Определение правового режима сделок, функции и виды правовых режимов сделок — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Определение правового режима сделок, функции и виды правовых режимов сделок

2022-11-14 44
Определение правового режима сделок, функции и виды правовых режимов сделок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Дозволения и запреты — наиболее общие способы и прие­мы формирования нормативной основы правового режима. Ис­пользование в институте сделок дозволений, т.е. возможностей по формированию обязательных для участников правоотноше­ния правил поведения, которыми фактически обладает и юри­дически наделен участник сделки, обеспечивается комплексом взаимосвязанных норм. Пределы осуществления дозволений ограничены запретами, выраженными нормами о недействитель­ности сделок. Кроме того, правовой режим сделок устанавливает границы позитивных обязываний, которые в ряде случаев закре-


Ф!. Понятие правового режима сделок


73


плены в нормах права в виде строго определенных правил пове­дения. Проявление дозволений, запретов и позитивных обязыва-пий свидетельствует о таких нормативно-руководящих началах сделок, как дозволительность, индивидуализация ответственно­сти, неинтенсивность правового регулирования, максимальное обеспечение интересов участников сделок. Эти принципы ин­ститута сделок конкретизируют характеризующие юридическое своеобразие гражданского права отраслевые принципы.

С учетом изложенного правовой режим сделок может быть определен как обеспеченная взаимодействием дозволений, запретов и позитивных обязываний совокупность правовых принципов и за­крепленных в нормах гражданского права требований к сделкам, установленная в целях обеспечения выполнения сделками их функ­ ций как средств индивидуального регулирования общественных отношений138.

2. Назначение правовых требований проявляется в функциях правового режима сделок, которые в зависимости от сферы дей­ствия могут быть внешними и внутренними. Первые состоят в воздействии правового режима сделок на отраслевой правовой режим, что не исключает выполнения ими роли базового начала для правового режима сделок. В свою очередь правовой режим сделок является основой правовых режимов отдельных видов сделок и их разновидностей, что дает возможность характеризо­вать правовой режим сделок как общий.

Многогранность и многоаспектность правового режима сде­лок требуют различать отраслевой правовой режим как базу фор­мирования понятия сделок, общий правовой режим сделок, пра­вовые режимы отдельных видов и разновидностей сделок и право­вой режим отношений, созданных сделками, как связи правового режима гражданского права с другими отраслями права.

С.С. Алексеев подразделяет юридические режимы на пер­вичные (общие) и вторичные. «Первые являются такими ком-

138 Следует иметь в виду, что функции сделок как средств индивидуального ре­гулирования общественных отношений ни в коей мере не отрицают, а напротив, предполагают выполнение сделками функции оснований движения правоотноше­ний. Как будет показано выше (см. гл. 2, 3.2), именно наличие этой функции позво­ляет вести речь о регулирующей функции сделок и, как следствие, дает возможность характеризовать сделки в качестве средств индивидуального регулирования обще­ственных отношений.


74                                 Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

плексами правовых средств, которые выражают общие и исход­ные соотношения способов правового регулирования на данном участке социальной жизни; вторые представляют собой извест­ные модификации общих режимов, вносящие либо особые льго­ты и преимущества, состоящие в дополнительных правах, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и позитивных обязываниях»139. Вторичными по отно­шению к общему правовому режиму сделок являются правовые режимы сделок между государственными и муниципальными органами и предпринимателями; между предпринимателями; между предпринимателями и потребителями. Как первичный и вторичные соотносятся общий правовой режим сделок и право­вые режимы их отдельных видов. Последние также могут быть дифференцированы. Так, правовые режимы розничной куп­ли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государст­венных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недви­жимости и продажи предприятия будут выступать по отноше­нию к правовому режиму купли-продажи в качестве вторичных, а режим купли-продажи, будучи вторичным по отношению к общему правовому режиму сделок, обретет черты общего для ре­жимов рассмотренных разновидностей купли-продажи.

