Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

2022-10-27 37
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У его стен очень легко осознать, что это самый большой католический собор в Москве и в России. И что его тёмные готические стены сохраняют некую печать европейского Средневековья. Главный фасад собора сильно напоминает знаменитый собор в британском Вестминстере, а многогранный купол, увенчанный шпилями, очень схож с кафедральным собором в Милане.

И это неудивительно. Ведь здание построено в стиле неоготики. Стиля, порождённого европейской эпохой романтизма конца XIX века и вобравшего в себя многое из настоящей готической архитектуры.

Первая католическая община появилась в Москве в XVII веке.

Известно, что Московская Русь никогда не состояла в единстве с Римом и со своего зарождения не проявляла особого интереса к установлению отношений с католической церковью.

Но к концу XVII века, когда часть украинских и белорусских территорий вошла в состав России, в Москве появились латинские католики. Первая католическая община в Москве построила храм, посвящённый святым Петру и Павлу. Считается, что ориентировочно это произошло в 1692 году. Более точных данных нет, так как все документы об истории этой церкви были уничтожены французами во время войны 1812 года.

 

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Пётр I, и особенно Екатерина II, стремясь привлечь в Россию иностранцев, дозволили католикам – прежде всего жителям немецкого и польского происхождения, – устраиваться основательно: с храмами, иерархией, школами и кладбищами. В 1845 году, при императоре Николае I, взамен сгоревшего храма в Милютинском переулке был построен новый храм апостолов Петра и Павла.

К концу XIX века в Москве количество католиков возросло до тридцати пяти тысяч человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика Французского, что на Малой Лубянке, и церковь Святых апостолов Петра и Павла не могли уместить такое количество прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего, католического храма в Москве.

В 1894 году начались организационные и подготовительные работы для воздвижения нового храма. Он рассматривался как филиал храма прихода апостолов Петра и Павла.

В 1897 году в журнале «Строитель» был опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который победил на конкурсе, объявленном московскими поляками.

Первый проект храма принадлежал архитектору Леону Францевичу Даукше. Он же спроектировал ажурную ограду вокруг будущего собора.

Как только разрешение на строительство было одобрено, то есть получены согласия царя Николая II и Синода, католическая община начала сбор средств, в основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого было куплено десять гектаров земли на Малой Грузинской улице. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Проект был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Но строился костёл не по чертежам Леона Францевича Даукша, а по проекту другого архитектора. Окончательный проект храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович Богданович‑Дворжецкий.

Храм, рассчитанный на пять тысяч молящихся, представляет собой базилику, которая в плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, костёл является воплощением идеи о том, что Церковь это тело Христово.

По законам готической и соответственно неоготической архитектуры храм – это не просто сооружение для молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в храм, прочитывает, как книгу, архитектурное убранство и орнамент собора.

Поэтому, например, ступеней, которые ведут к порталу (главным воротам храма) – одиннадцать. Это означает десять заповедей и последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти десять заповедей, человек входит в Царствие Небесное, которое в этом храме символизируется порталом с резными дверями.

Костел строили с 1901 по 1911 год. В декабре 1911 года состоялось торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были поставлены только в 1923 году.

Очень славился в костёле орган.

Октябрьский переворот 1917 года отверг церковь как православную, так и католическую. Страна создавалась как атеистическое государство, борьба с религией наряду с классовой борьбой была главной целью большевиков. В 1937 году костёл на Малой Грузинской был закрыт. Служители храма, как и тысячи священников и монахов, были уничтожены в лагерях.

В 1938 года церковное имущество католического костёла было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был испорчен.

Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили его и изнутри. Храм поделили на четыре этажа, изуродовав перепланировкой интерьер этого памятника церковной архитектуры.

В первые дни Великой Отечественной войны в 1941 году, когда начались налёты немецкой авиации на Москву, башенки костёла снесли. Считалось, что они могли послужить ориентирами для немецких летчиков.

После войны у храма был снесён и шпиль, венчавший купол.

В храме расположились рабочие общежития, затем овощехранилища, цеха и конторы.

В 1976 году московские власти вспомнили про существование костёла и решили было переделать его под зал органной музыки. Но этого не случилось – пятнадцать организаций, расположившихся в здании, не желали отдавать помещения храма.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский» и московские католики впервые поставили вопрос о передаче храма его владельцам – католикам и католической церкви. В декабре 1990 года на ступенях храма была отслужена первая месса. Но здание было передано верующим только в 1996 году и тогда же приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием.

В 2005 году в соборе был установлен новый орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского города Базель. Этот орган относится к числу самых больших органов в России. У органа 74 регистра, 4 мануала и 5563 трубы. Это позволяет стилистически безупречно исполнять любую органную музыку различных эпох.

