Необходимость познания воли Божией. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Необходимость познания воли Божией.

2022-11-27 25
Необходимость познания воли Божией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выдержки из Священного Писания:

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое». (Лк.6:46–49)

«Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца». (Иоан.5:30)

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Иоан.5:39)

«И не сообразуйте с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». (Рим. 12:2)

«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте». (Ефес.5:10,11)

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». (1 Пет. 1:22)

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим.6:16).

Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. (1 Иоан.4:1)

«Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему–то узнаем духа истины и духа заблуждения». (1 Иоан.4:6)

«Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?» (Евр.2:1–4)

«Научи мя творити волю твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой благий наставит мя на землю праву». (Пс.142:10)

 

Необходимость послушания как

Исполнения воли Божией.

Выдержки из Священного Писания:

«И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». (Лк.2:51)

«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отверга­ется Пославшего Меня». (Лк.10:16)

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». (Рим. 13:1–5)

«Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком и по виду став как человек; смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Филип. 2:7–8)

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободые, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии». (1 Петр.2:13–16)

«Хотя Он и Сын, однако, страданиями навык послушанию, и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного». (Евр.5:8,9)

«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках». (1 Петр. 1:14,15)

«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (1 Петр.5:5)

«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно». (Евр.13:17)

«И всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится». (2 Кор. 10:5,6)

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». (1 Иоан.2:17)

«И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)». (1Царств 12:22)

Недопустимость исполнения послушания воле человеческой, противной воле Божией.

Выдержки из Священного Писания:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь его с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». (Мф. 10:34–37)

«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства». (Гал.5:1)

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». (Гал. 5:13)

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». (1Kop. 7:23)

«И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его, берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. Они послушались его; и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять безчестие. И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». (Деян.5:38–42)

«И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:18,19)

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». (Гал. 1:8–10)

«Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх, яко Бог разсыпа кости человекоугодников: постыдешася, яко Бог уничижи их». (Пс.52:6)

Архимандрит Рафаил (Карелин) писал: «В материальном и духовном мире существует некий неизменный принцип, который называется структурой. Без структуры невозможно бытие. В духовном мире существуют структуры ангельская и церковная, соединяющие творение с его Творцом и являющиеся проводниками благодати. Господь создал Церковь с четкой структурой в которой иерархия служит звеньями, соединяющими человека с Богом, своего рода «каналы», посредством которых благодать изливается на землю. Земная церковь без иерархической структуры невозможна. Выпадение из Церкви, фактическое – как игнорирование ее или декларативное – как раскол, приводит человека к потере благодати и, следовательно, средств для спасения. Вне Церкви истинное благодатное богообщение совершенно невозможно».

Свщмч.Игнатий Богоносец писал: «Ничего не делайте без епископа. Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящагося до Церкви. Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрить он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. Впрочем, похвально образумиться, и пока есть время, обратиться к Богу с покаянием. Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа, почтен Богом; делающий что – нибудь без ведома епископа, служит диаволу. (…) Находясь между вами, я громко возвещал, сильным голосом говорил: «внимайте епископу, пресвитерству и диаконам. Иные подозревали, что я говорил это, предвидя отделение некоторых. Но Тот, за Котораго я в узах, свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря–так: «без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он – Отцу Своему». Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы, изподтишка кусающие. Вам должно остерегаться от них, ибо они страдают неудобоисцелимым недугом».52

Поэтому даже в случае повреждения «каналов» через их отпадение от чистоты догматического и канонического православного вероучения (как например у католиков), христианину необходимо для спасения, «подключится» к неповрежденным «каналам», а не оставаться самому по себе. Поведение христианина, а наипаче пастыря в сложной обстановке всегда должно основываться на каноническом опыте православной Церкви.

