Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке)

2022-10-27 36
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском (на Церковной горке) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тихвинская – одна из самых знаменитых и, можно сказать, легендарных икон. Её порой именуют Небосошественной, то есть «сошедшей с небес». Святая Тихвинская икона не раз являла чудеса.

Для наших современников легендарность иконы напрямую связана Тихвинской церковью села Алексеева. Ведь, по преданию, отсюда накануне битвы за Москву Сталин велел взять эту чудотворную икону и приказал облететь с ней по кругу столицу на самолете. В декабре 1941 года состоялось знаменитое сражение за Москву и началось наступление Красной армии. Наступление вскоре вылилось в освобождение Тихвина, так что не только спасённую от гитлеровцев Москву, но и Дорогу жизни на Ладожском озере относят к помощи чудотворной Тихвинской иконы.

Великолепная приходская церковь во имя Тихвинской иконы находится на возвышенности, названной красивым старомосковским именем Церковная горка – по храму. Эта местность вошла в черту города только в начале ХХ века, а до того была обыкновенной подмосковной окрестностью, окраиной и называлась селом Алексеевским. В далекую старину оно было любимым дворцовым селом царя Алексея Михайловича Романова. Здесь стоял его путевой дворец с церковью, в котором богомольный царь останавливался во время походов в Троице‑Сергиеву лавру. Однако название село получило не собственно от имени своего владельца, а от первой местной церкви, освященной в честь св. Алексия, Человека Божия.

 

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Прежде чем возникло Алексеевское, здесь было маленькое подмосковное село Копытово. Оно называлось по местной речке Копытовке, притоку Яузы. Близ него проходила древняя дорога в Троице‑Сергиеву лавру. Село переходило к разным знатным владельцам, а в первой половине XVII века принадлежало князьям Трубецким. Царь очень любил охотиться в соседних Сокольниках и, по легенде, однажды остановился в Копытове на отдых. Место, окружённое густым лесом, очень нравилось царю. И потому последняя владелица села, вдова князя Трубецкого, выстроила тут в 1646–1648 годах Алексеевскую церковь. Тогда же и всё село стало называться Алексеевским. Судя по времени построения этой первой церкви, царь поселился в Копытове в середине 1640‑х годов, то есть в самом начале своего правления. Рядом с Алексеевской церковью царь велел возвести путевой дворец. Дворец тоже был назван Алексеевским. Во второй половине XVII века существовало уже несколько таких путевых дворцов царя Алексея Михайловича на дороге в Троице‑Сергиеву лавру. Новую церковь царь решил строить в 1673 году, а по другим данным – в 1676 году. Алексей Михайлович повелел заложить новую церковь во имя чтимой на Руси чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Алексей Михайлович не дожил до возведения церкви – работы были завершены в 1680 году, уже после его смерти.

Тихвинская церковь была выстроена рядом с Алексеевской на том же месте: обе церкви поначалу были соединены папертью. Только в 1824 году старую Алексеевскую церковь разобрали и выстроили из ее кирпича красивую стройную колокольню Тихвинского храма, которая дожила до наших дней. А в самой Тихвинской церкви в конце XIX столетия устроили придел во имя св. Алексия, Человека Божия – в память о первой церкви села Алексеевского.

Пятиугольная Тихвинская церковь была поставлена на подклете. Пирамида нарядных кокошников, белокаменные порталы, наличники окон, пучки колонн рельефно выделяются на красном фоне стен.

По преданию, юго‑западная молельня была царской (здесь сохранилась круглая изразцовая печь XVII века), а северо‑западная – царицы. В храме находится иконостас середины XVIII века, в трапезной – иконостасы XIX века. Настенная живопись неоднократно подновлялась.

С запада к храму примыкает трапезная, которая была соединена с путевым царским деревянным дворцом.

В 1680 году новая Тихвинская церковь была торжественно освящена. Для церемонии освящения из Кремля к ней отправился крестный ход с патриархом и царём Фёдором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил храму главную святыню – чудотворную Тихвинскую икону.

По преданию, образ был написан на заре веков христианства самим апостолом евангелистом Лукой. Уже в V веке икону торжественно перенесли в столицу Византийской империи – Константинополь. Однако в 1383 году икона таинственно исчезла. Это исчезновение сочли за предзнаменование грядущего конца Византийской империи. Предзнаменование оказалось пророческим. Спустя век империя рухнула.