Переживший немало потрясений на своем веку, католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии – самый большой неоготический костёл России, сейчас открыт для посещений и концертов органной музыки в исполнении лучших музыкантов из разных стран мира.

 

Свято‑Данилов мужской монастырь

 

Конечно, его называют и Данилов, и Свято‑Данилов, и Даниловский мужской монастырь. Но по вековой традиции эту древнейшую монашескую обитель москвичи называли и называют Первый монастырь Москвы.

Данилов мужской монастырь был основан в 1282 году князем Даниилом Московским («хозяином Москвы», как прозвали его москвичи). «Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение…» – так обращается в своих молитвах Русская церковь к святому благоверному князю Даниилу, почитая его как устроителя, создателя и небесного покровителя не только основанной им обители и града, в котором он княжил в своём далеком XIII веке, но и всей державы Российской. И это так. Именно князь Даниил заложил основание будущего величия Москвы, вокруг которой объединились русские земли, что положило начало созданию единого Русского государства. Князь Даниил стал родоначальником династии великих князей московских, а затем и российских царей.

Даниил, сын князя Александра Невского, получил в удел Москву в 1276 году. Он был первым князем, который разбил монголо‑татар. В летописи осталась запись, что Даниил ходил на Рязань и разбил татар. И, что интересно, ему за это ничего не было.

Он заложил одну традицию: с конца XIII века он принимал на московской земле всех, кто хотел жить и работать в княжестве. Наделял землей. И эта традиция открытости Москвы осталась до сего дня.

Москву от остальных более древних русских городов отличало то, что в ней никогда не было вече, то есть городского самоуправления. Ведь в Твери, в Великом Новгороде, во Владимире и Суздале князьям приходилось считаться с народным вече. А в Москве изначально складывались традиции самодержавия.

В 1300 году в Даниловом монастыре учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

 

Свято‑Данилов монастырь

Здесь, в Даниловом монастыре, в марте 1303 года московский князь Даниил Александрович был похоронен. Его мощи, обретённые во времена Алексея Михайловича Романова, были помещены в храм во имя святых отцов семи Вселенских соборов. Однако монастырь получил своё имя не по имени князя‑основателя, а по имени его святого покровителя Даниила Столпника.

Монастырь был разорен во время татарского набега на рубеже XIII–XIV веков. В 1330 году великий князь Иван Калита перевёл братию монастыря в Кремль, в Спасо‑Преображенский монастырь. Строения Даниловской обители постепенно пришли в запустение. Из всех построек оставалась церковь Даниила Столпника, а рядом сельцо Даниловское.

В 1560 году Иван IV Васильевич Грозный возобновляет обитель на месте монастырского некрополя. И Данилов монастырь вскоре обрёл прежнее величие. В 1561 году был воздвигнут храм во имя святых отцов семи Вселенских соборов. Это было уникальное посвящение не только в Московском государстве, но во вселенском православии. Московский митрополит Макарий освятил храм в том же 1561 году.

Тогда и были возведены каменные стены и башни монастыря.

В 1591 году войска крымского хана Казы‑Гирея подступили к Москве. У стен Данилова монастыря был устроен русский «обоз» – укреплённый передвижной лагерь.

В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отрядов Ивана Исаевича Болотникова и Филиппа Ивановича Пашкова с ратями царя Василия Ивановича Шуйского. Войска Болотникова двинулись на Москву из Путивля. По пути Иван Исаевич Болотников рассылал «листы», адресованные холопам и городским низам, с призывом убивать своих господ, «гостей» и всех «торговых людей» и переходить на сторону восставших. В советской историографии восстание рассматривалось как крестьянская война и ставилось в один ряд с восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачева. У Болотникова и в самом деле было много крестьян, но дело в том, что ударную силу его армии составляли не они, а дворяне, выступавшие против Шуйского.

После того как в 1607 году был хитростью захвачен Болотников, его сподвижника казацкого «царевича Петра» Илейку Муромца, который выдавал себя з а сына царя Фёдора Ивановича, казнили при стечении народа близ Данилова монастыря.

Строения монастыря изрядно пострадали в 1610 году во время обстрела Тушинским вором Лжедмитрием II.

В царствование Михаила Фёдоровича монастырь был обнесён кирпичной стеной с семью башнями.

Ко времени Петра I в Даниловом монастыре насчитывалось 30 монахов.

Во время французского нашествия в 1812 году монастырь был разорён, хотя накануне вступления захватчиков в Москву ризницу успели вывезти в Вологду, а казну в Троице‑Сергиеву лавру.