Характер развития взаимодействующих явлений действи­тельности таков, что изменения в одном вызывают изменения в другом. Причем процесс этот двусторонний. Общий правовой режим сделок, правовые режимы отдельных видов сделок и их разновидностей обогащают друг друга. Поэтому изменения об­щего правового режима сделок отчасти предопределены движе­нием правового режима отдельных видов и разновидностей сделок. Данные правовые режимы соотносятся как общее и осо­бенное. Соотношение общего правового режима сделок с отрас­левым правовым режимом может быть также охарактеризовано как соотношение вторичного и первичного.

Внутренние режимные функции характеризуют непосредст­венное воздействие общего правового режима на сделки и через них на регулируемый ими круг общественных отношений. В отли­ чие от функций общего правового режима сделок функции самих сде­ лок заключаются в непосредственном воздействии на общественные

Алексеев С.С. Общие дозволения... — С. 187.


$',?. Понятие правового режима сделок


75


отношения. При анализе режимных функций и функций сделок нужно также учитывать то обстоятельство, что функции правового режима в отличие от функций сделок производны от права.

3. Направленность общего правового режима сделок позволяет в качестве основной его функции назвать достижение оптимального функционирования сделок в общественных отношениях. Реализуется она путем предоставления лицам возможности определенного поведения. Правовой режим сделок является нормативной основой индивидуального регулирования. Причем нормативность общего правового режима сделок выражается в комплексе взятых в един­стве норм и правовых средств, ибо правовому режиму имманент­но взаимодействие норм права, способов и типов регулирования. Будучи необходимым условием, предпосылкой осуществления сделок, общий правовой режим позволяет оформлять действие в сделку. Так, экономическое отношение по купле-продаже жило­го дома в виде уплаты за дом определенной денежной суммы и фактическая передача дома приобретателю не всегда свидетель­ствуют о заключении договора купли-продажи жилого дома как правового явления. Купля-продажа как экономическое отноше­ние трансформируется в сделку, когда сторонами будут соблюде­ны все требуемые существенные условия договора, предусмот­ренные в нормах права.

Правовой режим выполняет также функцию установления пределов индивидуального регулирования соответствующего круга общественных отношений, фиксируемых посредством запретов и позитивных обязываний, выраженных в нормах права. Эту одну из основных функций общего правового режима сделок следует от­личать от функции самих сделок, которая состоит в установлении пределов свободного усмотрения сторон. Функция установления пределов индивидуального регулирования реализуется в очерчен­ной понятием сделки системе социальных связей. Так, в биржевом деле нормативные требования, определяющие режим сделок, спо­собствуют установлению оптимального функционирования бир­жевых сделок.

Дополнительная функция общего правового режима сделок заключается в выполнении сделками роли юридических гарантий. Она характеризуется тем, что соблюдение правового режима сде­лок гарантирует реализацию порождаемых сделками субъектив-


76                                 Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

ных прав и обязанностей. «Комплекс требований, предъявляемых к сделкам, является нормативной гарантией для субъектов при осу­ществлении ими регулятивной деятельности, в том числе в тех слу­чаях, когда избираемый состав сделки в законе не упоминается»140.

Стимулирующая функция означает, что предоставление уча­стникам общественных отношений возможности определенного поведения побуждает их к совершению действий, которые наибо­лее предпочтительны с точки зрения законодателя. Информаци­онная функция заключена в возможности субъектов права озна­комиться с требованиями закона и избрать предопределенный законодателем путь удовлетворения своих интересов. Охрани­тельная функция состоит в правовом опосредовании действий, не признанных сделками, чем достигается эффективность работы института сделок. Так, законодатель указывает на правовые по­следствия, которые наступают при совершении действий, не на­деленных статусом сделок.

Итак, назначение правового режима сделок состоит в обеспече­ нии выполнения функций сделок. Выполняемая общим правовым ре­жимом сделок роль свидетельствует о том, что не столько индиви­дуальное регулирование обогащает и конкретизирует программы, содержащиеся в нормах права, сколько общий правовой режим, выражаясь в нормах права, обогащает и конкретизирует индивиду­альное регулирование в опосредуемой области общественных от­ношений. Общий правовой режим сделок как необходимый эле­мент процесса осуществления индивидуального регулирования ус­танавливает его пределы, очерчивает рамки, в которых оно может осуществляться, и является его правовым основанием.

