Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2022-10-29 | 26 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
(ч., 3 ст. 2)
Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов
(ст. 30)
Ü
Граждане России имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32)
Право граждан на обращение (индивидуально и коллективно) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33)
Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
Помимо гражданских (личных) и политических прав и свобод, являющихся основой конституционно-правового статуса человека и гражданина, Конституция закрепляет внушительный перечень экономических, социальных и культурных прав (ст. 34–44).
Конституция провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Социально-экономические и культурные права призваны гарантировать индивиду свободу в экономической, социальной и духовной сфере, а также обеспечивать ему достойный уровень жизни.
Весь массив социально-экономических и культурных прав условно можно разделить на следующие четыре подгруппы.
1. Права и свободы, обеспечивающие свободу экономической деятельности.
Данная группа социально-экономических прав является продолжением принципов регулирования экономических отношений, содержащихся в ст. 8 Конституции. На эти конституционные принципы опирается целый ряд положений гл. 2 Конституции, закрепляющих экономические права, без которых невозможно функционирование рыночной экономики:
|
- право на свободу предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 34);
- право частной собственности и ее наследования (ч. 1 и 4 ст. 35);
- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36).
2. Права, предоставляющие человеку свободу выбора профессии и достойные условия осуществления трудовой деятельности:
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
- право на гарантированный минимальный размер оплаты труда и вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37);
- право на достойные условия труда (ч. 3 ст. 37);
- право на отдых (ч. 5 ст. 37);
- право создавать профессиональные союзы (ч. 1 ст. 30);
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).
3. Права, гарантирующие человеку достойный уровень жизни и защиту от негативного воздействия рыночной экономики.
Государство, назвавшись социальным, приняло на себя обязательства:
- минимизировать негативные последствия рынка для населения, его наиболее уязвимых групп (безработных, инвалидов, детей), важных социальных институтов (семья);
- гарантировать достойный уровень жизни граждан.
Основные социальные права в Российской Федерации по Конституции РФ
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
- право на защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);
- право на жилище, включая право на получение жилища малоимущим гражданам бесплатно или за доступную плату (ч. 1 и 3 ст. 40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь, включая бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);
|
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
- право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).
4. Социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию индивида.
Права человека в области образования и культуры определяют положение индивидуума в области получения знаний, профессионального развития, творческой самореализации и пользования материальным и духовным наследием человеческой цивилизации.
Основные права в области образования и культуры
- право на образование (ст. 43 Конституции);
- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44 Конституции);
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции);
- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям (ч. 3 ст. 44 Конституции).
Классификация прав человека и гражданина по принадлежности к социальным нормам-регуляторам
Содержание понятия «права человека» составляют две группы прав:
- первая — права, называемые естественными, из них проистекают права человека;
- вторая — позитивные (предоставляемые) права, из которых возникают права гражданина.
Естественные права присущи человеку «по умолчанию»:
1) права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет;
2) источник этого права — сам человек. По своей природе право человека — это базовая форма проявления человеком своей общественной природы, своей активности, своей способности жить в обществе и обществом; оно — форма самоидентификации человека и его самоутверждения в обществе;
3) данные права человека — это его достоинство и его собственность. Их структура и степень значительности характеризуют право человека в его индивидуальности в силу самого факта существования человека; они функционируют как ценностные установки;
4) их действительность в общественном сознании связана с самим фактом их провозглашения и уж тем более с их конституционным закреплением;
5) осуществляются они не прямо, а посредством распространенных в конкретном обществе механизмов конкретизации.
|
Позитивные права — этопредоставляемые государством права, присущие гражданину:
1) включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство);
2) по своему определению в полной мере поддаются правовому регулированию формально-нормативным образом;
3) в настоящее время как разновидность позитивных прав выделяются права добытые, приобретенные индивидуально или коллективно. Добываемые (отстаиваемые права) формируются в рамках юридического права с большим трудом. Они требуют такого общественного права, которое не сводилось бы к праву власти. Там, где оно появляется, а значит, позволяет обратиться к индивидуальному праву, государство становится и правовым, и социальным.
Классификация прав человека и гражданина по политико-правовому статусу личности
В современном конституционном праве зарубежных стран, как правило, закреплены две группы прав — права человека и права гражданина. Такое разграничение прав и свобод впервые было использовано Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.
Права человека — права каждого индивида. Признаются на территории конкретного государства за всеми людьми, независимо от гражданства. Их субъекты обозначаются в конституциях словами «все», «каждый», «всякий».
Права гражданина — права лица, имеющего устойчивую правовую связь с государством, а именно:
1) ими обладают только граждане данной страны. Их адреса чаще всего так и именуются «граждане». В то же время конституции ряда стран используют для обозначения прав гражданина название этноса, вокруг которого сформировалось соответствующее государство. Например, конституции Бразилии, Испании, ФРГ, Швейцарии терминами «бразильцы», «испанцы», «немцы», «швейцарцы», обозначают не этнические, а государственно-правовые общности, т. е. своих граждан;
2) конституция разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получившего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного;
|
3) определяя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает общечеловеческие ценности, которые были утверждены в результате буржуазных революций и нашли свое воплощение в законодательных актах — Декларации независимости США от 4 июля 1776 г. и Билле о правах США, Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу, право на счастье.
Классификация прав человека и гражданина по степени персонификации субъекта-носителя прав
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!