Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение

2022-11-27 296
Законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известно, что основные права и свободы граждан, равно как и принципы их реализации, защиты, регламентируются конституционным законодательством. К таким, регламентированным конституционным законодательством правам, относятся право на социальную защиту, социальное обеспечение. Следует отметить, что Основной закон Российской Федерации включает большое количество правовых норм, которые бы прямо или опосредованно включали, подразумевали характер социальной обеспеченности, социальных гарантий. Наряду с этим, на сегодняшний день, действующая Конституция Российской Федерации не предоставляет возможности получить представления о понятиях «социальная защита» и «социальная обеспеченность», наряду с тем как не представляется возможности получить представления о содержании указанных понятий.

Автор считает, что по данному вопросу затруднения содержатся в самой Конституции Российской Федерации, где регламентация социальной защиты и её обеспечении регламентируются во многих статьях по всему Основному закону. Наряду с указанным, с точки зрения юридической техники не ясно содержание понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».

Вопросам конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации уделялось и уделяется большое внимание в юридической науке. Например, в научных источниках прослеживается оживлённая дискуссия касаемо современных проблем конституционно-правового регулирования социальных вопросов в государстве. Дискуссионная оживлённость объясняется тем, что имеют место различия в основополагающих подходах касаемо выделения как признаков, так и должного качества гарантий со стороны социального государства. Также дискуссионность вызвана с различными проблемами регулирования социальных отношений в российском обществе, плюрализмом трактовок терминологических терминов, которые используются в правоотношениях осложнённых социальным аспектом.

Некоторые учёные, например, Н.С. Бондарь, уверен в том, что Конституция Российской Федерации предоставляет возможность как выявить так и проследить закономерность связей конституционно-правовых институтов в рамках социальной защиты, обеспеченности своих граждан. Концептуальный подход в регулировании социальных прав граждан, прежде всего, должен подразумевать, включать мононормативную модель гарантированных социальных прав наравне с вопросами их регулирования и защиты.

В свою очередь, П.К. Гончаров, исследуя проблематику становления и функционирования социального государства, занимает позицию, согласно которой в Российской Федерации процесс построения социального государства ещё не завершён[17].

Существующие в настоящее время проблемы конституционно-правового регулирования социального сектора наряду с проблематикой защиты социальных прав, уровень, границы правового регулирования социальных отношений, вопросы социальной защищённости, возможность непосредственного применения норм Конституции Российской Федерации в рамках социальной защиты, также вопросы обязательств государства перед обществом в социальной сфере продолжают оставаться как дискуссионными, так и спорными.

Следует принять во внимание, что основам социальной защиты, регламентированных Конституцией Российской Федерации как базовые, присущи некоторые особенности. Существующие конституционные основы выступают в роли ориентира легитимности деятельности государства в социальной сфере, позволяют структурировать и ориентировать все направления социальной защиты на конкретного гражданина. Также в этих основах подлежат закреплению гарантии государства в направлении социальном.

Государство считается социальным, если оно основано на принципах социальной справедливости и обязано обеспечивать своим гражданам достойное существование. Концепция такого государства - это возможность и обязанность каждого взрослого дееспособного гражданина прокормить себя и свою семью.

Государство может вмешаться только в том случае, если установленные потребности граждан не будут удовлетворены в силу объективных обстоятельств, не зависящих от их воли (инвалидность, отсутствие работы и т. д.).).

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение гражданам условий для достойной жизни, а также их свободного развития. Это государственная цель и программа деятельности, ориентированная (на уровне Конституции) на социальную природу функционирования. В то же время существует тесная связь между демократическим / правовым характером государства и его социальной целью[18].

Целью положений Конституции России является предоставление государственной политике максимальных возможностей для создания благоприятных условий на определенных этапах развития страны, способных обеспечить свободу граждан и их достойную жизнь, включая регулирование социально-экономических прав, защиту/поддержку бедных граждан, а также социально слабых.

Вторая часть статьи 7 главы 1 "Основы конституционной системы" Конституции Российской Федерации содержит перечень основных обязательств, которые государство несет перед своими гражданами.

Итак, среди них упоминаются:

- охрана труда/здоровье граждан;

- наличие обязательной минимальной заработной платы;

- предоставление государственной поддержки материнству / отцовству, семье, детству, пожилым людям, инвалидам;

- устойчивое развитие социальных услуг;

- установление государственных пенсий;

- представление пособий и других гарантий социальной защиты.

