Самолюбивый желает, чтобы его всегда любили другие — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Самолюбивый желает, чтобы его всегда любили другие

2022-11-14 23
Самолюбивый желает, чтобы его всегда любили другие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Самолюбие проявляет себя и когда человек осознанно или неосознанно желает, чтобы его все и всегда любили.

Ефрем Сирин (Слезное моление в среду вечером):«Ненавижу больного, а когда сам болен, желаю, чтобы все любили меня».

Паисий Святогорец (Страсти и добродетели, разд.2, ч.2, гл.2): «…когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, делая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешёвая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от других людей».

Вообще, желание быть любимым - это естественное желание, но у грешника оно бывает, например, или одержимой идеей найти человека противоположно пола (об этом шла речь в теме «Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи»), или бывает желанием всегда чувствовать и видеть в деле любовь другого человека.

Одной из характерных черт неправого желания, чтобы тебя любили, является следующее: если самолюбивый считает, что его не любят, то сам перестает любить.

Георгий Затворник (Письма, п. 2, 221): «… любящий бо для того, чтоб его любили, если увидит какую неблагодарность, разрывает любовь».

Кратко рассмотрим два проявления любви: помощь и внимание к тому, кого человек любит и как самолюбие ведет себя в этих случаях.

Сразу скажем, конечно, если человек не оказывает помощь или внимание другому человеку, это неверно и греховно и это не может нравиться. Но, во-первых, это грех всеобщий, и если кто-то на нас раздражается, не помогает, не любезен, то в нем сейчас действует его самолюбие, которое ищет своего, не терпит, имеет свое мнение и т.д. И его самолюбие ничем не отличается от нашего. А, во-вторых, то, как мы реагируем на людей, если в них проявляется их самолюбие, также является грехом, но уже не чужим, а своим. И это грехи: осуждение, подозрительность, саможаление, обида и др. Так что, считая других плохими и грешными, мы тут же сами являемся таковыми.

Итак, во-первых, мы хотим, чтобы к нам хорошо относились и помогали, а сами не всегда так поступаем из-за своего же самолюбия.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.1, §253): «(Самолюбивый) сам хочет, чтобы остальные его любили, а другим того сам не делает, и не хочет делать. Сам хочет всякое добро иметь и всякого зла и злополучия избежать, а о прочих не заботится. Хотя кто и делает кому добро, однако, недаром, а ради своей корысти».

Лука Крымский (Проповеди на Евангельские темы. Отвечайте любовью на зло): «Мы ждем от людей уважения, а сами их унижаем; мы хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами забываем о помощи ближним, когда благоденствуем. Почему так? Что нам мешает вести себя согласно заповедям? Наш эгоизм, ибо только себя мы любим, о себе заботимся, а людей окружающих часто обижаем и оскорбляем».

Итак, желая помощи от других, самолюбивый забывает, сколько он сам не помогал другим или был невнимательным, или был неблагодарным за благодеяния других.

Во-вторых, когда нам кто-то не помогает или не проявляет к нам внимания и положительных эмоций, мы привыкли думать, что он не любит нас и что он злой или эгоист.

Например, как только кто-то на тебя раздражится или скажет что-то неприятное, то возникает мысль с чувством обиды: «Почему он меня не любит? Он стал таким черствым, злым» и т.д. Т.е. сразу же возникает саможаление, при котором ты чувствуешь себя хорошим и несчастным (можно сказать – ты сейчас жертва), и появляется укор другого, при котором ты подозреваешь или осуждаешь его (можно сказать – он сейчас враг и злодей).

Именно эти две вещи – саможаление и укор – всегда возникают у самолюбивого человека при неприятных для него отношениях с другими людьми и образовывают обиду, и эта привычка так думать и чувствовать формировалась всю его жизнь.

Отметим и одну парадоксальность самолюбия: иногда, когда к нам проявляет заботу не тот, кто нам нравится, или не так, как мы хотим, или не тогда, когда мы считаем нужным, то мы тут же испытываем раздражение и нелюбовь к другому человеку.

Вообще, мысли о нелюбви к нам происходит как от нашего самолюбия, так и от бесовских внушений.

Анатолий Оптинский (Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия, с.200-201): «…мысль твоя, что тебя не любят, есть чисто бесовская».

Макарий Оптинский (Письма к монахиням, п. 17): «Враг всегда представляет тебя правою и приносит тебе вины к самооправданию, вместо того чтобы не верить своему разуму и с верою покориться тем, кои желают тебе спасения. Тебе же представляет враг, что тебя не любят, тобою не занимаются, и ты этому веришь; а кто тебе говорит на пользу, тем не даешь веры и, смущаясь, впадаешь в уныние и проливаешь не только бесполезные, но и вредные слезы. … Враг-клеветник клевещет тебе, что тобою не занимаются, а ты ему веришь и бываешь участницею его клеветы, за то и наказуешься от Бога неполучением спокойствия».

Феофан Новоезерский (Наставления, 328): «Одна сестра хотела выйти из обители, чтобы покоить других и самой успокоиться, «меня не любят, в тягость им». Это враг так утверждает, увещевал о. Феофан: это действительно учение бесовское; а учение Божие вот какое: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть». А этого в тебе нет, ты не слушаешь, что заповедует Бог, за что же нам милости Его получать, когда не слушаем Его? Надо прийти в чувство и в познание себя».

К сожалению, многие из нас даже не знают этого и не понимают, как следует реагировать в случаях, когда на тебя раздражаются или не хотят помочь. К нам, самолюбивым, не приходит мысль, например, о том, что другой человек реагирует так, потому что я просто помешал ему сейчас, или я хочу навязать ему свое мнение, или я обратился не вовремя и др., и что я сейчас сам действую по самолюбию.

А тем более у нас не возникает мысль о том, что следует не искать любви и ласку у людей, а надо самому их любить, или что нам следует искать любовь к Богу.

Анатолий Оптинский (Житие и поучения иеросхим. Анатолия, с.200-201): «К тому ж мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

Авва Дорофей (Душеполезные поучения, п.19): «…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви».

Троицкий Листки (ст.607): «Не заботься о том, чтобы уважали и любили тебя люди, но о том, чтобы угодить Господу Богу, и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах».


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.