Характеристика понятия социальный интеллект и его модели — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Характеристика понятия социальный интеллект и его модели

2022-11-14 32
Характеристика понятия социальный интеллект и его модели 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление. Именно поэтому, социальный интеллект, является одной из наиболее важных характеристик при анализе поведения в конфликтной ситуации.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, – особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Именно поэтому, социальный интеллект, считался как показатель безконфликтного межличностного общения и выбор стратегии сотрудничества в спорной ситуации. Что менее свойственно подросткам, воспитывающимся в детском доме

Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Модель структуры интеллекта Г. Айзенка.

Ганс Юргенс Айзенк – психотерапевт Бетлемской королевской больницы в Лондоне – разработал общую концепцию интеллекта. Он исходит из того, что интеллект, несмотря на трудности его дефиниции, – это столь же научное понятие, как гравитация, электричество, химические связи: от того, что они не видны, не ощутимы, а, следовательно, по мнению некоторых исследователей, не «материальны», они не утрачивают своей познавательной ценности в качестве научных концепций. Останавливаясь на трудностях определения интеллекта, он указывает: во многом это вытекает из того, что сегодня существует три относительно различающихся и относительно самостоятельных концепций интеллекта. В то же время он не противопоставляет их одну другой и даже пытается объяснить «под одной крышей». Такое объединение продемонстрировано на схеме (Рисунок 2).

 

Биологический интеллект – это врожденные заданные способности к обработке информации, связанные со структурами и функциями коры головного мозга. Это базовый, наиболее фундаментальный аспект интеллекта. Он служит генетической, физиологической, нейрологической, биохимической и гормональной основой познавательного поведения, т.е. связан в основном со структурами и функциями коры головного мозга. Без них невозможно никакое осмысленное поведение.

Психометрический интеллект – это своего рода связующее звено между биологическим интеллектом и социальным. Это то, что выступает на поверхность и видимые исследователю проявления, того, что измеряется тестами интеллекта, есть не что иное как психометрический интеллект.

Социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Следовательно, из модели интеллекта, предложенной Айзенком, у ребенка, поступающего в детский дом, уже имеются базовый, генетически заложенный уровень интеллекта, который во многом обуславливает его развитие и взаимодействие с другими людьми, однако на особенности такого взаимодействия и осознанность реакции в жизненных ситуациях,огромное влияние оказывает интеллект социальный, который отражает осознанности межличностного общения, проявления реакций, мимики и эмоционального состояния.
Зачастую развитие такого интеллекта, обуславливается средой, где воспитывается ребенок и жизненными обстоятельствами. Данный вид интеллекта можно развивать и корректировать в процессе взаимодействия человека с окружающей средой.

Модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

В 60-е годы Дж. Гилфорд, – создатель первого надежного теста для измерения социального интеллекта, рассматривал его как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Возможность измерения социального интеллекта вытекала из общей модели структуры интеллекта Дж. Гилфорда.

Факторно-аналитические исследования, которые более двадцати лет проводились Дж. Гилфордом и его сотрудниками в университете Южной Калифорнии с целью разработки тестовых программ измерения общих способностей, завершились созданием кубической модели структуры интеллекта. Эта модель позволяет выделить 120 факторов интеллекта, которые могут быть классифицированы в соответствии с тремя независимыми переменными, характеризующими процесс переработки информации. Эти переменные следующие:

1) содержание предъявляемой информации (характер стимульногоматериала);

2) операции по обработке информации (умственные действия);

3) результаты обработки информации.

Согласно концепции Д. Гилфорда, социальный интеллект представляет систему интеллектуальных способностей, независимую от факторов общего интеллекта. Эти способности, также как и общеинтеллектуальные, могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж. Гилфорд выделил одну операцию – познание (С) – и сосредоточил свои исследования на познании поведения (СВ). Эта способность включает 6 факторов:

Познание элементов поведения (CBU) – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения (способность близкая к способности выделять «фигуру из фона» в гештальт-психологии).

Познание классов поведения (CBC) – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.

Познание отношений поведения (CBR) – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.

Познание систем поведения (CBS) – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.

Познание преобразований поведения (CBT) – способность понимать изменения значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.

Познание результатов поведения (CBI) – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Дж. Гилфорд разработал свою тестовую батарею на основе 23 тестов, предназначенных для измерения шести выделенных им факторов социального интеллекта. Результаты проведенного тестирования подтвердили первоначальную гипотезу. Социальный интеллект значимо не коррелировал с развитием общего интеллекта (при средних и выше среднего значениях последнего) и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами. Последний факт особо важен, т.к. в его методике использовалась невербальная информация в виде картинок-комиксов. Из первоначальных 23-х тестов четыре теста, наиболее адекватные для измерения социального интеллекта, составили диагностическую батарею Дж. Гилфорда. Впоследствии она была адаптирована и стандартизирована. Изучив, исследование, Гилфорда, можно сделать вывод о том, что уровень социального интеллекта, является наиболее самостоятельной единицей в своем развитии, и мало зависит от генетических особенностей и заложенных в человеке способностей. Зачастую уровень развития социального интеллекта обуславливается средой где растет человек, и моделями поведения и общения. Которые он усваивает. Именно, поэтому, детям из детского дом свойственен низкий уровень социального интеллекта, так как социальные контакты с родственниками нарушены, вследствие этого, ребенок часто замыкается в себе, ориентируется только на свой внутренний опыт и осознание поведения, которые зачастую диктуются проявлениями внутриличностных переживаний и конфликтов.

