Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-11-14 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Дозволения и запреты — наиболее общие способы и приемы формирования нормативной основы правового режима. Использование в институте сделок дозволений, т.е. возможностей по формированию обязательных для участников правоотношения правил поведения, которыми фактически обладает и юридически наделен участник сделки, обеспечивается комплексом взаимосвязанных норм. Пределы осуществления дозволений ограничены запретами, выраженными нормами о недействительности сделок. Кроме того, правовой режим сделок устанавливает границы позитивных обязываний, которые в ряде случаев закре-
Ф!. Понятие правового режима сделок
73
плены в нормах права в виде строго определенных правил поведения. Проявление дозволений, запретов и позитивных обязыва-пий свидетельствует о таких нормативно-руководящих началах сделок, как дозволительность, индивидуализация ответственности, неинтенсивность правового регулирования, максимальное обеспечение интересов участников сделок. Эти принципы института сделок конкретизируют характеризующие юридическое своеобразие гражданского права отраслевые принципы.
С учетом изложенного правовой режим сделок может быть определен как обеспеченная взаимодействием дозволений, запретов и позитивных обязываний совокупность правовых принципов и закрепленных в нормах гражданского права требований к сделкам, установленная в целях обеспечения выполнения сделками их функ ций как средств индивидуального регулирования общественных отношений138.
2. Назначение правовых требований проявляется в функциях правового режима сделок, которые в зависимости от сферы действия могут быть внешними и внутренними. Первые состоят в воздействии правового режима сделок на отраслевой правовой режим, что не исключает выполнения ими роли базового начала для правового режима сделок. В свою очередь правовой режим сделок является основой правовых режимов отдельных видов сделок и их разновидностей, что дает возможность характеризовать правовой режим сделок как общий.
|
Многогранность и многоаспектность правового режима сделок требуют различать отраслевой правовой режим как базу формирования понятия сделок, общий правовой режим сделок, правовые режимы отдельных видов и разновидностей сделок и правовой режим отношений, созданных сделками, как связи правового режима гражданского права с другими отраслями права.
С.С. Алексеев подразделяет юридические режимы на первичные (общие) и вторичные. «Первые являются такими ком-
138 Следует иметь в виду, что функции сделок как средств индивидуального регулирования общественных отношений ни в коей мере не отрицают, а напротив, предполагают выполнение сделками функции оснований движения правоотношений. Как будет показано выше (см. гл. 2, 3.2), именно наличие этой функции позволяет вести речь о регулирующей функции сделок и, как следствие, дает возможность характеризовать сделки в качестве средств индивидуального регулирования общественных отношений.
74 Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок
плексами правовых средств, которые выражают общие и исходные соотношения способов правового регулирования на данном участке социальной жизни; вторые представляют собой известные модификации общих режимов, вносящие либо особые льготы и преимущества, состоящие в дополнительных правах, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и позитивных обязываниях»139. Вторичными по отношению к общему правовому режиму сделок являются правовые режимы сделок между государственными и муниципальными органами и предпринимателями; между предпринимателями; между предпринимателями и потребителями. Как первичный и вторичные соотносятся общий правовой режим сделок и правовые режимы их отдельных видов. Последние также могут быть дифференцированы. Так, правовые режимы розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости и продажи предприятия будут выступать по отношению к правовому режиму купли-продажи в качестве вторичных, а режим купли-продажи, будучи вторичным по отношению к общему правовому режиму сделок, обретет черты общего для режимов рассмотренных разновидностей купли-продажи.
|
Характер развития взаимодействующих явлений действительности таков, что изменения в одном вызывают изменения в другом. Причем процесс этот двусторонний. Общий правовой режим сделок, правовые режимы отдельных видов сделок и их разновидностей обогащают друг друга. Поэтому изменения общего правового режима сделок отчасти предопределены движением правового режима отдельных видов и разновидностей сделок. Данные правовые режимы соотносятся как общее и особенное. Соотношение общего правового режима сделок с отраслевым правовым режимом может быть также охарактеризовано как соотношение вторичного и первичного.