«В настоящее время церковная жизнь ставит перед каждым из нас ряд вопросов. Один из наиболее важных – понимание внутреннего, духовного смысла послушания. Для того чтобы составить правильное понятие о послушании, необходимо выяснить – что же является в Церкви абсолютным авторитетом. В православном понимании Церковь – Богочеловеческий организм, в котором не может быть никакого внешнего авторитета, в котором даже Вселенские Соборы только тогда и признаются Вселенскими, когда вся Полнота Церкви осуществляет рецепцию их решений, и (...) единственным хранителем истины в Церкви, вполне непогрешимым, является сама Церковь, вся Полнота церковного народа от мирян до Вселенских Патриархов. Ведь не только епископы ответственны за хранение в неповрежденности вероучения Церкви, и не только клир, но и миряне, т.е. вся Полнота Церкви. Посему уместно будет привести слова из «Окружного Послания» Восточных Патриархов 1848 года: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что–нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов их».

Св.Патриарх Тихон писал: «По учению Православной Церкви, хранителями чистоты веры и отеческих преданий является не только Предстоятель Церкви и не иерархия церковная только во всей своей совокупности, но все Тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому также принадлежат известные права и голос в церковных делах. Предстоятель отдельной Православной Церкви и Патриарх всероссийский, в часности, – не римский папа, пользующийся неограниченной и безпредельной властью; он не может управлять народом Божиим тиранически, не спрашивая его согласия и не считаясь с его религиозной совестью, с его верованиями, обыкновениями, навыками».

Все это должно заставлять нас, православно верующих, с большим вниманием относиться к вероучению и личному спасению, т.к. это обязанность каждого члена Церкви, и нельзя нам, как в римо–католичестве, все, относящееся к духовной жизни, возлагать на плечи Священноначалия, как они на Папу.

Конечно, естественно, что послушание Священноначалию является необходимейшим для спасения – «Слушающий вас, Меня слушает». (Лк. 10:16), – и без этого Церковь не может быть Церковью. Но и Священноначалию должно «учить народ Божий в соответствии с верой Церкви, ибо сущность иерархии составляют Богопреданные словеса, то есть истинное ведение Божественных Писаний, якоже изрек Великий Дионисий».

И это истинное ведение не может мыслиться без знания Святоотеческих Писаний, учения и жизни по ним. В противном случае произойдет то, что произошло некогда в Римской Церкви, когда священство, епископат и, прежде всего, Папа поставили себя на место Христа. Прежде всего становлению такого мнения способствуют сами миряне и священники, когда принимают мнение патриарха или архиереев за мнение Церкви. Мы – не католики, и избави нас Бог встать на путь католической веры! У нас не должно быть никакого деления на Церковь «учащую» и «учимую». Носитель веры и хранитель «благочестия у нас есть самое Тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его».

В отношении послушания духовному лицу, когда оно учит противно тому, что написано в Евангелии и свято–отеческом предании Православной Церкви, можно привести слова толкования на Евангелие Блаженного Феофилакта Болгарского: «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам своим и сказал: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2). «Итак все, что говорят они, нужно исполнять, хотя бы это было и зло? Скажем во – первых, что учитель не когда не осмелится учить кого – либо злу. А потом – если и станет учить дурной жизни, то станет учить не от седалища Моисеева и не от закона: а Господь говорит о седящих на Моисееве седалище, то есть об учащих законному».53

По свидетельству свт. Фотия, Патриарха Константинопольского, «охранение истинных канонов есть дело каждого внимательного к своим обязанностям человека; паче же всего тех, которые Промыслом призваны к руководству другими», т.е. священников.

В «Настольной книге священнослужителя» очень хорошо объяснена роль и взаимосвязь действий священства и мирян: «Не имея дара управления, «люди Господни» (из 39–го Апостольского правила) имеют дар рассуждения и испытания, который предлагает особый вид служения, вверенного не отдельным членам Церкви, а всему народу Божиему, т.е. всем членам Церкви в их совместном делании. «И пророки пусть говорят два или три, а прочие пусть рассуждают». (1 Кор. 14:29). «Все испытывайте, хорошего держитесь». (1 Фес. 5:21). Народу, следовательно, принадлежит рассуждение и испытание того, что делается в Церкви.

