Мемориал Победы на Поклонной горе — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Мемориал Победы на Поклонной горе

2022-10-27 39
Мемориал Победы на Поклонной горе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Память о Великой Отечественной войне священна. Этот неоспоримый факт особенно остро ощущается на мемориале, открытом на Поклонной горе.

Поклонная гора – это пологий холм на западе Москвы, между реками Сетунь и Филька.

Когда‑то Поклонная гора находилась далеко за пределами Москвы, а с её вершины открывалась панорама города. Путешественники останавливались здесь, чтобы взглянуть на Москву и поклониться ей, – отсюда и произошло название горы. Это одна из версий происхождения названия.

Поклонная гора упоминается ещё в документах XVI века. Так, известно, что здесь разбивал свой стан крымский хан Газы II Герай во время своего похода на Москву в 1591 году. Тогда крымский хан совместно с ногайцами внезапно со 150‑тысячным войском вторгся в пределы Московского государства, перешёл Оку и подступил к Москве.

Основной лагерь крымцы и ногайцы разбили на Поклонной горе. Москва отсюда была как на ладони. И они полагали, что скоро будет у их ног. Но в районе будущего Донского монастыря степняки столкнулись с войском царя Фёдора Ивановича под командованием Бориса Фёдоровича Годунова. Газы II Герай был вынужден отступить. А с Поклонной горы ему пришлось бежать, бросив здесь большую часть обоза.

 

Мемориал Победы на Поклонной горе

Спустя двести с лишним лет, в 1812 году, именно на Поклонной горе очередной захватчик, Наполеон, ждал ключей от Кремля. Наполеон знал, что здесь, на возвышенном месте, с поклонами встречали важных лиц, иностранные посольства. Но его никто не встретил. Через Поклонную гору в годы Великой Отечественной войны уходили на фронт войска защищать Родину.

Впервые о проекте мемориала Победы на Поклонной горе заговорили ещё в 1942 году, после разгрома гитлеровцев под Москвой. Но тогда, конечно, вроде было не до памятников. Но всё же союз архитекторов СССР объявил конкурс на лучший проект мемориального комплекса в честь будущей Победы.

В 1955 году Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в направленной в Центральный комитет КПСС записке вновь напомнил об идее создания памятника Победы в Великой Отечественной войне.

Но лишь 23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен памятный знак с надписью «Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». А весной того же года вокруг знака был заложен парк Победы.

По разного рода причинам проектирование и строительство мемориального комплекса на Поклонной горе затянулось на много лет. В итоге идею по созданию именно народного памятника Победы в Великой Отечественной войне, которую высказывали на протяжении нескольких десятилетий, реально удалось воплотить в жизнь только в конце 90‑х годов XX века.

Его торжественное открытие, приуроченное к 50‑летию победы над нацизмом, состоялось 9 мая 1995 года. Он был назван просто – Мемориал Победы на Поклонной горе.

Посреди площади Победителей стоит обелиск – стела в форме штыка. Стела выполнена из прочной стали и весит тысячу тонн. Высота штыка 141, 8 метра. Он символизирует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны, то есть десять сантиметров на каждый день войны.

На штыке располагается бронзовый барельеф – 25‑тонная бронзовая фигура богини Победы Ники. Она находится на высоте 122 метров над землей.

А у подножия – статуя святого Георгия Победоносца (небесного покровителя Москвы), поражающего копьем змея, то есть зло.

Мемориальный комплекс, расположившийся на 135 гектарах, включает в себя Центральный музей Великой Отечественной войны, монумент Победы и три храма трёх конфессий, построенные в память о погибших на войне.

Храм Св. Георгия Победоносца был освящён в 1995 году. В храме хранится святыня – частица мощей великомученика Георгия Победоносца, подаренная Иерусалимским патриархом Диодором, перенесённая в храм в 1998 году.

Мемориальная мечеть была открыта 6 сентября 1997 года, в день празднования 850‑летия столицы. В постройке мечети соединены черты различных мусульманских архитектурных школ. При мечети работает община и медресе.

Здание синагоги было построено и торжественно открыто 2 сентября 1998 года. На открытии присутствовал президент России. В цокольном этаже и на галерее молельного зала была оформлена выставочная экспозиция, посвященная еврейской истории и холокосту.

В 2003 году на территории Мемориала была открыта часовня, воздвигнутая в память об испанских добровольцах, которые погибли в Великой Отечественной войне. Кроме того, на Поклонной горе планируется построить буддийскую ступу, армянскую часовню и католический храм.

Составной и одновременно основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе является Центральный музей Великой Отечественной войны.

Музей расположен на круглой площади Победителей, к которой от Кутузовского проспекта ведет центральная аллея парка Победы.

