Сопровождение детей с повышенной познавательной мотивацией — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сопровождение детей с повышенной познавательной мотивацией

2022-10-29 31
Сопровождение детей с повышенной познавательной мотивацией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сопровождение детей с повышенной познавательной мотивацией

Т.С. Евсюкова
зам. директора по дошкольному образованию ГБОУ «Школа № 962», Москва
Н.П. Чурсина
канд. психол. наук, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 962», Москва
С.А. Богавиева
педагог-психолог ГБОУ «Школа № 962», Москва

На базе дошкольного отделения Школы № 962 г. Москвы в рамках инновационно-экспериментальной деятельности реализуется проект "Психологическое сопровождение старших дошкольников с повышенной познавательной мотивацией", основная цель которого — создание комфортных условий для реализации их познавательного и творческого потенциала.

 

Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Особенно это относится к категории детей с повышенным познавательным интересом, или повышенной познавательной мотивацией (далее — ППМ). Такие дошкольники есть в каждой группе. От остальных они отличаются любознательностью, познавательной активностью, живостью восприятия, хорошей памятью и воображением.

Воспитывая старшего дошкольника, важно помнить — это возраст «примеривания» себя к жизненным ситуациям. Ребенок пытается понять, кто он, какой он среди себе подобных, как его оценивают взрослые, что он может.

 

 

 

Мотив имеет две основные функции — побуждающую и смыслообразующую (А.Н. Леонтьев). Познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны — порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции: интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений, умственных усилий.

Дети с ППМ к старшему дошкольному возрасту уже владеют определенным уровнем знаний и умений. Они мотивированы для любой деятельности, требующей их применения.

Существует проблема недостаточно эффективного обеспечения условий для реализации возможностей таких детей как в дошкольном возрасте, так и на первых этапах школьного обучения. В связи с этим на базе дошкольного отделения Школы № 962 г. Москвы в рамках инновационно-экспериментальной деятельности реализуется проект «Психологическое сопровождение старших дошкольников с повышенной познавательной мотивацией», основная цель которого — создание наиболее комфортных условий для реализации их познавательного и творческого потенциала.

Программа сопровождения включает три блока:

1. Опытно-экспериментальная деятельность.

2. Активизация речевого творчества.

3. Конструирование как средство развития пространственного мышления и детского воображения.

Рассмотрим содержание каждого.

Конструирование

Хорошо, если предлагаемая дошкольникам деятельность не слишком лимитирована правилами, ограничивающими реализацию их возможностей и фантазий, — иначе правила и ограничения могут войти в противоречие с желанием «творить по-своему».

 

 

 

Существует много способов дать детям возможность проявить себя в какой-то деятельности. Одним из них можно считать свободное конструирование, выступающее в качестве гармоничного способа выражения своего видения окружающей реальности.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Свободное, по замыслу ребенка, конструирование наиболее соответствует этим параметрам. Оно не относится к разряду учебных навыков, но, несомненно, формирует, активизирует внутренний мыслительный план ребенка, визуальное, пространственное мышление, программирование и контроль деятельности, воображение, а также его собственную творческую активность.

Таким образом, можно выделить следующие задачи блока:

· расширять представления о свойствах и возможностях различных материалов, используя имеющиеся навыки, способности к экспериментированию;

· активизировать умение видеть и подбирать адекватный материал и атрибуты для реализации своих замыслов, в том числе сказочных, фантазийных (предоставлять достаточное количество материалов различного характера и фактуры);

· содействовать желанию детей объединяться в подгруппы для совместных действий;

· активизировать коммуникативные навыки (совместно обсуждать и реализовывать оригинальные замыслы).

Разделы блока:

1. Работа с природным материалом (в т. ч. с песком и водой).

2. Создание построек из различных видов конструкторов.

3. Выстраивание сказочных ситуаций из игрового материала (мелкие и крупные игрушки).

4. Использование мелких украшений, предметов рукоделия.

5. Смешивание различных видов материалов для осуществления своих замыслов.

Мышление детей в процессе конструирования носит творческий характер и имеет практическую направленность. Это актуально, когда они увлечены гаджетами, а количество практических действий и навыков снижено. Даже игры с элементами пространственного мышления в компьютере, планшете, мобильном телефоне стимулируют в основном визуальное мышление, его внутренний план действий. Внешний, практический план, который формируется во время действий с реальными предметами, опирается не только на зрительное, но и на двигательное и тактильное восприятие, память, мышление.