4. Характеристика общего правового режима сделок будет не­полной без выяснения его связи с механизмом правового регули­рования. «Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, про­цесс действия права. Если механизм правового регулирования — юридическая категория, показывающая, как осуществляется пра­вовое регулирование, то правовой режим — в большей мере содер­жательная характеристика конкретных нормативных средств, при­званных организовать определенный участок жизнедеятельности людей. Правовой режим представляет собой специфический меха-


Илларионова Т.И. Сделки...


- С. 52.


#.?. Понятие правового режима сделок


77


иизм правового регулирования, его особый порядок, направлен­ный на конкретные виды субъектов и объектов, "привязанный" не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким обще-шачимым социальным процессам (состояниям), в рамках кото­рых эти субъекты и объекты взаимодействуют»141.

Общему правовому режиму как совокупности требований к сделкам и механизму гражданско-правового регулирования142 при­сущи правовая основа, субъективные права и обязанности, акты реализации. Через эти понятия право рассматривается в динами­ке. Наличие правовой основы, субъективных прав и обязанно­стей и актов реализации в общем правовом режиме сделок есть еще одно доказательство того, что сделкам не может быть отведе­на лишь роль оснований возникновения правоотношений.

Самостоятельность данных сторон правового регулирования определяется следующим. Механизм правового регулирования отражает процесс воздействия права на общественные отноше­ния и реализуется в форме нормативного и поднормативного ре­гулирования. При нормативном регулировании содержание ос­нованного на юридическом факте правоотношения заранее пре­допределено нормой права. Ею закладывается модель поведения субъекта права, которая трансформируется в конкретное право­отношение при наступлении соответствующего юридического факта. Объем и содержание данного конкретного правоотноше­ния однозначно и четко сформулировано в норме права.

При поднормативном регулировании нормой права устанав­ливаются границы, допускаемые законом пределы возможного поведения субъектов в возникающем в будущем правоотноше­нии. Модель поведения субъекта может определяться локальной нормой. Конкретным содержанием смоделированное локальной нормой правоотношение наполняется при наступлении соответ­ствующего юридического факта.

141 Матузов Н.И., Малъко А.В. Правовые режимы... — С. 20.

142 Понятие механизма правового регулирования является не только общетеоре­
тическим. Обосновывая необходимость использования термина «механизм граждан­
ско-правового регулирования», С.С. Алексеев указывал, что изучение юридических
особенностей отрасли с позиции метода недостаточно. «Юридическое своеобразие дан­
ной отрасли права проявляется также в особом сочетании отдельных элементов метода,
их значении и функциях как элементов единого механизма правового регулирования»
(Алексеев С.С. Односторонние сделки... — С. 54-55).


78


Гл. I. Предпосылки формирования правового режима сделок


В отличие от локального поднормативного регулирования в индивидуальном регулировании содержание возникающего пра­воотношения не моделируется, во всяком случае главная цель за­конодателя состоит не в моделировании правоотношения143, а в предоставлении субъекту права возможности выработки содер­жания будущего правоотношения. Достичь этого можно посред­ством формирования содержания юридического факта с учетом интересов субъекта права при условии непротиворечия принци­пам права. Законодатель, дозволяя субъекту права учесть свой интерес через формирование содержания юридического факта, тем самым дает возможность определить модель желаемого пове­дения субъекта в возникающем из этого факта правоотношении. Итак, содержание юридического факта, конструирующее возни­кающее в будущем правоотношение, определяется субъектами права, но требования к формированию содержания юридическо­го факта, т.е. к субъектам и их действиям, устанавливаются пра­вом. Это и есть режимные требования к тем юридическим фак­там, которые по своей природе могут формироваться волею субъектов права и выступают необходимым звеном для перевода индивидуальной воли в плоскость правового регулирования. В этом и состоит суть индивидуального регулирования, в частно­сти, с использованием сделок.

