Современная литературная критика — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Современная литературная критика

2022-10-28 25
Современная литературная критика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Установить единое кредо литературной критики столь же не­просто, как выявить консенсус среди исследователей Библии. Здесь тоже процветают различные школы, а в последние годы возникли принципиально новые методы литературной критики. Приведем несколько принципов, пользующихся всеобщим при­знанием, тем более что с этими принципами нужно считаться также и исследователям притчей.

1. Разграничение аллегории и притчи в библеистике напоминает прежнее разграничение аллегории и символа у большинства литератур­ных критиков. Ныне это разграничение признано неверным. В XIX веке литературоведческая школа романтизма, возглавляемая в Герма­нии Гёте, а в Англии Кольриджсм, громогласно отвергла аллего­рию как искусственный пережиток в литературе. Ниспровергая аллегорию, романтики превозносили символизм. Символизм — это использование словесных и зрительных образов, которые не только отсылают к чему-то другому, но и сами в себе содер­жат более одного значения.

г ''' Robert М. Johnston Parabolic Interpretation.1, Attributed to Tannaim.. Ph. D. diss., Hartford Seminary Foundation, 1978. Выборка из этих комментариев выхо ­ дит в свет в Johnston and McArthur Parables.

Так, крест может совершенно естественно возникнуть в сюже­те того или иного художественного произведения, но при этом

он отсылает к распятию Иисуса и раскрывает более глубокий смысл в самом сюжете. Применительно к американской литера­туре сразу же вспоминается сакраментальное «А» («адюльтер»), вышитое на платье Эстер Принн в «Алой букве» Готорна, или огромный белый кит, на котором сосредоточены все помыслы главных героев «Моби Дика» Мелвиля. Романтики расценивали истории, построенные вокруг таких символов, как более прият­ные эстетически и более изысканные художественно, нежели персонификация абстрактных понятий, слишком хорошо знако­мая по аллегориям, подобным «Королеве фей» Спенсера.

К сожалению, разграничение аллегории и символа основано на ошибке, которую окончательно признали лишь тридцать лет назад. Философы называют это ошибкой в категории: сравнива­ются или противопоставляются два явления, не принадлежащие к одному классу. Аллегория, согласно классическому определе­нию, — это форма высказывания, где предполагается два и более уровней значения (часто этим же термином обозначается все произведение, написанное в форме аллегорического дискурса), а символ — это специфический элемент повествования, играю­щий роль ключа, с помощью которого можно отомкнуть допол­нительные уровни значения. Хотя аллегория и символ могут су­ществовать независимо друг от друга, в аллегории обычно обнаруживается множество символов, а символическое произве­дение легко превращается в аллегорию54.

54 Корни этой проблемы точно выявлены в John А. Hodgson Transccndental Tropes: Coleridge's Rhetoftc oj Allegory and Symbol, в Allegory, Myth, and Symbol, ed. Morton W. Bloomfield. Cambridge, Mass., and London: Harvard University Press, 1981, 273-292; основной натиск на романтическую концепцию алле ­ гории осуществил Frye Anatomy.

Charles Hayes Symbol and AUegory: A Problem in Literat Theory. Gcmmnic Review 44, 1969, 276.

Теория романтиков имеет и еще один изъян: она вытекает из умозрительной предпосылки, будто высшая цель искусства — представить общее через частное, а не подменять одно частное другим, как это происходит в аллегории55. Невольно на ум при­ходит сходная гипотеза Юлихера: мол, притчи Иисуса могут иметь лишь один и самый общий смысл. Как только исследо­ватели притчей перешли от обобщенного истолкования их смысла к конкретно-ситуативному методу Додда и Иеремиаса, они, сами того не заметив, сместились к границе аллегорического истол­кования.

2. Широко распространено мнение, согласно которому аллегория, — это метафора, развернутая в повествование и содержащая одно или несколько оснований сопоставления. Дальнейшие дефиниции могут показаться излишне техничными, но они иллюстрируют различ­ные способы формулировать подобное определение аллегории. Так, Майкл Муррин определяет аллегорию как особый род ана­логии, в котором автор «выражает истину, полученную в созер­цании через посредство тропов»51'. Э. Беатрис Бэтсон выражает­ся более конкретно:

Аллегорию... можно понимать как воплощение идей в конкретной форме. В этом жанре автор подражает внешним реальностям и в то же время приписывает этому подражанию определенное значение, развертывая центральную метафору (выделено мною. — К. Б.) и вы­являя дополнительные аналогии5'.

