Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-11-27 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Очень ярким историческим примером борьбы за чистоту православия могут послужить события происшедшие в Валаамском мужском монастыре. В это время монастырь находился на территории Финляндии, которая отделилась от России после гражданской войны. Финская православная Церковь во главе с архиепископом Серафимом (Лукьяновым) получила самостоятельность. Власти потребовали ввести в церковное употребление григорианский календарь. Архиеп. Серафим вынужден был подчинитсья, но это требование вызвало протест и неповиновение со стороны большинства монахов. Многие монахи покинули монастырь, другие держались за старый, юлианский календарь и подвергались за это преследованию со стороны «послушных» членов монастыря во главе с игуменом. Монастырские власти отдавали «непослушных» в руки полиции для выселения или ссылали их на дальние скиты, постоянно притесняя непокорных. После произошедшего разделения и перехода на новый стиль, монашеская жизнь на Валааме заметно изменилась, на общей трапезе стали давать мясо, не говоря уже о оскудении любви и т. д. Приведем воспоминание самих Валаамских монахов.
«Пришло письмо от Патриарха Тихона: «Ваше Высокопреподобие, Всечестный Отец Игумен Павлин! На днях выйдет послание наше о переходе с 2 октября на новый стиль. Прошу вас и братию св. обители Вашей не смущаться сим переходом, т.к. этим не вносятся изменения в веру нашу, и пасхалия остается православная. Прошу Ваших св. молитв и призываю на обитель Вашу Божие благословение. Ваш богомолец Патриарх Московский и всея России Тихон. 23 сентября (6 октября) 1923 года.
В среду 6–го сентября после трапезы в соборе была собрана вся братия и владыка наш Серафим сказал братии речь по поводу перехода на новый стиль, т.к. благословили патриарх Мелетий Константинопольский и Тихон Российский. Но братия стала просить остаться на старом. Но владыка сказал, что нельзя, тогда некоторые из братий, как монах Феофил, сильно владыке возражал.
|
1925 года 10 сентября на Валааме было разделение старого и нового стиля. Стали принуждать переходить на новый стиль. Многие из братий остались по старому. Начались суды. Приехало церковное управление; во главе с нашим игуменом о. Павлином, был суд; стали призывать по одному из братий. Многих уволили из обители. Пришла очередь и моя. Вошел я в комнату, там сидел игумен о. Павлин с прочими из церковного управления. Отец игумен сказал: «Вот раб Божий, Тимон, спрашивайте его». Один из них сказал, что он будет говорить и чтобы записывали все. Они спросили: «Признаешь ли игумена отца Павлина? Будешь ли ходить в собор по новому стилю?» На их вопросы я не мог ответить, у меня в это время точно отнялся язык. Они усомнились и сказали: «Ну, что же ты не отвечаешь?» Я не мог сказать ничего. Тогда они сказали: «Ну иди, раб Божий, и подумай».
Я начал молиться Божией Матери, Споручнице моей в сердце моем: «Скажи мне и укажи путь жизни моей, на какую сторону идти: за новый или за старый стиль? В собор ходить или куда?» И молился я, грешный, Матери Божией во время своего послушания на кухне. Когда я свое послушание вечернее кончил, пошел к себе в келию и подумал, в простоте сердца своего: «Что же Матерь Божия не извещает меня?» Но милость Божия не оставила меня, грешного; желает всем спасения. Вдруг в келии моей явился собор, такой же, как он есть, высоты, длины, и ширины. Удивился я чудному явлению: как он вошел в мою маленькую келию? Но внутренний голос сказал: «Богу все возможно, нет ничего невозможного.» Ну вот, надо ходить в церковь в собор, по новому стилю? В то время, когда я так размышлял, сверху спустилась завеса церковная, голубая, посреди завесы золотой крест. Собор остался за завесой. Я остался по другую сторону собора; собор стал мне не виден, и внутренний голос говорил: «Иди на старый стиль и держись его». И слышу голос женский сверху, с угла: «Если хочешь спастись, держи предание святых Апостолов и Святых Отцов».
|
И во второй раз то же самое повторилось, и в третий раз голос сей: «Если хочешь спастись, держи предание святых Апостолов и Святых отцов, а не сих мудрецов». После этого чуда все скрылось, и я остался один в келии. Сердце мое возрадовалось, что Господь указал путь спасения, по молитвам Божией Матери. И с тех пор вспоминаю это великое чудо для спасения человека. Понял я, что это дано мне для утверждения и крепости стойко стоять за правильную веру. Так я после этого укрепился, что мне ничего не надо, кроме молитвы и слез. Душа рвется на небо, но Господь еще не берет, а я должен всем говорить, чтобы поднялись и молились Божией Матери, а она всех спасет.