Внутренние режимные функции характеризуют непосредственное воздействие общего правового режима на сделки и через них на регулируемый ими круг общественных отношений. В отли чие от функций общего правового режима сделок функции самих сде лок заключаются в непосредственном воздействии на общественные
Алексеев С.С. Общие дозволения... — С. 187.
$',?. Понятие правового режима сделок
75
отношения. При анализе режимных функций и функций сделок нужно также учитывать то обстоятельство, что функции правового режима в отличие от функций сделок производны от права.
3. Направленность общего правового режима сделок позволяет в качестве основной его функции назвать достижение оптимального функционирования сделок в общественных отношениях. Реализуется она путем предоставления лицам возможности определенного поведения. Правовой режим сделок является нормативной основой индивидуального регулирования. Причем нормативность общего правового режима сделок выражается в комплексе взятых в единстве норм и правовых средств, ибо правовому режиму имманентно взаимодействие норм права, способов и типов регулирования. Будучи необходимым условием, предпосылкой осуществления сделок, общий правовой режим позволяет оформлять действие в сделку. Так, экономическое отношение по купле-продаже жилого дома в виде уплаты за дом определенной денежной суммы и фактическая передача дома приобретателю не всегда свидетельствуют о заключении договора купли-продажи жилого дома как правового явления. Купля-продажа как экономическое отношение трансформируется в сделку, когда сторонами будут соблюдены все требуемые существенные условия договора, предусмотренные в нормах права.
|
Правовой режим выполняет также функцию установления пределов индивидуального регулирования соответствующего круга общественных отношений, фиксируемых посредством запретов и позитивных обязываний, выраженных в нормах права. Эту одну из основных функций общего правового режима сделок следует отличать от функции самих сделок, которая состоит в установлении пределов свободного усмотрения сторон. Функция установления пределов индивидуального регулирования реализуется в очерченной понятием сделки системе социальных связей. Так, в биржевом деле нормативные требования, определяющие режим сделок, способствуют установлению оптимального функционирования биржевых сделок.
Дополнительная функция общего правового режима сделок заключается в выполнении сделками роли юридических гарантий. Она характеризуется тем, что соблюдение правового режима сделок гарантирует реализацию порождаемых сделками субъектив-
76 Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок
ных прав и обязанностей. «Комплекс требований, предъявляемых к сделкам, является нормативной гарантией для субъектов при осуществлении ими регулятивной деятельности, в том числе в тех случаях, когда избираемый состав сделки в законе не упоминается»140.
Стимулирующая функция означает, что предоставление участникам общественных отношений возможности определенного поведения побуждает их к совершению действий, которые наиболее предпочтительны с точки зрения законодателя. Информационная функция заключена в возможности субъектов права ознакомиться с требованиями закона и избрать предопределенный законодателем путь удовлетворения своих интересов. Охранительная функция состоит в правовом опосредовании действий, не признанных сделками, чем достигается эффективность работы института сделок. Так, законодатель указывает на правовые последствия, которые наступают при совершении действий, не наделенных статусом сделок.
|
Итак, назначение правового режима сделок состоит в обеспече нии выполнения функций сделок. Выполняемая общим правовым режимом сделок роль свидетельствует о том, что не столько индивидуальное регулирование обогащает и конкретизирует программы, содержащиеся в нормах права, сколько общий правовой режим, выражаясь в нормах права, обогащает и конкретизирует индивидуальное регулирование в опосредуемой области общественных отношений. Общий правовой режим сделок как необходимый элемент процесса осуществления индивидуального регулирования устанавливает его пределы, очерчивает рамки, в которых оно может осуществляться, и является его правовым основанием.