Музей был учрежден ещё в 1986 году. Тогда вышло положение «О Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». В положении указывалось, что музей на Поклонной горе является «головным для всех музеев военно‑исторического профиля в системе Министерства культуры СССР». Также были определены и четыре основных направления деятельности: в области научной деятельности, в области научно‑фондовой работы, в области научно‑экспозиционной работы и в области научно‑просветительной работы. В 1992 году музею было прописано включить в себя залы Памяти и Славы, художественную галерею, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, выставочный зал для организации тематических выставок, зал встреч ветеранов и кинозал для показа хроникально‑документальных фильмов.

В 1993–1994 годах в музее были созданы временные историко‑художественные экспозиции, которые впоследствии послужили прообразом будущих стационарных экспозиций. Тогда же было принято решение о создании в составе мемориального комплекса памятника Победы на Поклонной горе выставок военной техники и инженерно‑фортификационных сооружений.

Сегодня в музее хранится около пятидесяти тысяч экспонатов по военной истории.

В специальных витринах расположены Книги Памяти – 385 томов, в которые вписаны имена людей, павших на войне.

В музее, среди прочих экспонатов, хранится Знамя Победы – Красное знамя, водружённое 30 апреля 1945 года над зданием рейхстага в Берлине. Кроме того, представлены и художественные произведения: картины и скульптура, графика и плакаты. В библиотеке музея хранится более 50 000 изданий, в том числе и редкие книги.

Рядом с музеем развернута постоянная выставка военной техники.

В Парке Победы установлены памятник «Защитникам земли Российской» и памятник «Всем павшим».

30 апреля 2010 года, в канун празднования 65‑й годовщины Победы, на Поклонной горе в Москве зажгли Вечный огонь. Факел с пламенем доставили от Вечного огня у Кремлевской стены на бронетранспортере с эскортом из мотоциклистов.

 

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

 

Со времён античности триумфальные арки являлись олицетворением Победы. Ведь они строились для победителей, которые, пройдя сквозь арку, становились триумфаторами, то есть получили высшую степень народного признания и уважения.

Традицию отмечать крупные победы русского оружия возведением триумфальных арок в России ввёл Пётр I. Прежде Русь откликалась на значительные исторические события по‑иному – строительством храмов и монастырей.

С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия. К праздникам и шествиям приурочивалось строительство триумфальных ворот и устройство «огненных потех» – фейерверков.

Первая арка была воздвигнута в Москве в 1696 году по случаю взятия Азова. По указу Петра I было организовано и первое светское торжество – торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга. Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста.

Следующая «триумфальная светлица» была сооружена в 1702 году в честь победы, одержанной под Эрстфером. В том же 1702 году по случаю взятия Ниеншанца состоялось торжественное шествие войск через трое триумфальных ворот. В следующем, 1703‑м, году празднества с сооружением четырех ворот для торжественного шествия войск проводились в связи со взятием Ниеншанца, Копорья, завоеванием Ингерманландии и закладкой в устье Невы крепости Санкт‑Петербург.

 

Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка)

С особенной пышностью была отпразднована в Москве в 1709 году победа под Полтавой. К торжеству в древней столице было пocтpoeно восемь триумфальных ворот. Так постепенно прижилась традиция сооружения триумфальных арок (ворот). Пока существовал обычай сооружения временных триумфальных построек, сохранились преемственность как в архитектуре, так и в месторасположении ворот. Перед триумфальными вратами останавливались, выходили из карет, спрыгивали с лошадей, перед ними снимали шляпу и благоговейно выслушивали приветственные речи. Триумфальные ворота к коронации императоров и императриц воздвигались весь XVIII век.

В середине 1814 года, к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка.

Но временный памятник в ознаменование победы над Наполеоном быстро ветшал, и в 1826 году было решено заменить деревянную арку каменной. Император Николай I поручил это сделать главному архитектору Москвы по «фасадической части» – Осипу Ивановичу Бове. Бове, сам участник войны 1812 года, приобрёл большую известность восстановлением после нашествия французов центральной части Москвы.

Архитектор расположил арку по оси Тверской‑Ямской, создав тем самым просторную площадь у Тверской заставы. Комплекс внушительных строений изящно и естественно замыкал улицу, образуя парадные въездные ворота Москвы.

Помимо монументальных Триумфальных ворот 28‑метровой высоты с широким пролётом, в некотором удалении от них друг против друга были поставлены две кордегардии. Так назывались помещения для караула. Ворота и кордегарии соединили красивыми чугунными решетками, тем самым выделив площадь, замыкавшую 1‑ю Тверскую‑Ямскую улицу.

Строились Триумфальные ворота медленно. Грунт на месте работ был почти сплошь песчаный. Пришлось забить в грунт три тысячи дубовых свай.

Постройка была кирпичной, а облицовку делали из белого камня.

