Основные задачи коррекционного обучения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основные задачи коррекционного обучения.

2022-11-27 29
Основные задачи коррекционного обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ   3
  Пояснительная записка 3
1.1. Актуальность составления образовательной программы 4
1.2. Цель программы 5
1.3. Приоритетные принципы и подходы к реализации программы 6
1.4. Планируемые результаты 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8
2.1. Характеристика детей со II уровнем речевого развития 8
2.2. Характеристика детей с III уровнем речевого развития 9
2.3. Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с расстройством экспрессивной речи (ОНР) 11
2.4. Интеграция образовательных направлений в логопедической работе 12
2.5. Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования 14
2.6. Приоритет индивидуальной работы 16
2.7. Алгоритм логопедической работы 18
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 20
3.1. Взаимосвязь с участниками образовательного процесса 20
3.1.1. Функции участников образовательного процесса 20
3.1.2. Расписание фронтальных занятий в старшей логопедической группе  №5 21
3.1.3. Содержание коррекционной работы, согласно графику   21
3.1.4. Принципы построения развивающей среды в логопедическом кабинете.   24
  Структура образовательного года 25
  Список использованной литературы 28

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Обобразовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, целям и задачам образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида№ 6 с углубленным изучением английского языка».

Программа составлена на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В.«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи вусловиях специального детского сада» с учетом рекомендаций программы «От рождения дошколы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, является компонентом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языкавреализации образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка» и представляет коррекционно-развивающуюсистему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общегопсихического развития развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с учетом требований нормативных документов:

Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Сан ПиН» 2.4.3049-13)

· Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

· Устав, регистрационный № 118 от 25.12.2014 г.,утвержденный отделом Регистрации правовых актов Администрация города Симферополя Республика Крым.

·  Лицензия №0021 от 02 октября2015 г. серия 82 Л 01 №0000022

·  Распределительный документ лицензирующего органа о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (приказ Министерства образования науки и молодёжи Республики Крым от 02 октября 2015 г. №986)

· Основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательнаяшкола- детский сад комбинированного вида №6 с углублённым изучением английского языка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (протокол №3 от 10.11.2014 г.; приказ №359 от 06.11.2014 г.)

· Программа Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»

· Примернаяобщеобразовательнаяпрограммадошкольногообразования

«От рождения до школы»,под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

· Региональная программа «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму, авторы: Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. Алексеева, Тригуб Л. М., Феклистова Е. В.

 

В основе создания этой программы использован опыт работы в группе для детей с нарушениями речи, подкреплённый современными научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в спискелитературы.

В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направлениякоррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей.Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могутвидоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программарассчитана на один год обучения.

 

1.1 Актуальность составления образовательной программы.

Хорошая речь – важнейшееусловие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, темлегче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающейдействительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, темактивнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетиепроизошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются двавзаимосвязанных процесса: появление компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров, Интернета

изменило формы общения: дети меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, большевзаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет, по телефону. Меньше общенияпосредством звука и больше посредством буквы.Изменились глубина, количество и структура дефектов речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

1. Дефицит внимания;

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6. Низкий уровень мотивации к обучению.

К тому же и программы, на основе которых составлена рабочая программа учителя-логопеда, не учитывают клинических особенностей современных детей. В программе «Отрождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, детей сречевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что ихфизиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебнымматериалом в школе.

В тоже время готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременногопреодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организациикоррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Цель программы.

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивая стартовых возможностей детей с речевыми проблемами.

Планируемые результаты

Достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.

В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

· понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

· фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

· правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·  пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

· владеть элементарными навыками пересказа;

·  владеть навыками диалогической речи;

· владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен

существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы имен существительных;

· грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

· использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

·  владеть навыками звукового анализа и синтеза;

· владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

 В нашей группе дети с речевым диагнозом ОНР (2, 3, уровень).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Взаимосвязь с участниками образовательного процесса.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, родителя, воспитателя и специалистов МБОУ «СОШ-ДС№6».

3.1.1.Функции участников образовательного процесса

Учитель-логопед:

-фронтальные (подгрупповые) коррекционные НОД,

-индивидуальные коррекционные НОД.