4. Характеристика общего правового режима сделок будет неполной без выяснения его связи с механизмом правового регулирования. «Правовой режим реализуется через механизм правового регулирования, который представляет собой общий порядок, процесс действия права. Если механизм правового регулирования — юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим — в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей. Правовой режим представляет собой специфический меха-
Илларионова Т.И. Сделки...
- С. 52.
#.?. Понятие правового режима сделок
77
иизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, "привязанный" не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким обще-шачимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют»141.
Общему правовому режиму как совокупности требований к сделкам и механизму гражданско-правового регулирования142 присущи правовая основа, субъективные права и обязанности, акты реализации. Через эти понятия право рассматривается в динамике. Наличие правовой основы, субъективных прав и обязанностей и актов реализации в общем правовом режиме сделок есть еще одно доказательство того, что сделкам не может быть отведена лишь роль оснований возникновения правоотношений.
|
Самостоятельность данных сторон правового регулирования определяется следующим. Механизм правового регулирования отражает процесс воздействия права на общественные отношения и реализуется в форме нормативного и поднормативного регулирования. При нормативном регулировании содержание основанного на юридическом факте правоотношения заранее предопределено нормой права. Ею закладывается модель поведения субъекта права, которая трансформируется в конкретное правоотношение при наступлении соответствующего юридического факта. Объем и содержание данного конкретного правоотношения однозначно и четко сформулировано в норме права.
При поднормативном регулировании нормой права устанавливаются границы, допускаемые законом пределы возможного поведения субъектов в возникающем в будущем правоотношении. Модель поведения субъекта может определяться локальной нормой. Конкретным содержанием смоделированное локальной нормой правоотношение наполняется при наступлении соответствующего юридического факта.
141 Матузов Н.И., Малъко А.В. Правовые режимы... — С. 20.
142 Понятие механизма правового регулирования является не только общетеоре
тическим. Обосновывая необходимость использования термина «механизм граждан
ско-правового регулирования», С.С. Алексеев указывал, что изучение юридических
особенностей отрасли с позиции метода недостаточно. «Юридическое своеобразие дан
ной отрасли права проявляется также в особом сочетании отдельных элементов метода,
их значении и функциях как элементов единого механизма правового регулирования»
(Алексеев С.С. Односторонние сделки... — С. 54-55).
78
Гл. I. Предпосылки формирования правового режима сделок
В отличие от локального поднормативного регулирования в индивидуальном регулировании содержание возникающего правоотношения не моделируется, во всяком случае главная цель законодателя состоит не в моделировании правоотношения143, а в предоставлении субъекту права возможности выработки содержания будущего правоотношения. Достичь этого можно посредством формирования содержания юридического факта с учетом интересов субъекта права при условии непротиворечия принципам права. Законодатель, дозволяя субъекту права учесть свой интерес через формирование содержания юридического факта, тем самым дает возможность определить модель желаемого поведения субъекта в возникающем из этого факта правоотношении. Итак, содержание юридического факта, конструирующее возникающее в будущем правоотношение, определяется субъектами права, но требования к формированию содержания юридического факта, т.е. к субъектам и их действиям, устанавливаются правом. Это и есть режимные требования к тем юридическим фактам, которые по своей природе могут формироваться волею субъектов права и выступают необходимым звеном для перевода индивидуальной воли в плоскость правового регулирования. В этом и состоит суть индивидуального регулирования, в частности, с использованием сделок.
Правовой режим характеризует опосредование общественных отношений в целях установления оптимального функционирования носителя режима в общественных отношениях. От правового режима зависит, выполняет ли, например, договор роль средства индивидуального регулирования. В этом контексте режимные требования, в том числе права и обязанности, образующие содержание возникающих в процессе совершения сделок организационных правоотношений144, следует отличать от прав и обязанностей, возникающих в механизме правового рсгулирова-
143 Модели прав и обязанностей по ряду договоров, предусмотренных и отдель
ных главах Гражданского кодекса Российской Федерации, — это апробированные
многолетней практикой наиболее эффективные схемы поведения, которые стороны
могут принять или не принять. В любом случае субъекты сделок вольны сформиро
вать для правоотношения права и обязанности, по объему и качеству выходящие за
рамки предусмотренного в законе конкретного вида сделки.
