Классификация методов воспитания (по Г.И. Ильиной) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Классификация методов воспитания (по Г.И. Ильиной)

2022-10-29 50
Классификация методов воспитания (по Г.И. Ильиной) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методы формирования сознания Методы деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирования
рассказ объяснение разъяснение лекция этическая беседа увещевания внушение инструктаж, диспут доклад, пример упражнение приказание педагогическое требование общественное мнение поручение воспитывающие ситуации соревнование поощрение наказание

КАРТОЧКА № 26

Методы воспитания (по Д.М. Гришину, В.И. Прокопенко)

Основные

Вспомогательные

Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы педагогического стимулирования Методы педагогической коррекции
убеждение внушение проблемная ситуация инструктаж упражнение пример педагогическое требование перспектива соревнование поощрение критика метод «взрыва» наказание

 

Домашнее задание – выписать из педагогического словаря Г. М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова определения методов воспитания: «взрыв», метод естественных последствий, наказание, поощрение, принуждение, требование, анализ воспитывающих ситуаций, беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, пример, рассказ, коллективное творческое дело (15 определений) – карточка № 27.

«Взрыв» - ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Метод естественных последствий - ____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наказание - _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поощрение - ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Принуждение - ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Требование - ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Анализ воспитывающих ситуаций - ___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Беседа - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дискуссия - _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Диспут - ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Конференция - ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Лекция - ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Пример - ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассказ - ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Коллективное творческое дело - _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКЦИИ 13

Тема: Воспитательная система школы как феномен реальной действительности (исторический разбор).

В истории отечественных воспитательных систем преобладали авторские. Сегодня мы представим исторический обзор наиболее интересных воспитательных систем, вспомним имена выдающихся педагогов…

Система С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в создан­ной им колонии «Сетлемент» в Марьиной Роще Москвы, поста­вил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1905-1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовая, умственная, эсте­тическая, гигиеническая, социальная) ведущей является труд. При­родная и социальная среда рассматривались как стимул для разви­тия ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовалось, да такая цель и не ставилась. Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировав цель воспита­тельной работы в 1919—1931 гг. на созданной им в Калужской гу­бернии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной стан­ции по народному образованию. Теперь он считал важным не только учитывать и использовать в воспитании явления и факты   окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее пре­образования». Школа должна была стать центром воспитания в окружающей среде.

В состав Первой опытной станции входили все типы образова­тельных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.

На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929— 1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преоб­разовании общественных отношений, в частности в колхозном строительстве. Идея создания детских колхозов не только вызыва­ла протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теорети­чески надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.

Система С.М. Ривеса и Н.П. Шульмана отразила поиски педа­гогов послереволюционной России. В школе-коммуне № 1 город Одес­сы педагоги-энтузиасты поставили задачу создать атмосферу детс­кой радости, творчества и труда, глубокого уважения к ребенку и веры в его возможности. Им пришлось работать с самыми обездоленными детьми, сиротами, жившими в приюте. В осно­ву своей деятельности С.М. Ривес и Н.П. Шульман заложили идеи воспитания коллективизма, инициативы, преданности иде­алам революции, самостоятельности и самодеятельности детей. Создание сильного, сплоченного коллектива они начали с органи­зации разных интересных дел.

Важную роль в жизни коммуны играл труд. В школе преобла­дало самообслуживание, в которое были включены все дети. Атмос­фера ответственности и гуманности сказывалась на поведении ре­бят: самые тяжелые работы взяли на себя старшеклассники, гордо называвшие себя «кружком чернорабочих». Сильной стороной вос­питательной системы являлись взаимоотношения педагогов и де­тей: воспитатели не давили на детей своим авторитетом, уважали их мнение и исподволь подводили их к педагогически оправдан­ным целям. Они были в постоянном педагогическом поиске.

Система одесской школы-коммуны не была лишена недостат­ков, свойственных тому времени: учение было подчинено внеучебным интересам, труд постиже­ния знаний рассматривался как вторичное явление. Но высокий гуманизм этой системы, разнообразие педагогических средств и высокая эффективность достигнутых результатов делают ее инте­ресной и в наши дни.

