Проповедничество Св. Григория Богослова (328-389 гг.) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Проповедничество Св. Григория Богослова (328-389 гг.)

2022-11-24 34
Проповедничество Св. Григория Богослова (328-389 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий вселенский учитель св. Григорий Богослов родился около 328 года в местечке Арианзе, недалеко от города Назианза, Каппадокийской области. Отец его, Григорий, первоначально был язычником, но по убеждению супруги принял христианство и впоследствии был епископом Назианзским.

Под руководством своей матери св. Григорий получил первоначальные наставления в истинах христианской веры. Подобно св. Василию Великому, он получил блестящее образование в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах. По окончании образования св. Григорий возвратился домой, принял крещение и удалился к своему другу — св. Василию, в Понтийскую пустыню. Вскоре однако его родной престарелый отец вызывает его к себе и в 361 году, против его желания, рукополагает во пресвитера, чтобы иметь в нём помощника в управлении своей паствой.

Через десять лет св. Василий Великий вызвал св. Григория в Кесарию и опять, против его желания, рукоположил его во епископа небольшого селения Сасимы. Св. Григорий очень болезненно пережил это событие; в Сасимы он не поехал, а остался при своём отце и по-прежнему помогал ему в управлении Церковью в Назианзе. После смерти своих родителей (†374) св. Григорий удалился в монастырь, но через несколько лет (в 379) отсюда был вызван православными христианами в Константинополь, где в это время шла упорная борьба с арианами.

По прибытии в Константинополь св. Григорий нашёл там церковь в самом бедственном положении: все храмы столицы были в руках ариан; православных христиан осталось очень немного. По словам св. Григория, в Константинополе он нашёл не паству, а «малые остатки паствы.» Недолго продолжалась деятельность св. Григория в столице (около двух лет), но сделать он успел очень многое.

В Константинополе св. Григорий поселился в доме своих родственников, который со временем переоборудовал в храм Анастасии, в честь Воскресения православия. В этом небольшом храме он начал совершать богослужения и неустанно проповедовал. Очень скоро жители столицы, привлечённые красноречием и силою св. Григория стали переполнять его храм. Народ «волнами устремлялся к решётке», чтобы лучше слушать великого учителя, скорописцы записывали каждое слово. Имя св. Григория очень скоро стало известно не только в Константинополе, но и за пределами его. В это время им были произнесены те «пять слов о богословии», за которые впоследствии он получил название «Богослова.» Еретики всеми способами пытались воспрепятствовать успеху проповеди св. Григория, покушались даже на его жизнь, но не преуспели.

Православие, насаждаемое проповедью великого Богослова, всё более приобретало с каждым днём новых сторонников. О силе явления проповеди св. Григория мы узнаём из его же слов. Он писал: «Одних из православных привлекла ко мне проповедуемая Троица, а в иных было уважение к моим словам; другие же притекали ко мне, как терпеливому подвижнику. Иным приятно было видеть меня, как дело собственных рук. Но и из еретиков трудно было отыскать столь упорного, который бы не склонял слуха к моим словам. Одних пленяла сила учения, других делал кротким образ выражения.

Без вражды, не столько с укором, сколько с сердоболием, вёл я речь, сетовал, а не поражал и не превозносился, как другие, скоротечным и непостоянным временем.»

В 380 году в столицу прибыл император Феодосий Великий, сторонник православия. Он возвратил православным все храмы, отнятые еретиками. Св. Григорий был утверждён им архиепископом Константинополя и торжественно введён в соборный храм.

Не без влияния св. Григория был созван Второй Вселенский Собор, на котором после смерти Мелетия Антиохийского председательствовал сам св. Григорий. Но окончания собора святитель не дождался. Заметив, что некоторые епископы, завидуя ему, указывают на незаконность его пребывания на Константинопольской кафедре, так как он был рукоположен в епископа Сасимского, то, не желая, чтобы из-за него возникали раздоры, св. Григорий решил оставить Константинополь. В прощальной речи перед епископами и народом св. Григорий сказал о своих трудах для блага Церкви и о своём учительстве. «Прощайте, любители речей моих, — говорил он, — быстро и шумно стекавшиеся отовсюду, скорописцы явные и тайные и эта ограда, которая так часто была осаждаема за слова…»

Сказав далее, что некогда паства его была мала и несовершенна, а теперь возросла и в числе, и в добродетели, он продолжал: «Многие из них — дело моих слов, порождение и плод моего духа. Смотрите: языки противников стали кротки, и вооружавшиеся против божества безмолвствуют предо мною — и это плод Духа, плоды моего учения. Ибо учу не как неученый, не поражаю противников укоризнами, но воинствование свое за Христа доказываю тем, что сражаюсь, подражая Христу, Который смирен и кроток. Был у меня и другой закон обучения, именно следующий: не признавать путем к благочестию этого легко приобретаемого и зловредного языколюбия, не метать таинственных учений без всякой пощады на зрелищах, на пирах, во время упоения, среди смеха, когда сердце разнежено песнями, но доказывать благочестия более исполнением заповедей.»

Простившись со своей паствой и епископами, св. Григорий удалился на родину в Арианз. Здесь в полном уединении, строгих аскетических подвигах провёл этот великий светильник Церкви свои последние дни. Скончался св. Григорий в 389 году.

Из проповеднических трудов св. Григория сохранилось всего лишь 45 слов. Все эти проповеди принадлежат к ярко выраженному виду слова (кроме одной, 7-я беседа). Они имеют все признаки слова: глубину и единство содержания, логическую последовательность мыслей, а также все части слова: вступление, основную часть с расчленённым содержанием и заключение.

Содержание проповедей св. Григория очень разнообразно:

Слова богословского содержания (5 слов о богословии);

Праздничные (на Пасху, Богоявление, Рождество Спасителя, Пятидесятницу, на память мучеников Маккавеев)

Слова надгробные (св. Василию, брату, сестре, отцу);

Обличительные (на царя Юлиана и другие);


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.