Правовой режим характеризует опосредование обществен­ных отношений в целях установления оптимального функциони­рования носителя режима в общественных отношениях. От пра­вового режима зависит, выполняет ли, например, договор роль средства индивидуального регулирования. В этом контексте ре­жимные требования, в том числе права и обязанности, образую­щие содержание возникающих в процессе совершения сделок ор­ганизационных правоотношений144, следует отличать от прав и обязанностей, возникающих в механизме правового рсгулирова-

143 Модели прав и обязанностей по ряду договоров, предусмотренных и отдель­
ных главах Гражданского кодекса Российской Федерации, — это апробированные
многолетней практикой наиболее эффективные схемы поведения, которые стороны
могут принять или не принять. В любом случае субъекты сделок вольны сформиро­
вать для правоотношения права и обязанности, по объему и качеству выходящие за
рамки предусмотренного в законе конкретного вида сделки.

144 Об организационных правоотношениях, возникающих в процессе соверше­
ния сделок, см. гл. 2, 3.1.


7) Понятие правового режима сделок

мня в результате совершения сделок. Нормативные требования, определяющие режим сделок, права и обязанности, образующие содержание организационных правоотношений при совершении сделок, в ходе осуществления способствуют становлению прав и обязанностей в механизме правового регулирования.

Самостоятельность сделок в том и состоит, что они через правовой режим оформляются как средства индивидуального поднормативного регулирования. Правовой режим сделок фор­мирует индивидуальное поднормативное регулирование. Именно это позволяет говорить о самостоятельности сделок в механизме гражданско-правового регулирования, предопределенной суще­ствованием их правового режима, который позволяет индивиду­альную волю и интерес субъекта права перевести в плоскость правовых отношений.

Самостоятельность общего правового режима сделок и меха­низма гражданско-правового регулирования не исключает их взаимосвязи и взаимодействия. Становление сделок как юриди­ческого факта опосредовано как правовым режимом, так и меха­низмом гражданско-правового регулирования. Причем цель пра­вового режима, состоящая в обеспечении выполнения сделками индивидуального регулирования, в конечном счете реализуется через механизм регулирования. В этом смысле общий правовой режим сделок подчинен механизму гражданско-правового регу­лирования.

Содержание правового режима сделок

1. Приведенные выше характеристики правового режима сделок позволяют вычленить элементы и компоненты, сос­тавляющие его содержание. Образующая правовой режим сде­лок система правил, как уже указывалось, предопределена взаи­модействием дозволений, запретов и позитивных обязываний. Изначально правовой режим сделок в качестве исходных по­ложений, отражающих закономерности совершения сделок, содержит принципы поведения субъектов сделок при их со­вершении. Дозволительность, индивидуализация ответственно­сти, неинтенсивность правового регулирования и максимальное обеспечение интересов участников сделок как нормативно-ру­ководящие начала правового режима сделок позволяют сформу-


80                                Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

лировать иные правила сделок, а именно нормативные требова­ния, в своем единстве обеспечивающие выполнение сделками их функций. Формой выражения содержания правового режима сделок в праве, понимаемом в позитивном смысле, выступает совокупность норм права. Диалектика взаимодействия содержа­ния и формы правового режима сделок позволяет совершенст­вовать правовой режим сделок145.

Сущность содержания сделок как правового явления — нор­мативные требования к самому понятию сделок, которые образу­ют ядро правового режима сделок. Закладываются они, как уже отмечалось, отраслевым правовым режимом. В качестве элемен­тов содержания общего правового режима сделок будут высту­пать нормативные требования к отдельным существенным при­знакам понятия сделок, составляющим понятие сделок как еди­ного целого. Тем самым нормативные требования к сделкам как к явлению изначально подразделяются на требования для при­знания явления сделкой и требования к каждому из существен­ных признаков понятия сделок.

В этой связи, следуя основному назначению правового режи­ма, в качестве элемента его содержания нужно указать его целе­вую направленность. Эта цель фиксируется в легальной дефини­ции сделок.

Рассматривая правовой режим сделок в качестве совокупно­сти закрепленных в нормах гражданского права требований к сделкам как к факту, следует иметь в виду, что сделки соверша­ются действиями субъектов права. Это означает, что норматив­ные требования, определяющие режим сделок, на деле являются требованиями, обращенными к субъектам сделок и их воле и ее изъявлению.