Система М.М. Пистрака нашла практическое воплощение в «тру­довой школе». Его детище — Московская опытно-показательная школа-коммуна им. Лепешинского, где ученый работал с 1919 г. По организации учебной деятельности и внешкольной работы она не имела аналогов в стране и за рубежом. М.М. Пистрак видел человекосозидание как одну из главных целей воспитания и для под­готовки подрастающего поколения к трудовой жизни на благо сво­ей Родины предлагал следующую систему:

♦ разработка авторских программ педагогической деятельнос­ти, в основе которых — изучение трудовой деятельности людей и знакомство детей с окружающим миром;

♦ изучение производства как социального организма; форми­рование мотивации учения, организация процесса обучения на основе детских впечатлений и наблюдений;

♦ организация жизнедеятельности коллектива на принципах школьного самоуправления; интернализация педагогических целей в индивидуальные, личностно важные.

Наиболее значимые годы творческой деятельности Моисея Михайловича Пистрака связаны с Москвой и Ростовом-на-Дону, где он с 1931 по 1936 г. заведовал кафедрой педагогики Северо-Кавказского педагогического института и в течение двух лет воз­главлял созданный им научно-исследовательский институт педаго­гики. Автор одного из лучших учебников «Педагогика», профессор М.М. Пистрак был обвинен в «контрреволюционной деятельнос­ти с вредительской направленностью» и 11 декабря 1937 г. расстре­лян в застенках Ростовского НКВД.

Система В.Н. Сороки-Росинского была реализована в начале 20-х годов, когда он возглавил школу социально-индивидуального вос­питания им. Достоевского для беспризорных трудновоспитуемых детей и подростков, всем нам известную как «Республику ШКИД». Целью системы являлось воспитание беспризорных, асоциальных детей, развитие у них желания преобразовать самих себя, сформи­ровать активную жизненную позицию в труде, познании, творче­стве. Основным видом деятельности, сплачивающим детей в еди­ный коллектив, был учебный труд. Сорока-Росинский смог заставить полуголодных детей забыть все невзгоды, превратил уче­ние в увлекательный процесс, создал атмосферу жажды знаний, творческого поиска.

Учебная деятельность органично сочеталась с игровой и худо­жественной, что способствовало восприятию знаний как высшей человеческой ценности. Практиковались «учеты» — публичные демонстрации учебных успехов детей. Любой школьник мог выпус­кать свою газету или журнал, вести полемику. Здесь не было жест­кого контроля и навязывания мнений, наоборот, поощрялся дух соревнования и состязательности.

В.Н. Сорока-Росинский не только успешно решал задачи един­ства обучения и воспитания, но и придавал большое значение фор­мированию единого, тесно сплоченного учительского и ученичес­кого коллектива. Критерием успешной воспитательной работы любого коллектива он считал отсутствие в школе традиционных «мы» и «они».

Система З.Н. Гинзбурга. Московская школа им. Радищева была создана в начале 20-х гг. как образовательное учреждение Наркомпроса, так как размещалась на прекрасной базе — в здании быв­шего Елизаветинского института благородных девиц. Были оборудованы школьные мастерские. С 1926 года школу возгла­вил З.Н. Гинзбург, сплотивший педагогов в единый коллектив на основе творческих поисков в организации учебного и воспитатель­ного процессов.

Ведущим видом деятельности в школе было трудовое воспита­ние. Серьезное значение придавалось направленности труда и способам его организации. В школе твердо соблюдалось правило: дети должны делать только полезные вещи. Труд частично нормировал­ся, между группами велось соревнование, победителей награжда­ли вымпелами и книгами. Деньги, заработанные учащимися, шли на общие нужды. В школе существовала строгая иерархия самоуправления. Развитие самодеятельности и активности учащихся было главной це­лью педагогов. Это находило отражение и в учебной, и во внеуроч­ной работе. Когда появился лозунг «Пятилетку — в четыре года!», старшеклассники дежурили на производстве: убирали поме­щения, выпускали «молнии», осуждающие бракоделов. В период массовой коллективизации ребята помогали подмосковному колхозу «Новый путь». Старшеклассники активно работали в обществе «Долой неграмотность!».

