Проповедничество Св. Василия Великого (329-379) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проповедничество Св. Василия Великого (329-379)

2022-11-24 25
Проповедничество Св. Василия Великого (329-379) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Великий вселенский учитель св. Василий Великий родился в малоазийской провинции Понт около 329 года. Родители его были благочестивыми христианами, имеющими значительное состояние. Первые годы будущего святителя прошли под наблюдением его благочестивой бабки св. Мокрины и матери Емилии, которые заложили в его душу основы веры и нравственности.

Первоначальное образование св. Василий получил от своего отца — красноречивого адвоката. Достигнув юношеского возраста, он оставляет родительский дом и отправляется путешествовать по знаменитым своими школами городам для того, чтобы пополнить своё образование. Прежде всего он посетил Кесарию Каппадокийскую, затем Константинополь и, наконец, центр образованности того времени — Афины. Уже в Кесарийской школе св. Василий очень быстро превзошёл всех своих товарищей и поравнялся с учителями. Имя его стало известно по всей Кесарии за учёность и твёрдость нравов. По словам св. Григория Богослова, он уже в эти юные годы «обнаруживал учёность выше возраста и твёрдость нрава выше учёности. Он был ритором между риторами ещё до кафедры софиста, философом между философами ещё до выслушивания философских положений, а что всего важнее, иереем для христиан ещё до священства. Столько все и во всём ему уступали! Науки словесные были для него посторонним делом, он заимствовал из них то одно, что могло споспешествовать… любомудрию… А главным его занятием было любомудрие, то есть отрешение от мира, пребывание с Богом…»

В Афинах св. Василий встретил другого благочестивого юношу, св. Григория Богослова. С этого времени узы тесной дружбы связали их на всю жизнь. Когда со временем они поведали друг другу желания своих сердец — удалиться от мира и жить только для Бога, то «стали друг для друга всё, — пишет св. Григория, — и товарищами, и сотрапезниками и родными»

Поставив перед собой цель — добродетельную жизнь, они вели дружбу только с миролюбивыми и целомудренными товарищами, избегая легкомысленных. «Нам известны были, — говорит св. Григорий Богослов, — только две дороги: одна — это первая и превосходнейшая, которая вела к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — это вторая и не равного достоинства с первою, которая вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги — на праздники, на зрелища, на народные стечения, на пиршества, мы предоставляли желающим. Ибо и внимания достойным не почитали того, что не ведёт к добродетели и не делает совершеннейшим своего любителя. У других бывают разные призвания или отцовские, или свои, по роду звания и занятия; но у нас одно великое дело и имя — быть и именоваться христианами.»

В Афинах св. Василий изучил грамматику, риторику, астрологию, геометрию, математику, философию и медицину и настолько постиг эти науки, что никто не мог с ним сравняться в знании этих наук. Особенно преуспел он в диалектике.

После нескольких лет пребывания в Афинах (4-х или 5-ти) св. Василий возвращается на родину, имея намерение удалиться в пустынное уединение. Жители Кесарии и Неокесарии усиленно просили молодого учёного быть у них учителем и адвокатом. Св. Василий сначала принял их предложение, но вскоре отказался от светской службы, принял св. крещение и степень чтеца Кесарийской Церкви.

Желая ближе ознакомиться с жизнью пустынножителей, св. Василий посещает Египет, Палестину, Месопотамию и другие места, где подвизались великие пустынножители. Возвратившись из паломнического путешествия, св. Василий поселился в уединённом месте и весь отдался подвигам молитвы, поста и физического труда. В это время к нему часто приходил его друг св. Григорий, вернувшийся также из Афин, и тогда жизнь их в уединении становилась ещё строже. Они обрабатывали пустыню, насаждали и поливали деревья, обтёсывали камни, так что руки у них были покрыты мозолями. В тоже время они занимались непрестанным внутренним деланием, изучением Свящ. Писания и творений своих знаменитых предшественников: свв. Климента Римского, Иринея Лионского, Дионисия Александрийского, Григория Неокесарийского и других. Изучали подвижники и сочинения Оригена по изъяснению Св. Писания; из них они выбрали лучшие места и составили сборник, назвав его «Филокалии.»

Живя в пустыне св. Василий не терял связи с миром, охотно оказывал содействие своим словом тем, кто просил его об этом, особенно когда вопрос касался защиты православной веры от еретиков. Так в 360 году он был на соборе в Константинополе и, будучи ещё только чтецом, поражал ариан силою своего слова.

В 364 году св. Василий был рукоположен во пресвитера. С того времени он начал непрестанно проповедовать с церковного амвона. Ревность его в деле учительства не знала усталости; он проповедовал иногда не только каждый день, но не редко и дважды в день. Говорил св. Василий с таким воодушевлением, что слушателям казалось время остановилось, настолько они были поглощены вниманием к слову; и только поздний час или крайняя усталость полагали конец проповеди кесарийского пастыря. Будучи пресвитером, св. Василий произнёс свои знаменитые беседы на Шестоднев и на псалмы.

Св. Василий удовлетворял не только духовным нуждам своих пасомых, насущные телесные нужды были также предметом его забот.Сила его пастырской любви особенно ярко проявилась во время голода в Кесарии. Своим властным красноречивым словом он заставил богатых открыть для голодающих житницы и не повышать цены на хлеб. В это время им было произнесено знаменитое слово, полное силы и убеждения, озаглавленное «Во время голода и засухи.» Но не только одним словом облегчал участь нуждающихся св. Василий; «он, по словам Григория Богослова, собирает в одно место уязвлённых гладом… испрашивает всякого рода снеди… выставляет котлы, полные овощей и солёных припасов… потом… при содействии своих… слушателей удовлетворяет телесным потребностям нуждающихся, удовлетворяет и потребностям духовным…»


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.