Еще более специфична формулировка Гайятри Спивак: «создание двойной структуры, один компонент которой является метасе-маптической системой значений, соответствующей другому ком­поненту — системе знаков, присутствующих в самом тексте»58. Иными словами, когда определенные детали повествования оз­начают нечто иное, нежели сами себя, или отсылают ко второ­му уровню значения, мы имеем дело с аллегорией.

5,1 Michael Murrin The Veil of Allegory. Chicago and London: University of Chica­go Press, 1969, 70. В таком случае элементы аллегории могут оказаться не только метафорами, но и другими фигурами речи, например, метоними­ей. Присутствие метонимии в аллегории подчеркивает Holly W. Boucher Metonymy in Typology and Allegory, wilh a Crmsideration of Dante's Coviedy. Allegory, cd. Bloomfield, 130.

: " E. Beatrice Batson John Bunyan: Allegory and Imagination. Totowa, N.J.: Barnes & Noble; London: Croom Helm, 1984, 29.

5 Я Gayatri C. Spivak Thoughts on the Principle of Allegerry. Gerne 5, 1972, 348.

С этим связано еще одно довольно редко обсуждаемое поло­жение: в любом произведении мы находим спектр или контину­ум различного уровня аллегории. Хотя эта мысль не всегда вы­ражается столь ясно, как в «аллегорическом цикле» Грэма Хафа (см. выше), последние исследования показали, что в одних алле-

гориях мы находим большее количество элементов метафориче­ского типа, нежели в других. Часто высказывается мнение, что лучшие аллегории не уступают в реализме обычной прозе и что их эстетическая ценность заключается кроме прочего и в том, чтобы оставить слушателей в сомнении, какие именно детали могут иметь второе значение34.

На самом деле в достаточно длинной аллегории большинство деталей не имеет второго значения, а имеют его лишь немногие ключевые элементы. Так, в конце книги Клайва С. Льюиса «Лев, колдунья и платяной шкаф» критики выявляют символическое значение смерти и воскресения Аслана, но отнюдь не каменного стола, бритья Аслана перед казнью и мышей, которые разгрызли связывавшие льва веревки'"'. Современная литературная критика, в отличие от Юлихера и всех его последователей, не делает ак­цент на реализме притчей и не противопоставляет их «искус­ственной аллегории». В притчах, как и в лучших аллегориях, реа­лизм тончайшим образом смешивается с экстраординарным.

3. Отрицательное отношение к эстетической ценности аллегории все так же широко распространено, но не имеет под собой оснований. Поскольку мы не можем установить однозначные связи между всеми элементами аллегории и метафорическим означаемым, извлекаемое из нее значение по необходимости будет ограничен­ным. В отличие от некоторых типов дискурса (в особенности модернистских) аллегории не могут быть неограниченными и сво­бодными для истолкования. Кое-какие ключевые элементы несут порой более чем одно «дополнительное» значение, но в целом ее структура как «дважды рассказанной истории» препятствует бесконечному умножению производных значений.

59 Angus Fletcher Allegory: The Theory of a Symbolic Mode. Ithaca and London: Cor-
nell, 1964, 7; Edwin Honig
Dark Conceit: The Making of Allegory. Evanston: North-
western; London: Faber & Faber, 1959, 5, 93; Frye
Anatomy, 91.

60 Ryken How to Read the Bible, 199-200.

По мнению Нортропа Фрая, в этом заключается основная при­чина отрицательного отношения современной светской критики и библеистики к аллегорическому дискурсу: «Комментатор испы­тывает предвзятое недоверие к аллегории, сам не зная истинной его причины, а причина в том, что последовательная аллегория задает определенное направление комментария и ограничивает его свободу»151. Не так-то просто навязать некоторые из модных ныне способов истолкования (например, психоанализ, марксизм, феминизм) текстам с достаточно прямым значением.

Кроме того, простота аллегорий подчас обескураживает. Как только удается подобрать ключ ко второму уровню значений, вся интерпретация выстраивается достаточно легко. Разумеется, это относится лишь к общей структуре таких произведений, как «Странствие пилигрима». Неправильно будет противопоставлять простоту притчей якобы сложным аллегориям. Лелаид Райкен от­стаивает противоположную точку зрения:

Академический мир выработал столько сложных правил для истол­кования притчей, что простые люди предпочитают вообще не тро­гать притчи и предоставить их специалисту. Пора вернуть притчи той аудитории, для которой Иисус изначально предназначал их, — обычным людям. Отнестись к притчам как к аллегориям будет ша­гом в правильном направлении, поскольку простым людям неслож­ная аллегория кажется наиболее доступной62.