Одновременно со строительством ворот и кордегарий благоустраивалась и местность вокруг них. Осип Иванович проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. Поэтому беспорядочная застройка вокруг ворот была снесена и спланирована новая площадь.

Площадь с обеих сторон ворот застраивалась домами с одинаковыми фасадами, спроектированными Бове. Был создан прекрасный городской ансамбль, который положил начало благоустройству обширной территории – до парка Петровского дворца.

Большую роль в создании художественного образа памятника была отведена скульптуре. Тема военной победы России нашла отражение буквально во всех элементах Триумфальных ворот. Между каждой из шести пар колонн на высоких постаментах встали мощные литые фигуры древних воинов. Лица витязей, одетых в пластинчатые доспехи и островерхие шлемы, суровы и выразительны. Простенки над фигурами украшены изящными, полными динамизма рельефами: «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершают аллегорические женские фигуры: «Твердость» и «Храбрость».

Орнаментированный фриз ворот изображал воинские доспехи и гербы тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года. Там же помещались и медальоны с инициалами Николая I.

Осипу Ивановичу Бове в его работе большую помощь оказали его коллеги – воспитанник Петербургской академии художеств Иван Петрович Витали и Иван Тимофеевич Тимофеев, ученик Мартоса, даровитый выпускник академии, награжденный всеми ее медалями!

Известно, что Бове сам выполнил рисунки наиболее значительной скульптуры, завершающей арку. Шестерка коней торжественной поступью влечёт колесницу, в которой гордо стоит крылатая богиня Славы, осеняющая победителей венком.

Надпись на арке утвердил сам Николай I. Она гласила: «Благословенной памяти Александра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись выполнена на русском языке, а с противоположной – на латинском. Этим, равно как и использованием античных форм в самом памятнике, подчеркивалось всемирное значение победы России и возрождения Москвы.

К сожалению, Осип Иванович Бове умер всего за несколько месяцев до открытия Триумфальных ворот. Заканчивал монумент Михаил Иванович Бове, его младший брат, который также был способным архитектором.

Триумфальные ворота были открыты 20 сентября 1834 года.

Перед столетием Бородинского сражения, в 1912 году, городская комиссия обследовала состояние Триумфальных ворот. Их слегка обновили и почистили.

В 1935 году был утвержден первый Генеральный план реконструкции Москвы. Он предусматривал снос многих зданий, в том числе и Триумфальной арки.

Летом 1936 года Триумфальную арку разобрали.

Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре. В 1966 году был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.

Лицевая сторона Триумфальной арки обращена к въезду в город.

Яркий, выразительный образ, олицетворяющий военную мощь, славу и величие России был возрождён. И до сегодняшнего дня остаётся одним из самых величественных памятников, посвящённых победам русского народа.

 

Петровский путевой дворец

 

Петровский замок. Так с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина называли москвичи Петровский путевой дворец. Поэт описал дворец в романе «Евгений Онегин», повествуя о приезде Лариных в Москву.

Александр Сергеевич не зря окрестил дворец Петровским замком. Мощные кирпичные стены с тосканскими башнями действительно напоминают замок. И средневековую крепость, и русский монастырь одновременно. Хотя, разумеется, никакого оборонительного значения дворец не имел. Это был подъездной или путевой дворец русских царей. Дорога из Петербурга в Москву была довольно утомительной. В этом дворце цари со своей свитой отдыхали, ночевали, а на следующий день им подавали раззолоченную парадную карету, и царь с конвоем, знаменами и барабанным боем въезжал в Москву.

Одно время говорили, что здание построено в «мавританском стиле». Но затем специалисты сошлись во мнении, что это чисто казаковский стиль. То есть стиль московского архитектора Матвея Фёдоровича Казакова. Зодчий объединил древнерусское узорочье или наследие «нарышкинского барокко» с европейской готикой, краснокирпичные стены с белокаменными деталями: пирамидками, пиноклями, вазонами, шарами, валиками.

 

Петровский путевой дворец

Дворец, возведённый по указу Екатерины II в 1773–1782 годах на Тверском тракте, изначально назвали Петровским. А название он получил от одноимённого сельца, которое стояло на земле, принадлежавшей прежде Высокопетровскому монастырю. Архитектор умело использовал сочетание белого камня и красного кирпича, удачно расположил здание на местности. Получилось легкое, почти ажурное строение, утопающее в зелени. Это первая самостоятельная работа Матвея Фёдоровича Казакова, с которой он блестяще справился. Выполненный по проекту молодого зодчего дворец сразу же выдвинул его в ряды ведущих архитекторов России.

Дворец, окружённый крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями, уподоблялся самой Москве. Кружево тёсаных белокаменных украшений, эффектно контрастирующее с фоном красных кирпичных стен, придаёт облику здания большую живописность. В то же время весь сложный комплекс построек Петровского дворца решён в чётком гармоническом сочетании. Мощному объёму купола дворца ритмически отвечают шесть величавых башен его ограды, обрамляющей парадный двор.

