дочь хотя и понимает, что нужно помочь матери, но ее желание обустроить свое жилье сильнее заботы и любви к матери, и женщина начинает злиться то на мать, то на обстоятельства, то на свою несчастную жизнь. Рассмотрим этот пример по трем выше обозначенным составляющим плотской любви. Во-первых, конечно, дочь любит мать, но недовольна и раздражена какое-то время (т.е. проявляется нелюбовь). Во - вторых, в дочери проявляют себя страсти любостяжания и сребролюбия, которые показывают, что в ней есть еще и любовь к вещам и деньгам, и эти виды любви могут оказаться сильнее естественной любви к родным. В–третьих, здесь правит самолюбие, которому самому надо, а не другим. И в случае, если совесть обвиняет, что дочь не желает помочь, то уже добрым является то, что в ней борется плотское начало (которое защищает свои интересы) и духовное (которое знает, что надо помогать родным). Но не у всех и не всегда эта борьба происходит и побеждает духовное начало.

Второй пример. Женщина очень любит рассказывать по телефону своей сестре истории о жизни людей, которые она посмотрела по телевизору, и в очередной раз звонит ей по этому поводу. Но сестра болеет, и как только услышала, что та начинает очередной пересказ передачи, попросила не делать этого, т.к. у нее очень сильно болит голова. Но женщина, горя желанием поделиться впечатлениями, не хочет лишить себя удовольствия рассказать их, и настаивает, чтобы сестра все равно ее послушала. И только, когда она выговорилась, то сочувствующим голосом спрашивает: «а тебе, что плохо? Ну, ты лежи!». Как проявляются три черты плотской любви? В данном случае, нелюбовь проявляет себя не в раздражении и недовольстве, а в не сострадании, но это все равно нелюбовь. Женщина захвачена страстью к празднословию и осуждению, а значит, она любит мир со сплетнями и его событиями, и эта любовь сильнее сострадания и любви к ближнему. В-третьих, здесь правит самолюбие, которому главное, что ему самому приятно, а не другим. Заметим и то, что проявление сочувствия к другому после того, как исполнена своя страсть, не является добродетелью, и поэтому утешающие слова сестре не являются истинным сочувствием.

Третий пример. Взрослая дочь имеет серьезно больную мать, и если вначале дочь ухаживала за ней с заботой и состраданием, то со временем, устав и испытывая много житейских неудобств, начинает роптать на мать и кричать на нее. Очевидно, что вспышки раздражения происходит от нелюбви, которая не может терпеть немощи другого. А порок самолюбия со страстью саможаления сильнее любви к матери. К тому же самолюбие считает, что ему также нужен покой или чтобы о нем заботились.

Из вышеприведенных поучений и примеров, вполне понятно, что плотская любовь не прославляется в христианстве, не имеет никакой ценности и считается «хуже самой ненависти мирской».

Иннокентий Херсонский (Молитва святого Ефрема Сирина, Слово в среду недели 5-й Великого поста): ««Господи и Владыко живота моего, дух любве даруй ми, рабу Твоему!»... Но что это за любовь, так высоко ценимая? Очевидно, не та, что господствует в мире; ибо и мир исполнен любовью, но какою? «Ибо всё, что в мире, - говорит… (апостол Иоанн), - похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2;16). Сия нечистая любовь не успокаивает, а раздражает, не созидает, а превращает; от сей любви рушится тишина и благо семейств; стонут веси и грады; льется иногда рекою кровь человеческая. Любовь сия хуже самой ненависти мирской: ибо ненависть заставляет быть осторожным и убегать сетей вражиих, а любовь плотская заставляет добровольно стремиться в пропасть. …Хотите ли знать свойства чистой любви христианской? - Нельзя лучше изобразить ее, как она изображена у святого апостола Павла (1Кор. 13; 4-8). «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» Очевидно, такой любви нет в мире. Были все мы созданы для сей святой любви и имели ее некогда, но не умели сохранить. Пришел дух злобы и возмутил адским дыханием своим поток любви в нашем сердце. С тех пор мы во вражде со всем миром и с самими собою. В самом деле, что теперь любовь наша? Большею частью сокрытая ненависть».


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.