144 Об организационных правоотношениях, возникающих в процессе соверше
ния сделок, см. гл. 2, 3.1.
7) Понятие правового режима сделок
мня в результате совершения сделок. Нормативные требования, определяющие режим сделок, права и обязанности, образующие содержание организационных правоотношений при совершении сделок, в ходе осуществления способствуют становлению прав и обязанностей в механизме правового регулирования.
Самостоятельность сделок в том и состоит, что они через правовой режим оформляются как средства индивидуального поднормативного регулирования. Правовой режим сделок формирует индивидуальное поднормативное регулирование. Именно это позволяет говорить о самостоятельности сделок в механизме гражданско-правового регулирования, предопределенной существованием их правового режима, который позволяет индивидуальную волю и интерес субъекта права перевести в плоскость правовых отношений.
Самостоятельность общего правового режима сделок и механизма гражданско-правового регулирования не исключает их взаимосвязи и взаимодействия. Становление сделок как юридического факта опосредовано как правовым режимом, так и механизмом гражданско-правового регулирования. Причем цель правового режима, состоящая в обеспечении выполнения сделками индивидуального регулирования, в конечном счете реализуется через механизм регулирования. В этом смысле общий правовой режим сделок подчинен механизму гражданско-правового регулирования.
Содержание правового режима сделок
1. Приведенные выше характеристики правового режима сделок позволяют вычленить элементы и компоненты, составляющие его содержание. Образующая правовой режим сделок система правил, как уже указывалось, предопределена взаимодействием дозволений, запретов и позитивных обязываний. Изначально правовой режим сделок в качестве исходных положений, отражающих закономерности совершения сделок, содержит принципы поведения субъектов сделок при их совершении. Дозволительность, индивидуализация ответственности, неинтенсивность правового регулирования и максимальное обеспечение интересов участников сделок как нормативно-руководящие начала правового режима сделок позволяют сформу-
80 Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок
лировать иные правила сделок, а именно нормативные требования, в своем единстве обеспечивающие выполнение сделками их функций. Формой выражения содержания правового режима сделок в праве, понимаемом в позитивном смысле, выступает совокупность норм права. Диалектика взаимодействия содержания и формы правового режима сделок позволяет совершенствовать правовой режим сделок145.
Сущность содержания сделок как правового явления — нормативные требования к самому понятию сделок, которые образуют ядро правового режима сделок. Закладываются они, как уже отмечалось, отраслевым правовым режимом. В качестве элементов содержания общего правового режима сделок будут выступать нормативные требования к отдельным существенным признакам понятия сделок, составляющим понятие сделок как единого целого. Тем самым нормативные требования к сделкам как к явлению изначально подразделяются на требования для признания явления сделкой и требования к каждому из существенных признаков понятия сделок.
В этой связи, следуя основному назначению правового режима, в качестве элемента его содержания нужно указать его целевую направленность. Эта цель фиксируется в легальной дефиниции сделок.
Рассматривая правовой режим сделок в качестве совокупности закрепленных в нормах гражданского права требований к сделкам как к факту, следует иметь в виду, что сделки совершаются действиями субъектов права. Это означает, что нормативные требования, определяющие режим сделок, на деле являются требованиями, обращенными к субъектам сделок и их воле и ее изъявлению.
145 Здесь следует иметь в виду, что «у содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) — тенденция к устойчивости. До некоторых пор эти тенденции находятся в гармонии: сама форма как внутренняя структура детерминирует развитие содержания и развитие самой себя (ведь форма есть часть содержания). Но существуют рамки для изменения формы, обусловленные ее качеством. Она может не быть своевременно преобразована (в социальных системах в этом могут быть заинтересованы определенные социальные силы). Тогда форма как внутренняя структура системы становится тормозом развития содержания, наступает конфликт формы и содержания, требующий соответствующих средств своего преодоления» (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. — М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.-С. 473).
