Понятие и конституционные принципы права человека и гражданина на социальное обеспечение — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие и конституционные принципы права человека и гражданина на социальное обеспечение

2022-11-27 71
Понятие и конституционные принципы права человека и гражданина на социальное обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конституционно-правовые основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации прямо декларируются в Конституции Российской Федерации.

1. Одним из важнейших социальных прав является право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе медицинскую помощь. Бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях предоставляется гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Следует отметить, что для реализации не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, развивается частная система здравоохранения, поощряются мероприятия по укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, а также экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию[11].

Большинство ученых-юристов считают это социальное право одним из самых важных, с которым на самом деле нельзя не согласиться. Например, отмечает Н. Д. Терещенко: "Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из основных конституционных социальных прав человека и гражданина, широко признанных в документах ООН цивилизованным мировым сообществом и прямо подчеркнутых в Конституции Российской Федерации (статья 41)".

В свою очередь, Т. Ю. Холодова подчеркивает: "Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь зарезервировано за каждым лицом в Российской Федерации и соответствует обязанности государства признавать, соблюдать и защищать это право человека как высшую ценность для содействия его реализации»[12].

Конечно, право на охрану здоровья и медицинское обслуживание являются наиболее социально значимыми правами, поскольку здоровье является одной из основополагающих человеческих ценностей, и от этого зависит позиция российского народа, защита и сохранение которого, в свою очередь, оценивается Президентом Российской Федерации как одна из важнейших задач для нашей страны.

Если уровень медицинского обслуживания государства не соответствует требованиям международного стандарта, не соответствует требованиям его населения, его нельзя считать социальным.

Защита здоровья своих граждан и обеспечение надлежащего функционирования системы здравоохранения являются основными задачами любого государства всеобщего благосостояния в мире. "Таким образом, сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, представляющих опасность для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законодательством", - говорится в части 3 статьи 41 Конституции Российской Федерации.

2. Право на труд признается за каждым лицом (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации). Труд играет важную роль в формировании и развитии человека, поскольку это естественная потребность физически здорового человека в обеспечении адекватного уровня жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает свободу труда в соответствии с частью 1 статьи 37. Свобода труда в первую очередь означает, что человек имеет право иметь и выполнять работу или не иметь ее. Кроме того, человек волен сам выбирать вид профессиональной деятельности, чтобы обладать своими трудовыми навыками.

Право на справедливую оплату труда имеет важное значение и раскрывает сущность конституционных прав в сфере труда. Согласно статье 4 "Европейской социальной хартии", право работников на оплату труда необходимо для обеспечения им и их семьям надлежащего уровня жизни, повышения заработной платы за сверхурочную работу и равной оплаты за эквивалентный труд.

Статья 37 часть 2 Конституции РФ предусматривает труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже минимальной заработной платы, установленной Федеральным законом, которая с 01 января 2020 года составляет 12 130 рублей в месяц.

Одной из основных составляющих трудового права, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является право на защиту от безработицы, предусмотренное статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации и Законом "О занятости в Российской Федерации"[13]. В соответствии с частью 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" - это безработные трудоспособные граждане, не имеющие работы и дохода, зарегистрированные в Бюро по трудоустройству для поиска подходящего места работы, поиска работы и готовности к ее трудоустройству. Безработица представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором роста бедности населения и, соответственно, серьезной проблемой для страны.

Поэтому основной задачей государственной политики должно быть поддержание полной занятости населения, которая составляет основу жизнедеятельности и благосостояния населения, а также содействие процветанию экономики страны за счет продуктивного использования рабочей силы.

Право на отдых закреплено частью 5 статьи 37 Конституции РФ, а также Трудовым кодексом РФ, социальная составляющая которого связана с обязательством государства создавать благоприятные условия для реализации права на отдых[14].

Право на отдых, помимо других социальных прав, имеет высокое социальное значение, поэтому решение пробелов и противоречий в этих вопросах является одной из основных задач законодателя в этой области. Цель всех этих прав, составляющих принципы правового регулирования труда и непосредственно связанных с ним отношений, заключается в создании благоприятных условий труда, сохранении рабочего места и заработной платы в период отдыха, защите его от произвола работодателя и создании уверенности в будущем.