Для формирования духовного мира учащихся постоянно прово­дились лекции на нравственные и общеполитические темы: «Зачем человеку нужна совесть?», «Каким должен быть человек?» и др. К сожалению, со временем воспитательная система этой школы, формируя сугубо классовый подход, отодвинула на задний план общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы.

Система А.С. Макаренко — это система воспитания личности в коллективе на основе личностных и коллективных факторов. Ма­каренко выдвинул принцип: «Как можно больше уважения к чело­ веку, как можно больше требований к нему». То есть педагогика не может базироваться лишь на христианской любви к ребенку, без требовательности.

А.С. Макаренко в 30-е гг. разработал систему авансированного доверия к человеку. Даже самый никчемный человечек, если ви­дит перед собой пусть и не радужную, но перспективу, начинает по-новому строить свою жизнь. Человеку всегда должны светить ра­дость и счастье. Важно, утверждал Макаренко, воспитывать не только человека-творца, но и счастливого человека. Воспитывать человека — значит воспитывать у него перспективу пути, по кото­ рому располагается его завтрашняя радость.

А.С. Макаренко требовал в воспитательной работе соблюдения нескольких условий ближней и средней дали:

♦ цель должна вызывать у воспитуемого интерес и будить ини­циативу;

♦ воспитателю необходимо проявлять неподдельную заинтере­сованность в достижении цели воспитанниками;

♦ так как воспитание осуществляется в процессе труда, то ва­жен фактор соревновательности, однако в соревновании дол­жны участвовать равные, а не слабый и сильный;

♦ цель должна быть посильной для понимания и возможнос­тей воспитанника и в то же время требовать значительных личных усилий.

Стадии развития коллектива:

1. Воспитание взаимной требовательности в коллективе, причем не рывками, а планомерно, поэтапно; трудовые микрогруппы при этом формируются по принципу «кто с кем хочет»;

2. Формирование демократических органов управления коллек­тивом;

3. Формирование единогласия и единоначалия, т. е. обществен­ного сознания;

4. Становление традиций коллектива и проявление дарований человека.

В наши дни у концепции А.С. Макаренко находится немало и сторонников, и противников. Но если учесть, что его система фор­мировалась в специфических условиях детских трудовых колоний, приходится в любом случае признать ее значимость. В 80-е гг. сис­тема нашла яркое воплощение на московском заводе «Чайка» под руководством педагога Карманова. Итоги этой большой работы отражены в статье Синицына «Учение и труд» на страницах жур­нала «Наш современник», 1982, № 1-2.

Система Ф.Ф. Брюховецкого формировалась в школе № 58 города Крас­нодара с 1943 года. Возрождение школы в освобожденном от фа­шистов городе требовало немало усилий молодого учителя. Он смог организовать и полуголодных детей и родителей на раскорчевку и обработку закрепленного за школой 4-гектарного земельного уча­стка, на совместный созидательный труд и учителей, и детей. В
школе своими силами были созданы столовая, стадион, возведен памятник погибшим на войне. В суровых условиях послевоенных лет отношения педагогов и воспитанников представляли собой единый порыв, единое дыхание.

В основу воспитательной системы Брюховецкого были заложены идеи А.С. Макаренко, реализованные с учетом специфики массовой школы послевоенных лет. Это опора на традиции, педагогический коллектив как единое целое, как коллектив единомышленников, се­рьезная трудовая деятельность, проведение общих торжеств и праз­днеств. Трудовая деятельность была в числе ведущих. Сплоченность коллектива проявлялась и в отношении к учебно-воспитательно­му процессу, и в его организации. На всем: протяжении обучения обеспечивался его высокий уровень, что обеспечивало поступле­ние учеников в любой столичный вуз. Причины коренились не только в обычных мотивах познавательной деятельности, сильном составе учителей и ориентации на получение образования, но и в тесной связи обучения со всей жизнью школы. Дети дорожили че­стью класса, школы и не могли подвести коллектив своим неради­вым отношением к учебе. Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого отличалась вы­соким демократизмом. Это находило отражение в функциях де­журные классов, которые становились подлинными хозяевами школы: организовывали внеурочную жизнь детей, улаживали К01|крликты между ними, давали учителям возможность отдох­нуть в перерывах. В коллективе установился стиль требователь­ности в сочетании с доброжелательностью и бережным отноше­нием к индивидуальности,

Ф.Ф. Брюховецкий выдвинул идею связи перспективы и тради­ций. Школа, формировавшая уважение к личности, демократию и гуманизм, просуществовала до середины 70-х гг. и доказала, что даже в период тоталитаризма и авторитаризма талантливые педа­гоги могли найти применение своим силам.