Наступила в обители мрачная пора (…) тягота, смута, споры, взаимная вражда, разделение на «старый и новый стиль». В 1926 году в угоду интернациональному экуменическому движению финская Церковь, руководимая Константинопольским Патриархом, заставила Валаам перейти на западный календарь. Отказавшихся принять новое летоисчисление, введенное в финской православной церкви – судили, запугивали, кого сослали в дальние скиты, – как духовника всей обители – старца Михаила (до схимы Маркиан) на Предтеченский скит. Кого с позором выгнали совсем с Валаама, 25 человек, где был и о. Филимон, скончавшийся в Америке. Старец Михаил – старший – был духовником монастыря до раскола, а о. Тимон был его ближайший ученик.
Старец Михаил умер от разрыва сердца в ссылке на Предтеченском острове. После него духовником был о. Тимон – духовником старостильников. Были даже некоторые посажены в тюрьму в Выборг, как «нарушители порядка». Кто уехал, не выдержав этой обиды в Сербию и даже в Советский Союз. О. Тимона судили тоже как «ослушника», «преступника» – он был во главе и убеждал других крепко держаться чистоты православия. Уезжать он не хотел и решил все терпеть до конца в своем монастыре. «Хоть живым закопайте – отвечал он своим судьям (правящей партии монастыря) не отступлю от своих слов, от того, что мне заповедал старец, еще до поступления в монастырь».
|
Тяжелые дни наступили для оставшихся верными чистоте православия. За ними следили, придирались, обвиняли в том, чего они не делали, издевались. Посылали на всякие неподходящие послушания. Пришел к нему иеромонах Исавр (ныне иросхимонах Иоанн) «Как быть, говорит, что делать? Не можем же мы быть без приобщения св. Таин хотя бы запасные Дары были, чтобы хоть изредка причаститься». – «Приходите хоть все – весь монастырь, всем хватит» – ответил о. Тимон.
О. Тимон при помощи некоторых мирян в период раскола сносился с Афонскими старцами, но, как и почему он задолго до раскола заготовил 10000 частиц для причастия – это поистине великое чудо, Божие откровение. Вероятно, если бы не это – не выдержали бы и те, кто готов был все перетерпеть. Обрушились на него с новой силой, с угрозами: «с лица земли сотрем», – строго запретили, где бы то ни было служить, и написали Владыке Серафиму жалобу на него, как на «непокорного ослушника». Вспоминал батюшка: «Скорбь моя была так велика, что думал я не снесу этого испытания – умру».
Когда нам объявили уезжать с Валаама в 6 часов утра на пароходе, я не спал всю ночь. Я обратился к Божией Матери, с молитвой сказал ей: «Мати Божия, я всегда совершал по старому стилю службу в келии, пред Твоею иконою, всю службу церковную. Теперь все оставляю, и книги служебные. Нам объявили с Валаама уезжать, что мне делать теперь?! Благослови, Мати Божия, и научи меня ко спасению». Слышу я внутренний голос, говорящий: «Теперь будешь творить непрестанную молитву (т.е. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»), 500 молитв в сутки по четкам, и так спасешься». Я в восторге и радости сказал: «Мати Божия, Царице Небесная, Пресвятая Богородице, 1000 раз молитву совершу!». Слышу голос: «Довольно 500 молитв, а потом непрестанно твори ее». Я благодарил Господа за милосердие ко мне, грешному, и Царицу Небесную и еще попросил у Божией Матери теплую рубашку. Вдруг стучатся в келию. Я отворил дверь – это было к ночи, – стучавший говорит мне: «Вот тебе посылка», и тот–час уходит. Я развернул пакет – в нем была одна теплая рубашка. Я благодарил Господа и Матерь Божию.
