Соотнесите высказывания с особенностями эпохи, страны и воспитания. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Соотнесите высказывания с особенностями эпохи, страны и воспитания.

2022-10-29 23
Соотнесите высказывания с особенностями эпохи, страны и воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пифагор (около 570-около 500 гг. до Р.Х.): «Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок».

Эзоп (4 в. до Р.Х.): «Не стыдись учится в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда».

Конфуций (около 551-479 гг. до Р.Х.): «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие»;

«Перед человеком к разуму три пути: путь размышления - самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый тяжелый».

Лаоцзы (4-5 вв. до Р.Х.): «Нельзя быть драгоценным, как яшма, нужно стать простым, как камень».

Сократ (около 470-399 гг. до Р.Х.): «Есть одно только благо – знание и одно только зло - невежество».

Платон (427-347 гг. до Р.Х.): «Круглое невежество – ещё не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний ещё хуже»;

«Разумный наказывает не потому, что был совершён поступок, а для того, чтобы он не совершался вновь».

Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.): «Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье - прибежище»;

«Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».

Сюньцзы (около 313- около 238 гг. до Р.Х.): «Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей».

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.): «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу».

Луций Анней Сенека (около 4 г. до Р.Х): «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо нельзя без первых уроков научиться последним».

Иоанн Златоуст (347-407 гг.): «Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло».

Вишакхадатта (5-6 вв.): « Ум и храбрость – звук пустой, если преданность забыта».

 Мурасаки Сикибу (около 978-1016 гг.): «Сердце изменяется так быстро – не уследишь».

Саади (около 1205-1292 гг.): «Говори с людьми в соответствии с их разумом».

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.): «Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».

Мишель де Монтень (1533-1592 гг.): «Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, - нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему».

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.): «Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золоте правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения».

Джон Локк (1632-1704 гг.): «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие - льстивостью».

Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.): «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов»;

«Дайте детству созреть в детстве»;

«Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребёнка несчастным? Это приучить его ни в чём не знать отказа…»

«Один только урок нравственности важен годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста – это не делать никому зла».

Иммануил Кант (1724-1804 гг.): «Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!»

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.): «Несомненно, что только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу воспитания человека. Её реальные поступки, к которым побуждает один только голый инстинкт, являются, по существу, правильными, естественными средствами нравственного воспитания».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.): «Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять».

Владимир Фёдорович Одоевский (1803-1869 гг.): «Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка».

Карл Маркс (1818-1883 гг.): «Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок».

Константин Дмитриевич Ушинский (1825-1895 гг.): «Вечно нестареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания»;

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.): «И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

 Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948 гг.): «Если желаешь, чтобы изменился мир – сам стань этим изменением».

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970 гг.): «Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем»;

«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе».

Антон Семёнович Макаренко (1888-1939 гг.): «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия»;

«…каждый труд должен быть творческим трудом, ибо он целиком идёт на создание общественного богатства и культуры страны трудящихся. Научить творческому труду – особая задача воспитателя».

«Главное в жизни не само знание, а та гармония, которая получается, когда знания хорошо уложены в душе, та философия, которая определяет человека, его мировоззрение».

Михаил Петрович Щетинин: «…нужно вписать ребёнка в космический процесс».

Дома я попрошу вас сформулировать идеалы, цели воспитания современной России либо представит модель человека - современного россиянина (карточка №10)

КАРТОЧКА № 10

1. Попробуйте сформулировать идеалы, цели воспитания в современной России.

2. ЛИБО можете представит модель человека - современного россиянина;

3. ЛИБО цели воспитания, предлагаемые отечественными СМИ и киноиндустрией;

4. ЛИБО цели воспитания подрастающего поколения, демонстрируемые представителями шоу-бизнес элиты.

5. Оформите свои мысли на отдельном листе (но так, чтобы его было приятно брать в руки!), подпишите листок.

Работа носит индивидуальный характер. Точные совпадения с мнением соседа по парте СОМНИТЕЛЬНЫ

ЛЕКЦИИ 5-6

Тема: Подходы к воспитанию. Социокультурные основания современных концепций воспитания. Концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская).

Начало занятия – проверочная работа на 10 минут (карточка № 12).

КАРТОЧКА № 12

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Найдите в тетради-конспекте выписанные Вами из педагогического словаря определения 4 видов воспитания (см. ДЗ № 1).

2. На отдельном ПОДПИСАННОМ листе приведите примеры заданий, упражнений, приёмов воспитания 3-х данных видов (т.е. как можно воспитать это качество?).    