Система В.А. Сухомлинского сформировалась в конце 50-х — начале 60-х гг. в Павлышской сельской школе на Украине. Стре­мясь воспитать человека, Сухомлинский добивался у него сплава интеллекта, эмоций и деятельности. Он признавал воспитывающее воздействие коллектива, но в центре внимания был каждый чело­век с его своеобразием, радостями и горестями. В своей педагогической практике он применял индивидуальное воспитание, в ко­тором учитывалось соотношение общественных, коллективных и личных интересов. В его воспитательной системе категория лич­ности занимает центральное место. Ребенок — активный и само­деятельный индивид, который должен жить полнокровной и ин­тересной жизнью.

Для В.А. Сухомлинского было характерно воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. По его мнению, школа — это то место, где ребенок должен ощущать «сча­стье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Учение должно быть напряженным, но радостным трудом. Для того чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.

Видное место в педагогической системе В.А. Сухомлинского зани­мали категории красоты, творчества. Воспитывать красотой — это учить детей тонким наблюдениям за окружающей природой, глу­бокому проникновению в мир искусства, воспитывать в них стрем­ление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Существен­ную часть системы Павлышской школы составляли народные традиции.

В своей воспитательной системе В.А. Сухомлинский отводил важную роль личности педагога и семье, их взаимодействию с учащимися. Он создал «Родительскую школу», где преподавалась «Материнская дидактика» объемом 250 часов. Многие родите­ли руководили в школе различными кружками и детскими объе­динениями.

Интерес к внутреннему миру ребенка, его личностному своеоб­разию не заслонил от педагога проблемы общественного значения. Более того, в его воспитательной системе гражданственность и патриотизм были одной из доминирующих ценностей. Решая за­дачи гражданского воспитания школьников, В.А. Сухомлинский считал необходимым сосредоточить внимание на таких общечело­веческих ценностях, как совесть, долг, добро, свобода, честь, дос­тоинство, наполнив их подлинно гуманистическим воспитатель­ным смыслом.

К сожалению, злостные нападки и обстановка подозритель­ности, сложившиеся вокруг талантливого педагога, обострили раны, полученные во время войны, и оборвали его жизнь в воз­расте 52 лет.

Система В.А. Караковского — это система Московской школы № 825. Но ее идеи формировались 30 лет назад, когда автор рабо­тал в школе № 1 города  Челябинска. Суть системы — интеграция вос­питательных воздействий, творчество, научный поиск. В школе № 825 нашла свое яркое выражение методика коллективных твор­ческих дел, именуемая иногда коммунарской методикой.

Главным композиционным узлом системы является коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул стар­шеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В тече­ние трех дней этот коллектив проводит игры, общается, выполняет интересную работу, как в коммуне. Коммунарский сбор трудно отнести к какому-то определенному виду деятельности. Это слож­ная педагогическая композиция. В то же время это самостоятель­ная духовная ценность, феномен школьной культуры, передаю­щийся из поколения в поколение. Условно можно сказать, что коммунарский сбор — действующая модель идеальных человечес­ких отношений.

Кроме весеннего, в школе проводится еще несколько ключевых комплексных дел, которые внутренне связаны со «сборовским» образом жизни и в то же время не изолированы от повседневной реальной действительности. Обычно в коммунарском движении участники периодически подвергаются жестким испытаниям. В школе В.А. Караковского тоже проверяются на прочность сборовские идеалы, но при этом создаются условия для успеха.