Российская Федерация имеет следующие основные конституционно-правовые и правовые характеристики, которые вы называете государством всеобщего благосостояния:

- Конституция страны закрепляет систему социально-экономических прав / свобод человека / гражданина в соответствии с международными стандартами, установленными во Всеобщей декларации прав / свобод человека 1948 года, а также в Международном пакте о социально-экономических / культурных правах 1966 года[19];

- потребительская корзина, включающая минимальный запас продуктов питания, а также непродовольственные товары, необходимые/обязательные платежи и услуги, необходимые для поддержания здоровья гражданина и его жизнедеятельности), определенный в постоянно обновляемом Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Глава 2 Конституции Российской Федерации содержит основные права / свободы граждан и человека, а также разрабатываются социальные обязательства.

Забота государства заключается в обеспечении безопасных условий труда, хорошего отдыха, жилищных условий, возможностей для образования, укрепления здоровья и охраны окружающей среды для граждан, включая содействие принятию мер по улучшению экологической ситуации. В социальном государстве такие сектора, как наука, образование, здравоохранение, культура и образование, поддерживаются государственными органами за счет средств государственного бюджета.

В демократических условиях социальное государство предоставляет много места всем социальным силам, которые готовы оказывать помощь социально обездоленным группам населения. В статье 39 Конституции говорится, что в Российской Федерации поощряются дополнительные формы социального обеспечения, а также благотворительность.

Положения Конституции Российской Федерации, излагающие положения ее социального характера и политики, уточняются и развиваются в достаточно обширной системе федеральных законов, указов президента и нижестоящих правовых актов.

Аналогичные федеральные законы включают:

- закон №195-ФЗ «Об основах соцобслуживания населения РФ» (действует с 10.12.1995 года)[20];

- закон №181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ» (действует с 24.11.1995 года)[21];

- закон №122-ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (действует с 02.08.1995 года)[22];

- закон №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (действует с 11.08.1995 года)[23];

- закон №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (действует с 19.06.2000 года[24].

Эти законы, а также многие другие, подлежат регулярным обновлениям и улучшениям.

В России социальные функции осуществляются на федеральном, региональном (для подданных страны) и муниципальном уровнях. К основным принципам социальной политики Российской Федерации, обусловленным ее характером как социального государства, относятся: социальная справедливость; дифференциация социальных выплат, пособий и различных услуг; разнообразие социальной защиты населения и ее полнота.

Таким образом, целевая (т.е. дифференциация) поддержка определенных категорий граждан обеспечивается за счет предоставления дополнительных льгот, бесплатных услуг или значительных скидок, специальных льгот и компенсаций.

Установление принципов социально ответственного предпринимательства играет большую роль в формировании Российской Федерации как государства всеобщего благосостояния. На данный момент это всего лишь инсценировка, поскольку соответствующее законодательство еще не было принято, которое определяло бы такие принципы и формы ответственности.

Наличие в обществе довольно широкого круга социальных проблем предполагает, что нынешняя политика страны как государства всеобщего благосостояния должна быть изначально направлена на создание условий для граждан, чтобы обеспечить им достойную жизнь, свободное развитие, социальную справедливость и реальное равенство. Этого можно достичь, если государство не только обеспечит гражданам неотъемлемые социальные права, но и сформирует реальный механизм, позволяющий им пользоваться ими в соответствии с принципами государства всеобщего благосостояния.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. В настоящее время важную роль играет обеспечение социальной направленности государственной политики и общественного контроля за деятельностью правительства. Кажется, что государство всеобщего благосостояния должно удовлетворять основные потребности человека, но человек также должен заботиться о себе и своей семье.

Социальное государство обязано создавать условия для формирования новой личности - высокопрофессиональной и ответственной личности. Основное внимание в социальной политике Российского государства уделяется укреплению семейного, духовного и культурного развития населения, уважению к предкам и сохранению исторических традиций. Однако в связи с определенными недостатками в законодательстве, а также в реализации социальной политики российского государства необходимы их совершенствование и механизмы для их реализации.