Время выполнения – 10 минут

 

Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых – воспитательных задач, итогом – изменение психологических и социальных характеристик личности.

Воспитание должно приобщать личность к языку человеческой культуры, ввести в ее «силовое» поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность результатов.

Гуманистическое воспитание личности предполагает формирование способности к саморазвитию, культивирование импульса к самосовершенствованию, устойчивой потребности в этом.

Разные авторы называют разные качества, образующие «ядро» личности (ответственность, порядочность, добротолюбие, активность, вежливость, энергичность, корректность, креативность и т.д.). Однако целесообразнее выделять не качества, а процессы, протекающие в личности (по В.С. Кукушину):

· самопознание;

· самовыражение;

· самоутверждение;

· самоопределение;

· самореализация;

· саморегуляция и др.

Проблема выбора воспитательной концепции настолько важна, что в западных странах возникло движение антипедагогов, антивоспитателей, которые, по их мнению, хотят защитить ребенка от любых воспитательных воздействий. Представители движения считают, что учитель должен дружить с ребенком, но не воспитывать. У них создан антипедагогический образ ребенка и антипедагогическая модель человека («ребенок сам чувствует, что ему нужно»). Антипедагогическая ассоциация в Австрии называется «дружба с детьми». С точки зрения этой ассоциации, воспитание – это целенаправленное насилие, разрушающее человеческую личность.

Мы посмотрим на эту проблему иначе! Воспитание – это жизнетворчество. Воспитание – это процесс идентификации личности.

 Конечно, не может быть единых универсальных «рецептов» воспитания. Но попробуем сформулировать основные функции:

· Сохранение, передача и воспроизводство культуры;

· Обеспечение исторического процесса смены поколений, т.е. социализация личности – обеспечение вхождения ребенка в жизнь (маргиналы – люди, не вписывающиеся в общество);

· Развитие творческого потенциала личности, защита и охрана ребенка.

Сопоставляя различные концепции человека, нетрудно заметить, что на вопросы: «В чем смысл жизни?», «В чем истина?», большинство их них отвечают: «В культуре и в Боге!».

Обозревая все поиски образа человека и помня, что мы живем не в религиозном, а в светском государстве, можно прийти к выводу о том, каковы главнейшие цели воспитания. Несомненно, речь идет о концепции человека культуры.

Вспомним и дополним предыдущую лекцию. Древнейшие модели культуры описаны в трудах Платона и Конфуция.

Кратко ознакомимся с ними (карточки № 13 и № 14).

 

             КАРТОЧКА № 13

Платон (427-347 гг. до н.э.), описывая совершенную добродетель, видел в ней 4 рода: разумение, справедливость, мужество и здравомыслие.

 Способности он видел таковыми: ум, тело, умение воевать и иметь богатство, умение творить и терпеть.

В целом, говоря о человеке, Платон делили данные ему блага на душевные и телесные. Душевные – это справедливость, разумение, мужество, здравомыслие и др. Телесные – красота, хорошее сложение, здоровье, сила.

 

КАРТОЧКА № 14

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что нравственный принцип начинается в отношениях между мужем и женой, но пронизывает всю Вселенную и завершается лишь в глубинах её. Основные элементы принципа:

· Жень – благоволение к окружающим, великодушие;

· Цзюнь-цзы – идеальный нравственный характер, благородство;

· Ли – принцип взаимного уважения и почтения;

· Дэ – нравственная сила примера без применения насилия, воспитание ума и характера;

· Вэн – признание силы искусства.

Обобщая эти модели, можно так сформулировать черты, определяющие древнейший образ человека культуры:

· глубокое и длительное образование;

· развитые способности;

· истинная нравственность в поступках и во всей жизни;

· забота о своей закалке и физическом здоровье;

· умение общаться и, если необходимо, управлять людьми.

Следует подчеркнуть, что многое в человеке зависит от того, какие подходы были ведущими в его воспитании.

Концептуальные подходы к воспитанию отличаются удивительным многообразием, что обусловлено многонациональным характером нашего общества, пестротой природных условий, различием представлений о путях развития общества. В педагогике различаются личностный, ценностный, деятельностный, системный подходы к воспитанию.

Достаточно сказать, что в Трудах Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования было опубликовано 12 концепций воспитания. Сейчас их разработано значительно больше. Среди них заслуживают внимания концепция системно построения воспитательного процесса (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М. Таланчук), концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская), концепция самовоспитания школьников (Г.К. Селевко), концепция социального воспитания учащихся (Б.П. Битинас и др.), концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника (В.М. Коротков) и другие.

