Модель выпускника школы – человека культуры — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Модель выпускника школы – человека культуры

2022-10-29 30
Модель выпускника школы – человека культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(по Е.В. Бондаревской)

Направления педагогического воздействия Характеристика личности (критерии оценки)
Воспитание свободной личности Высокий уровень самосознания. Гражданственность. Чувство собственного достоинства. Самоуважение. Самодисциплина. Честность. Ориентировка в духовных ценностях жизни. Свободный выбор содержания жизнедеятельности. 
Воспитание гуманной личности Милосердие, доброта. Способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм. Терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним. Стремление к миру, добрососедству. Понимание ценности человеческой жизни.
Воспитание духовной личности Потребность познания и самопознания. Потребность в красоте. Рефлексия. Потребность в общении. Поиск смысла жизни. Автономия внутреннего мира, цельность. 
Воспитание творческой личности Развитые способности. Потребность в преобразующей деятельности. Знания, умения, навыки, развитый интеллект. Интуиция, жизнетворчество. 
Воспитание практической личности Знание основ экономики. Трудолюбие, хозяйственность. Компьютерная грамотность. Владение языками мира. Знание народных и религиозных обычаев. Здоровый образ жизни, физическая закалка. Эстетический вкус, хорошие манеры. Обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.  

Новое содержание воспитания призвано гарантировать развитие активно-творческих возможностей человека и его интеллектуально-нравственной свободы, а также осознание личной ответственности за настоящее и будущее.

Домашнее задание на карточке № 16 (найти определения в словаре)

 

КАРТОЧКА № 1 6

1. Найдите в педагогическом или психологическом словаре определения: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

2. Выпишите определения в тетрадь-конспект ниже.

3. Укажите выходные данные словаря (-ей), которым (-и) Вы пользовались.

Самопознание - _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самовыражение - ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самоутверждение - __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоопределение - ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Самореализация - ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Саморегуляция - ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выходные данные словаря (словарей): _________________________________

____________________________________________________________________

ЛЕКЦИИ 7-8

Тема: Личностно ориентированный, системный, деятельностный подходы к воспитанию.

Продолжая разговор о подходах и концепциях воспитания, принятых сегодня, остановимся трех ведущих подходах, а именно:

· личностно ориентированном;

· системном;

· деятельностном.

Личностно ориентированный подход основывается на принципе гуманизации воспитания. Гуманизация – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником, принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к человеку, забота о нем; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение имеют не столько знание воспитателем индивидуальных особенностей воспитанников, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества воспитанника, обучающегося, выражающие очень важные для воспитания характеристики:

· направленность личности;

· ценностные ориентации;

· жизненные планы;

· сформировавшиеся установки;

· доминирующие мотивы деятельности;

· мир потребностей личности;

· уровень духовного развития.

Только опора на обозначенные ведущие качества может обеспечить продуктивное и высоко результативное личностно ориентированное воспитание.

Самое главное – строить свою работу с учетом базовых потребностей личности и внимательно следить за изменением главных личностных качеств:

· направленности ценностных ориентаций;

· жизненных планов, деятельности и поведения, -

и своевременно корректировать процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей.

Ориентация воспитательного процесса на личность школьника, акцентирование внимания на его способности, потребности, интересы и возможности предъявляет определенные требования к личности учителя и организации его деятельности. Рассмотрим карточку № 17.

КАРТОЧКА № 17

Требования к учителю-воспитателю при реализации

личностно ориентированного подхода:

· изучать и знать индивидуальные особенности, темперамент, черты характера, взгляды, вкусы, привычки, ценности своих воспитанников;

· уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности образа мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и т.д.;

· постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и всё усложняющейся воспитательной деятельности;

· максимально опираться на собственную активность личности, ее способности и возможности;

· сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогая в выборе целей, методов, средств и форм самовоспитания;

· развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не руководить, а организовывать и направлять их к успеху;

постоянно совершенствоваться самому!

Говоря о системном подходе, отметим, что при его осуществлении процессы воспитания и обучения понимаются как многоуровневая, иерархическая, динамическая, самоорганизующаяся система, то есть целостная и внутренне взаимосвязанная.

Системный подход означает осмысление процессов воспитания и обучения как состоящих из сложных элементов, взаимосвязь которых обуславливает целостные свойства этого множества на основе сложных взаимоотношений, следовательно, все это надо учитывать при организации воспитательного процесса, состоящего из 4 таких сложных и взаимодействующих друг с другом систем, как:

· учебно-воспитательный процесс;

· личность воспитателя;

· личность воспитанника;

· среда.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.