В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически может разобрать образец на детали, а затем собрать их в модель, осуществляя анализ и синтез в действенном плане. В процессе конструирования он учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и проч.), у него развиваются познавательные и практические действия, формируется внутренний мыслительный план действий.

При свободном конструировании появляется интерес не только к результату, но и к самому процессу придумывания и подбора средств. Желание увидеть результат также мотивирует деятельность. Этот результат материален, и его можно показать, рассказать о нем и продолжить свои фантазии в играх, населяя свое творение персонажами, которые собственно являются и смыслом, и мотивом (хотя ребенок не всегда это осознает).

Если у дошкольника нет такого желания, он создает свои шедевры только для демонстрации своих достижений, педагог-психолог, должен обратить внимание на сферу общения такого ребенка, на трудности преодоления детского эгоцентризма.

Конструирование способствует совершенствованию речи, т. к. в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся их аргументировать, общаясь друг с другом. При этом они совершенствуют способы делового общения, активно используют и совершенствуют пространственную лексику (вверх — вниз, далеко — близко, сзади — спереди, слева — справа, снаружи — внутри и т. п.).

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого — он засушенный цветок». В.А. Сухомлинский

 

 

 

По данным нейропсихологов, мозг ребенка развивается более эффективно и гармонично, если в процессе деятельности задействованы функциональные системы разной модальности (тактильной, слуховой, зрительной, двигательной и др.).

В возрасте 6–7 лет мозговые функции претерпевают значительные изменения, поэтому для их гармоничного формирования важно, чтобы в деятельности было задействовано максимальное количество функциональных систем всех модальностей.

К 6–7 годам дети с ППМ имеют высокий интерес к свободному конструированию, с повышенной степенью сложности (использование схем в различных проекциях, работа в парах и в группах), а также к более богатому творчески (использование в проектах фантазийных замыслов, смешение различных видов материалов для их осуществления).

С 6 лет формируется представление об архитектуре как искусстве, он имеет представления об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Дошкольники способны создавать сооружения разных видов (промышленные, общественные, жилые здания, мосты, площади, набережные, спортивные сооружения, а также сказочные, придуманные ими конструкции); конструировать из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов по схемам, моделям, фотографиям, видеоматериалам; учитывать закономерности создания прочного, высокого сооружения, использовать архитектурные украшения; заменять и совмещать детали в сооружениях.

Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей. Этот вид деятельности является очень привлекательным для проявления самостоятельности, здесь каждый ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Приложение 1

Задачи:

· развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

· на примере воды рассмотреть свойства жидкостей.

Материалы и оборудование: три прозрачных сосуда различной ширины (узкий, широкий, средний); бутылка с водой; нарисованная на листе А4 схема трех сосудов — на среднем обозначена линия верхнего края воды; пластиковая бутылка, наполовину заполненная водой и плотно закрытая крышкой; нарисованная на листе А4 схема 4 бутылок в разном положении — на бутылке в положении стоя посередине обозначен верхний край воды; простые карандаши, ластики.

Ход занятия

Приветствие

Инструкция. Дети входят в кабинет-«лабораторию», педагог-психолог приветствует их, сесть предлагает тому, кто назовет какую-нибудь жидкость.

Феномен Пиаже — психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объем и т. п. Этот феномен выражается в ошибках количественного сопоставления характеристик.

Эксперимент I. «Вода — субстанция бесформенная»
Ход эксперимента
1) Высказывание и фиксирование гипотезы. Дети садятся вокруг стола с атрибутами. У каждого — лист бумаги с нарисованными тремя сосудами, на среднем обозначен уровень воды (рис. 1).

Рис. 1

Педагог-психолог предлагает представить, что воду из среднего сосуда перелили в широкий, и нарисовать уровень поверхности воды в нем. Затем аналогично вода «переливается» из среднего в узкий сосуд и также обозначается уровень воды. Таким образом участники высказывают и фиксируют гипотезу (нарисовали уровень воды).

2) Проведение опыта. Педагог-психолог предлагает перейти непосредственно к опыту: переливает воду из среднего сосуда в широкий.

Здесь, как правило, звучат удивленные возгласы. Дети смотрят на свои рисунки, некоторые берут ластики и стирают нарисованные линии, т. к. уровень воды в широком сосуде получился ниже, чем они нарисовали.