145 Здесь следует иметь в виду, что «у содержания преобладает тенденция к изме­нениям, у формы (как внутренней структуры системы) — тенденция к устойчивости. До некоторых пор эти тенденции находятся в гармонии: сама форма как внутренняя структура детерминирует развитие содержания и развитие самой себя (ведь форма есть часть содержания). Но существуют рамки для изменения формы, обусловленные ее качеством. Она может не быть своевременно преобразована (в социальных систе­мах в этом могут быть заинтересованы определенные социальные силы). Тогда форма как внутренняя структура системы становится тормозом развития содержания, насту­пает конфликт формы и содержания, требующий соответствующих средств своего преодоления» (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. — М.: ПБОЮЛ М.А. Заха­ров, 2001.-С. 473).


V '. Понятие правового режима сделок


81


С другой стороны, право оценивает как сделку именно факт социальной действительности и, следовательно, должно вклю­чать в себя требования к содержанию и форме этого факта. Тре­бования к факту приобретают самостоятельное правовое значе­ние, поскольку право рассматривает этот факт как самостоятель­ное социальное явление.

Таким образом, изначально в содержание правового режима сделок должны быть включены нормативные требования к явле­нию для признания его сделкой, к существенным признакам сде­лок, к целевой направленности, к содержанию сделок, к воле и волеизъявлению, к форме сделок, к субъектам сделок.

Следует иметь в виду, что при совершении ряда сделок зако­нодатель устанавливает требования к процедуре их совершения, в частности к оферте и акцепту146. Эти требования к процедурным действиям, обеспечивающим процесс совершения сделок и вхо­дящим в содержание организационных правоотношений, возни­кающих при становлении большинства сделок, также включают­ся в содержание правового режима сделок.

2. Своеобразие режимных требований к субъекту и акту его поведения в сделках состоит в том, что способы правового регу­лирования сделок обеспечивают законодательную конструкцию института сделок по типу исключения из их числа актов поведе­ния, потенциальные варианты дефектности которых прописаны в нормах о недействительности сделок. Использование этого юридического приема схематического изложения режимных тре­бований к сделкам в праве дает возможность законодателю лю­бой направленный на желаемый правовой результат акт поведе­ния презюмировать действительным, а в случае несоблюдения требований § 1 гл. 9 ГК РФ о понятии, видах и форме сделок предусмотреть в § 2 данной главы недействительность этих ак­тов поведения как сделок. Правильность такого подхода законо­дателя с точки зрения правового режима сделок объясняется тем, что правовой режим не только осуществляет правовое ре­гулирование явления, но и включает в себя все правовые воз­можности, которые могут применяться в отношении данного явления в том случае, когда фактическое поведение субъекта

146 Подробнее о процедурных действиях при совершении сделок см. гл. 2, 3.1.


82


Гл. I. Предпосылки формирования правового режима сделок


сделки не отвечает нормативно установленным требованиям для признания этого поведения действительным с точки зрения придания ему статуса сделки147.

Используемый прием позволяет оптимально реализовать назначение правового режима, состоящее в обеспечении выпол­нения функций сделок, оценить акт поведения в динамике с точки зрения его регулятивного воздействия на общественные отношения.

Как подлинную сделку законодатель оценивает акт поведе­ния, отвечающий всем режимным требованиям, касающимся и субъектов, и их поведения. В своем единстве эти требования об­разуют действительность сделок, которая является в своей основе совокупностью режимных требовании к сделкам для признания их совершенными.

3. Недействительность сделок означает такую оценку акта по­ведения, при которой за актом не признается статуса сделки (нормы, не наделяющие акт поведения статусом сделки) или этот статус аннулируется (нормы, аннулирующие юридическую силу сделки). Не всякое нарушение нормативных требований, опреде­ляющих режим сделок, исключает наступление желаемых для субъектов сделок правовых последствий, т.е. является необходи­мым режимным требованием. Дозволительная направленность института сделок позволяет законодателю формулировать нормы рекомендательного характера, несоблюдение которых не влечет недействительности сделок. Примером тому служат требования п. 1 ст. 162 ГК РФ о несоблюдении простой письменной формы сделки, нормы ст. 159 ГК РФ о совершении в устной форме сде­лок, для которых законом или соглашением сторон не установле­на письменная форма. Этими нормативными требованиями за­конодатель подчеркивает приоритетность содержания сделок над их формой. Подобного рода режимные рекомендации свидетель-

147 В этой связи представляется неверным рассматривать недействительность сделок как самостоятельное правовое явление и в противоположность ему определять действительную сделку (см., например: Шахматов В.П. Составы... — С. 164). Сделка как правовое явление существует тогда, когда она действительна, если налицо недей­ствительность, то сделки нет, что не исключает распространение на это не признавае­мое сделкой явление правового режима сделок в виде правовых возможностей регули­рования правом юридически небезразличного поведения.