С середины XIX века должность настоятеля монастыря совмещалась с должностью благочинного московских епархиальных монастырей. С этого же времени в монастыре была устроена богадельня для престарелых священнослужителей и их вдов.

В 1918 году монастырь был закрыт. Но монастырская жизнь продолжалась явочным порядком, так как в монастыре временно пребывали многие архиереи, назначенные патриархом Тихоном на кафедры, но не получавшие разрешения властей отбыть к своим епархиям.

В 1929 году монастырская жизнь завершилась. На основании специального постановления в монастыре был организован приёмник‑распределитель НКВД для детей репрессированных лиц. Тогда же была разобрана колокольня Данилова монастыря. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном, который вывез их в США, и до 2007 года они находились в Гарвардском университете.

В Даниловом монастыре известно место у стены, где были найдены останки множества детей. На этом месте построена часовня.

В 1983 году правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь «для создания в нем и на прилегающем участке Административного центра Московского Патриархата; разрешено также строительство новых служебных помещений на этой территории».

Во время реставрации и перестройки монастыря с 1983 по 1987 год были открыты древнейшее в Москве славянское поселение, которое датируется IX – Х веками, и следы кладбища XIII–XVI веков.

И, конечно же, сразу после возвращения обители Церкви началась реставрация уникальных храмов. Это и храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, в котором сложилась уникальная для московской архитектуры композиция – два верхних храма на одном нижнем, и Троицкий собор, возведённый в строгих формах московского ампира, и ярусная церковь‑колокольня Симеона Столпника в стиле барокко, и Настоятельские покои, и Братский корпус.

В память обо всех людях, похороненных в земле Данилова монастыря, была построена и в мае 1988 года была освящена часовня. Была возведена резиденция Священного Синода и патриарха с храмом Всех Святых, в земле Российской просиявших, надкладезная часовня в честь 1000‑летия Крещения Руси и ряд других построек.

Сегодня, как и все современные монастыри в России, Данилов монастырь по своему уставу – «общежительный», что подразумевает общую молитву, труд и трапезу всей братии. Но Данилов монастырь имеет статус ставропигии, то есть его настоятелем является правящий епископ Москвы – патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

Лефортовский дворец

 

Дворец Петра I на Яузе, Лефортовский дворец, Меншиковский дворец, Старый слободской дворец. Многие годы в нём вершилась история государства. Дворец стал символом России, поднятой на дыбы.

С его появлением Московский Кремль почти на век утратил своё значение официальной резиденции русских правителей.

Этот дворец царь Пётр I строил для своего друга Франца Лефорта. Выходец из Швейцарии, Лефорт ещё в середине 70‑х годов XVII века отправился на военную службу в далекую Московию. Прибыв в русскую столицу в чине капитана, который он получил в Голландии, он поселился в Москве, в Немецкой слободе. Выучил русский язык, женился и построил дом. Через несколько лет он уже дослужился до полковника. Он славился общительностью, был необыкновенно живым, ловким и веселым. Умел всех оживить и развеселить любое общество, никто не мог лучше его устраивать праздники или пиршества.

Царь Пётр I встретил Франца Лефорта в Немецкой слободе и сразу же сблизился с ним. Лефорт стал для Петра проводником в новом и привлекательном мире слободы. В доме Лефорта Пётр I впервые встретил своего будущего «друга сердечного» Александра Меншикова. Лефорт познакомил Петра I с Анной Монс. Много лет длилась история любви молодого царя и первой красавицы немецкой слободы. Доподлинно известно, что царь засыпал свою возлюбленную щедрыми подарками. Построил ей за счёт казны неподалеку от лютеранской кирхи дом.

Так после знакомства с царём к Лефорту пришли отличия и пожалования: он получил чин генерал‑адмирала, и для него царь стал строить роскошный дворец на правом берегу Яузы, по улице, которая до 1933 года называлась Коровий брод.

Возводился дворец по проекту русского архитектора Дмитрия Васильевича Аксамитова. По документам того времени, Дмитрий Васильевич именовался «каменных зданий художником» и «постельничьим истопником» – так звучало придворное звание мастера печного дела. Как «каменных зданий художник» Аксамитов работал в стиле московского барокко.

 

Лефортовский дворец (Меншиковский дворец, Старый слободской дворец)

Дворец Лефорта отличался от всех зданий слободы. Это было великолепное сооружение с высокими крышами, украшенными резными гребнями. Оно представляло собой удивительную смесь западноевропейского стиля с типичными для Руси палатными постройками с многочисленными элементами московского барокко. Дворец на Яузе стал первой в русской архитектуре попыткой отхода от вековых традиций национального зодчества. Во дворце находился огромный зал высотой десять метров и площадью более трёхсот квадратных метров, украшенный портретом Петра I, картинами и множеством зеркал, обитый шпалерами и английским красным сукном. Этот зал мог одновременно вместить полторы тысячи гостей. По описанию современника, одна из комнат «обита зелёной кожей и уставлена ценными шкафами, вторая содержит предметы китайской работы, третья украшена серебряной дамасской парчой и здесь находится кровать трёх локтей высотой с красноватыми занавесями; четвёртую комнату его величество сверху донизу украсил маринами, а с потолка свешивались галера и корабли».