Педагог-психолог задает одному из детей вопрос: «Почему?» (сосуд широкий и вода растекается) — и проводит обсуждение с остальными участниками.

Далее он выливает воду обратно в средний стакан и предлагает кому-то из воспитанников перелить воду в узкий стакан.

Завершение занятия

Инструкция. Дети встают в круг. Педагог-психолог предлагает каждому из участников сказать, передавая по кругу мяч, какое открытие он сделал во время проведения опытов.

Приложение 2

Задачи:

· развивать умение передавать словами форму, величину, расположение элементов постройки партнеру при отсутствии зрительного образца;

· формировать умение задавать вопросы, уточнять инструкции партнера;

· формировать умение ориентироваться на эмоциональное состояние партнера, поддерживать спонтанный диалог;

Материалы и оборудование: листы бумаги А4; «палочки Кьюзинера»; куклы бибабо, настольная ширма.

Ход занятия

Такой вид деятельности не только позволяет реализовать детям свои замыслы, амбиции, речевые возможности, но благодаря смене ролей они могут увидеть ситуацию глазами другого, что позволяет преодолевать детский эгоцентризм, способствует лучшему пониманию друг друга, формированию рефлексивных способов общения.

Спонтанные диалоги

Инструкция. Детям предлагается выбрать любую из кукол бибабо и по очереди произнести голосом своего персонажа 2–3 фразы для того, чтобы познакомиться с остальными, например: «Я колючий серый ежик. Я люблю фыркать, собирать грибы, а еще могу уколоть иголками». Затем каждый участник выбирает себе собеседника. На начальном этапе для построения диалога детям даются ориентировочные задания, например узнать о собеседнике как можно больше и рассказать о себе. Можно дать «программу» диалога:

• Кто ты — зверь, птица или насекомое? • Где ты живешь? • Что ты любишь? • С кем ты дружишь? • Кого ты боишься? • Какие песенки ты знаешь? Давай вместе споем! • Как ты любишь шалить? Давай вместе пошалим! (играют в прятки, в догонялки и др.)

 

Примечание. В дальнейшем задания могут заключаться в совместном рисовании, конструировании из природного материала, бумаги. Персонажи сами договариваются о своих затеях, рисунках, поделках могут устроить конкурс или выставку. Поощряются диалоги на темы, придуманные самими детьми. Иногда дружба между персонажами может иметь продолжение в отношениях дошкольников.

Заключительная часть

Инструкция. Дети встают в круг, помещают свои персонажи в их «домики», прощаются с ними.

Приложение 3

План-конспект занятия по конструированию «Сказочные жилища»

Цель: упражнять детей в творческом выборе различных вариантов постройки на заданную тему.

Задачи:

· содействовать желанию детей объединяться в подгруппы для совместных действий;

· активизировать умение видеть и подбирать адекватный материал и атрибуты для реализации своих замыслов (предоставить достаточное количество материалов различного характера и фактуры);

· расширять представления о свойствах и возможностях различных материалов, используя имеющиеся навыки, способности к экспериментированию;

· активизировать коммуникативные навыки (совместно обсуждать и реализовывать оригинальные замыслы);

· развивать внимание, сообразительность, умение быстро находить нестандартные способы, образы.

Материалы: цветная бумага, ткань для создания фона, ножницы, клей, кисточки, конструктор, природный материал, мелкие игрушки, стеклярус, ракушки, ноутбук.

Процесс конструирования можно построить по следующей программе:
• Что я хочу создать?
• Для чего или для кого я это буду делать?
• Из чего я буду это создавать (что мне потребуется)?
• Буду делать один или с кем-то?
• Это нужно для игры или будет украшением?
• Получилось ли то, что я задумал?

План занятия

1. Рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов, содержащих изображения сказочных жилищ.

2. Беседа о любимых сказках и жилищах сказочных персонажей, о возможностях материалов для построек.

3. Рассматривание игрушек, изображающих сказочных героев, предложение придумать и построить для них домики.

4. Предложение о возможности объединиться в подгруппы (по желанию), в которых необходимо договориться о характере постройки, подборе материала и персонажей для построек.

5. Самостоятельная работа детей.

6. Творческая игра, защита проектов (на следующем занятии).