Уместно привести знаменитые слова свт. Киприана Карфагенского: «С самого начала епископства моего я положил за правило ничего не делать по одному своему усмотрению без совета вашего (пресвитеров) и без согласия народа». Ни воля епископов, ни воля мирян не достаточны сами по себе для действования в Церкви. Церковь живет и действует не волей человеческой, а волей Божией. Согласие и принятие (мнения епископов) означали свидетельство всей Церкви, что предстоятели действуют и управляют согласно воле Божией. Отсюда становится видно, что ошибаются те, кто придает мнению священноначалия значение непререкаемого авторитета.

И все же, как нам действовать в таких условиях? Как строить отношения между пастырями и пасомыми? Хорошо пишет об этом преп. Силуан Афонский: «Архиереи, хотя и имеют дар Святого Духа, но не все разумеют как должно, и поэтому в час нужды должны искать просвещения от Господа: они же делают по своему разуму, и тем оскорбляют милосердие Божие и посевают смущение. Преподобный Серафим Саровский говорил, что когда он давал советы от своего ума, то бывали ошибки; а ошибки могут быть малые, а могут быть и большие. Так всем надо учиться познавать волю Божию: а если не будем учиться, то никогда не познаем этого пути»».54

Архиепископ Аверкий писал об опасности слепого повиновения (послушания) церковным деятелям: «Церковь (для церковных политиков) не что иное как одна из обыкновенных человеческих организаций, где они хотели бы играть одну из главных ролей».

В другом месте он утверждает: «Они небезуспешно захватывали власть в Церкви в свои руки, стремясь стать полновластными и неподконтрольными руководителями религиозной и церковной жизни людей и даже применяли церковную дисциплину против тех, кто отказывался повиноваться им, чтобы иметь над всеми власть и не допустить появления оппозиции или возмущения». Имея мирское представление о власти, они считают, что их основная задача в том, чтобы работа их внешнего церковного аппарата происходила гладко, а не в том, чтобы спасать души. Будучи неспособными осуществлять пастырство по–отечески, с любовью, они видят в повиновении себе норму поведения, необходимую для функционирования организации.

Объективно, они наделены священническим достоинством, могут процитировать множество канонов, чтобы подтвердить свое право на неограниченную власть, но «они имеют вид благочестия, силы же его отрекаются» (2Тим. 3; 5). Каноны, которыми они пользуются, разумеется, имеют смысл только тогда, когда применяются в правильном духе, с пастырским рассуждением и в соответствии с учением Церкви.

Все, что стоит на пути Христовой Истины, – это идол. Поэтому, если человек следует указаниям церковного вождя, которые противоречат заповедям Христа, то этот человек создал себе идола из «официальности». «Кротость и смирение это не безхребетность, и они не склоняются перед явным злом. Истинный христианин должен быть безкомпромиссным по отношению ко злу, должен бороться с ним всеми доступными ему средствами, чтобы решительно остановить распространение и укрепление этого зла среди людей».

«Таким образом, – писал иеромонах Серафим Роуз, – некоторые христиане могут оказаться в таком положении, когда они будут вполне «легальными», но глубоко чуждыми Христу – как будто христианская совесть должна повиноваться любому приказанию церковной власти, пока эти власти остаются «каноничными». Такое представление о слепом повиновении и было одной из главных причин победы сергианства в наш век – и внутри, и за пределами Московского Патриархата». В итоге, следуя принципу сергианства, даже самые «традиционные» христиане добровольно будут подчиняться антихристу. Их не будут заставлять соглашаться с идеями антихриста или его методами. От них будет требоваться только лишь признание его власти, что они и сделают ради сохранения иерархии, церковной организации, богослужения и возможности открыто принимать Христовы Тайны. Предательство с их стороны будет не в излишней привязанности к каноническим формам, а в том, что они ставят верность форме выше верности Христу.

Архиепископ Аверкий мог вполне предвидеть, как все церковные организации – экуменические и антиэкуменические, обновленческие и традиционные – однажды окажутся под властью антихриста. Те, у кого страх перед мирской властью сильнее страха Божия, будут использовать все силы своего разума, чтобы оправдать это подчинение антихристу, потому что сердце и совесть никогда не смогут сделать этого.

Они попытаются поддержать свои церковные учреждения отказом от духовной свободы и героического исповедания веры, хотя только это, как снова и снова повторял Архиепископ Аверкий, способно поддержать непобедимое вратами ада Тело Христово.