Вот уже исполнилось 10 лет, как в глухую ненастную осень 2 (22) октября 1926 года были вывезены с Валаамского монастыря при помощи полиции 30 иноков, проживавших до того в Обители по 20 и даже по 30 лет. Среди них были старцы, убеленные сединами, и засуженные иеромонахи с наперстными крестами. И за что так жестоко с ними поступили? Не за какие–либо греховные проступки, а лишь за то, что они отказались принять беззаконное церковное новшество: новый стиль и новую пасхалию, а также не подчинились новому неканоническому епископу Ааву (Герману), не захотели отказаться от своей Матери Русской Православной Церкви и остались верны святым канонам.
|
Никогда не забыть нам того грустного прискорбного дня. Воистину сбылись слова Спасителя: «Предаст же брат брата на смерть и отец чадо» (Марк.8,12). Действительно, нас предали в руки полиции наш же игумен Павлин и наша же монастырская братия, но единомысленная с игуменом. Они ради временного благополучия, ради страха человеческого, заглушили совесть свою, нарушили святые каноны Церкви и приняли энергичное участие в деятельности обновленческого церковного Управления во изгнании нас из Обители. Как ни горько и тяжело нам было оставлять родное гнездо, но на душе у нас было мирно, ибо чувствовали мы, что страждем «правды ради» и что «с нами Бог». Прощай, дорогой Валаам! Придется ли вновь тебя увидеть? Но помнить тебя мы будем всегда, ведь в твоих суровых скалах прожили мы долгие и лучшие годы нашей жизни, здесь учились благочестию и чистоте церковного учения, за которое и страждем ныне».
Письма митрополита Антония (Храповицкого) стали для валаамцев–старостильников тем компасом, по которому они сверяли направление пути. Так, в письме от 27 января 1925 года митрополит Антоний пишет: «Ясно, в Константинопольскую патриархию вошла еретическая шайка во главе с Мелетием (ярым насадителем обновленчества) (...) а Германа (самочиннаго предстоятеля Финской Церкви) я считаю простым мирянином (...) я советовал вам послушание, а теперь именем Божиим советую: не повиноваться лже–епископу Герману и постыдно умершему патриарху Григорию, сгубившему своим делом (Константинопольский) патриархат. Советую крепко держаться единаго спасительнаго пути и все претерпеть: и разорение обители, и изгнание, и всякия лишения за веру, (...) если пришлось бы терпеть самыя тяжкия бедствия, то и тогда не должно отступать от Божественной веры нашей. Ведь первенство в Церкви до X века принадлежало римским папам, и что же? Они отлучены от Церкви со всею их паствою и влачат погибельные дни свои как еретики (...) той же участи подвергнется и Константинополь, если пойдет по следам Мелетия и Григория VII».136
Старостильники были вызваны на суд по обвинению «В том, что они демонстративно выступали против начальства и духовных властей и иным образом нарушали порядок и монастырскую дисциплину». («Протокол, заседания Низшаго церковнаго суда 19 октября 1927 г.»). В свою защиту в «Объяснении», подписанном всеми обвиняемыми и зачитанном на заседании суда монахом Иувианом, валаамцы говорили: «Мы, нижеподписавшиеся, (...) помня прежде всего тот Страшный и неизбытный Суд Христов, грядущий и приближающейся, где дела и помышления каждаго из нас предстанут пред очи всех; приводя себе на память и Божественнаго Судию, и страшный престол, и нелицеприятное судилище и потоки огня, и грозный гнев, и силы, влекущия на Суд, (...) по долгу православнаго христианина и своего иноческаго звания, чистосердечно исповедуем и заявляем церковному суду следующее: Истинною и главнейшею причиною, (...) повлекшею за собой привлечение (...) к настоящему суду, является принудительное введение в области церковнаго богослужения новаго стиля и нарушение канона о времени празднования святой Пасхи. (...) Согласно нашему Символу Веры, мы веруем, что Церковь – соборна, почему и вопрос об изменении пасхалии и Церковнаго календаря должен быть решаем только соборным путем, как он решался и установлен изначала, а никак не одной или несколькими Поместными Церквами. (...) Зная о тягчайшем грехе разделения церковнаго, равносильном терзанию Тела Христова, каковой грех не может загладить кровь мученическая, (...) мы никак не дерзаем без разрешения Вселенскаго Собора принять нововведения в виде новой пасхалии и такового же стиля. Уклоняясь от соблюдения канонических правил, мы фактически уклонились бы от вселенскаго единения и лишились бы благословения Церкви Христовой как сыны противления, достойные гнева Божия и отвержения, а не милости и благословенья Всевышняго.
