Тема 6. Праздник города как средство политического ПР — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Тема 6. Праздник города как средство политического ПР

2022-10-29 26
Тема 6. Праздник города как средство политического ПР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый народ в своем социальном бытии и самосознании вырабатывает свою праздничную культуру, включающую в себя огромный цикл (систему) праздников. Традиционно этот цикл состоит из праздников природного календаря, религиозных, семейных, молодежных, трудовых и профессиональных, общественно-политических. Система праздников и порядок их проведения являются во многом результатом восприятия и переработки сложности и противоречивости исторического пути, пройденного  им, произошедших культурных и политических расколов в душах людей, господствующих в сознании большинства ценностей и представлений о добре, правде, красоте и справедливости. Праздник- это система метафизических вех и ориентаций народа, коллектива, то, в чем они находят смысл своего существования в истории. И в этом аспекте праздники, особенно общественно-политические, несут определенный идеологический заряд.

В системе средств политического ПР праздники всегда занимали большое место. Исследователи подчеркивают особенно возрастающую роль праздников в переломных, революционных условиях как наиболее простой и доступной формы снятия напряжения и усталости людей с одной стороны, а с другой - их объединения и энергетической подпитки (1, с. 112). Россия ныне в который раз переживает время великого перелома и переоценок, а русские люди пребывают в поисках радости и отдохновения. Зачем же и кому нужен праздник? В чем сила его воздействия на людей?

Правители и советники, осуществляющие управление сознанием и поведением широких масс, давно заметили, что праздник нужен всем людям. Он способен удовлетворить целый ряд взаимосвязанных человеческих потребностей. Опираясь на широко известную типологию потребностей А. Маслоу, выделим такие потребности, как потребность в отдыхе, смене впечатлений и состояний; потребность в безопасности; потребность в социальных контактах и поддержке (идентификации), потребность в признании (особенно непосредственных участников праздничных выступлений). Думается, что подготовка и само празднование могут в той или иной степени стать основой удовлетворения этих потребностей.

Сама этимология   слова «праздник» связана со словом «праздность», состоянием, свободным от труда, от рутины повседневности. Как правило, праздник - это выходной день, вносящий изменения в ритм повседневной жизни, когда мы находимся с семьей, друзьями и товарищами, сослуживцами по работе, соратниками по партии, горожанами и односельчанами вне непосредственной трудовой деятельности. К празднику люди на Руси убирали, чистили, мыли, украшали жилище, готовили праздничную одежду, ходили в баню, готовили праздничный стол и на день праздника прекращали все хозяйственные работы. С.М. Толстая в «Славянской мифологии» отмечает, что «праздники отличаются от будней запретом на все или некоторые виды работ. Нарушение запрета грозит, по народным поверьям, разного рода несчастьями» (2, с. 323).

 По мнению В.Н. Топорова «праздник - временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмеченный как некое институционализированное действо»(3, с. 329).

Таким образом, праздник переживается как особое сакральное время, к которому должны быть подготовлены и душа и тело человека. Противопоставление праздничных дней будням важно, так как подчеркивает особый сакральный смысл праздника в противоположность профанному течению времени.

Кроме временной отграниченности, праздник проходит в особом символическом пространстве, важном и значимом для людей с точки зрения истории народа и его культуры. Само пребывание в этом священном месте рождает положительные эмоции и ассоциации от приобщения к вечности и силе. Это может быть храм, дворец, стадион, площадь, где собирается праздничная масса. С.Московичи, анализируя пространственные формы праздника, пишет: «Места действия – соборы, стадионы, площади создаются для того, чтобы принимать массы и, воздействуя на них, получать желаемые эффекты. Это ограниченное пространство, где люди сообща освобождаются от обыденной жизни и оказываются объединенными их общим достоянием надежд и верований. Каждый, сплотившись с другими, ощущает себя здесь более сильным, уверенным и поддержанным массой». (4, с.505)

Таким образом, в местах скопления праздничных масс действуют законы поведения людей в толпе, осмысленные еще Г. Лебоном, Г. Тардом, З.Фрейдом и другими психологами. Назовем некоторые из них:

- снижение критического мышления и замена его автоматическим;

    - эффект эмоционального резонанса. С помощью выступлений ораторов, музыкального сопровождения, ярких украшений создается особая эмоциональная атмосфера подъема и радости. Люди, участвующие в празднике не просто соседствуют друг с другом, они заражают окружающих и сами заражаются от них. Эмоциональный заряд, полученный одним человеком, став объектом восприятия другого, усиливает возбуждение первого;

- состояние анонимности, растворение своего «Я» в коллективном «Мы»;

- ощущение своей важности, защищенности и необычайной силы Пребывание человека в толпе, пусть даже праздничной, создает условия для воздействия на его поведение. Этому способствуют также личность коммуникатора. Многочисленные исследования показали, что авторитет человека или структуры, его престиж, статус создают дополнительный стимул, вызывающий доверие к информации. Степень воздействия будет также зависеть от психофизиологического состояния организма людей, участвующих в празднике. Имеются сведения, что утром, сразу после пробуждения, и вечером, перед засыпанием, человек наиболее внушаем. Уровень бодрствования, голод, усталость, алкоголь, без которого не обходится ни один праздник, могут значительно влиять на восприятие и критическую оценку сообщений. Современные массовые праздники в основном рассчитаны на молодежь, на ее силу, задор и оптимизм. Вместе с тем многие молодые люди не имеют ни твердых убеждений, ни жизненного опыта. И это обстоятельство всегда учитывали власть имущие, вовлекая в орбиту своего влияния именно молодых.