V '. Понятие правового режима сделок
81
С другой стороны, право оценивает как сделку именно факт социальной действительности и, следовательно, должно включать в себя требования к содержанию и форме этого факта. Требования к факту приобретают самостоятельное правовое значение, поскольку право рассматривает этот факт как самостоятельное социальное явление.
Таким образом, изначально в содержание правового режима сделок должны быть включены нормативные требования к явлению для признания его сделкой, к существенным признакам сделок, к целевой направленности, к содержанию сделок, к воле и волеизъявлению, к форме сделок, к субъектам сделок.
Следует иметь в виду, что при совершении ряда сделок законодатель устанавливает требования к процедуре их совершения, в частности к оферте и акцепту146. Эти требования к процедурным действиям, обеспечивающим процесс совершения сделок и входящим в содержание организационных правоотношений, возникающих при становлении большинства сделок, также включаются в содержание правового режима сделок.
2. Своеобразие режимных требований к субъекту и акту его поведения в сделках состоит в том, что способы правового регулирования сделок обеспечивают законодательную конструкцию института сделок по типу исключения из их числа актов поведения, потенциальные варианты дефектности которых прописаны в нормах о недействительности сделок. Использование этого юридического приема схематического изложения режимных требований к сделкам в праве дает возможность законодателю любой направленный на желаемый правовой результат акт поведения презюмировать действительным, а в случае несоблюдения требований § 1 гл. 9 ГК РФ о понятии, видах и форме сделок предусмотреть в § 2 данной главы недействительность этих актов поведения как сделок. Правильность такого подхода законодателя с точки зрения правового режима сделок объясняется тем, что правовой режим не только осуществляет правовое регулирование явления, но и включает в себя все правовые возможности, которые могут применяться в отношении данного явления в том случае, когда фактическое поведение субъекта
146 Подробнее о процедурных действиях при совершении сделок см. гл. 2, 3.1.
82
Гл. I. Предпосылки формирования правового режима сделок
сделки не отвечает нормативно установленным требованиям для признания этого поведения действительным с точки зрения придания ему статуса сделки147.
Используемый прием позволяет оптимально реализовать назначение правового режима, состоящее в обеспечении выполнения функций сделок, оценить акт поведения в динамике с точки зрения его регулятивного воздействия на общественные отношения.
Как подлинную сделку законодатель оценивает акт поведения, отвечающий всем режимным требованиям, касающимся и субъектов, и их поведения. В своем единстве эти требования образуют действительность сделок, которая является в своей основе совокупностью режимных требовании к сделкам для признания их совершенными.
3. Недействительность сделок означает такую оценку акта поведения, при которой за актом не признается статуса сделки (нормы, не наделяющие акт поведения статусом сделки) или этот статус аннулируется (нормы, аннулирующие юридическую силу сделки). Не всякое нарушение нормативных требований, определяющих режим сделок, исключает наступление желаемых для субъектов сделок правовых последствий, т.е. является необходимым режимным требованием. Дозволительная направленность института сделок позволяет законодателю формулировать нормы рекомендательного характера, несоблюдение которых не влечет недействительности сделок. Примером тому служат требования п. 1 ст. 162 ГК РФ о несоблюдении простой письменной формы сделки, нормы ст. 159 ГК РФ о совершении в устной форме сделок, для которых законом или соглашением сторон не установлена письменная форма. Этими нормативными требованиями законодатель подчеркивает приоритетность содержания сделок над их формой. Подобного рода режимные рекомендации свидетель-
147 В этой связи представляется неверным рассматривать недействительность сделок как самостоятельное правовое явление и в противоположность ему определять действительную сделку (см., например: Шахматов В.П. Составы... — С. 164). Сделка как правовое явление существует тогда, когда она действительна, если налицо недействительность, то сделки нет, что не исключает распространение на это не признаваемое сделкой явление правового режима сделок в виде правовых возможностей регулирования правом юридически небезразличного поведения.