Из опыта работы Группа детей (7 человек) разделилась на две подгруппы — по 3 и 4 человека. В первой подгруппе персонажем была выбрана «лесная бабушка», которая собирает лечебные травы, лечит зверей и понимает их язык. Для нее решили построить избушку из прутиков, сучков, листьев. В работе также были использованы клей и нитки, семена растений, мелкие игрушки: фигурки лесных зверей, деревьев. Работа потребовала от детей не только фантазии, но терпения и некоторых навыков работы с природным материалом. Дети второй подгруппы долго выбирали сюжет и персонажей для своей постройки. Внимание остановилось на игровом сюжете «дачный домик», который использовался дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. Оставалось подобрать персонажей. Большое количество предложений объяснялось тем, что у каждого ребенка был свой любимый сказочный герой. В этом случае, чтобы разрешить ситуацию, педагог-психолог предложил объединить все пожелания: «Пусть этот домик будет домиком Сказочника, который придумывает сказочных героев и истории, которые с ними происходят. Они будут жить рядом с ним. Это животные, насекомые, морские обитатели, гномы». Для всех героев дети в дальнейшем строили отдельные жилища. Например, из ракушек и бумаги было создано «маленькое море» — для доброго морского конька, исполняющего желания. С ним дружили маленький крокодил, стрекоза и улитки. В этом случае дети начинали создание сказочного жилища не на пустом месте, они решили дополнить своими замыслами и фантазиями имеющуюся игровую ситуацию — «дачный домик». После создания «моря», каждый из дошкольников вводил своего персонажа и строил для него жилье.

 

Комментарий для педагога-психолога. Творческие постройки сохраняются до следующего занятия, на котором детям предлагается рассказать о них, их функциях и персонажах, подчеркнуть индивидуальность конструктивных решений, оценить творческий процесс в группе. Далее проходит свободная игра в созданных сказочных сооружениях, в ходе которой воспитанники могут познакомить друг с другом персонажей из разных историй, придумав их продолжение.

 

Сопровождение детей с повышенной познавательной мотивацией

Т.С. Евсюкова
зам. директора по дошкольному образованию ГБОУ «Школа № 962», Москва
Н.П. Чурсина
канд. психол. наук, педагог-психолог ГБОУ «Школа № 962», Москва
С.А. Богавиева
педагог-психолог ГБОУ «Школа № 962», Москва

На базе дошкольного отделения Школы № 962 г. Москвы в рамках инновационно-экспериментальной деятельности реализуется проект "Психологическое сопровождение старших дошкольников с повышенной познавательной мотивацией", основная цель которого — создание комфортных условий для реализации их познавательного и творческого потенциала.

 

Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Особенно это относится к категории детей с повышенным познавательным интересом, или повышенной познавательной мотивацией (далее — ППМ). Такие дошкольники есть в каждой группе. От остальных они отличаются любознательностью, познавательной активностью, живостью восприятия, хорошей памятью и воображением.

Воспитывая старшего дошкольника, важно помнить — это возраст «примеривания» себя к жизненным ситуациям. Ребенок пытается понять, кто он, какой он среди себе подобных, как его оценивают взрослые, что он может.

 

 

 

Мотив имеет две основные функции — побуждающую и смыслообразующую (А.Н. Леонтьев). Познавательная мотивация, с одной стороны, побуждает соответствующую ему деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативность и целенаправленность в решении не прагматической, а чисто познавательной задачи. С другой стороны — порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции: интерес к деятельности, удовольствие от получаемых впечатлений, умственных усилий.

Дети с ППМ к старшему дошкольному возрасту уже владеют определенным уровнем знаний и умений. Они мотивированы для любой деятельности, требующей их применения.

Существует проблема недостаточно эффективного обеспечения условий для реализации возможностей таких детей как в дошкольном возрасте, так и на первых этапах школьного обучения. В связи с этим на базе дошкольного отделения Школы № 962 г. Москвы в рамках инновационно-экспериментальной деятельности реализуется проект «Психологическое сопровождение старших дошкольников с повышенной познавательной мотивацией», основная цель которого — создание наиболее комфортных условий для реализации их познавательного и творческого потенциала.

Программа сопровождения включает три блока:

1. Опытно-экспериментальная деятельность.

2. Активизация речевого творчества.

3. Конструирование как средство развития пространственного мышления и детского воображения.

Рассмотрим содержание каждого.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.