Эти особенности праздника и открывающиеся в связи с его проведением пропагандистские возможности пытаются использовать современные российские власти и их политические ПР – специалисты.

Среди праздников в постсоветский период все большую популярность приобретают празднования Дней городов. Старые советские общественно-политические праздники уже не могут быть основой объединения общества. Нынешние демократические власти по отношению к ним используют два подхода. В зависимости от степени укорененности этих праздников в сознании граждан они либо отменяют праздники, либо меняют их название и содержание, приспосабливая их под свои властные цели и задачи. Так, нынешняя властвующая политическая элита спустя 15 лет после захвата власти отменила как официальный государственный праздник День Великой Октябрьской социалистической революции и ввела в противовес ему новый – День народного единства. Идеологически компенсаторный смысл этого акта очевиден. Примером удачной трансформации старых советских праздников, не вызвавшей больших протестов, стало превращение 23 Февраля из Дня Советской Армии в День Защитника Отечества. Нынешняя власть пытается приватизировать великий советский праздник День Победы и поставить на службу режиму. Наряду с другими способами формирования нового видения праздника Победы вот уже два года в стране организуется акция «георгиевская ленточка». Кроме декларируемой задачи патриотического воспитания на «героическом прошлом нашего народа», в этом начинании прослеживается скрываемая цель - вытеснить из сознания особенно молодых людей советскую символику - красное знамя и заменить его не относящимся к победе новым символом - георгиевскими ленточками.

 Новые государственные праздники не закрепились прочно в сознании и крайне неоднозначно воспринимаются большинством россиян. Между тем потребность в самопрезентации власти,  демонстрации ее успехов, объединении людей самых разных взглядов, профессий и возрастов в условиях переходного периода от одного строя к другому стоит всегда очень остро. Поэтому празднование Дней городов для политической элиты современной России является спасительной находкой и наиболее предпочтительной формой массового праздника. День города, в отличие от государственных, однозначно политических праздников, не несет в себе ярко выраженной политико-идеологической нагрузки. По своей сути и происхождению - это праздник региона, всех горожан вне зависимости от социальной и партийной принадлежности, профессии и культуры, национальности и религии, возраста и пола. Однако даже городской праздник приобретает политические черты и особенности. Напомним, что в обществе любая проблема или событие, весьма далекие первоначально от политики, могут стать ее объектом, если ее решение или интерпретация события укрепляет или ослабляет власть/оппозицию, затрагивает интересы многих групп людей. Руководство города, выступая организатором празднования Дня города, преследует целый ряд далеко идущих целей:     *   использовать этот праздник, чтобы рекламировать себя как компетентную и ответственную команду современных руководителей, способных наладить жизнь горожан;

* создать вокруг себя благоприятное общественное мнение. Массовые  праздники политикам нужны в первую очередь для укрепления своего политического господства;

*    завязать добрые отношения с соседями политиками и предпринимателями, приехавшими на праздник;

*   создать условия процесса положительной региональной идентификации граждан;

*   способствовать формированию чувства гордости за родной город и своих земляков;

*   через праздник и массовое гуляние выпустить накопленный в обществе и городе «пар» социального напряжения;

*   повлиять на политические чувства, эмоции, настроения, оживить, если это необходимо, предрассудки, иллюзии и мифы в интересах формирования доверия к власти;

*   осуществить внесение отдельных компонентов политической идеологии господствующих политических сил в виде лозунгов и программных заявлений.

Итак, вполне естественным в силу раскрытых выше особенностей праздника является стремление современного руководства использовать праздник Дня города как средство политического ПР. Создание праздничной атмосферы способно на время притупить остроту реальных проблем, стоящих перед обществом. Однако, без преодоления гигантского социального и имущественного расслоения и отчуждения от власти для большинства россиян общественно - политические праздники будут продолжать восприниматься как еще один выходной день, в который можно «уколоться и забыться».

Сумеют ли господствующие политические силы в России разрешить хотя бы часть проблем и стать фактором развития для всего общества, покажет время.

 

  

 

     

 

 

Библиографический список

 

 

1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. – Бахтин М.М. Соб. соч в 5 т. Т. 5, с. 10; его же.Дополнения и изменения к «Рабле».- Там же, с. 112.

2. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995, с.323.

3. Топоров В.Н. Праздник. – Мифы народов мира Энциклопедия в 2-х т. Т.2 М., 1994, с.329.

4. Московичи С. Наука о массах. – Психология масс. Хрестоматия. Самара., 2001, с.505.

 

 

  

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.