Но в то же время значение аллегорий не исчерпывается так лег­ко, как думают иные критики. Гей Клиффорд поясняет: «Авторы аллегорий считают истину отчасти герменевтичной, слишком сложной для передачи описательным или предписателыгым язы-ком»''-\ А поскольку мы никогда не можем знать точно, какое ко­личество второстепенных деталей повествования несет дополни­тельный вес, в аллегории остается загадочность, привлекающая любопытство. Например, подобной двойственностью отличает­ся первое прочтение аллегорической повести Оруэлла «Скотный двор».

1,1 Frye Anatomy, 90.

т Ryken How to Read the Bihk, 203.

1,4 Gay Clifford The Transformations of Allegory. London & Boston: Routledge & Kegan Paul, 1974, 53.

Клише «все животные — товарищи» и «все животные равны» (с уточнением: «но некоторые животные равнее других») сразу же вызывают призрак советского коммунизма. Однако представ­ляют ли две главные свиньи, Снежок и Наполеон, конкретных советских руководителей, или же повесть в целом является ал­легорией тоталитаризма вообще? Если бы Оруэлл сам не ответил на эти вопросы за пределами книги, критики вряд ли сумели бы прийти к единому мнению. С такой же двойственностью стал­киваются и читатели Иисусовых притчей, особенно когда Иисус не раскрывает в подробностях свою мысль.

4. Аллегория- точно соответствует тем целям - откровения- и вмес­те с тем эзотерики, - ради которых Христос, согласно Мк 4:11-12, го­ворил притчами. Современный анализ выделяет три основные функции аллегории: а) художественно и пропедевтически проил­люстрировать некую точку зрения; Ь) воспрепятствовать слуша­телям или читателям сразу же осмыслить ее без углубленного размышления и с) внушить аудитории определенный набор пред­ставлений или побудить действовать тем или иным образом. На первый взгляд, пункты а) и Ь) противоречат друг другу, одна­ко на самом деле они дополняют друг друга и служат с).

Писатель или рассказчик, желающий сообщить своей ауди­тории определенное, причем не общепринятое мнение, вряд ли преуспеет, прибепгув к прямому изложению своей позиции. Ему нужен какой-то ненавязчивый способ ввести эту тему и в то же время заставить аудиторию воспринять ее по-новому. С по­мощью тщательно выстроенной аллегории вполне можно до­биться того, чего не достичь с помощью неметафорической, логической речи. Как говорит Майкл Муррин: «Аллегория об­рушивает на слушателей или читателей истину не в столь бес­компромиссной манере. Поскольку истина отчасти скрыта от них, по крайней мере вначале, они будут приближаться к ней шаг за шагом»1'4.

Замечательный пример — «Повелитель мух» Голдинга. Люди, которые верят, будто человек по природе своей добр, а развра­щает его общество, не откажутся от своих убеждений, если им попросту бросить вызов. Но они незаметно для себя втянутся в противоположное мировоззрение, сопереживая приключени­ям мальчиков и видя, как на острове зло проявляет себя и без содействия цивилизации. Разумеется, аллегория сама по себе не гарантирует успеха. Существуют два уровня, на которых алле­гория может затемнить значение, когда пытается его прояснить. В первом случае человек просто не схватывает смысла той или

 

Murrin Aüegory, 42; ср.: Fletcher Allegory, 23, 82, 330-331.

иной метафорической составляющей аллегории; во втором, — распознавая значение аллегории, он не откликается на содержа­щийся в ней призыв изменить свою жизнь65.

Сходство между литературным анализом аллегории и подачей притчей в Евангелиях поражает всякого, кто привык противопо­ставлять метафору и аллегорию. Нам уже нет необходимости выбирать между Иисусом, прибегавшим к аллегориям для пояс­нения, и Марком, который якобы неверно понимает их функцию как способ затемнить главный смысл. Ясность и затемнение смысла идут в аллегории рука об руку, поскольку Иисус ищет креативный, решительный способ радикально преобразовать представления своих слушателей о Царстве Божьем, отталкива­ясь от современного ему иудаизма.