В том же 1383 году исчезнувшая из Византии древняя икона вдруг чудесным образом появилась на Руси. Сначала она парила в воздухе над водами Ладожского озера, а затем опустилась на берег. Местные жители построили для нее часовню, где от образа совершились многие чудеса. А потом икона исчезла и вновь являлась в разных местах, даруя чудеса и исцеления, пока не избрала себе место близ Тихвина. Здесь и был устроен ей храм. Он неоднократно горел, но образ оставался невредимым. Икону назвали Тихвинской – по местности, в которой она явилась. Великий князь Василий III выстроил для неё каменный храм, а его сын царь Иван Грозный устроил тут Тихвинский мужской монастырь.

К 1680 году, то есть ко времени, когда Фёдор Алексеевич принёс икону в Тихвинский храм села Алексеевского, она уже прославилась на Руси многими великими чудесами. Самый известный случай произошёл в Тихвине в 1613 году, когда шведы дважды пытались захватить монастырь. И не смогли. И через год именно в Тихвинском монастыре был подписан договор о мире со шведами – перед чудотворной Тихвинской иконой, которая была главной порукой со стороны русских. С того времени её и стали чтить как Заступницу России.

В Тихвинском храме в селе Алексеевском, как и в прежней Алексеевской церкви, обязательно останавливались на богослужения по дороге в лавру. Путевым был не только дворец, но и храм.

И храм, и дворец сожгли французские солдаты в 1812 году. Дворец больше не восстанавливался. А на воссоздание Тихвинского храма император Александр I Павлович средства выделил.

Но только в 1836 году, при императоре Николае I, стены храма были покрыты росписью. В целом внутреннее убранство храма позапрошлого столетия до нас дошло.

И ещё в Тихвинском храме была устроена особо чтимая святыня – точная копия пещеры Гроба Господня.

В ноябре 1917 года, в страшные для Москвы дни разрушительных революционных боев, в Тихвинском храме был освящен придел во имя св. Трифона. А в 1922 году в подклете храма была устроена Воскресенская церковь, точнее, придел в память о Воскресенской церкви соседнего села Ростокино. В том же 1922 году храм был ограблен.

Все годы советской власти церковь работала и даже колокола продолжали висеть на колокольне, только не звонили.

В первый же самый страшный год Великой Отечественной войны Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской церкви села Алексеевского сыграла, по преданию, свою роль Заступницы России.

После войны чудотворная Тихвинская икона, как главная святыня храма, была с почётом помещена в иконостасе справа от образа Спасителя.

 

ВВЦ (ВДНХ)

 

ВДНХ – это Выставка достижений народного хозяйства.

ВДНХ переименована в ВВЦ – Всероссийский выставочный центр, – в 1992 году.

ВДНХ – это символ эпохи. Нравится это кому‑то или нет. За четырьмя скупыми буквами аббревиатур – годы истории страны. ВДНХ отражала как зеркало основные вехи в жизни страны, такие как освоение космоса, строительство Байкало‑Амурской магистрали и многое другое.

Главная советская энциклопедия (БСЭ) так писала о главной выставке страны: «Выставка достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ), постоянно действующая всесоюзная выставка в Москве для демонстрации достижений промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, культуры и здравоохранения… Главная задача ВДНХ – активно пропагандировать достижения науки, техники, культуры и передового опыта, а также проводить обучение работников всех отраслей народного хозяйства новым методам производства».

История главной выставки страны началась в феврале 1935 года на II Всесоюзном съезде колхозников‑ударников. Делегаты съезда обратились к руководству страны с просьбой организовать в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Просьбу удовлетворили, и был создан Главный выставочный комитет.

 

Всероссийский выставочный центр(ВВЦ)  – ВДНХ

Популярность готовящейся выставки среди тружеников сельского хозяйства была необычайно велика. Выставочный комитет получил около 250 тысяч заявок на участие. В Москве, на её северной окраине, вырастал целый выставочный город. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка стала и своеобразным вкладом в архитектуру столицы. Выставочный город площадью в 136 гектаров включил в себя пруды, парки, опытные участки, 250 всевозможных строений.

Посевы и насаждения занимали около двадцати гектаров. Они представляли сельское хозяйство всего Советского Союза. Около шестисот сортов различных культур высеяли только на одном зерновом участке.

А в выставочном саду было высажено около десяти тысяч растений. Сад являл собой удивительную, красочную картину. Среди растений было шестьсот сортов плодовых и ягодных культур. Всего на открытых участках экспонировалось двести шестьдесят культур свыше трёх тысяч сортов.

Архитектурный ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки создали известные архитекторы, в том числе Владимир Алексеевич Щуко, Владимир Георгиевич Гейльфрейх, Леонид Михайлович Поляков, Дмитрий Николаевич Чечулин. Трудились многие талантливые скульпторы и художники. Под руководством главного архитектора Сергея Егоровича Чернышёва работало более двух тысяч профессионалов и народных мастеров.

Торжественное открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки состоялось 1 августа 1939 года. Первые посетители вошли через арку, построенную в традициях древнеримских триумфальных арок.

Эмблемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки стала грандиозная скульптурная группа, изображающая тракториста и колхозницу, высоко поднявших над головами золотистый сноп пшеницы. Она была установлена на пятидесятиметровой башне Главного павильона. Павильон представлял собой монументальное белое здание с колоннадой. Фасад здания украшали гербы союзных республик и герб Советского Союза.

Из Главного павильона был выход на одну из красивейших площадей – площадь Колхозов.

Здесь и на прилегающих аллеях были расположены павильоны союзных республик, краев и областей.

Эти павильоны, выстроенные по типу дворцов, были призваны продемонстрировать необъятные просторы страны: от ледяных просторов суровой Арктики до вечнозеленых субтропиков, от Камчатки до Балтики.

Каждый павильон был самобытен. В его стилизации использовались национальные мотивы.

Помимо павильонов, был на территории выставки и действующий образец колхозной гидроэлектростанции. Она стояла на реке Каменке, протекающей по территории выставки. Речку расчистили от камышей и построили земляную плотину высотой около пяти метров. Ток от станции подавался в соседнее здание, где были установлены сельскохозяйственные машины, приводимые в действие электромоторами.

На выставке были также построены: Зеленый театр, концертная эстрада, цирк, два кинотеатра.

Интересно, что выставка была задумана как разовая акция, но её успех стал определяющим фактором в решении сделать её постоянной.

Но Великая Отечественная война сломала все планы. Во время войны экспозицию и библиотеку выставки эвакуировали в Челябинск.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка вновь приняла посетителей лишь 1 августа 1954 года.

К этому времени архитектурный облик выставки изменился коренным образом. Были реконструированы старые и возведены новые павильоны, в том числе Прибалтийских республик. Площадь выставки значительно увеличилась – до 207 гектаров.

Была построена арка главного входа на выставку. Мощные четырёхгранные колоны легко несли массивную арку, разделяя её на центральный и боковые пролёты. На колоннах вмонтированы барельефы, основная тема которых – труд людей. Венчает арку скульптурная группа «Тракторист и колхозница» – две фигуры с высоко поднятым снопом пшеницы.

Павильоны были всё также ориентированы на демонстрацию достижений отраслей народного хозяйства республик, областей, районов.

Был достроен Главный павильон. Высоко подняты шестиметровые скульптурные группы, многочисленные барельефы. Тридцатипятиметровый шпиль был увенчан золотой звездой.

На площади Колхозов был сооружён фонтан «Дружба народов». Дружбу символизировали фигуры колхозниц в национальных костюмах, кружащихся в праздничном хороводе. Фонтан выбрасывал ежесекундно более тонны воды на высоту восьмиэтажного дома. Скульптуры были выполнены из бронзы с тончайшим золотым покрытием, снопы – из листовой меди, с позолотой.

На противоположном конце площади Колхозов был построен фонтан «Каменный цветок». Он был создан по мотивам сказов Павла Петровича Бажова.

В обширном бассейне, обрамленном красным полированным гранитом, возвышался фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов.

В бассейне плещутся бронзовые рыбы и птицы. По бокам – декоративные горки из плодов и овощей.

К счастью, эти фонтаны сохранились до сего дня.

На территории был представлен практически весь растительный мир Советского Союза. Выставочный городок украшали сорок тысяч декоративных деревьев, четыреста пятьдесят тысяч кустарников. Ежегодно расцветали около пяти с половиной миллиона однолетних и многолетних цветов. Около пятидесяти тысяч сортовых роз произрастало в выставочном розарии.

С 1956 года на территории ВСХВ начала свою работу Всесоюзная промышленная выставка.

28 мая 1958 года Совет министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР).

16 июня 1959 года ВДНХ СССР гостеприимно распахнула для посетителей двери своих павильонов.

С 1963 года выставочная деятельность стала строиться по производственно‑отраслевому принципу. Тематические выставки и смотры приобрели первостепенное значение в работе всех павильонов. На их базе проводились обмен опытом и обучение работников промышленности, строительства, сельского хозяйства. Считалось, что такая организация позволила значительно ускорить внедрение в производство новой техники, современных методов труда. Ежегодно на ВДНХ СССР открывалось около трёхсот выставок и смотров, на которых показывалось более ста тысяч экспонатов.

23 июня 1992 года указом президента Российской Федерации и постановлением правительства РФ созданный за многие годы на средства государственного бюджета крупнейший выставочный комплекс – ВДНХ был переименован в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр».

Но комплекс был не только переименован, но и, естественно, переориентирован.

И одной их важнейших задач Центра стало сохранение выставочного ансамбля, который по праву считается национальным достоянием России.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.