Раннепервобытный                                        - Древний Египет; — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Раннепервобытный                                        - Древний Египет;

2022-10-29 23
Раннепервобытный                                        - Древний Египет; 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                                                            - Израильское царство;

                             позднепервобытный     - Древний Иран;

                                                     - Древняя Индия;

                                                      - Древний Китай;

                                                      - Античный мир;

                                            - Византия;

                                                          - Западная Европа;

                                                                              - Русь – Россия и др.

 

Древние цивилизации оставили человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному воспитанию человека. Осветим некоторые из традиций…

Дальневосточная цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до н.э, также утвердилась в Корее и Японии. Содержание воспитания в данной цивилизации оставалось почти неизменным вплоть до начала 20 века и реализовывалось на основе конфуцианства, даосизма и буддизма.

Философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Он отдавал преимущество перед образованностью развитию в человеке НРАВСТВЕННОГО начала. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование. Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не избегая страданий и не возлагая все надежды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило преимущественно семейно-сословный характер.

Центром Южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и деление общества на касты. Воспитательная традиция опиралась на принцип единства трех обязательств:

· перед божеством;

· перед мудрецами;

· перед предками.

Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и подготовить внутренний мир для слияния с надличным и надсоциальным божественным абсолютом – достичь нирваны, так как мировоззренческой основой педагогической традиции Южноазиатской был индуизм, а позднее буддизм.

Ни воспитание, ни обучение не считалось всесильным. Воспитательный идеал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие черты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность. Например, у брахманов (жрецов) ведущим качеством считалось проявление интеллектуальных способностей, у кшатриев (войнов) – силы и мужества, у вайшьев (земледельцев) – трудолюбия и терпения, у шудров (неприкасаемых) – покорности.

Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная, а соответственно и воспитательная традиция была проникнута глубокой религиозностью. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей, выполнению предписанных норм поведения, ставших традицией.

К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека.           

Базисные педагогические традиции великих цивилизаций Востока определили восточный тип воспитания. Данному типу свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Человек здесь понимается как духовное единство эмоций, воли и разума. Одновременно эта традиция стремится обратиться прямо к сердцу как средоточию божественного и человеческого. В результате для человека Востока ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.

Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление педагогической мысли началось в Древней Греции. Именно тогда сложились афинская и спартанская модели обучения и воспитания. Если Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины – систему всестороннего и гармоничного развития человека. Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, включенной в полисный (общественный) уклад жизни. Обучение и воспитание строилось на принципе соревновательности: дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. Платон выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.

Данный этап развития западной цивилизации явился первоистоком (генотипом) современной европейской культуры. Тем не менее, педагогическая традиция западной цивилизации прошла долгий и противоречивый путь.

Отметим основные черты педагогической традиции, определившие западный тип воспитания:

· рационализм;

· ориентация на развитие воли и разума;

· утверждение в человеке индивидуального и творческого начал;

· гармоничная включенность в социум.

Воспитание в Риме носило гражданский и политический характер. Преобладали эллинские (греческие) каноны воспитания. Идеал воспитания – совершенный оратор и общественно-государственный деятель (Цицерон). Основное средство воспитателя-философа – назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории (Сенека).

Воспитание в Византии ориентировалось на познание души или самопознание и, соответственно, на самосовершенствование, а также приобщение человека к христианству с раннего детства. Воспитание было посвящено поиску гуманистических идеалов.

В Европе 6-15 веков большое влияние имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных норм.

Как воспитывались дети и юношество у древних славян, можно представить себе лишь в самых общих чертах и только в контексте осмысления жизни людей того времени в целом.

Воспитание осуществлялось прежде всего в семье, особенно существенно было влияние матери. Не случайно, что впоследствии на Руси человека, достигшего полной зрелости, называли «матёрый», т.е. воспитанный матерью.

Вся жизнь древнего славянина с детства была органично связана с добрыми и злыми силами природы. Все бытовые обряды формировались под влиянием языческого мироощущения.

Говоря о ценностных ориентациях в воспитании, сошлемся на некоторые свидетельства…

Так, в сочинениях Прокопия Кессарийского (6 век) отмечались типичные для славян обостренное чувство общности и справедливости, устойчивая вера в существование верховного божества, вера в магию и чудодейственные силы мироздания, добронравие, отличная воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическую развитость и закаленность.

После принятия православия Русь воспитание на Руси приобрело византийский характер и прониклось православной религиозностью. Укрепляется связь между образованием и церковью. Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни столетия оставалась вне школы. Лишь в 17 столетии процесс воспитания начинает принимать светский характер, европеизируется и демократизируется.