Занимая по времени менее одного процента учебного года, ве­сенний сбор в школе № 825 является самым существенным сред­ством объединения, создания чувства «мы». Сбор — это и школа актива, и школа психокоррекции и психотерапии. Такой сбор по­рождает неизбежные противоречия между идеалом и серой дей­ствительностью. Чтобы продуктивно разрешить эти противоречия, в школе существует цепь ситуаций, сглаживающая грани праздника и будней. Создана система больших и малых традиций. В школе считают, что отношения в ней между педагогами и учащимися дол­жны больше напоминать семью, чем парламент.

Система школы № 825 не только саморегулирующаяся, но и на­учно управляемая. Отработан сложный механизм научной корректи­ровки и регулирования. Под непосредственным наблюдением автора при первых признаках старения системы ее компоненты обновля­ются, ибо они не могут быть вечными. Меняется социальная ситуа­ция, усложняются задачи школы, приходят новые поколения учащих­ся, существенные изменения происходят в семье — все это должно быть учтено. Поэтому система, как динамичное, развивающееся яв­ление, увлекает ее участников на постоянный поиск.

 

                                                        

ЛЕКЦИИ 14

Тема: Классный руководитель. Функциональные обязанности. Стили. принципы. Планирование воспитательного процесса.

На протяжении ряда лет наше общество в полной мере ощущает издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно складываются на неустойчивой психике подрастающих поколений. Размытость нравственных идеалов, идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии как вседозволенности являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков, как это было прежде, но и детей более младшего возраста.

Помимо сугубо социальных причин такого положения дел есть и причины внутреннего характера. Например, отказ многих образовательных учреждений и педагогов от воспитательной работы или часто формальный подход к ней, который, по сути дела, сводится к проведению ряда праздников или других подобных мероприятий. Наблюдается реальное снижение роли классного руководителя, ориентированной в основном на решение необходимых организационных вопросов (посещаемость, родительские собрания и т.п.).

Функционально педагогическое руководство осуществляется:

· в первичном коллективе (классе) – классным руководителем, классным воспитателем;

· на различных возрастных ступенях – организатором деятельности (педагогом-организатором);

· в кружках, объединениях, секциях – педагогом дополнительного образования, руководителем объединения;

· в масштабе школы – заместителем директора по ВР.

Прежде чем говорить непосредственно о плане воспитания, обратимся к определению понятия «классный руководитель» - педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребенка; внесение необходимых корректив в системе его воспитания; помощь в размещении проблем межличностного общения; организация и воспитание классного коллектива.  

В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Должностной инструкцией классного руководителя, планом ВР школы на учебный год и т.д.

Выделяют свыше 30 функций классного руководителя. Мы остановимся на 10 из них (ПРЕЗЕНТАЦИЯ):

· Организует жизнедеятельность детского коллектива;

· Планирует и осуществляет воспитательный процесс;

· Организует в классе коллективное планирование деятельности;

· Работает с активом класса;

· Диагностирует способности, возможности, особенности, интересы и потребности воспитанников;

· Отслеживает и обобщает воспитательные результаты и достижения;

· Планирует и организует работу с родителями по совместному решению воспитательных задач;

· Осуществляет сотрудничество с учреждениями и организациями, способными помочь в решении воспитательных задач;

· Контролирует занятость воспитанников в свободное время, направляет ребенка в различные центры и объединения исходя из его интересов;

· Координирует деятельность по оказанию психологической помощи детям и родителям, использует адреса различной социальной помощи (юристы, социальные и медицинские работники, психологи, реабилитологи и т.д.). 

ДЛЯ ГОСЭКЗАМЕНА:

· Организация жизнедеятельности коллектива;

· Диагностика интересов, потребностей, возможностей;

· Планирование ВП, в том числе и коллективное;

· Сотрудничество с родителями;

· Сотрудничество с учреждениями и организациями;

· Отслеживание и анализ воспитательных результатов.

Т.В. Ильина, обобщив теорию и практику воспитания, предлагает педагогическое руководство ВП на основе ЗАПОВЕДЕЙ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ):

· Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

· Если ребенок живет во вражде, он учится агрессии;

· Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

· Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

· Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

· Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

· Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

· Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

· Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей;

· Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

· Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

 Следует понимать, что эти принципы могут быть эффективно применимы во взаимоотношениях и со взрослым человеком в условиях семьи, дружеских отношений, коллектива и т.д.