|
Для нас верность Церкви Божаей и ея установлениям есть основа нашего бытия, всецело покоящагося на соблюдении воли Божьей и сохранении заповедей церковных. Изменивши этому главнейшему и священнейшему своему началу, мы оказались бы отступниками и противниками велений Божиих, ослушниками всей Церкви Христовой, были бы чужды ея, чужды Христа Господа и спасения в Нем, – да не случится этого со всеми нами никогда!» («Приложение к протоколу заседания Низшаго церковнаго суда 19 октября 1927 г.)137
Патриарх Тихон в 1922 году анафематствовал большевицкую власть, а вскоре признал свою ошибку относительно церк. календарного стиля и отменил в Русской Церкви применение его. Но было уже поздно, тон был задан обновленческий и Валаам пал его жертвой, когда уже все силы духовные на борьбу с этим соблазном были истощены, и Валаам вернуться смог к православному календарю, было уже поздно – дух Валаамского монашества был убит и он остался безплодным благодаря человекоугодническим архиереям».
Весьма примечательным в этих воспоминаниях являются слова Матери Божией сказанные монастырскому духовнику отцу Тимону «Если хочешь спастись, держи предания Св. Апостолов и Св. Отцов, а не сих мудрецов» Но так сложилась церковная жизнь, что ошибочные требования Святейшего Патриарха Тихона, правящего архиепископа Серафима, игумена монастыря Павлина с единомышленными братиями монастыря, оказались противными преданию Святых Апостол и Св. Отцов. И за «святое послушание» требовалось выполнить то, что, по словам Матери Божией, может погубить, а не спасти душу. Можно было пойти на компромисс и выполнить по послушанию «законные требования мудрецов», но воля Матери Божией выразилась в словах призывающих к исповедничеству истины «держи предания Св. Апостолов и Св. Отцов». Эти слова Пресвятой Богородицы обращены к каждому из нас, кто хочет спастись.
Тким образом поступил и священномученик архиеп. Волокаламский Феодор Поздеевский, когда отказался выполнять распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о переводе богослужения на новый стиль. А затем тех из собратьев Данилова монастыря, кто служил с Патриархом во время краткого периода новостилия в Русской Церкви, принимал в общение после принесения покаяния. Подобные массовые «непослушания» помогли Патриарху исправить допущенную ошибку и вернуться к старому юлианскому календарю. Поэтому ответственность за сохранение чистоты веры лежит на каждом члене церковного организма. История показывает, что Господь и Матерь Божия благословляют такое нечеловекоугодническое «святое непослушание» ради послушания Св. Церкви в лице ее догматов, канонов и предания.
Были в истории Русской Церкви и другие значительные ошибки, послушание которым являлось бы соучастием в чужих грехах. Приведем некоторые из них. Из обращения Св. Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви по поводу отречения Николая II и отказа Вел. Князя Михаила воспринять власть до решения Учредительного Собрания: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. (…) Ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения». Подписали Члены Синода: Владимир, митр. Киевский; Макарий, митр. Московский; Сергий, арх. Финляндский; Тихон (будущий патриарх) арх. Литовский; Арсений, арх. Новгородский; Михаил, арх. Гродненский; Иоаким, арх. Нижегородский; Василий, арх. Черниговский; протопресв. Александр Дернов.138
22 июля 1917г. Принятие Св. Синодом послания к чадам Церкви и гражданам России «о чрезвычайных обстоятельствах переживаемого времени» в котором говорилось: «(...) Пробил час общественной свободы Руси. Вся страна, из конца в конец, единым сердцем и единой душой возликовала о новых светлых днях своей жизни, о новом, благоприятном для нее лете Господнем. И расцветала надежда на то, что Русь, сбросив с себя сковывавшие ее политические цепи (т.е. самодержавную царскую власть – сост.), обратит всю мощь свою на освобождение свое от немецкого ига, и весь разум свой – на мирное внутреннее развитие и устроение государства и общего народного блага».