Путевым или Подъездным дворец стал по своему прямому назначению. Все высочайшие особы, начиная с Екатерины II, по пути из Петербурга делали здесь последнюю остановку с ночлегом, чтобы отдохнуть после дальней дороги и привести себя в порядок перед въездом в Москву.

Кроме того, согласно официальному протоколу монархи принимали здесь депутации от города. Всё происходило обычно на живописном трёхарочном крыльце со столбами‑кубышками, а в непогоду – в парадном зале. Поэтому Петровский дворец считался символом московского хлебосольства.

Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 году. И ей здесь понравилось. По преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа». Это привело к такому стечению народа, что чуть было не послужило причиной смертельной давки.

Первым гостил в Путевом дворце перед коронацией в Москве император Павел I. С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных делегаций, прибывавших на церемонию коронования.

Приехав из Петербурга, императорская чета занимала покои во дворце. А свита размещалась в боковых корпусах или дворцовых флигелях, построенных в виде подковы. Так поступали Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

Принимал Путевой дворец и непрошеных гостей. Именно в нём пережидал пожар, охвативший Москву, Наполеон. Адъютант Наполеона вспоминал, что тот бежал из Кремля в Петровский дворец, опасаясь взрыва здания Арсенала. К моменту его прибытия дворец был полностью разграблен его доблестными французскими войсками. Наполеону пришлось спать на шинели на подоконнике.

Покидая Москву, французы сожгли дворец. Его восстановление продолжалось до середины 1830‑х годов. Реконструкцией дворца руководил архитектор Николай Александрович Шохин.

После восстановления во флигелях дворца были устроены казённые квартиры. Одну такую квартиру занимало семейство приятеля Михаила Юрьевича Лермонтова, к которым поэт приехал в гости. Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Михаилу Юрьевичу: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, – и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни», – писал он своим родственникам.

Красота дворца и окружающая его территория привлекала москвичей. Позади дворца до сих пор находится сохранившаяся часть Петровского парка. В этом парке прогуливались члены императорской фамилии, устраивались дуэли. В XIX веке Петровский парк оставался излюбленным местом как для дач, так и для увеселений. Жизнь здесь особенно забурлила после того, как в 1836 году вышел новый указ императора Николая I о раздаче земель от Тверской заставы до Петровского парка для загородных дач. Дворцовое ведомство выдвигало только одно требование: чтобы домики имели хороший архитектурный вид и стояли фасадом на дорогу. Слово «дача» возникло ещё во времена Петра I, когда он приказал выделить, то есть «дать», на Петергофской дороге земли для застройки, чтобы облагородить и «правительственную трассу», и местность.

В Петровском парке строили особняки купцы, промышленники и другие зажиточные москвичи. Они и принесли сюда свои развлечения в виде ресторанов с цыганскими хорами и кутежами. Здесь часто устраивались народные гулянья. Летом в Петровский парк ездили линейки, зимой сани с кондуктором, а в 1899 году сюда отправился со Страстной площади первый электрический трамвай.

Помимо гуляний и ресторанов, московскую публику ещё притягивали театр и «воксал», на сцене которого музицировал даже Ференц Лист. В конце XIX века полностью обветшавший «воксал» снесли, а земли парка Дворцовое ведомство охотно сдавало под новую дачную застройку. На дачах в Петровском жили многие другие деятели литературы и искусства. Жили в Петровском парке и поэт Велимир Хлебников, и композитор Сергей Васильевич Рахманинов, который, будучи студентом консерватории, поправлялся здесь в доме своего отца после тяжелой болезни.

В 1896 году, после трагедии на Ходынском поле, именно здесь, в Петровском путевом дворце, император Николай II принимал депутации от крестьян и дворян.

Смена эпох неоднократно отражалась на судьбе дворца. В Первую мировую войну в нём был госпиталь.

А после революции здесь, напротив Ходынского аэродрома, устроили Музей красной авиации. Под куполом дворца висели аэроплан и планеры, а в стеклянных шкафах стояли модели летательных аппаратов. Путевой дворец стал тогда центром теоретических занятий будущих авиаторов по воздухоплаванию и авиамоделизму.

А когда здесь разместилась Военно‑воздушная академия имени Жуковского, доступ в старинный дворец закрыли. И, казалось, навсегда.

Но в 1997 году дворец перешёл в ведение администрации города Москвы.

С 1998 года начались реставрационные работы. Десять лет шла полномасштабная реконструкция интерьеров. В настоящее время Петровский путевой дворец – это Дом приёмов Правительства Москвы.

Но залы дворца открыты и для посетителей.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.