3. Конституционное право на государственную защиту материнства, детства и семьи закреплено в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации. Семья как социальный институт является основой будущего страны и человечества, благополучие которых зависит от молодого поколения. Поэтому главной задачей не только мирового сообщества, но и отдельных государств является правовая защита прав семей и детей, их обеспечение. Для реализации прав и поддержки семей, которые испытывают трудности в реализации своих прав в области защиты материнства, детства и семьи, государство принимает различные, в том числе материальные меры: увеличение специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитие системы дошкольных учреждений, предоставление пособий и компенсаций за большие семьи с низким доходом, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, приемные семьи, выплата социальных пособий семьям с детьми. Семейная политика должна быть направлена на улучшение благосостояния и функционирования семьи, ее сохранения и укрепления, поддержки, а также на обеспечение семейных прав граждан. Важными аспектами являются материальное благополучие, охрана здоровья, образование, безопасность и другие.

4. Право на социальное обеспечение, как и другие социальные права, занимает особое место в системе конституционных прав человека и гражданина. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, в случае воспитания детей и в других случаях, установленных законом. Социальное обеспечение, согласно E. V. Аристов: "Участие государства и общества в содержании тех людей, которые не имеют достаточных средств к существованию из-за инвалидности или по другим причинам, не зависящим от них".

Терещенко Н.Д. считает, что: "Право на социальное обеспечение следует понимать как гарантированную государством и признанную международным сообществом способность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, если по объективным причинам у него нет дохода или дохода от работы шляпа"[15].

Материальными видами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия, конечно же - социальные услуги, которые представляют собой социальные услуги, предоставляемые гражданам дома или в учреждениях социального обслуживания (детских домах, интернатах и т. д.). Конституционное право на социальное обеспечение создает руководящие принципы для реализации социальной политики государства, основанного на принципах справедливости и социальной солидарности.

5. Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает порядок поощрения жилищного строительства и создания условий для осуществления права на жилье. Государственные органы и органы местного самоуправления должны создать условия для признания этого права для всех граждан Российской Федерации. В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации право на жилье принадлежит каждому с рождения. Отсюда проявляется принцип неотъемлемого имущества, суть которого заключается в недопустимости конфискации и ограничения жилого помещения государством, за исключением случаев, прямо установленных Конституцией самой Российской Федерации.

Даже если в стране введено чрезвычайное положение (статья 56 Конституции Российской Федерации), право на жилье не подлежит никаким ограничениям. Из содержания положений Конституции РФ можно вывести основные полномочия этого права: конституционно-правовую стабильность собственности и пользования жилыми зданиями, их благосостояние, обязанность органов власти создавать необходимые условия для жилищного строительства, допустимость льготного жилищного обеспечения для определенных категорий граждан в соответствии с установленными нормами. Нормы. Реализация этого права признана одной из важных и центральных социальных задач государства, поскольку право человека на жилье является одним из основных прав на достойную и развивающуюся жизнь.

6. Право на благоприятную среду сегодня является социальной ценностью, без которой невозможно нормальное существование населения и государства в целом. Это право закреплено в статье 42 Конституции РФ, в которой закреплено право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба здоровью человека или имуществу в результате экологических правонарушений. Также на основании ст. в соответствии со статьей 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения имеют право владеть, использовать и распоряжаться землей в частной собственности без ущерба для окружающей среды и без нарушения прав и законных интересов других лиц. Реализация экологических прав основана не только на Конституции Российской Федерации, но и на Федеральном законе №7-ФЗ от 10.01.02 "Об охране окружающей среды", указах Президента Российской Федерации и других правовых актах.

7. В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, которое, в свою очередь, входит в число неотъемлемых прав и свобод человека и принадлежит ему с рождения (часть 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Статья 72 Конституции Российской Федерации также устанавливает, что вопросы общего образования управляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а статья 114 устанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению единой государственной политики в области образования в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим сферу образовательных отношений, является Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Этот закон, как и Конституция Российской Федерации, определяет основной принцип правового регулирования — обеспечение права всех на образование. Одной из основных задач является недопустимость дискриминации в сфере образования, определение основных направлений развития российского образования[16].

Право на образование по своей природе является уникальным правом, которое отличает его от других социальных прав. Право на образование в первую очередь тесно связано с правом на труд, поскольку образование дает человеку возможность выбирать широкий спектр видов деятельности и профессий. Еще одной важной особенностью является способность образованного человека в полной мере реализовать право на доступ к культурным ценностям и использование различных видов творчества: научного, литературного, художественного и т.д.

Право на образование - это социально значимое благо, уникальное социальное право, которое способствует интеллектуальному, духовному, моральному, творческому и профессиональному развитию человека и создает условия для полноценной жизни человека и общества в целом.

Благодаря социальным правам, их широкой классификации человек, гражданин Российской Федерации, гарантирует себе минимум необходимых ценностей цивилизованного общества, способствующих его свободному развитию. Социальные права гарантируют защиту и поддержку со стороны государства, вселяют уверенность в завтрашнем дне.

 

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.