Личностные качества КР проявляются во всем, в том числе и в стиле деятельности, который зависит от объективных и субъективных причин. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности КР (воспитателя) проявляется его личностные качества, преломленные в определенной мере через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива учащихся. Скажем, что существенное влияние на стиль деятельности оказывают:

· интеллект педагога;

· его общая культура;

· уровень профессиональной подготовки;

· особенности характера и темперамент;

· присущие педагогу нравственные ценности.

Стиль деятельности педагога во многом характеризуется отношениями с учениками. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяет высокую вариативность стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее распространенными являются стили:

· авторитарный;

· демократический;

· попустительский.

Характеризуя эти стили, В.Б. Ольшанский выделяет следующие особенности:

1. При авторитарном стиле руководитель полностью определяет направление действий группы, дает задания, показывает приемы работы поэтапно, сам указывает каждому, что и вместе с кем делать; продемонстрировав однажды прием, считает, что свое дело сделал, а остается только оценить успехи каждого. Часто наблюдается агрессивность, враждебность во взаимоотношениях.

2. При демократическом стиле руководства группа обсуждает направления своих будущих действий при участии и помощи руководителя, который сам работает почти наравне с другими; в своих замечаниях оценивает действия, а не личность.

3. При попустительском стиле руководства отмечается полная свобода для индивидуальных или групповых решений при минимальном участии руководителя. В возникающие споры он не вмешивается совсем или только в случае крайней необходимости. Оценивать работу или влиять на ход событий даже не пытается. Обстановка близка к анархии.

(Подробнее об этих стилях на уроках Педагогического Мастерства)       

КАРТОЧКА 28. Домашнее задание: запишите 7 важнейших, на Ваш взгляд, качеств классного руководителя. Оформите свое мнение на отдельном листе.

 

ЛЕКЦИЯ 15

Тема: Планирование воспитательного процесса: назначение плана, требования к плану.

Осуществление учебной деятельности ведется на основе Программы по предмету, календарно-тематического планирования на учебный год, конспектам урока. Воспитательная деятельность в школе должна осуществляться на основе планов воспитательной работы школы и класса. Говоря о планировании воспитательной работы классного руководителя, следует отметить, что существуют разнообразные подходы к плану – формализованному инструменту управления воспитанием в конкретном ученическом коллективе. То есть, ВР в школе, в классе осуществляется через содержание образования, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная педагогическая работа.

Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих школах и руководители, и учителя испытывают определенные трудности в планировании ВР.

Рассмотрим общую модель управления, предложенную западным теоретиком менеджмента Демингом («Колесо Деминга»):

К числу рабочих документов КР можно отнести:

· Программу ВР в классе на год;

· Перспективный план работы класса (план развития);

· План работы КР на четверть;

· План работы детского коллектива на четверть и т.д.

Программа воспитательной работы в классе имеет следующую примерную структуру:

1. Пояснительная записка.

· Особенности класса и воспитанников;

· Особенности ближайшего социального окружения каждого;

· Принципы отбора содержания и организации ВП.

2. Воспитательные цели.

3. Содержание и организация ВП (задачи, содержание, способы реализации задач).

Рассмотрим варианты планирований:

План работы педагога на год

Мероприятия Дата (месяц) Задачи Участники Планируемые результаты

1. Организация деятельности детского коллектива

2. Организация самоуправления        
3. Работа с родителями        
4. Диагностика        
5. Анализ результатов        
6. Повышения квалификации        

План работы педагога на четверть

Направления деятельности, мероприятия Дата Место Участники Задачи Предполагаемый результат Достигнутый результат
             

 

Еще раз отметим, что данная форма плана не является универсальной, в каждом образовательном учреждении она может иметь иной вид. Главное – максимально подробно, качественно и адекватно возрасту учащихся и уровню развития классного коллектива продумать содержание.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (16)

Тема: Планирование воспитательного процесса: назначение плана, требования к плану.

Задачи:

· Изучить планирование школы, классов на год;

· Дать анализ качества ВР на основе теории воспитания.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.