Активизация речевого творчества — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Активизация речевого творчества

2022-10-29 31
Активизация речевого творчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь детей 6–7 лет многофункциональна: они сообщают информацию, делятся эмоциями, общаются и учатся с ее помощью программировать, регулировать и контролировать свою деятельность. Для полноценной реализации этих функций ребенок к этому возрасту в норме не только должен овладеть фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим компонентами речи, но и иметь интерес, желание (мотивацию) к высказываниям, рассуждениям, общению. Поэтому эта сторона речевого развития — одна из приоритетных задач в психологическом сопровождении детей с ППМ. Таким образом, можно выделить следующие задачи:

· создание условий для активизации спонтанных высказываний детей;

· обогащение словаря детей, связанное с умением выражать свои мысли при выполнении заданий познавательного характера;

· формирование умения выражать свое эмоциональное состояние, а также распознавать и вербализовать эмоциональное состояние другого;

· стимулирование умения аргументировать свои мысли и поступки.

Обучая детей грамотной, правильной речи в дошкольном возрасте, педагоги часто не придают значения тому, как важны для самого ребенка именно спонтанные высказывания. Речевое развитие не происходит изолированно от остальных линий развития, а наоборот, тесно связано, переплетено с интеллектуальным, эмоционально-личностным, социальным развитием. Оно, с одной стороны, отражает уровень сформированности этих сторон психики ребенка, с другой — стимулирует их развитие. Психологически дошкольники в возрасте 6–7 лет переживают ситуацию псевдопубертата. Ребенок пытается понять, что же в этом мире зависит от него, что он значит для окружающих его людей. Спонтанные речевые высказывания для дошкольника — один из способов понять, кто он, можно ли доверить свои мысли, эмоции, желания близким взрослым и сверстникам. Высказывая свои мысли и получая обратную реакцию от сверстников и взрослых, ребенок соотносит себя с окружающим социумом, у него появляется возможность понять то, как его воспринимают, насколько он хорош или плох, насколько ценен, любим. Так формируется самоценка ребенка, его кураж перед предстоящей жизнью (уровень притязаний). Если взрослые часто игнорируют такие высказывания, не слушают, в спешке называют их «глупостями», могут начать критиковать его речь за неграмотность, неправильность или делают эти высказывания предметом для шуток, ребенок начинает сомневаться, что его мысли и высказывания интересны, а сам он важен для окружающих. Это часто приводит к тому, что дети реже высказывают то, что думают, говорят только о том, что нравится взрослым, оставляя свои мысли, желания и мечты невысказанными, теряется практика свободного высказывания, появляется эмоциональная скованность, неуверенность, внутренняя напряженность, а главное — теряется мотив спонтанного речевого самовыражения. Мы теряем их мысли и чувства. Дети теряют ценность своих мыслей и чувств. Об этом поэтическим языком писал О. Мандельштам:

Я слово потерял, что я хотел сказать, —
И мысль бесплотная в чертог теней вернется…

Психика детей в этом возрасте, как и в любой кризисный период, очень нестабильна, эмоционально уязвима. Для ребенка, которому предстоит начать обучение, необходимы открытость миру и людям, уверенность в своей ценности, в своих силах. Отсутствие этих качеств может стать причиной невротических реакций, проблем общения, успешности в обучении.

В данном блоке собраны игры и методики, условно разделенные на три группы:

1. Активизация речевого мышления у детей с ППМ. Для активизации речевого мышления необходимо создание ситуаций, когда ребенку предоставляется возможность вербализовать свою мыслительную деятельность и сделать ее понятной для другого. Для этого подходят:

· игры в паре — например, ребенок-ведущий диктует задание, связанное с рисованием, конструированием, задача его партнера, находящегося за ширмой, — точно выполнять инструкции; по окончании дети меняются ролями;

· игра «Телеведущий» — ребенок-телеведущий «помещается» в «экран телевизора» (имитация из картона), становится ведущим любой программы и по своему выбору может рассказать любую историю или новость;

· игра-диалог Знайки и Незнайки (спор на предложенную тему) — попытка убедить другого в своей правоте;

· игры на нахождение сходств и различий между предметами (например, ручка — карандаш, книга — тетрадь, волк — собака и др.);

· упражнения на формирование умения составлять речевую программу для бытовых действий (утро, вечер, обед и др.);

· придумывание загадок о спрятанном предмете (например, ребенок прячет в коробку предмет и сообщает, какой он формы, цвета, из чего сделан, остальное дети узнают, задавая наводящие вопросы); и проч.

2. Формирование творческого воображения речевыми средствами (постановка творческих задач). Для решения этой задачи детям можно предложить следующие задания:

· создать зрительный образ из предложенных невербализованных фигур, а затем придумать одну историю на всех;

· рассказать знакомую сказку с введением новых персонажей, с изменением окончания сказки, ее настроения (страшная, смешная, поучительная, грустная и т. д.);

· рассказать стихотворение с различными интонациями (лениво, строго, радостно, агрессивно) или от лица разных героев сказок (зайчика, лисы, медведя, ежика и др.);

· придумать небылицу (педагог-психолог может помочь в выборе темы);

· придумать фантастическую историю о себе и своем друге;

· провести конкурс «Кто лучше похвалит свою любимую игрушку?» (дети сами выступают в роли судей, присуждая призовые фишки каждому участнику);

· представить себя участниками телепередачи «Сам себе режиссер» — самостоятельно снять с помощью электронного планшета сюжет и прокомментировать его.