С 1917 до начала 1990-х годов в России реализуются идеи коммунистического воспитания, основой которых стали:

· коллективизм;

· подчиненность интересов личности интересам общества;

· гражданственность;

· материализм;

· светский, идеологический характер воспитания.

С начала 1990-х годов Россия перешла к новому этапу постановки и решения воспитательных задач.

 Таким образом, мы увидели, что в истории развития педагогических традиций каждого народа имеются характерные особенности, которые определяют неповторимость и уникальность национальных культур. Также на процессы воспитания оказывают влияние факторы повседневной жизни, цивилизационные особенности, религия, историческая ситуация. Россия, обогатившись культурно-образовательными традициями Запада и Востока, создала свои традиции воспитания человека. Процесс их трансформаций и развития продолжается до сих пор.

Ознакомьтесь с таблицей на карточке № 8.

КАРТОЧКА № 8

Становление цели воспитания

Хронология Государство, регион Особенности воспитания
30-9 тыс. лет до н.э. Раннеперво-бытный тип Воспитывала сама жизнь. Цель – выжить! Любые виды ограничений были коллективными и носили обязательный характер. Высокая эффективность, тотальность (всеохватываемость), значительное соответствие целей, средств и результатов воспитания. В. – предмет заботы всего сообщества. Инструменты воспитания – родовые обычаи, обряды, труд, табу, сказания, легенды, мифы, подражание старшим. В. не выделилось из естественного ритма жизни родового коллектива. «Целостный» человек, подготовленный ко всем видам жизнедеятельности. В., не выделенное в отдельный процесс.      
8-5 тыс. лет До н.э. Позднепер- вобытный тип Становление домашне-семейной формы В. В семье стали складываться основы для физического и духовного развития детей.  
4 тыс. лет До н.э. Месопотамия Самостоятельное изучение.
3 тыс. лет До н.э. Древний Египет Самостоятельное изучение.
2-1,5 тыс. лет До н.э. Древний Китай Философу Конфуцию принадлежит одна из первых идей о всестороннем развитии человека. Мудрецы и философы Дальневосточной цивилизации воспитывали почтительность к старшим, стремление к достойной жизни, бесконечное самосовершенствование, следование добродетели в каждый момент жизни. В. носило семейно-сословный характер.
2-1,5 тыс. лет до н.э. Древняя Греция Спартанская модель – общественное и военно-физическое В. Афинская модель – всестороннее гармоничное развитие личности. Идеал В. – свободная творческая личность, включенная в полисный (полисный уклад жизни). Соревновательность как метод обучения и В. Воспитание человека на протяжении всего жизненного пути (Платон).     
1 тыс. лет До н.э. Израильско-Иудейское царство Самостоятельное изучение.
600 лет до н.э. Древний Рим Гражданский и политический характер В. Греческие каноны В. Идеал В. – совершенный оратор и общественно-государственный деятель.
500 лет до н.э. Древний Иран Самостоятельное изучение.
400 лет до н.э. Древняя Индия Центр Южноазиатской цивилизации. Общинный уклад и деление на касты. Воспитательная традиция опиралась на принцип единства трёх обязательств: перед божеством, перед мудрецами, перед предками. Преодоление себя и подготовка внутреннего мира для слияния божеством (нирвана). Воспитательный идеал – самообуздание, верность обетам, разумность, скромность.
100 лет н.э. Исламская цивилизация Человек – раб всемогущего Аллаха. В. – процесс культивирования добродетели, единства слова и дела. Выработка послушания, исполнения религиозных обязанностей. Основы В. – религия, знание, науки, мудрость, справедливость, практика, мораль, одаренность. Жесткие требования относительно выполнения норм и канонов. Ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления. 
300 лет н.э. Византия Самопознание, приобщение к христианству с раннего детства. Поиск гуманистических христианских идеалов.
400 лет н.э. – до наших дней Русь – Россия Язычество: семейное В. Значительная роль матери. В. под влиянием языческого мироощущения – добрых и злых сил природы. Идеал В. – вера в божества, чудодейственные силы мироздания, добронравие, воинская обученность, свободолюбие, мужественность, физическая развитость. Христианство: православная религиозность, византийский характер В. С 17 века В. принимает светский характер, европеизируется, частично демократизируется. С 1917 г. –коммунистическое воспитание – коллективизм, подчиненность интересов личности интересам общества, гражданственность, материализм, светский, идеологический характер воспитания. С начала 1990-х годов – новый этап постановки и решения воспитательных задач.

Рассмотрим некоторые высказывания мудрецов, философов, общественных и религиозных деятелей разных эпох и попробуем соотнести их слова с идеалами, целями, задачами воспитания разных периодов развития цивилизации (карточка № 9).

КАРТОЧКА № 9


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.