Воспитатель:

- фронтальные, подгрупповые НОД по развитию речи с применениемдидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; экскурсии,наблюдения,

-экспериментальная деятельность;

-игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

-беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Педагог – психолог:

- индивидуально-подгрупповые коррекционные НОД с применением дидактических игр иупражнений на развитие психологической базы речи, развитие психических процессов,

развитие слухового восприятия.

Музыкальный руководитель:

-музыкально-ритмические игры;

-упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

-этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

-игры-драматизации.

Инструктор по физическому воспитанию:

-игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

-упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного

выдоха;

-подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков

правильного произношения звуков;

-игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

-игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

 

Содержание коррекционной работы, согласно графика

 

ПОНЕДЕЛЬНИК

8.00 – 8.50 - пальчиковые игры, - элементы логоритмики: повторение потешек, физминуток, -словесные игры на автоматизацию поставленных звуков
8.50 – 9.00 - Подготовка к фронтальному (подгрупповому) занятию.
9.00 –10.05 Фронтальные(подгрупповые) занятия по развитию грамматической стороны речи
10.10 – 11.30 - Индивидуально-коррекционная работа на закрепление и автоматизацию поставленных звуков
11.35- 12.00 - Индивидуально – подгрупповые занятия.

 

ВТОРНИК

8.30-8.50 -Беседы с детьми по лексическим темам на закрепление пройденного материала.
8.50 – 9.00 - Игры и упражнения на автоматизацию звуков: «Скажи наоборот», «Волшебный мешочек», «Домик»
9.00-9.15 -Участие в режимных моментах
9.15 – 9.30 -Игры на развитие чувства ритма -Упражнения на развитие мелкой моторики: мозаика, народные игры «блошки», «бирюльки».
9.35-12.00 - Индивидуально – коррекционная работа.

 

СРЕДА

8.30 – 8.55 -Упражнения на развитие фонематического слуха -Дыхательная гимнастика -Упражнения на развитие слухового внимания: «Кто позвал?», «Далеко-близко» -Повторение стихов, потешек  
8.55- 9.00 - Подготовка к фронтальному(подгрупповому) занятию
9.00-10.05 Фронтальные (подгрупповые) занятия по обучению грамоте
10.10-11.45 Индивидуально – коррекционные занятия: - закрепление пройденного материала - артикуляционная гимнастика - дыхательная гимнастика - постановка звуков - автоматизация поставленных звуков.
11.50-12.30 Участие в режимных моментах группы

 

 

ЧЕТВЕРГ

8.30-8.45 Индивидуально – коррекционная работа
8.50– 9.00 Подготовка к фронтальному (подгрупповому) занятию
9.00 – 10.05 Фронтальные (подгрупповые) занятие по развитию связной речи и обогащению словаря
10.10-11.30 -Индивидуально – коррекционная работа - Индивидуально – подгрупповые занятия
11.35-12.30 - Игры-драматизации; - Инсценирование сказок.

 

ПЯТНИЦА

8.00– 8.55   - Индивидуально-коррекционная работа
8.55- 9.00 - Подготовка к фронтальному (подгрупповому) занятию
9.00 – 10.05 Фронтальные(подгрупповые) занятия по формированию звуковой стороны речи
10.10.- 12.30 -Индивидуально –коррекционная работа -Индивидуально – подгрупповые занятия.

 


Требования к условиям реализации программы.

Психолого – педагогическое обеспечение:

1.Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

2.Обеспечение психолого- педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей детей; форма работы с детьми - игровая деятельность; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

3.Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

4.Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

5.Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

 Специфика организации воспитательно - образовательной и коррекционной работы с детьми с нарушением речи, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка»имеется логопедический кабинет, который оснащён всем необходимым для осуществления профессиональной деятельности учителя – логопеда, учебно-дидактическим материалом, специальными методическими пособиями, играми, аудио и видео материалами коллективного и индивидуального пользования. В логопедической группе имеется персональный компьютер. В логопедическом кабинета весь дидактический материал систематизирован по следующим разделам:

1.Материалы для логопедического обследования.

2.Материалы для развития артикуляционной моторики, коррекции речевого дыхания, постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

3.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия.

