Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-11-24 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Профилактическая работа – это применение совокупности предупредительных мер, направленных на сохранность речевых функций и предотвращение возникновения речевой патологии; в настоящее время становится все более актуальной.
Профилактическую работу можно разделить на 3 формы: первичная, вторичная, третичная.
Первичная профилактика – ее цель предупредить возникновение речевой патологии. Основными направлениями работы логопеда, используемыми при проведении первичной профилактики, являются просвещение и устранение возможных факторов риска возникновения речевой патологии.
Основное значение просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить взрослых, связанных с обучением и воспитание детей любого возраста и лиц – потенциальных родителей, с основными закономерностями и условиями правильного речевого развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших исследований в области логопедии, психологии и дефектологии; 3) формировать стремление к получению новых знаний, желание использовать их в развитии речи ребенка и т.п.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, стенды и др. Практически безграничные, но еще мало реализованные на сегодня, возможности для просвещения предоставляет интернет. Использование той или иной формы определяется конкретной ситуацией, аудиторией слушателей в которой проводится этот вид работы.
Профилактическая работа, направленная на устранение факторов риска, начинается еще до рождения ребенка и предполагает создание для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, после рождения ребенка – это психолого-педагогическое просвещение молодых родителей. Профилактика после рождения ребенка – это еще и целый комплекс пропедевтических мероприятий, в который входят ранняя диагностика отклонений психофизического развития, с этой целью проводится массовая диспансеризация детей, когда кроме профилактических осмотров педиатра, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет – стоматологом, в 3-5 лет – теми же специалистами и логопедом и др. Это позволяет осуществлять раннюю диагностику нарушений психомоторного развития, а также симптомы мозговой недостаточности, вызванные действием биологических и социально-педагогических патогенных факторов на внутриутробном, пери- и постнатальном периодах жизни ребенка. В качестве первичного дефекта у новорожденных могут выступать нарушения слуха, зрения, двигательной сферы как в неосложненном виде, так и в различных сочетаниях нескольких первичных дефектов. Ранняя коррекционно-педагогическая работа, проводимая с первых дней жизни такого ребенка, позволит во многом предотвратить задержку формирования речевых и других функций.
|
Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается и на мерах социального, педагогического и психологического предупреждения расстройств психических функций, к которым относится оказание влияния на неправильное воспитание:
1. Гипоопека, которая может создать условия для формирования патологического развития личности по типу психической неустойчивости, что часто приводит к замедлению речевого развития ребенка.
2. Гиперопека, которая может создать условия для формирования эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям и трудовой деятельности, что также приводит к нарушению хода речевого развития вследствие ограничения самостоятельной познавательной деятельности и отсутствия необходимости использовать речь как средства достижения цели, поскольку взрослые исполняют желания ребенка сразу же, как только они возникнут.
|
3. Преобладание авторитарного или жестокого обращения может создать условия для формирования невротического развития личности с отсутствием инициативы, самостоятельности, наличием повышенной тревожности, что может приводить к нарушениям речи по типу заикания или мутизма.
Первичная профилактика проводится в течение всего жизненного периода человека. Наиболее частой причиной возникновения нарушений речи взрослых людей становится острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт). К основным мероприятиям первичной профилактики относятся: контроль артериального давления, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний и др. Таким образом необходимость проведения превентивных мер по предупреждению возникновения нарушений речи необходима на протяжении всей жизни человека.
Вторичная профилактика – проводится при имеющемся нарушении речевой деятельности, ее цель предупредить возникновение новых симптомов внутри имеющегося синдрома речевой патологии. Основными направлениями работы логопеда, используемыми при проведении вторичной профилактики, являются:
1) предупреждение дальнейшего развития речевой патологии, т.е. появления новых форм нарушения речи на основе уже имеющихся, например, на основе тахилалии может возникнуть заикание;
2) предупреждение вторичных нарушений речи и нервно-психической сферы личности, например, при имеющемся нарушении фонетико-фонематической стороны речи могут появиться симптомы нарушения лексико-грамматической стороны речи, нарушения фонематического слуха часто ведут к недостаткам овладения навыком письма и чтения;
3) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы.
Для проведения вторичной профилактики используются следующие виды работы:
-раннее выявление нарушений речи и всестороннее обследование ребенка с речевой патологией, на основе обследования – организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия;
-проведение системы игр и упражнений, направленных на развитие компонентов речевой системы, которые могут быть нарушены вторично, на основе первичных симптомов, например, из-за нарушений звукопроизношения и уменьшения объема общения и, соответственно, сокращение использования усваиваемых в этом возрасте грамматических категорий, овладение ими может запаздывать;
|
-также можно говорить и о психотерапевтическом компоненте во вторичной профилактике, который направлен на раннее выявление и предупреждение психологических осложнений в виде личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта и страх речи;
-следующие мероприятия, относящиеся ко вторичной профилактике, связаны с работой, направленной на предупреждение возникновения вторичных когнитивных расстройств, при имеющихся системных нарушениях речи, что может происходить по причине тесной взаимосвязи речи и мышления, или сужением представлений об окружающем мире, обеднением эмоций и др.
Третичная профилактика – она имеет следующие цели:
-предупреждение возвращения устраненной речевой патологии, склонной рецидивировать, это заикание, афазия, артикуляторные расстройства и т.д.;
-проведение социально-трудовой адаптации лиц с речевой патологией.
Основными направлениями работы логопеда, используемыми при проведении третичной профилактики, являются:
длительно проводимая поддерживающая логопедическая работа, которая имеет своей целью доведение нового способа говорения (без речевых ошибок) до устойчивого самостоятельного навыка;
профессиональная ориентация и обучение лиц с нарушениями речевой деятельности, который строится на всестороннем учете личностных возможностей и интересов каждого ребенка, так как некоторые дефекты речи могут ограничивать возможности выбора профессии. Для проведения третичной профилактики, кроме работы логопеда, используются центры психолого-медико-педагогической реабилитации, работа педагогов школ и др.
Вопросы:
1. Раскройте основные направления в работе логопеда с родителями.
2. Выделите задачи всех форм профилактики в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Расскажите об оказании профилактической логопедической помощи взрослому населению.
4. Опишите систему профилактики нервно-психических нарушений у детей, являющуюся основой для предупреждения речевой патологии.
5. Дайте характеристику форм профилактической логопедической работы.
6. Раскройте направления, формы и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.
7. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых нарушений.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!