Архиепископ Аверкий писал: «В наше время Истину вполне официально и торжественно объявляют ложью, а ложь – истиной. И каждый, хочет он этого или не хочет, должен верить всему этому, вопреки всем доказательствам и без оснований. Если же нет, то горе! Тому, кто следует указаниям совести и учению Господа, придется дорого заплатить за это. И так происходит везде – иногда даже в религиозной и церковной среде.

Братья! Не станем ни в малейшей степени поддаваться духу мира сего: мы ведь так хорошо знаем из Слова Божьего, что мир этот находится во власти жестокого князя тьмы – нашего яростного противника, злодея, лжеца и человекоубийцы от начала (Ин. 8; 44) – дьявола. Не будем же бояться осмеяния, всеваемых им раздоров, притеснений и преследований со стороны его верных слуг».

«Видеть настоящее положение духовных руководителей необходимо, чтоб охраниться от обмана; вместе должно очень остеречься от осуждения их, непрестанно обращаясь ко вниманию себе», – пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Св.Силуан Афонский, на своем трудном монашеском пути сам дважды попадавший в прелесть, пишет, что такая духовная ошибка может произойти или по неопытности, или от гордости. «И если по неопытности, то Господь скоро исцеляет, а если по гордости, то долго будет страдать душа, доколе не научится смирению, и тогда исцелит ее Господь». Осуждение других, особенно пастырей, есть один из признаков гордости, и может даже привести к расколу или отпадению от Церкви. «В прелесть мы попадаем, когда думаем, что мы умнее и опытнее других (...) – пишет Св. Силуан Афонский, – без исповеди духовнику невозможно избавиться от прелести, потому что духовникам дана от Господа власть решить и вязать».

Итак будем остерегаться обеих крайностей: чрезмерного послушания духовным руководителям (без всякого рассуждения) и крайнего доверия себе, своему уму и сердцу. Станем умолять милость Божию да не попустит нам уклониться от Его воли ни самому, ни чрез других.

Св. Василий Великий пишет: «Если нам приказывают что–либо согласное с заповедью Господнею или содействующее сей, то необходимо принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию. Когда же приказывает нам кто–нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную, тогда благовременно сказать: Повиноватися подобает Богови паче, нежели человекам. (Деян.5,29)».55

Рассмотрев вопрос о послушании христианина Церкви, необходимо затронуть и другую сторону этого вопроса – послушание духовному наставнику. В последнее время, в связи с происходящими глобализационными процессами, часто слышатся призывы к безусловному послушанию по примеру древних отцов. Обратимся к светильнику нашей Православной Церкви свт. Игнатию Брянчанинову. Его обращение к новоначальным инокам применимо и к христианам, живущим в миру. Вот что пишет он в 5–м томе «Приношение современному монашеству»:

«Послушание старцам в том виде, в каком оно было у древняго монашества (...) не дано нашему времени. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что египетские Отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это – величайший дар и благодать Святаго Духа».56

Необходимое условие таковаго повиновения – Духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившагося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям.

«Если ты хочешь отречься от мира, – говорил святый Симеон Новый Богослов современным ему инокам, – и научиться евангельскому житию, то не предай (не поручи) себя неискусному или страстному учителю, чтоб не научиться, вместо евангельскаго жития, диавольскому житию: потому что благих учителей и учительство благое, а злых – злое; от лукавых семян непременно произрастают и лукавые плоды. Всякий невидящий и обещающийся наставлять других есть обманщик и последующих ему ввергает в ров погибели по слову Господа: «А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

«Изучай Божественное Писание и писания Святых Отцов, особливо деятельныя, чтоб, с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение), как в зеркале, и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтобы не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей (…) Истинное послушание – послушание Богу, Единому Богу (…)

Все духовное преуспеяние заключается в том, чтобы сердце, отрекшись переменчивых, безтолковых законов, правильнее,– беззакония своей воли (а уж тем более внушений и воли лукавого и его человекоорудий– сост.), приняло законы Евангелия, всюду подчинялось им, Истинное послушание – в уме и сердце. (…) Если руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, – не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, его сеть!».

Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени. Вот уже когда раздался голос праведника в Святой Христовой Церкви о недостатке истинных, Духоносных руководителей, о множестве лжеучителей. С течением времени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда Святые Отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями Отеческими». Здесь следует обратить особое внимание на то, что святые отцы (преп. Симеон Новый Богослов и другие) советуют изучать святоотеческое учение, начиная с писаний святых, наиболее близких к нам по времени.

Соблюдая таким образом духовную преемственность, мы наиболее глубоко сможем понять писания древних святых и все учение Церкви в целом. «Старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании, – суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. Их неправильное и недостаточное настроение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения.

Иноческое послушание в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно, одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно, усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних отцов, послушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководимых, увидим в современности общий упадок христианства, сознаемся, что мы не способны наследовать делание отцов в полноте его и во всем обилии его.

Напрасно будут указывать нам на преподобного Захарию, который, находясь в повиновении у неискусного старца, отца своего по плоти, Кариона, достиг иноческого совершенства, или на преподобного Акакия, спасшегося в жительстве у жестокого старца, который согнал безчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб. Тот и другой находились в послушании у недостаточных старцев, но руководствовались советами духоносных отцов, также назидательнейшими примерами, которые были во множестве пред очами их: единственно по этой причине они могли пребыть в наружном послушании у своих старцев. Эти случаи вне общего порядка и правила. «Образ действия Промысла Божия, – сказал святой Исаак Сирский, – вполне отличается от общего человеческого порядка. Ты держись общего порядка». Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола.

Такие события – исключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания. В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, то есть Священное Писание и писания отеческие. Апостол Павел решительно говорит: Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякого брата, безчинноходяща, а не по преданию, яже прияша от нас (2 Сол. 3:6). Преданием здесь названо нравственное предание Церкви. Оно изложено в Священном Писании и в писаниях святых отцов. Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучаться со старцем, сожительство с которым оказывается душевредным, очевидно, по нарушению этим старцем нравственного предания Церкви. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущающие помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас.

В цветущие времена монашества было много неискусных старцев, пользовавшихся громким именем святости, прославленных с одной стороны невежеством, а с другой – сатаной, который употребляет таких старцев в свое орудие для погубления монахов и монашества. (...) К системе действия духов всегда принадлежало распространение злых слухов об истинных рабах Божиих и необыкновенных похвал о служителях сатаны, прикрытых личиною служителей Божиих. То и другое вполне явствует из учения Спасителя: «Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческого ради. Горе, егда добре рекут вам вси человецы: по сим бо творяху лжепророком отцы их» (Лк. 6. 22,26).

Пастыри, – говорит святитель Тихон Воронежский, – тщащиеся о спасении душ человеческих, подлежат злоречию и гонению злых людей; сатане дело их неприятно: и потому он изощряет на них языки злых людей и гонит их. Против Самого Спасителя диавол действовал распространением злых слухов (Ин. 7, 12; Мф. 13–15). Напротив того, как говорит святой Ефрем Сирин, при появлении антихриста диавол немедленно огласит его по вселенной великолепною, восторженною молвою и приготовит общество человеческое к принятию его, насеяв в этом обществе самое благоприятное мнение распространением благоприятных слухов.

Это сказано в предостережение новоначальных иноков при избрании ими старца. Не должно увлекаться мнением человеческого общества, хотя бы это мнение было мнением значительнейшего большинсва: должно руководствоваться светом Священного Писаная и писаний отеческих. Великое бедствие – впасть по причине неведения и легкомыслия под руководство лжеучителя: слепец слепца аще водит, оба в погибельную яму впадут, сказал Господь (Мф. 15, 14).

Здесь указаны изменения, изменения не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние; здесь указано, каким образом должно пользоваться писаниями древних и применять их к современности, избегая того ложного положения с его последствиями, в которое поставляется всякий непонявший и неприметивший необходимости применения».