4.Пособия для развития мелкой моторики.

5. Материалы для формирования лексико- грамматического строя речи и связной речи.

6.Материал для развития навыков звуко - буквенного анализа, синтеза и обучения грамоте.

7.Материалы для развития высших психических функций.

8.Инновации (компьютерные презентации

 

Структура образовательного года

Образовательный год 2020 - 2021 начнется 1 сентября 2020 года и закончится 31 августа 2021 года.

• Календарный учебный план-график МБОУ СОШ Д/С № 6
регламентирует воспитательно образовательную деятельность в   группах
компенсирующей и оздоровительной направленности.

• Общая продолжительность года - 38 недель. В течении
образовательного года предусмотрены каникулярные периоды в данный
период будут проведены праздники, развлечения, проектная деятельность.

• Сентябрь 2020 года: образовательных дней 22, выходных дней - 8.

• Октябрь 2020 года: образовательных дней 22, выходных дней - 9.

• Ноябрь 2020 года: образовательных дней - 20, выходных дней - 10.

• Декабрь 2020 года: образовательных дней - 23, выходных дней - 8.

• Январь 2021 года: образовательных дней - 15, выходных дней - 16.

• Февраль 2021 года: образовательных дней - 19, выходных дней - 9.

• Март 2021 года: образовательных дней - 21, выходных дней - 10.

• Апрель 2021 года: образовательных дней - 22, выходных дней - 8.

• Май 2021 года: образовательных дней - 18, выходных дней - 13.

1 сентября - начало образовательного года; «Общесадовый познавательно-игровой квест «В Страну Знаний»».

1-30 сентября - адаптационный, повторение пройденного материала выявление стартового потенциала группы для корректировки программы детей, посещающих образовательное учреждение, планирование педагогической деятельности воспитателя; знакомство со школой (1-я неделя подготовительная группа).

1-30 сентября - адаптация вновь принятых воспитанников. 1 - 13 сентября - мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительных групп, педагогическая диагностика индивидуального развития дошкольников (все группы).

1 октября - 25 октября - образовательный период.

26 октября - 30 октября - «творческие каникулы»; осенние развлечения.

2 ноября - 18 декабря - образовательный период.

21 декабря - 10 января - мини - творческие познавательные проекты, праздничные утренники, новогодние каникулы; рождественские развлечения. 11 января - 26 февраля - образовательный период.

11 января - 15 января- итоговые занятия, контрольные занятия
мониторинговый период по спорным показателям.

1 марта - 5 марта - «творческие каникулы»; праздничные утренники,

развлечения.

9 марта - 28 мая - образовательный период.

12 апреля - 16 апреля - итоговый мониторинг готовности к школе
(подготовительные группы)

24 мая - 28 мая - мониторинг сформированности знаний по образовательным областям с учетом целевых ориентиров, отраженных в

Рабочих программах воспитателей и специалистов, с целью выстраивания новой образовательной траектории педагогической деятельности и качественного построения образовательного процесса на следующий учебный год, контрольные занятия, творческие отчеты педагогов. 1 июня - 31 августа - летний оздоровительный период.

Построение образовательной деятельности с детьми на летний оздоровительный период

Планирование образовательной деятельности с детьми в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика проводимых видов организованной и совместной деятельности в течение недели. Содержание их различноюно зависит от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Продолжительность летней оздоровительной кампании - 13 недель.

• Июнь 2021 года: образовательных дней 20, выходных дней - 10.

• Июль 2021 года: образовательных дней 21, выходных дней - 10.

• Август 2021 года: образовательных дней - 22, выходных дней - 9.

 

 

Список литературы

1. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

2. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,

утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155

4. Конституция Российской Федерации. 12.12.1993, с учетом поправок, внесенным Законами

Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008.

5. Конвенция о правах ребенка 13.06.1990 №1559-1

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод измененная и дополненная

Протоколами №11 и №14 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов №№ 4, 6, 7,12 и 13

7. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и

развитию» от 29.12.2010г №436-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по

преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993.

10. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.

11. Журнал “Логопед” выпуски с 1997 по 2015 годы.

12. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.