Иногда слушатели не улавливают смысла потому, что не знают, какое значение стоит за тем или иным образом, но чаще они впол­не ясно понимают, однако не готовы принять. Мк 12:12 и пар. обна­руживает подобную ситуацию: власть предержащие прекрасно по­нимали, что притча о зльгх виноградарях направлена против них. Однако они не собирались менять свой образ жизни, а лишь удвои­ли усилия расправиться с Иисусом. Муррии мимоходом применяет свою теорию аллегории к Евангелиям и замечает по поводу целе­вого придаточного в Мк 4:12: «Этот парадокс не может быть устра­нен», и «аллегорист ставит перед собой ту же основную цель, что и пророк: моральную реформу масс и провозглашение истины»''0.

Flctchcr Allegory, 359; Clifford Aüegory, 29. "" Murrin Allegory, 32, 39.

1,7 J. R. Kirkland The Earliest Undcrstanding of Jesus' Use of parables: Mark IV. 10-12 in Conlext. NovT 19, 1977, 1-21. Сходные выводы на уровне редакций см. Craig А. Evans 77«; Function of Isaiah 6:9-10 in Mark and John. NovT 24, 1982, 124-138; Frank E. Eakin, Jr. Spiritual Obduracy and Parable Purpose, в The Use of the Old Tesla-uwril in the New, ed. J. Eftrd. Durham, N. C: Duke University, 1972, 87-109.

Разумеется, именно это постоянно твердят консервативные исследователи Библии (вспомним также слова Клаука, см. выше). Проповедь Иисуса сознательно подводит людей — сначала мяг­ко, но все более неотвратимо — к моменту принятия решения: следовать за Ним или отвергнуть Его, причем с точки зрения Иисуса отвергающие Его либо не вполне понимают, кто Он та­кой, или не видят последствий своих поступков"7. Говоря словами

Т. Ф. Торранса, «Царство Божье является врасплох и ввергает человека в кризис выбора, по Слово о Царстве дается в завуали­рованной форме, чтобы удержать человека на некотором рассто­янии и предоставить ему место и время для личностного реше­ния». И далее: «Иисус сознательно окутывает Слово притчами, чтобы слушатели не были вынуждены вопреки собственной воле признать Царство, и вместе с тем Он проливает достаточно све­та, чтобы убедить и покорить их»м. Итак, литературная крити­ка тоже «пролила достаточно света», чтобы сохранить аутентич­ность Мк 4:11-12 в имеющемся контексте, но многие скептики «смотрят, и не видят».

5. Ключ к истолкованию большинства аллегорий лежит в обнаружении того, что обозначает небольшое количество персонажей, действий или символов, и с этим нужно согласовать сюжет в целом. Классическая, то есть средневековая, аллегория прибегала к персонификаци­ям для прояснения основных пунктов сравнения. Так, в «Коро­леве фей» дама Люсифера, символ гордыни, несется в карете, запряженной копями со всадниками по имени Леность, Обжор­ство, Жадность и так далее. В «Хрониках Нарнии» Льюиса пер­сонажи не названы именами добродетелей, однако лев Аслан со всей очевидностью совмещает в себе божественные и че­ловеческие черты, так что превращается в аллегорию Христа. Другие авторы аллегорий используют каламбуры, игру слов или нереалистичные события, чтобы указать читателю на множест­венность смыслов. Во многих случаях загадку аллегории изъясня­ет протагонист. Как только мы понимаем, кого или что обознача­ет главный герой, удается идентифицировать и второстепенных персонажей, его помощников или противников.

Но после наиболее очевидных идентификаций наступает че­ред деталей, которые обычно остаются двусмысленными. Эдвин Хониг называет их «колеблющимися аллегориями» (allegorical wavers)1'9. Они составляют неотъемлемую часть художественно­го текста в хорошей аллегории, и зачастую сам автор не осозна­ет, какое количество деталей оказывается уместным на обоих уровнях его рассказа. Многие исследователи аллегории следуют

 

Т. F. Torrance А Study in New Testament Communications. SJT 3, 1950, 304-305. Honig Conceit, 129.

воскрешенной Э. Хиршем традиции здравого смысла: значение литературного произведения зависит от изначального намерения автора70, — однако к этому они добавляют важные уточнения. Поскольку «язык аллегории устанавливает существенные отноше­ния, дополняя первоначальные элементы, из которых строятся эти отношения, таким количеством кластеров значения, какое может вынести основная идея»71, то наилучшим критерием для точной интерпретации станет и то значение, которое вкладыва­ет в текст автор, и то, которое не противоречит его изначаль­ному замыслу.