Как и большинство архитектурных сооружений Петровской эпохи в Немецкой слободе, главный фасад дворца обращён не на улицу, а на реку. Вокруг сооружения на галереях должны были быть поставлены пятьдесят небольших пушек.

Новоселье в новом дворце состоялось 12 февраля 1699 года. Освящал дворец думный дьяк Никита Моисеевич Зотов. Освящение делалось во имя Вакха – бога вина и веселья, а Никита Моисеевич, бывший учитель царевича Петра, выступал в роли «патриарха всея Яузы и Кукуя». Всем приглашённым на новоселье было запрещено покидать дворец в течение трёх суток, спать велено было по очереди, сменяя тех, кто водил хороводы. А через две недели хозяин роскошных палат на 46‑м году жизни скончался. Лефорта похоронили в присутствии Петра I в лютеранской кирхе на Немецкой улице. После смерти хозяина дворец на берегу Яузы стал служить то помещением для приезжих иностранных послов, то домом приемов и празднеств, устраиваемых Петром I.

В этом дворце Пётр I собственноручно укорачивал платья и брил бороды. В центральном зале Лефортовского дворца были организованы ассамблеи, в которых впервые приняли участие русские женщины.

После того как в 1706 году сгорел дом Александра Даниловича Меншикова в Семёновской слободе, Пётр I пожаловал ему Лефортов дворец. И подарил две тысячи рублей на достройку.

Новый хозяин поручил достроить дворец архитектору Марио Фонтана, чтобы тот смог «выказать свой талант на фасаде дома в Немецкой слободе».

К дворцу на берегу Яузы Фонтана пристроил ряды двухэтажных флигелей в виде незамкнутого квадрата, которые соединялись с главным зданием переходами, и соорудил большой замкнутый прямоугольный двор с открытыми внутрь аркадами.

На втором этаже флигелей располагались многочисленные жилые комнаты, а на первом – всевозможные хозяйственные помещения. В торцевой части южного флигеля была устроена домовая церковь. Так в России появился первый городской ансамбль в стиле раннего классицизма.

Пётр I пользовался дворцом Меншикова для встреч с послами и устройства всякого рода празднеств.

После опалы Меншикова в 1727 году Лефортовский дворец отошёл в казну.

Здесь остановился император Пётр II, прибывший в Москву на коронацию, которая совершилась 24 февраля 1727 года. В этом же дворце умерла его пятнадцатилетняя сестра Наталья Алексеевна. Здесь, в Лефортовском дворце, 18 января 1730 года, в день, на который было назначено бракосочетание с княжной Екатериной Долгоруковой, император Пётр II скончался от оспы.

Здесь прошло заседание Верховного тайного совета, на котором решено было пригласить на российский престол герцогиню курляндскую Анну Иоанновну, дочь Ивана V, брата Петра I. Во дворе дворца Анна Иоанновна разорвала подписанные ею же кондиции Верховного тайного совета, ограничивавшие произвол царской власти, и стала абсолютной монархиней.

Большой московский пожар, случившийся 29 мая 1737 года во время правления Анны Иоанновны, уничтожил Лефортовский дворец. Дворец пришлось значительно перестраивать.

В 1742 году в нём останавливалась после коронации Елизавета Петровна. Затем дворец использовался как резиденция иностранных послов.

В 1771 году во дворце устроили чумной карантин. А затем там жили театральные служители. В январе 1804 года сюда перевезли из Кремля архив Военной конторы, находившийся здесь до войны 1812 года. После этого дворец стоял необитаемым, и, как писал в прошлом веке его историк, «сама природа, без всякой человеческой заботы, украсила его дикорастущими большими деревьями по окнам, дверям, кровле и т. п. В нём имели пристанище стаи птиц и толпы жуликов, так что поздно вечером и ночью никто не смел проходить мимо».

Во времена правления императора Николая I, в конце 1840‑х – начале 1850‑х годов, дворец отремонтировали, надстроили третий этаж, переделали интерьеры. И вновь разместили в нём архив: на этот раз Московского отделения Главного штаба.

И эта традиция использования здания для хранения документов сохраняется по настоящее время: в здании Лефортовского дворца располагается Российский Государственный военно‑исторический архив.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.