#.?. Понятие правового режима сделок
83
ствуют о дифференциации режимных требований действительности сделок на необходимые для их действительности и рекомендательные, связанные с формой.
В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части. Исключая противоправное условие, законодатель в остальном признает за актом поведения статус сделки. Эта норма подчеркивает обязательность соблюдения необходимых режимных требований и в то же время свидетельствует о дозволительной сущности сделок. Требование исключить недействительную часть сделки как элемент содержания правового режима сделок говорит о стремлении законодателя сохранить приоритет за действительностью акта поведения как сделки.
4. Непризнание за актом поведения статуса сделки или аннулирование этого статуса имеет место в тех случаях, когда несоблюдение нормативных требований, определяющих режим сделок, приводит к дефектности состава сделок. Она может быть вызвана пороками содержания, воли и волеизъявления, формы и субъектного состава. Тем самым констатация недействительности акта поведения как сделки, следовательно, совокупность норм, опосредующих этот процесс, выполняет в институте сделок вспомогательную роль по отношению к нормам, формулирующим требования действительности. При такой ситуации дозволительная направленность института сделок означает, что по способности индивидуального регулирования и степени влияния на эту способность группа норм, образующих требования к действительности, имеет приоритетное значение по отношению к нормативным требованиям, констатирующим недействительность. В свою очередь последние через факт констатации недействительности акта поведения как сделки устанавливают границы режимного регулирования акта поведения, признаваемого сделкой, и содержат ряд охранительных норм, применяемых к акту поведения, не признанному сделкой, с целью упорядочения общественных отношений. В содержание правового режима включены не только регулятивные, но и охранительные нормы.
84
Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок
Сама по себе констатация недействительности, определение оснований недействительности сделок недостаточны для того, чтобы в комплексе завершить правовое опосредование социально значимых актов поведения, которым законодатель не придает статуса сделок или лишает их этого статуса. В данном случае требуется нормативное регулирование правовых последствий недействительности сделок. Такие нормативные требования также входят в качестве составного элемента в содержание правового режима сделок как следствие режима их недействительности.
5. Таким образом, при рассмотрении режима сделок следует иметь в виду объединение режимных требований в результате взаимодействия способов правового регулирования в режимы действительности и недействительности сделок. Режим действи тельности включает нормативные требования к явлению для при знания его сделкой; нормативные требования к существенным при знакам сделок; нормативные требования целевой направленности; нормативные требования к содержанию сделок; нормативные тре бования к воле и волеизъявлению; нормативные требования к форме сделок; нормативные требования к субъектам сделок; нормативные правила рекомендательного характера; нормативные требования к процедурным действиям при совершении сделок. Режим недействительности обеспечивается нормами, предусматривающими несоблюдение требований к содержанию, воле и волеизъявлению, форме и субъектному составу сделок; нормативными требованиями недей ствительности части сделки и нормативными требованиями, опо средующими правовые последствия непризнания за актом поведения статуса сделки. Иными словами, режим недействительности включает в себя правовую оценку и критерии несоблюдения нормативных требований к содержанию, воле и волеизъявлению, форме и субъектному составу сделок, нормативные требования недействительности части сделки и требования, опосредующие правовые последствия непризнания за действием качества сделки как юридического факта.