Бесспорное всеобщее признание в процессе обсуждения концепции воспитания на названной конференции получили идеи, сформулированные членом-корреспондентом РАО, профессором Е.В. Бондаревской.

Концепция воспитания – это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе. Это теоретическое определение Е.В. Бондаревской естественным образом приводит нас к тому, что основной вопрос концепции – какова цель воспитания и каковы способы ее достижения.

В работе «Детская психология» Л.С. Выготский определяет цель воспитания как создание положительных интересов и угашение нежелательных. Б.П. Битинас считает, что цели воспитания определяются социальным заказом, ведь назначение воспитания – формирование такой личности, в которой нуждается общество.

В философии цель определяется как мысленный идеал, для достижения которого люди выполняют определенные действия, организуют деятельность как собственную, так и других людей. Следовательно, цель воспитания – это представление об идеальном воспитуемом. Такое представление об идеале побуждает воспитателя к деятельности, предопределяет цели, содержание и способы воспитания. При этом результаты воспитательной работы – знания, умения школьников, их физическое и нравственное развитие – сопоставляются как с частными, промежуточными целями, так и с конечной целью – образом идеального ребенка. Несовпадение между целями воспитания и результатами становится движущей силой деятельности воспитателей.

Обоснование цели воспитания невозможно без учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая ее порождает. Е.В. Бондаревская отмечает, что в современной российской школе идет диктуемая самой жизнью актуализация общечеловеческих нравственных ценностей, таких как совесть, добро, справедливость, человеческое достоинство и др. Более того, мы возвращаемся в русло национальных добродетелей, а именно духовности, способности к высшим формам жизненного опыта, эмоциональности (открытости), свободолюбию, даровитости и др.

Процессы обновления в современном образовании идут болезненно и сложно. С одной стороны, в ученической среде наблюдаются безразличие к учебе, анархические настроения, апатия, игнорирование коллективных форм деятельности. С другой, - многие начинают понимать, что в условиях рыночной экономики и глобализации вечные общечеловеческие ценности могут ярко расцвести и дать хорошие всходы: глубокие знания, предприимчивость, деловая порядочность, единство слова и дела, творческий характер мышления, саморегуляция, культура речи и поведения крайне необходимы деловому человеку для эффективной жизнедеятельности. Его имидж включает не только профессионализм, но и общую культуру (внешность, опрятность, хорошая, грамотная речь, ясность мышления, образованность, эстетический вкус, знание и соблюдение норм и правил этикета и др.).

То есть, жизнь в современной России, по мнению, Е.В. Бондаревской, формирует альтернативный по отношению к традиционным воспитательным нормам, тип личности, выдвигает пока еще не совсем освоенные воспитательной практикой задачи, связанные с воспитанием делового человека.

В ряде школах, средних специальных и высших учебных заведений введен курс «Имидж». Также учащиеся некоторых лицеев весьма серьезно относятся к предмету «Дизайн жилой среды», понимая, что культура окружающего пространства отражается на культуре общения, на общем настроении и на результатах труда. Преподаются курсы этики и эстетики. Во многих школах, даже не элитарных, по настоянию родителей иностранный язык введен в учебный план с 1 класса. Есть немало примеров, когда по инициативе учащихся и родителей введено изучение второго иностранного языка. В одной из школ Ростова-на-Дону, где ведется углубленная подготовка по немецкому языку и осуществляется периодический обмен учащимися с русскоговорящими школами ФРГ и Швейцарии, замечено усиление интереса к русскому языку и отечественной литературе. На вопрос учителя, чем объяснить этот факт, дети отвечают: «Стыдно быть некультурными».

В отличие от традиционного воспитательного утверждения «Ты должен!», свойственного царской и советской педагогике, утверждение «Ты можешь!» характерно для гуманистической воспитательной традиции, а вопрос «Ты хочешь?» - для новой практики воспитания как фактора отношений.

Одно из важнейших задач воспитания как человекообразующего процесса является, согласно концепции Е.В. Бондаревской, его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция образования в культуру. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству.

Исходя из принципа гуманизации, Е.В. Бондаревская видит важнейшие функции воспитания в следующем:

· приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры;

· социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, прав и свобод личности;

· создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

· оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, его способностей, в жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в семье, школе, окружающем социуме.

Посмотрим на модель выпускника школы – человека культуры, предложенной Е.В. Бондаревской (карточка № 15).

КАРТОЧКА № 15


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.