Исповедик протоирей Иоанн Андреевский писал в своем письме: «Нельзя прикрывать грех послушанием «любимому» (Архиепископу Петру Звереву – сост.). Здесь уже выходит, не принцип имеет доминирующее значение, а персона и следование за ней без особых рассуждений. Так в Церкви быть не должно. Мне в высшей степени приятно, отрадно и утешительно, конечно, убедиться в том, что он наш и с нами: но, если бы, паче чаяния, он был бы иного настроения и направления, то следовать за ним «спокойно» нельзя, как бы ни был велик авторитет его персоны. Принцип Истинны должен всегда стоять выше и дороже всего». (Акт. С 643).
Так же очевидец тех событий М.А. Новоселов писал: «При переживаемых Русской Церковью обстоятельствах, (...) чрезвычайно важно, даже больше – необходимо осознать и усвоить основную мысль, (...) – мысль об отсутствии в Церкви общеобязательного внешнего авторитета в вопросах веры и совести и о непогрешимости самой Церкви, этого «столпа и утверждения истины». Мы, православные, как паства, так и пастыри, усвоили, к сожалению, ложный взгляд католиков на значение авторитета в сфере Церкви. Наша иерархия привыкла смотреть на себя (и привила этот взгляд пастве) глазами римского католика, видящего в своем первоиерархе непогрешимого судью в области веры.
За последнее время нередко приходится слышать голоса скорбного недоумения по поводу того обстоятельства, что наша иерархия запуталась в вопросе о стиле, а равно и в способах разрешения живоцерковного (обновленческого – сост.) вопроса, – в то время как верующий народ обнаружил больше и ясности взгляда, и стойкости убеждения. Проскальзывает, а иногда открыто высказывается мысль, что «церковь заблудилась». Это нелепое и во многих отношениях крайне вредное отождествление иерархии с Церковью – обычное, к сожалению, явление в нашем обществе, и верующем, и неверующем. Надеюсь, (вы) не будете искушаться недоумениями и впадать в безнадежное уныние ни по поводу измены Православию многих десятков живоцерковных архиереев и сотен иереев, ни из–за духовной неустойчивости канонически законных иерархов. Отщепляясь в разной мере сами от «столпа и утверждения истины» и соблазняя этим «малых сих», «стражи Израилевы» нисколько не задевают Церковь как хранительницу Истины Христовой. (Письмо 11)
Святыню истинной Церкви против живоцерковного нечестия отстаивал главным образом народ – миряне и иноки, гораздо менее – пастыри. Народу пришлось решать глубоко жизненный и, увы! для многих архипастырей и пастырей оказавшийся неясным вопрос: «где истинная Церковь?» И народ своим духовным чутьем избрал истинный путь и пошел за истинными Христовыми пастырями, полагавшими души свои за стадо Христово, а не за самочинным сборищем волков в овечьей шкуре. Труднее оказалось положение русских православных людей, когда пришлось решать другой вопрос – о введении в богослужебную практику нового стиля. (...) Не говоря о том, что вопрос этот был для весьма многих неясен по существу и не представлялся столь важным, как вопрос обновленческий, трудность отношения к нему усугублялась тем обстоятельством, что инициатива введения нового стиля исходила от канонически законного Высшего Церковного Управления, возглавляемого Патриархом, к тому же недавно – на радость православных людей – освобожденным из заключения. Вопрос осложнился колебаниями самой церковной власти, которая в своих распоряжениях то переходила на новый стиль, то возвращалась к старому. (...)
И у нас народ, отвергший обновленчество в согласии с законной церковной властью и новый стиль – вопреки распоряжениям этой власти, явил себя и в том и в другом случае «хранителем веры», действуя и там и тут одинаково православно. Дух Божий – не отвлеченность. Он существует и проявляется; Он говорит и действует. Ищите Его добросовестно, ищите Его всегда, и вы узнаете Его между всем (что не есть Он). Если же, в утомлении, вы возомните актом внешнего подчинения удовлетворить гласу вашей совести, которая хочет, чтобы все ваше существо прониклось истиной, Дух Божий уклонится от вас, и вы очутитесь перед каким–нибудь идолом. Вот, кажется мне, поучение, которое вытекает из всей истории Церкви». (Письмо12)139
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!