Эти группы режимных требований и образуют содержание правового режима сделок, оформленное в нормах права о сделках. Режимные требования действительности и недействительности сделок как совокупности нормативных требований к сделкам представляют две стороны одной медали. Каждая из этих сово-
# 3. Понятие правового режима сделок
85
купностей, групп нормативных требований имеет свойства, не сводимые к свойствам отдельного нормативного требования. Вместе с тем группа режимных требований действительности во взаимодействии с группой режимных требований недействительно сти характеризуется свойствами, не сводимыми к свойствам каж дой из этих групп режимных требований в отдельности148. В своем единстве они позволяют рассматривать сделку как цельное, взаи мосвязанное и логически последовательное правовое явление, в котором несоблюдение требований действительности означает необхо димость оценки акта поведения с точки зрения недействительно сти и наоборот. Такой подход, акцентирующий внимание на единых критериях оценки признания или непризнания факта сделкой, более четко отражает тесную взаимосвязь требований действительности с требованиями недействительности. Потому он наиболее приемлем для анализа сделок как системного правового явления. Такой подход позволяет отказаться от традиционного рассмотрения проблемы сделок сквозь призму понятий «условия действительности сделок» и «недействительные сделки», которые не только не согласуются между собой терминологически, но порой ориентируют исследователей на понимание действительности и недействительности сделок как разнопорядковых правовых явлений с акцентом на их недействительности149, а не
148 Подробнее о свойствах общих режимных требований действительности сде
лок см. гл. 3, § 1, а о свойствах общих режимных требованиях недействительности —
гл. 4, § I.
149 Не случайно в учебной литературе основных школ цивилистики России во
просам недействительности сделок уделено значительно больше внимания, чем во
просам их действительности. Так, в учебнике уральской школы цивилистики параг
раф об условиях действительности сделок занимает две с половиной страницы, а не
действительности сделок посвящено пять параграфов общим объемом в двадцать
девять страниц (см.: Гражданское право: Учеб. / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой
и др. — М.: НОРМА, 2001. — Ч. 1. — С. 204-240 (автор соответствующих парагра
фов — Г.И. Стрельникова)). Аналогичные тенденции прослеживаются в московской,
санкт-петербургской и саратовской школах (см.: Гражданское право: Учеб. / Под ред.
Е.А. Суханова. — М.: БЕК, 1993. — Т. 1. — С. 132-146 (авторы соответствующих параг
рафов — В.С. Ем и А.М. Белякова); Гражданское право: Учеб. / Под ред. А.П. Сергеева,
Ю.К. Толстого. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. — Т. 1. — С. 250-273 (автор главы
о сделках — М.В. Кротов); Гражданское право России: Учеб. / Под ред. З.И. Цыбулен-
ко. — М: Юристь, 1998. — Ч. 1. — С. 183-197 (автор главы о сделках — Н.А. Баринов)).
Подобное состояние дел зеркально отражается и в монографической литературе.
Последние годы характеризуются активизацией интереса к недействительности сде
лок. См., в частности: Хейфец Ф.С. Недействительность сделок по российскому граж-
86 Гл. 1. Предпосылки формирования правового режима сделок
на оценку двух сторон одного и того же правового явления. Дальнейшее изучение режимов действительности и недействительности сделок позволит детализировать содержание режимных требований, найти оптимальное соотношение параметров действительности и недействительности, исходя из того, что требования действительности характеризуют предпосылки функционирования сделок в гражданском обороте, а режим недействительности обес печивает сохранение качества акта поведения как сделки и кон тролирует соблюдение требований действительности.
Анализ действия групп режимных требований и их правовой эффективности следует начинать с правовой оценки акта поведения как сделки. Такой подход логичен и оправдан для изучения любого правового явления. Не являются исключением в этом смысле и сделки.
данскому праву. — М.: Юрайт, 2000; Шестакова Н.Д. Недействительность сделок. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001; Матвеев И.В. Правовая природа недействительных сделок. — М.: Юрлитинформ, 2002; Гутников О.В. Недействительные сделки в гражданском праве: Теория и практика оспаривания. — М.: Бератор-Пресс, 2003. Активизация интереса к недействительности сделок, наметившаяся в последние годы, не может не радовать. В то же время сама постановка вопроса невольно свидетельствует о перекосах в изучении проблемы сделок как единого правового явления.
Глава 2
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!