Содержательный модуль 1. Остеология. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Содержательный модуль 1. Остеология.

2022-10-28 28
Содержательный модуль 1. Остеология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели.

1. Анализировать информацию о строении костей туловища, черепа, конечностей.

2. Трактовать закономерности пренатального и раннего постнатального развития опорно-двигательного аппарата, варианты изменчивости, пороки развития.

3. Интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения опорно-двигательного аппарата.

 

ТЕМА №1

Вводное занятие. Организация учебного процесса на кафедре  анатомии человека. Анатомическая терминология. Оси и  плоскости тела человека. Классификация костей. Строение типичного позвонка.

Актуальность темы. Знакомство студентов с организацией учебного процесса на кафедре анатомии человека, работой анатомического музея, выдачей препаратов для самоподготовки имеет большое значение в ускорении адаптации студентов и успешного усвоения предмета, как фундаментальной дисциплины в медицинском образовании. При изучении костных препаратов необходимо пользоваться русскими и латинскими терминами, обозначающими органы, их части, анатомические детали. Самые главные термины следует изучать на первом занятии (произношение, ударение), а на последующих занятиях расширять их запас.

Для правильной ориентации препаратов и определения их частей и анатомических деталей необходимо усвоить направление трех осей и плоскостей в теле человека. Оси: фронтальная, сагиттальная (стреловидная) и вертикальная. Плоскости: фронтальная, сагиттальная и горизонтальная. По отношению к фронтальной плоскости определяют передние и задние поверхности, по отношению к горизонтальной плоскости определяют верхние и нижние структуры костей, по отношению к сагиттальной плоскости определяют медиальные и латеральные поверхности.

В теле человека 206 костей, часть из них парные. В скелете различают кости туловища головы (череп), плечевого и тазового поясов, свободных верхней и нижней конечностей. Значение костной ткани многообразно: защитное, опорное и локомоторное, участие в обмене веществ, кроветворное и иммунологическое. Различная форма и внутренняя структура костей, развитие и рост определяется как биологическими, так и социальными факторами (питание, образ жизни, профессия, спорт и др.). В процессе жизни структура костей постоянно меняется (губчатое и компактное вещество).

Кости скелета проходят три стадии развития: соединительно-тканную, хрящевую и костную. Рост костей в длину происходит за счет метаэпифизарных хрящей (зоны роста в длину), в ширину за счет надкостницы. В костях детей больше органических веществ, у взрослых больше неорганических солей, - это определяет частые переломы у пожилых людей и искривления костей у детей.

Позвоночный столб имеет 32 позвонка из них 24 подвижных. В процессе антропогенеза в связи с прямохождением он приобрел ряд изменений. В связи с нагрузкой и соединениями с другими костями и мышцами позвонки приобретают особые отличия. Однако общая структура (тело, дуги, отростки, отверстия) характерны для всех позвонков, кроме первого шейного.

Знание формы, строения, развития позвонков, их возрастных особенностей, аномалий развития необходимы при изучении: гистологии, патанатомии, физиологии, патфизиологии, травматологии, рентгенанатомии, хирургии, а также для определения отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов, их лечения.

Цель обучения (общая). Уметь оценивать информацию о развитии и росте скелета, форме и внутренней структуре костей, функции скелета и строении типичного позвонка для определения на последующих кафедрах отклонений от нормы, наличия и локализации патологических процессов.

Конкретные цели.

Уметь:

1. Определять оси, плоскости в теле человека и правильно ориентировать по отношению к ним типичный позвонок и его части.

2. Определить и показать части скелета.

3. Определить и показать форму костей: трубчатую, плоскую и смешанную.

4. Определить и показать части и анатомические детали типичного позвонка.

Содержание обучения в соответствии с целями

 

Теоретические вопросы.

1. Оси и плоскости тела человека

2. Общий план строения и функции костей скелета

3. Развитие костей скелета (первичные и вторичные кости). Макроскопическое и химическое строение костей.

4. Классификация костей по форме и структуре.

5. Кость как орган. Структурно-функциональная единица кости — остеон.

 

Граф логической структуры темы (см. приложение)

Источники информации

1. Привес М.Г. Анатомия человека.- С-Пб, 2001. - с.34-36, 44-46, 62-63

2. Сапин. М.Р. Анатомия человека, 1997. - Т.1 - с.38-46; 49-50

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М., 1981. - т.1

4. Лекция.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.