Организация логопедической помощи населению — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация логопедической помощи населению

2022-11-24 44
Организация логопедической помощи населению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из задач логопедии является расширение сети учреждений, оказывающих логопедическую помощь населению. В настоящее время в России такие учреждения находятся под ведомством трех министерств: образования, здравоохранения, труда и социальной защиты, в каждом из которых оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста.

В системе образования могут получить помощь дети с нарушениями речи раннего, дошкольного и школьного возрастов. Для этого созданы специальные ясли-сады, специальные детские сады (компенсирующей направленности), комбинированные детские сады со специальными группами, специальные группы в детских садах общего типа, логопедические пункты в детских садах общего типа, дошкольные детские дома, логопедические пункты при общеобразовательных школах, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида). Каждый тип дошкольного и школьного учреждения в своей работе руководствуется соответствующей программой, методическими рекомендациями и осуществляет коррекционно-педагогическую работу.

Отбор детей и комплектование дошкольных учреждений и школ V вида в системе образования осуществляется ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией), которая необходимость посещения ребенком специализированного учреждения, также определяется тип такого учреждения. На заседании ПМПК и обследовании ребенка присутствие родителей ребенка или лиц, их заменяющих, обязательно. Обычно в состав ПМПК входят: представитель комитета образования, логопед, врач-невропатолог, дефектолог, психолог. Направление на ПМПК выдается в течение всего года специалистами детских поликлиник. При зачислении ребенка в специализированное учреждение или группу логопед получает выписку из протокола ПМПК, в которой дается обоснование диагноза и направления ребенка в определенную группу.

Основной контингент логопедических пунктов общеобразовательных школ составляют учащиеся, имеющие недостатки звукопроизношения, заикание, нарушения чтения и письма, нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При отборе детей логопед обследует их в классе. На логопедический пункт направляются школьники по результатам обследования логопеда и по инициативе психоневрологов, учителей, родителей.

Современные социально-экономические условия в России поставили задачу усовершенствования организации и содержания специального образования с учетом требований общества, направленного не только на всестороннее развитие личности лиц с особыми нуждами, но и более широкую их адаптацию. Для решения этой задачи введено инклюзивное образование, при котором каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях. При этом для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Выпускники школ, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеют право на получение начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Профессиональное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, созданы специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Оптимальной формой обучения для некоторых лиц с ограниченными возможностями здоровья является часто очно-заочная; дополнительно законодательством предусмотрены и другие формы обучения, в частности экстернат и дистанционная форма обучения.

В системе здравоохранения детям с речевой патологией дошкольного и школьного возрастов помощь оказывается в логопедических кабинетах детских поликлиник, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях. В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает коррекционно-воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие (медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру, психотерапию, массаж, лечебно-охранительный режим, рациональное питание и др.).

Для взрослого населения в системе здравоохранения проводится работа по улучшению логопедической помощи, в которой особое внимание уделяется вопросам восстановления речи у больных с последствиями острого нарушения кровообращения (инсульта, операций на головном мозге и др.). Для этого создана целая система учреждений: стационарного (неврологические отделения в больницах); полустационарного и амбулаторного (различные кабинеты в больницах, центрах и поликлиниках др.). В неврологических отделениях больниц помощь оказывается комплексно, силами мультибригад.

В системе социального обеспечения находятся детские дома, интернаты и дома инвалидов для глубоко умственно отсталых детей и подростков,учреждения для слепоглухих. В учреждения принимаются инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.

 

Вопросы:

 

1. Охарактеризуйте основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи (в системе образования и здравоохранения).

2. Выделите задачи коррекционного обучения в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Расскажите об оказании логопедической помощи взрослому населению.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Логопедия как наука. Определение, предмет и объект логопедии.

2. Цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками.

3. Структура логопедии. Методологические основы логопедии.

4. Анатомо-физиологические механизмы речевой функции в аспекте современной психоневрологии и нейрофизиологии.

5. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.

6. Принципы и методы логопедии как науки. Значение логопедии.

7. Этиология нарушений речи.

8. Периодизация возрастов и возрастные кризы.

9. Классификации нарушений речи.

10. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Расстройства фонационного оформления высказывания.

11. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.

12. Принципы и методы логопедического воздействия.

13. Виды речевых нарушений, выделяемых в психолого-педагогической классификации.

14. Течение речевой патологии.

15. Задачи и принципы логопедического обследования.

16. Профилактика речевых нарушений.

17. Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи.

 

Тестовые задания:

1) Нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности это

а) предмет,

б) объект,

в) субъект,

г) цель логопедии.

2) Состояние речевых и неречевых процессов и функций у лиц с разнообразными расстройствами речевой деятельности – это

а) предмет,

б) объект,

в) субъект,

г) цель логопедии.

3) Разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, предупреждение речевых расстройств является

а) предмет,

б) объект,

в) субъект,

г) цель логопедии.

4) Виды внешней речи:

а) внешняя и внутренняя,

б) устная и письменная,

в) диалогическая и монологическая,

г) повествовательная и вопросительная.

5) Основные формы речи:

а) внешняя и внутренняя,

б) устная и письменная,

в) диалогическая и монологическая,

г) повествовательная и вопросительная.

6) Виды связной речи:

а) внешняя и внутренняя,

б) устная и письменная,

в) диалогическая и монологическая,

г) повествовательная и вопросительная.

7) Процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма – это

а) коррекция,

б) компенсация,

в) патогенез,

г) симптоматика.

8) Патологический механизм, обуславливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности – это

а) коррекция,

б) компенсация,

в) патогенез,

г) симптоматика.

9) Исправление речевых расстройств – это

а) коррекция,

б) компенсация,

в) патогенез,

г) симптоматика.

10) Течение речевой патологии, пи которой количественные и качественные характеристики не изменяются – это следующее течение

а) ремитирующее,

б) регрессирующее,

в) прогрессирующее,

г) стационарное.

11) Течение речевой патологии, при которой наблюдается волнообразное течение речевой патологии – это:

а) ремитирующее,

б) регрессирующее,

в) прогрессирующее,

г) стационарное     течение.

12) Течение речевой патологии, при которой происходит постепенное исчезновение речевой патологии – это следующее течение:

а) ремитирующее,

б) регрессирующее,

в) прогрессирующее,

г) стационарное.

13) Какие из перечисленных причин нарушения речи относятся к социально-психологическим:

а) асфиксия,

б) психотравмирующая ситуация,

в) незрелость мозговых структур,

г) травма.

14) Какие из перечисленных причин нарушения речи относятся к органическим:

а) гипоопека,

б) психотравмирующая ситуация,

в) незрелость мозговых структур,

г) родовая травма.

15) Какие из перечисленных причин нарушения речи относятся к функциональным:

а) гипоопека,

б) психотравмирующая ситуация,

в) незрелость мозговых структур,

г) родовая травма.

16) Зоны перекрытия корковых отделов анализаторов это:

а) первичная,

б) вторичная,

в) третичная зона второго функционального блока,

г) первый блок.

17) Осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации

а) первый,

б) второй,

в) третий блок функциональной системы,

г) третичная зона второго функционального блока.

18) Проекционные зоны коры, нейроны которых обладают высокой специфичностью это

а) первичная,

б) вторичная,

в) третичная зона второго функционального блока,

г) первый блок.

19) Обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрствование осуществляет

а) первый,

б) второй,

в) третий блок функциональной системы,

г) третичная зона второго функционального блока.

20) Обеспечивает программирование, регуляцию и контроль поведения

а) первый,

б) второй,

в) третий блок функциональной системы,

г) третичная зона второго функционального блока.

21) Периферический речевой аппарат состоит из

а) 2,

б) 3,

в) 4,

г) 5 частей.

22) Нарушения структурно-семантического оформления высказывания выделяются в:

а) клинико-педагогической,

б) психолого-педагогической классификации,

в) в классификации по принципу учета порождения речевого высказывания,

г) социально-психологической.

23) Расстройства фонационного оформления высказывания выделяются в:

а) клинико-педагогической,

б) психолого-педагогической классификации,

в) в классификации по принципу учета порождения речевого высказывания.

г) социально-психологической.

24) Фонетико-фонематические нарушения речи выделяются в:

а) клинико-педагогической,

б) психолого-педагогической классификации,

в) в классификации по принципу учета порождения речевого высказывания.

г) социально-психологической.

25) Нарушения письменной речи выделяются в:

а) клинико-педагогической,

б) психолого-педагогической классификации,

в) в классификации по принципу учета порождения речевого высказывания.

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
а Х       Х       Х   Х             Х Х     Х Х   Х
б   Х   Х     Х         Х Х       Х       Х     Х  
в           Х   Х             Х Х       Х          
г     Х             Х       Х                      

 

Литература:

 

 

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов /
Т. Г. Визель. – М.: АСТ,  2005. – 384 с.

2. Зуева, Л. Н. Настольная книга логопеда / Л. Н. Зуева, Е. Е. Шевцова. –
М.:Астрель, 2005. – 398 с.

3. Лалаева Р. И. Логопедия в таблицах и схемах [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская– Элек-трон. текстовые данные. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 216 c.
(ЭБС «IPRbooks»).

4. Логопедия: учеб. для студентов дефект. фак. пед. вузов / под ред.
Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2009. – 703 с.

5. Понятийно-терминологический словарь логопеда: учебное пособие / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 400 с.

6. Практикумподошкольнойлогопедии:учебное пособие / подред.
В.И.Селиверстова. –М.:Просвещение, 1988. – 222 с.

7. Фомичева М. Ф. Введение в логопедию: учеб. пособие / М. Ф. Фомичева, Е. В. Оганесян. – М.: МПСИ, 2010. – 88 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………………………….. 3
Определение логопедии. Объект и предмет логопедии……………………… 4
Задачи логопедии…………………………………………………………………. 8
Связь логопедии с другими науками. Методология логопедии……………….. 11
Методы логопедии как науки…………………………………………………….. 15
Понятийно-категориальный аппарат логопедии………………………………. 16
Анатомо-физиологические механизмы речи……………………………………. 18
Этиология речевой патологии……………………………………………………. 25
Классификации речевой патологии……………………………………………… 30
Дидактические принципы логопедии……………………………………………. 35
Методы коррекционной работы………………………………………………….. 39
Обследование лиц с речевой патологией………………………………………... 43
Течение речевой патологии………………………………………………………. 47
Коррекция речевой патологии…………………………………………………… 48
Профилактика возникновения речевой патологии……………………………... 51
Организация логопедической помощи населению……………………………... 55
Вопросы для самопроверки………………………………………………………. 58
Литература………………………………………………………………………….   63  

Учебное издание

 

 

Гусева Татьяна Сергеевна

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.