#.?. Понятие правового режима сделок


83


ствуют о дифференциации режимных требований действительно­сти сделок на необходимые для их действительности и рекомен­дательные, связанные с формой.

В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без вклю­чения недействительной ее части. Исключая противоправное ус­ловие, законодатель в остальном признает за актом поведения статус сделки. Эта норма подчеркивает обязательность соблюде­ния необходимых режимных требований и в то же время свиде­тельствует о дозволительной сущности сделок. Требование ис­ключить недействительную часть сделки как элемент содержания правового режима сделок говорит о стремлении законодателя со­хранить приоритет за действительностью акта поведения как сделки.

4. Непризнание за актом поведения статуса сделки или анну­лирование этого статуса имеет место в тех случаях, когда несоблю­дение нормативных требований, определяющих режим сделок, приводит к дефектности состава сделок. Она может быть вызвана пороками содержания, воли и волеизъявления, формы и субъект­ного состава. Тем самым констатация недействительности акта поведения как сделки, следовательно, совокупность норм, опосре­дующих этот процесс, выполняет в институте сделок вспомога­тельную роль по отношению к нормам, формулирующим требова­ния действительности. При такой ситуации дозволительная на­правленность института сделок означает, что по способности индивидуального регулирования и степени влияния на эту способ­ность группа норм, образующих требования к действительности, имеет приоритетное значение по отношению к нормативным тре­бованиям, констатирующим недействительность. В свою очередь последние через факт констатации недействительности акта пове­дения как сделки устанавливают границы режимного регулирова­ния акта поведения, признаваемого сделкой, и содержат ряд охра­нительных норм, применяемых к акту поведения, не признанному сделкой, с целью упорядочения общественных отношений. В со­держание правового режима включены не только регулятивные, но и охранительные нормы.


84


Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок


Сама по себе констатация недействительности, определение оснований недействительности сделок недостаточны для того, чтобы в комплексе завершить правовое опосредование социально значимых актов поведения, которым законодатель не придает статуса сделок или лишает их этого статуса. В данном случае тре­буется нормативное регулирование правовых последствий недей­ствительности сделок. Такие нормативные требования также вхо­дят в качестве составного элемента в содержание правового ре­жима сделок как следствие режима их недействительности.

5. Таким образом, при рассмотрении режима сделок следует иметь в виду объединение режимных требований в результате взаимодействия способов правового регулирования в режимы действительности и недействительности сделок. Режим действи­ тельности включает нормативные требования к явлению для при­ знания его сделкой; нормативные требования к существенным при­ знакам сделок; нормативные требования целевой направленности; нормативные требования к содержанию сделок; нормативные тре­ бования к воле и волеизъявлению; нормативные требования к форме сделок; нормативные требования к субъектам сделок; нормативные правила рекомендательного характера; нормативные требования к процедурным действиям при совершении сделок. Режим недействи­тельности обеспечивается нормами, предусматривающими несо­блюдение требований к содержанию, воле и волеизъявлению, форме и субъектному составу сделок; нормативными требованиями недей­ ствительности части сделки и нормативными требованиями, опо­ средующими правовые последствия непризнания за актом поведения статуса сделки. Иными словами, режим недействительности включает в себя правовую оценку и критерии несоблюдения нор­мативных требований к содержанию, воле и волеизъявлению, форме и субъектному составу сделок, нормативные требования недействительности части сделки и требования, опосредующие правовые последствия непризнания за действием качества сделки как юридического факта.