Свт.Игнатий продолжает свои наставления: «Поступай и ты, новоначальный, таким образом! Оказывай настоятелям и прочему монастырскому начальству нелицемерное и нечеловекоугодливое послушание, послушание, чуждое лести и ласкательства, послушание ради Бога. Оказывай послушание всем отцам и братиям в их приказаниях, не противных Закону Божию, уставу и порядку монастыря и распоряжению монастырского начальства. Но никак не будь послушен на зло, если б и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь.

Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайнею осторожностию и осмотрительностию. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя! По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоей, или потому, что он угождает какой – либо сокровенной, неведомой тобою, живущей в тебе страсти. С плачем и сердечными воздыханиями умоляй Бога, чтоб Он не попустил тебе уклониться от Его всесвятой воли к последованию падшей человеческой воле, твоей или ближняго твоего, твоего советника. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближняго, о его советах, советуйся с Евангелием».

Подобные положения духовной жизни закреплены в иноческом уставе: «Преп. Нил Сорский, внимательно разсмотрев Священное Писание и ясно уразумев еще тогдашнее человеческое нерадение, писал: «подобает претрудне искати непрелестна наставника: не обретшуся–же ему, повелевают нам Святые Отцы, от Божественных писаний и Богоносных Отец учения научиться, слышаща Самого Господа, глаголюща: «испытайте писание, и в них обрящете живот вечный». (Иоан. 5, 39)». Вот посему–то необходимо каждому иноку, а тем паче духовному отцу поучаться денно и нощно от Божественных и отеческих Писаний с великою печалию и со многими слезами, дабы не быть увлеченными волной современных течений и убеждений мира сего. (...)

Если какой начальник или старец будет нас учить противному заповедям Господним, то тогда мы должны дерзновенно сказать «повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком». (Деян. 5,29), помня и слова Самого Христа: «по чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа». (Иоан.10, 5).

Предвидя сие, св. Апостол заранее нас предупредил, говоря: «аще мы или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет». (Гал. 1, 8). Следовательно, из сего видно, что хотя–бы и близкий нам, или занимающий высокий начальственный пост, будет препятствовать нам исполнять заповеданное Господом, или советовать делать запрещенное Богом, всякий любящий Бога должен такого бегать и гнушаться им, дабы не наследовать вместе с ним муку вечную в геене огненной».57

Афонский Старец О.Герман (болгарин) говорил по поводу вопроса о послушании: «Что делать, если дается послушание противное заповеди Божией, голосу совести и учению Церкви? Сначала объяснить начальнику невозможность исполнения такого послушания. Если же начальник будет настаивать исполнить повеление? Тогда – если оно не составляет греха смертного и ты немощен, то, по–моему, лучше делать, потому что он, а не ты будешь отвечать за то пред Богом; но если ты крепок верою, то лучше быть виновным пред начальником, чем пред Богом; лучше быть готовым понести наказание и даже выйти из монастыря, нося крест свой».58

Об оптинском священно–исповеднике иеромонахе Никоне рассказывали: После прибытия в монастырь на покой бывшего Уфимского еписк. Михея, часто дававшего инокам распоряжения не согласные с уставом обители. Никон, воздавая честь епископу, некоторые его указания отвергал. Подвергнувшись за это наказанию, он говорил свом духовным чадам: «Я монах, а монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. Ни прещения, ни угрозы, ни даже смерть не должны заставить монаха презреть заповедь Божию. Умиляют мое грешное сердце слова псаломские: «Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках». Говорю их Господу, когда грозят мне люди или помыслы мои при исполнении долга своего священноиноческого. Буди воля Господня!».59

Архиепископ Аверкий Таушев писал: «Верующие миряне, если они действительно верующие, ставящее во главу угла своей жизни спасение души в жизнь вечную, обязаны полным послушанием своим пастырям, но лишь до тех пор, пока сами пастыри хранят непоколебимое послушание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Как только пастырь отпадает от истинной Церкви в ересь или раскол, отвергая догматы или каноны Церкви, миряне разрешаются от послушания отпавшему.

Об этом ясно говорит Послание Восточных Патриархов 1648 г., признанное Символической Книгой нашей Церкви: «У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что–нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то–есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменной и согласной с верою отцев его» (см. пар. 17) А потому единственный путь для


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.