14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003

15. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию

эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология. – 2003.

16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

17. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993.

18. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

19.Поваляева М.А. «Справочник логопеда». Ростов-на-Дону, 2002.

20.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного

возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

21.Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет». -М.:Сфера,2007

22. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет». Комплект «Комплексный подход к преодолениюОНР у дошкольников» -М.:Сфера,2007

23.Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ   3
  Пояснительная записка 3
1.1. Актуальность составления образовательной программы 4
1.2. Цель программы 5
1.3. Приоритетные принципы и подходы к реализации программы 6
1.4. Планируемые результаты 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8
2.1. Характеристика детей со II уровнем речевого развития 8
2.2. Характеристика детей с III уровнем речевого развития 9
2.3. Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с расстройством экспрессивной речи (ОНР) 11
2.4. Интеграция образовательных направлений в логопедической работе 12
2.5. Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС дошкольного образования 14
2.6. Приоритет индивидуальной работы 16
2.7. Алгоритм логопедической работы 18
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 20
3.1. Взаимосвязь с участниками образовательного процесса 20
3.1.1. Функции участников образовательного процесса 20
3.1.2. Расписание фронтальных занятий в старшей логопедической группе  №5 21
3.1.3. Содержание коррекционной работы, согласно графику   21
3.1.4. Принципы построения развивающей среды в логопедическом кабинете.   24
  Структура образовательного года 25
  Список использованной литературы 28

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Обобразовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования, целям и задачам образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида№ 6 с углубленным изучением английского языка».

Программа составлена на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В.«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи вусловиях специального детского сада» с учетом рекомендаций программы «От рождения дошколы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, является компонентом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языкавреализации образовательной программы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад комбинированного вида № 6 с углубленным изучением английского языка» и представляет коррекционно-развивающуюсистему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общегопсихического развития развитие детей в возрасте от 5 года до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с учетом требований нормативных документов:

Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Сан ПиН» 2.4.3049-13)

· Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

· Устав, регистрационный № 118 от 25.12.2014 г.,утвержденный отделом Регистрации правовых актов Администрация города Симферополя Республика Крым.

·  Лицензия №0021 от 02 октября2015 г. серия 82 Л 01 №0000022

·  Распределительный документ лицензирующего органа о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности (приказ Министерства образования науки и молодёжи Республики Крым от 02 октября 2015 г. №986)

· Основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательнаяшкола- детский сад комбинированного вида №6 с углублённым изучением английского языка» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (протокол №3 от 10.11.2014 г.; приказ №359 от 06.11.2014 г.)

· Программа Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»,Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада»

· Примернаяобщеобразовательнаяпрограммадошкольногообразования

«От рождения до школы»,под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

· Региональная программа «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму, авторы: Мухоморина Л. Г., Араджиони М. А., Горькая А., Кемилева Э. Ф., Короткова С. Н., Пичугина Т. Алексеева, Тригуб Л. М., Феклистова Е. В.

 

В основе создания этой программы использован опыт работы в группе для детей с нарушениями речи, подкреплённый современными научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в спискелитературы.

В рабочей программе определены целевые ориентиры, задачи, основные направлениякоррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей.Данная рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могутвидоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программарассчитана на один год обучения.

 

1.1 Актуальность составления образовательной программы.

Хорошая речь – важнейшееусловие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, темлегче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающейдействительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, темактивнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в последнее десятилетиепроизошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются двавзаимосвязанных процесса: появление компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров, Интернета

изменило формы общения: дети меньше разговаривают и играют во дворе, в компаниях, большевзаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет, по телефону. Меньше общенияпосредством звука и больше посредством буквы.Изменились глубина, количество и структура дефектов речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности:

1. Дефицит внимания;

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6. Низкий уровень мотивации к обучению.

К тому же и программы, на основе которых составлена рабочая программа учителя-логопеда, не учитывают клинических особенностей современных детей. В программе «Отрождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, детей сречевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что ихфизиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебнымматериалом в школе.

В тоже время готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременногопреодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организациикоррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Цель программы.

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивая стартовых возможностей детей с речевыми проблемами.

Основные задачи коррекционного обучен<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.