Разумеется, этот метод очень далек от «аллегоризироваиия» или «аллигорезы», то есть истолкования текста как аллегории даже вопреки изначальному замыслу. Однако это схоже с «алле-горизацией» Клаука и является вполне законным методом. Можно себе представить, как такого рода истолкование предла­гается па суд автору, и автор отвечает: «О, так подробно я не про­думывал, но раз уж вы обратили на это внимание, готов от души согласиться: это полностью соответствует тому, что я хотел ска­зать»72.

'" Е. 1). Hirsch Validity in Interpretation. New Häven and London: Yale, 1967; idem The Aims of Interpretation. Chicago and London: Univ. of Chicago Press, 1976. Ср. особ.: Peter Berek Interpretation, Allegory, and Allegoresis. College English 40, 1978, 117-132; Joseph A. Mazzeo Allegorical Interpretation and History: Compara-tive LiteratureSO, 1978, 13.

71 Honig Conre.it, 114.

- Этот же принцип даже самые консервативные исследователи Библии ча­сто применяют к ветхозаветным аллюзиям в Новом Завете. См., например: D. А. Carson Matthew, в The Expositor's Bihle Commentary, ed. Frank F. Gaebelein, vol. 8. Grand Rapids: Zondervan, 1984, 92, комментарий к ссылке на Ос 11:1 в Мф 2:15.

73      Leland Ryken The Literature of the Bilde. Grand Rapids: Zondervan, 1974, 301.

74 Frye Anatomy, 89-92.

6. В результате всего вышеизложенного исследователи литературы охотно приводят притчи Иисуса в качестве наилучшего образца алле­гории, Лелапд Райкеп начинает свою книгу The Lileralure of the.Bible с безапелляционного утверждения: «Притчи Иисуса принадлежат к литературному роду аллегории»73. Вслед за классическим ана­лизом Нортропа Фрая74 Райкен проводит разграничение между «наивной аллегорией» — притчами о сеятеле или о злых виног­радарях, где практически каждая деталь что-то обозначает, — и «ре­алистичной аллегорией» — притчами о добром самарянине или блудном сыне, где у большинства деталей нет второго значения.

Однако перечисленные здесь исследования ни в коей мере не подкрепляют гипотезу, будто приписываемые Иисусу истол­кования некоторых притчей, будь то коротких или длинных, есть признак того, как ранняя Церковь недопонимала природу его учения. На самом деле эти истолкования — совершенно ес­тественный и законный способ прояснить значение рассказан­ной Им притчи. Филип Роллинсон высказывается еще более категорично: «Притча является притчей лишь постольку, по­скольку имплицитно или эксплицитно получает некое истолко­вание. Эта мораль может быть обобщенной, расплывчатой или тщательно проработанной и точной, но та или иная аналогия непременно должна присутствовать»75. Последнее свидетель­ство заслуживает того, чтобы привести его полностью. Чарлз Хейес, используя специальную терминологию литературоведе­ния, утверждает:

Всякий раз, когда последовательность взаимосвязанных мотивов выстраивается таким образом, что основные черты данной фик­тивной реальности принадлежат к явно метафизической системе координат, и это происходит не только благодаря теме литератур­ного произведения и опыту его персонажей вообще, но потому, что определенные мотивы порождают четкую, остро восприни­маемую двойственность перспективы; всякий раз, когда изобра­жаемые факты уподоблены чему-то иному, как это происходит в библейских притчах, и в ход идет образный язык и фактическая сторона приобретает всепроницающее дополнительное значение, — всякий раз, когда литературное произведение имеет такую струк­туру- оно не может быть ничем иным, кроме как аллегорией (выделено мною. — К. Б.)п.

'5 Philip Rollinson Classical Theories of Allegory and Christian Culturr. Pittsburg: Du-quesne; Brighton: Harvester, 1981, 40-41. Ср.: John MacQueen Allegory. Lon­don: Methuen; New York: llarper & Row, 1970, 24-25.

"' Hayes Symbol and Allegory, 284.

Трудно представить себе более выраженный контраст с наследи­ем Юлихера, которое целое столетие доминировало в исследо­вании притчей!

Притчи раввинов

Поскольку антиаллегорическая школа истолкования притчей регулярно обращалась за поддержкой к современному литерату­роведению, проведенный обзор заполняет опасную брешь в до­водах аллегорической школы. Но в конце концов не так уж важ­на точка зрения современных исследователей художественной литературы или Библии, — гораздо важнее, как воспринимали притчи современники Иисуса. Как уже было сказано, единствен­ной близкой аналогией им в Древнем мире служит собрание притчей раввинов. Но и тут идет ожесточенный спор о релевант­ности этих притчей для интерпретации учения Иисуса.