Эти группы режимных требований и образуют содержание правового режима сделок, оформленное в нормах права о сдел­ках. Режимные требования действительности и недействительно­сти сделок как совокупности нормативных требований к сделкам представляют две стороны одной медали. Каждая из этих сово-


# 3. Понятие правового режима сделок


85


купностей, групп нормативных требований имеет свойства, не сводимые к свойствам отдельного нормативного требования. Вместе с тем группа режимных требований действительности во взаимодействии с группой режимных требований недействительно­ сти характеризуется свойствами, не сводимыми к свойствам каж­ дой из этих групп режимных требований в отдельности148. В своем единстве они позволяют рассматривать сделку как цельное, взаи­ мосвязанное и логически последовательное правовое явление, в кото­ром несоблюдение требований действительности означает необхо­ димость оценки акта поведения с точки зрения недействительно­ сти и наоборот. Такой подход, акцентирующий внимание на единых критериях оценки признания или непризнания факта сделкой, более четко отражает тесную взаимосвязь требований действительности с требованиями недействительности. Потому он наиболее приемлем для анализа сделок как системного право­вого явления. Такой подход позволяет отказаться от традицион­ного рассмотрения проблемы сделок сквозь призму понятий «ус­ловия действительности сделок» и «недействительные сделки», которые не только не согласуются между собой терминологиче­ски, но порой ориентируют исследователей на понимание дейст­вительности и недействительности сделок как разнопорядковых правовых явлений с акцентом на их недействительности149, а не

148 Подробнее о свойствах общих режимных требований действительности сде­
лок см. гл. 3, § 1, а о свойствах общих режимных требованиях недействительности —
гл. 4, § I.

149 Не случайно в учебной литературе основных школ цивилистики России во­
просам недействительности сделок уделено значительно больше внимания, чем во­
просам их действительности. Так, в учебнике уральской школы цивилистики параг­
раф об условиях действительности сделок занимает две с половиной страницы, а не­
действительности сделок посвящено пять параграфов общим объемом в двадцать
девять страниц (см.: Гражданское право: Учеб. / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой
и др. — М.: НОРМА, 2001. — Ч. 1. — С. 204-240 (автор соответствующих парагра­
фов — Г.И. Стрельникова)). Аналогичные тенденции прослеживаются в московской,
санкт-петербургской и саратовской школах (см.: Гражданское право: Учеб. / Под ред.
Е.А. Суханова. — М.: БЕК, 1993. — Т. 1. — С. 132-146 (авторы соответствующих параг­
рафов — В.С. Ем и А.М. Белякова); Гражданское право: Учеб. / Под ред. А.П. Сергеева,
Ю.К. Толстого. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. — Т. 1. — С. 250-273 (автор главы
о сделках — М.В. Кротов); Гражданское право России: Учеб. / Под ред. З.И. Цыбулен-
ко. — М: Юристь, 1998. — Ч. 1. — С. 183-197 (автор главы о сделках — Н.А. Баринов)).
Подобное состояние дел зеркально отражается и в монографической литературе.
Последние годы характеризуются активизацией интереса к недействительности сде­
лок. См., в частности: Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому граж-


86                                Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок

на оценку двух сторон одного и того же правового явления. Даль­нейшее изучение режимов действительности и недействительно­сти сделок позволит детализировать содержание режимных требо­ваний, найти оптимальное соотношение параметров действитель­ности и недействительности, исходя из того, что требования действительности характеризуют предпосылки функционирования сделок в гражданском обороте, а режим недействительности обес­ печивает сохранение качества акта поведения как сделки и кон­ тролирует соблюдение требований действительности.

Анализ действия групп режимных требований и их правовой эффективности следует начинать с правовой оценки акта поведе­ния как сделки. Такой подход логичен и оправдан для изучения любого правового явления. Не являются исключением в этом смысле и сделки.

данскому праву. — М.: Юрайт, 2000; Шестакова Н.Д. Недействительность сделок. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001; Матвеев И.В. Правовая природа недействительных сделок. — М.: Юрлитинформ, 2002; Гутников О.В. Недействительные сделки в граж­данском праве: Теория и практика оспаривания. — М.: Бератор-Пресс, 2003. Активи­зация интереса к недействительности сделок, наметившаяся в последние годы, не мо­жет не радовать. В то же время сама постановка вопроса невольно свидетельствует о перекосах в изучении проблемы сделок как единого правового явления.


Глава 2


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.