Государство, которое является социальным государством, должно не только законодательно регулировать сектор социального обеспечения, но и обеспечивать, чтобы такие гарантии могли быть должным образом реализованы субъектами правоотношений. Такая деятельность должна быть направлена на выполнение государственных обязанностей, таких как охрана труда, здоровье человека, установление фактической минимальной заработной платы, поддержка семей, качественная защита учреждений по материнству, отцовству, детству, поддержка пожилых людей и инвалидов. Также представляется чрезвычайно важным дальнейшее развитие и совершенствование системы социальных услуг, создание текущих государственных пенсий и пособий.

Современное законодательство Российской Федерации, к сожалению, не учитывает право, в отношении которого в действующих нормативных актах, документах социальной сферы есть пробелы и несоответствия. Опять же, по этой причине реализация социальных прав очень сложна, и существующая юридическая практика подтверждает это.

Вопрос защиты от безработицы в настоящее время остается сложным. Экономический кризис предопределил резкое сокращение числа трудоспособных граждан в различных сферах деятельности, в различных организациях, предприятиях, учреждениях различных форм собственности. Наименьшее сокращение персонала за период с 2009 года по сегодняшний день наблюдается как в сырьевом секторе, так и в пищевой промышленности[25].

В этом направлении очень важно участие государства. Актуальность обусловлена необходимостью поддержания социального баланса, поддерживаемого путем реализации следующих методов: в социальной сфере - качественное обеспечение равных прав в социальной сфере, политика поддержания социальной стабильности, быстрое устранение сильного контраста доходов, сравнение уровня жизни в государстве, согласованность и обоснованность доходов различных социальных групп; в политической сфере - в распространении демократических идей система эффективных механизмов обеспечения и реализации социал-демократических прав граждан, способствующих распространению механизма влияния граждан на политику.

Вопрос о регулировании механизма защиты отцовства, детства и материнства также остается очень проблематичным. В последние годы было принято значительное количество нормативных документов по защите отцовства, детства и материнства. В то же время законодательство Российской Федерации в этой области не является системным, отмечается, что в этом направлении существует разделение правовых актов в разных областях права.

Например, Трудовой кодекс РФ регулирует гарантии и пособия по охране детства и материнства. В то же время некоторые положения Трудового кодекса РФ в этом направлении характеризуются несоответствиями. Статья 259 Кодекса предоставляет гарантии для отцов и матерей, которые воспитывают детей в возрасте до пяти лет без супруга.

Таким образом, поскольку условия, на которых применяются гарантии, регулируются супружескими отношениями, а не семейными отношениями, существует "совпадение терминов" "супруг" и "родитель ребенка". По этому вопросу В.А. Малышев отмечает, что отношения с лицами, выполняющими семейные обязанности, регулируются, и упоминание супруга родителя ребенка вводит в заблуждение. Это подтверждается и тем, что в статье 264 Трудового кодекса РФ упоминаются отцы, воспитывающие детей без матери[26].

Стоит отметить важность введения и расширения права на материнский капитал. В то же время вопросы продолжают возникать во время получения, особенно в целях выпуска материнского капитала.

С точки зрения правового регулирования государственных пособий для детей в современной Российской Федерации существует большой пробел и непоследовательность. Это подтверждается тем фактом, что существующая общая система алиментов, к сожалению, не соответствует реалиям современной жизни. Настоящее происходит из-за отсутствия в законодательстве термина "кровная семья", "приемная семья", что в конечном итоге может привести к ограничению прав некоторых граждан и таких граждан, которые занимаются как содержанием, так и воспитанием детей.

Учитывая отсутствие возможности в рамках статьи полностью рассмотреть все вопросы конституционно-правового регулирования и защиты социальных прав граждан Российской Федерации, следует отметить, что в Российской Федерации существует проблема в реализации конституционных норм социальной защиты граждан. Нормы Конституции Российской Федерации действуют непосредственно, что уже означает, что никакого дополнительного правового регулирования не требуется. Но из-за того, что нормы Конституции о социальных правах часто носят общий характер, они не могут иметь прямого действия. В некоторых случаях норма Конституции предусматривает необходимость принятия соответствующего федерального закона о конкретных правовых отношениях.

Проведя анализ законодательства Российской Федерации в области регулирования социальных прав, автор отмечает, что в этом направлении продолжают прослеживаться пробелы в законодательстве и конфликты. Устранить такие пробелы и конфликты можно путем разработки и принятия нового законодательства, законов, а также путем внесения изменений в существующее законодательство.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.