7 Например: Jeremias Parables, 12; А. М. Hunter Interpreting Parables. London: SCM; Philadelphia: Westminster, i960, 116; G. V.Jones The Art and Truth ofthe Parables. London: SPCK, 1964, 79; Peter R. Jones The Teaching of the Parables. Nashville: Broadman, 1982, 36. Краткий обзор наиболее важных иссле ­ дований притчей раввинов за истекшее столетие см.: Clemens Thoma Pro-legomena zu einer Ulmsetzung und Kommentierung der rabbinischen Gleichnisse, в TX 38, 1982, 514-531.

О надежности (не абсолютной, разумеется) атрибутирования притчей конкретным раввинам первых веков христианской эры см.: Johnston Interpretations. 136-138; ср.: b. Yeb. 97 а, Aboth 6:6. Midr. Rab. на Еккл. 11.15,5. Ср.: даже Jacob Neusner The Rabhinic Traditions about the. Pharisees Before 70, vol. 3. Leiden: Brill. 1971, 181, который положил начало движению еврейских ученых, рассматривающему раввинистическую литературу с не меньшим скептицизмом, чем это принято в критической традиции истолкования Ьиблии: «Полагаю, что позднейшие учителя (то есть периода после 70 года н.э., к которому относятся шесть пли семь поколений таннаи и ог­ромное большинство тапнаитских притчей) обычно пытаются атрибути­ровать высказывание подлинному его автору, а не более раннему и авто­ритетному источнику» (отметьте, однако, его колебания на стр. 82). Тот факт, что около половины таннаитских притчей не снабжены ссылкой на какого-либо равви, подтверждает это предположение.

Во-первых, среди притчей раввинов почти отсутствуют прит­чи, датируемые раньше первой половины I века: большая их часть создана во II или III веке. Христианские комментаторы со времен Юлихера постоянно подтверждали его мнение, что прит­чи раввинов представляют собой низшую форму учения по срав­нению с мастерством Иисуса77. Но этот тезис подкрепляется лишь небольшой выборкой образцов. При более тщательном прочтении всех дошедших до нас 325 тапнаитских78 притчей этот вердикт едва ли останется в силе. Хотя между притчами Иисуса и раввинов существуют принципиальные различия, это различие перевешивается сходством.

Что касается датировки, поскольку форма и структура равви-нистических текстов остается достаточно устойчивой на протя­жении половины тысячелетия (со II по VI вв.), кажется малове­роятным, чтобы наставники I века применяли принципиально иные методы для иллюстрации своей точки зрения. Современ­ные исследования истории Израиля убеждают, что падение Иеру­салима в 70 году н.э. вынудило переживших его евреев подверг­нуть радикальной переоценке некоторые ключевые элементы веры и позиции, однако сохранившиеся данные свидетельствуют, что формы учения или риторики (в том числе притча) оставались поразительно стабильными74. Так, Норман Перрин, без особых на то оснований отвергающий любые попытки аллегорического истолкования притчей Иисуса, тем не менее видит в раввинис-тических притчах их ближайшую параллель «с точки зрения жан­ра и функций»80. А В. В. Скотт, как и многие другие участники семинара по притчам Общества библейской литературы, пере­ворачивает значение этих данных с ног на голову: он готов вос­пользоваться позднейшими (вплоть до IX века) раввинистиче-скими текстами, чтобы проиллюстрировать верования I столетия, но отказывается признавать даже в ранних (II века) аллегориче­ских притчах какую-либо связь с жанром Иисусовых притчей"1.

От I века до нас дошло так мало еврейских притчей по той простой причине, что вообще сохранилось мало еврейской ли­тературы I века любого жанра и почти ничего не дошло из со­чинений фарисейской партии, к которой принадлежало абсолют­ное большинство раввинов после 70 года н.э. Есть основания полагать, что, подобно тому как Иисус нагружает новым содержа­нием другие хорошо известные формы высказывания (например, пословицу, гиперболу или пророчество), Он вполне мог исполь­зовать широко распространенный способ наставления, когда го­ворил притчами. Особенность его притчей заключается в со-

 

'■' См. особ.: Rainer Riesner Jesus als Lehrer. Tübingen: Mohr, 1981, 97-245. ™ Perrin Jesus. 95-96.

Bernard B. Scott Hear Then the Parable. Minneapolis: Fortress, 1989.

держании и в его авторитете (ср., например, Мф 7:28-29). Сход­ства и различия между притчами Иисуса и раввинов, которые мы перечисляем далее, помогут доказать этот тезис.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.