3. Совершенствование коммуникативных речевых навыков (совместные проекты детей и их обсуждение). Коммуникативные речевые проявления можно оптимизировать, давая детям следующие задания:

· используя кукол бибабо, построить диалог между выбранными героями с разными заданиями, например: узнать как можно больше у совы, что она видела ночью; рассмешить волка; успокоить трусливого зайку; научить ежика петь песенки и т. д.;

· сформулировать несколько предложений от имени людей разных профессий: врача, шофера, продавца, учителя, строителя, воспитателя, президента, режиссера, дрессировщика и др.;

· придумать, что могут подумать разные герои в случае, если пошел сильный дождь (герои — грибы, капуста на грядке, дети в парке, рисунки на асфальте); на даче косят траву (герои — жуки, лягушки, кроты, дети, соседи по даче);

· ответить на похвалу, угрозу, предложение убрать комнату; на требование выключить телевизор, или быстро встать с постели и умыться, или покататься на велосипеде, постоять на голове и т. д.;

Кроме того, здесь можно предложить игры, в которых ребенок выступает в роли учителя (изменение роли создает условия для эмоционального раскрепощения и активизации высказываний).

Конспект занятия из блока «Активизация речевого творчества» — приложение 2.

Конструирование

Хорошо, если предлагаемая дошкольникам деятельность не слишком лимитирована правилами, ограничивающими реализацию их возможностей и фантазий, — иначе правила и ограничения могут войти в противоречие с желанием «творить по-своему».

 

 

 

Существует много способов дать детям возможность проявить себя в какой-то деятельности. Одним из них можно считать свободное конструирование, выступающее в качестве гармоничного способа выражения своего видения окружающей реальности.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Свободное, по замыслу ребенка, конструирование наиболее соответствует этим параметрам. Оно не относится к разряду учебных навыков, но, несомненно, формирует, активизирует внутренний мыслительный план ребенка, визуальное, пространственное мышление, программирование и контроль деятельности, воображение, а также его собственную творческую активность.

Таким образом, можно выделить следующие задачи блока:

· расширять представления о свойствах и возможностях различных материалов, используя имеющиеся навыки, способности к экспериментированию;

· активизировать умение видеть и подбирать адекватный материал и атрибуты для реализации своих замыслов, в том числе сказочных, фантазийных (предоставлять достаточное количество материалов различного характера и фактуры);

· содействовать желанию детей объединяться в подгруппы для совместных действий;

· активизировать коммуникативные навыки (совместно обсуждать и реализовывать оригинальные замыслы).

Разделы блока:

1. Работа с природным материалом (в т. ч. с песком и водой).

2. Создание построек из различных видов конструкторов.

3. Выстраивание сказочных ситуаций из игрового материала (мелкие и крупные игрушки).

4. Использование мелких украшений, предметов рукоделия.

5. Смешивание различных видов материалов для осуществления своих замыслов.

Мышление детей в процессе конструирования носит творческий характер и имеет практическую направленность. Это актуально, когда они увлечены гаджетами, а количество практических действий и навыков снижено. Даже игры с элементами пространственного мышления в компьютере, планшете, мобильном телефоне стимулируют в основном визуальное мышление, его внутренний план действий. Внешний, практический план, который формируется во время действий с реальными предметами, опирается не только на зрительное, но и на двигательное и тактильное восприятие, память, мышление.

В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически может разобрать образец на детали, а затем собрать их в модель, осуществляя анализ и синтез в действенном плане. В процессе конструирования он учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и проч.), у него развиваются познавательные и практические действия, формируется внутренний мыслительный план действий.

При свободном конструировании появляется интерес не только к результату, но и к самому процессу придумывания и подбора средств. Желание увидеть результат также мотивирует деятельность. Этот результат материален, и его можно показать, рассказать о нем и продолжить свои фантазии в играх, населяя свое творение персонажами, которые собственно являются и смыслом, и мотивом (хотя ребенок не всегда это осознает).

Если у дошкольника нет такого желания, он создает свои шедевры только для демонстрации своих достижений, педагог-психолог, должен обратить внимание на сферу общения такого ребенка, на трудности преодоления детского эгоцентризма.

Конструирование способствует совершенствованию речи, т. к. в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся их аргументировать, общаясь друг с другом. При этом они совершенствуют способы делового общения, активно используют и совершенствуют пространственную лексику (вверх — вниз, далеко — близко, сзади — спереди, слева — справа, снаружи — внутри и т. п.).

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого — он засушенный цветок». В.А. Сухомлинский

 

 

 

По данным нейропсихологов, мозг ребенка развивается более эффективно и гармонично, если в процессе деятельности задействованы функциональные системы разной модальности (тактильной, слуховой, зрительной, двигательной и др.).

В возрасте 6–7 лет мозговые функции претерпевают значительные изменения, поэтому для их гармоничного формирования важно, чтобы в деятельности было задействовано максимальное количество функциональных систем всех модальностей.

К 6–7 годам дети с ППМ имеют высокий интерес к свободному конструированию, с повышенной степенью сложности (использование схем в различных проекциях, работа в парах и в группах), а также к более богатому творчески (использование в проектах фантазийных замыслов, смешение различных видов материалов для их осуществления).

С 6 лет формируется представление об архитектуре как искусстве, он имеет представления об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Дошкольники способны создавать сооружения разных видов (промышленные, общественные, жилые здания, мосты, площади, набережные, спортивные сооружения, а также сказочные, придуманные ими конструкции); конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов по схемам, моделям, фотографиям, видеоматериалам; учитывать закономерности создания прочного, высокого сооружения, использовать архитектурные украшения; заменять и совмещать детали в сооружениях.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей. Этот вид деятельности является очень привлекательным для проявления самостоятельности, здесь каждый ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.