Исследования социального интеллекта отечественными учеными

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности.

Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.

Следовательно, социализация является важным компонентом социального интеллекта. Однако, у подростков из детского дома, процесс социализации происходит несколько иначе, нежели у детей, воспитывающихся в условиях поной семьи. Под трудностью социализации специалисты понимают комплекс затруднений ребенка при овладении той или иной социальной ролью.

Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из различных источников. В связи с этим часто возникает иллюзорный "образ" социальной роли. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, автономизации и активизации личности.

Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны взрослого — все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать свое поведение

Ребенок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жесткой ситуации требований и контроля, с одной стороны, а с другой, — имея возможность соучаствовать в сложной и разнообразной деятельности взрослого (готовить с бабушкой обед, осуществлять вместе со взрослыми членами семьи генеральную уборку квартиры, ремонтировать с отцом водопроводный кран и пр.), учится не только выполнять отдельные операции, но и усваивает достаточно сложные программы планирования, организации деятельности, контроля.

Ситуативность в поведении, неспособность к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил игры обусловлена тем, что общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к "пошаговому" выполнению чужих указаний. Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. В школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их сознании как "они", что развивает сложные конкурентные, негативные отношения детдомовских и домашних детей и приводит к возникновению частых конфликтов вследствие низкого показателя уровня социального интеллекта.

2.2 Взаимосвязь социального интеллекта и конфликтологичккой устойчивости личности

 В рамках нашей работы, мы предполагаем, что подростки, воспитывающиеся в реттском доме, смогут повысить конфликтоустойчивость и выбирать стратегию сотрудничества в конфликте, если поднять у них, достаточно низкий уровень социального интеллекта. Следовательно, необходимо проследить взаимосвязь этих понятий, для реализации программы дальнейшего исследования.

Cоциальный интеллект служит когнитивным основанием для коммуникативных взаимодействий. В исследованиях было обнаружено, что социально одаренные подростки (признаком социальной одаренности служили высокие показатели тестов на социальное познание) имеют высокий социометрический статус, часто бывают лидерами в группах, имеют широкий круг друзей, легко находят выход из трудных межличностных противоречий. Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Это особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление. Следовательно, конфликтное взаимодействие, у таких подростков происходит реже, если конфликтное столкновение все же случается, возможность закончитьпротивоборство с конструктивными последствиями для обеих сторон, с использованием стратегии сотрудничества достаточно высок. Данная тенденция отсутствует у детей, воспитывающихся в детском доме, следовательно, можно сделать вывод о том, что непосредственно развитие социального интеллекта позволит снизить конфликтологическую напряженность в группе воспитанников, повысит уровень использования стратегии сотрудничества в конфликтных ситуациях.

Тенденция рассматривать социальный интеллект как один из компонентов способностей к взаимоотношениям с людьми и общению как таковому, интегрированный с другими личностными характеристиками присутствует и во многих отечественных исследованиях. Например, Н.А. Аминов и М.В. Молоканов указывают на наличие тесных связей социального интеллекта (трактуемого ими как способность к пониманию поведения других людей) с фасилитивностью (поддерживающим стилем социальных отношений), устойчивостью к развитию синдрома эмоционального «сгорания» и мотивационной установкой на радикализм (чувствительностью к противоречиям и проблемам). Данные психологические особенности личности, как раз и входят в понятие конфликтологической устойчивости, что так же говорит о тесной взаимосвязи этих особенностей личности, особенно характерных для подростков из детского дома

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

Таким образом, проанализировав теорию по проблеме, можно сделать следующие выводы

1. Проанализировав понятие социальный интеллект, можно сделать вывод о том, что он имеет свою структуры и входит в понятие группы интеллектов. Однако, по мнению ученых, социальный интеллект не приобретается с рождения, а развивается в процессе жизни ребенка, в частности в процессе его социализации, а, следовательно, у подростков из детского дома, зачастую возникают трудности в процессе развития личности в обществе, и уровень социального интеллекта остается достаточно низким.

2. Социальны интеллект включает в себя несколько компонентов, которые так же оказывают свое непосредственное влияние в конфликтном взаимодействии подростков. так, например, у воспитанников детского дома, может наблюдаться состояние эмоциональной депривации, непонимание логики вербальной и невербальной речи, низкая мотивация к конструктивному разрешению конфликта.

3. Воспитателям необходимо обращать внимание, на социальное взаимодействие подростков друг с другом и со взрослыми, так как процесс социализации и формирование уровня социального интеллекта тесно взаимосвязаны между собой.

4. Уровень социального интеллекта имеет взаимосвязь с конфликтологической устойчивостью личности подростка. Следовательно, развивая эти составляющие личности, мы сможем прийти к повышению уровня конструктивного взаимодействия подростков в группе как со сверстниками. Так и с воспитателями. Так же мы можем внести предложения по программе повышения конфликтологической устойчивости для сотрудников детского дома.

Описание разработанной программы и результаты ее реализации на воспитанниках детского дома, представлены во второй главе.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.