Обследование лиц с речевой патологией — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Обследование лиц с речевой патологией

2022-11-24 29
Обследование лиц с речевой патологией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучение речевых нарушений процесс необходимый для выявления вида и формы речевого расстройства, его особенностей. На основании обследования должно составляться заключение, разработка программы коррекционного воздействия, выбор методов коррекции и проведения в будущем профилактической работы по предупреждению возникновения или возврата речевых нарушений.

В процессе обследования логопед обязательно опирается на следующие важнейшие принципы: системности (целостного анализа речевой патологии –состояния всех языковых систем), комплексного медико-психолого-педагогического подхода (в обследовании участвуют – обследуемый, лица, с которыми он находится в непосредственном контакте, учителя, воспитатели, медики: психиатры, неврологи, отоларингологи, и другие специалисты в зависимости от нарушения), принцип связи речевых и неречевых расстройств; учета возраста, ведущего вида деятельности, связи с личностью и др.

 

    Ребенок с речевой патологией проходит несколько последовательных обследований.

1. Обследование родителями или воспитателем группы детского сада, при возникновении подозрений, проводится обследование педиатром, который может сравнить соответствие уровня развития речи ребенка с имеющимися у него возрастными показателями. Основная цель такого обследования – выявить наличие нарушения. При обнаружении несоответствия ребенок может быть отправлен на дальнейшее обследование.

2.  Обследование участковым логопедом, цель этого обследования – определить тяжесть речевой патологии. В случае выявления несистемного нарушения (ФФН), ребенок записывается на занятия в кабинете логопеда. Если нарушение системное и требуется систематическая работа с логопедом, ребенок должен быть отправлен на дальнейшее обследование.

3. Обследование на заседании ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Здесь ребенок и его медико-педагогическая документация изучаются группой квалифицированных специалистов, цель такого обследования – определить вид коррекционного учреждения: логопедическая группа, группа для детей с ЗПР, группа для детей со снижением слуха, группа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.

4. Обследование логопедом в коррекционной группе, цель этого обследования – выявить все симптомы речевой патологии. Дляэтого в программе выделяется специальное время в начале учебного года, на основании этого обследования создается индивидуальная программа коррекционной работы, определяется зона ближайшего и актуального развития.

5. Обследование логопедом группы в середине учебного года – цель этого обследования – выявить динамику коррекционно-педагогической работы и при необходимости внести изменения и дополнения в индивидуальную программу коррекционно-педагогической работы.

6. Обследование на заседании ПМПК, цель – определить вид учреждения, если в течение учебного года речевая патология исправлена, ребенок переводится в группу общеобразовательного детского сада, если симптомы речевой патологии не устранены, то снова решается вопрос об определении коррекционного учреждения. 

 

В процессе каждого обследования решаются четыре основные задачи.

1. Выявление этиологии речевого нарушения. Для успешного решения этой задачи используются разные приемы, но наиболее распространенные – это изучение карты развития ребенка и беседа с родителями или лицами, их заменяющими. В процессе беседы логопед задает вопросы, которые позволят уточнить моменты, которые недостаточно освещены в карте развития. Это могут быть вопросы о наследственности, протекании беременности и родах, болезнях ребенка до 1 года, с 1 до 3 лет, с 3до 7 лет и далее, о моторном и психическом развитии ребенка, о развитии речи, ееимпрессивной и экспрессивной стороны, сроки наступления речевой патологии и т.д.

2. Обследование механизма нарушения. Необходимо выявить характер повреждения речевого аппарата, особенности функционирования разных его отделов. Также в процессе выяснения возможных механизмов речевого расстройства исследуют состояние двигательной системы, состояние слуховой функции, состояние рече-зрительной системы, состояние психических функций и процессов и т.д. Для решения задачи обследования механизма нарушения могут использоваться разные приемы: это обследование логопеда (например, при дислалии и др.), изучение заключений медицинских специалистов (например, при ринолалии, дизартрии и др.) рекомендации пройти дополнительные необходимые исследования (например, сурдолога, нейропсихолога и др.). Логопед опирается на данные обследований специалистов, сопоставляет их.

3. Обследование симптомов нарушения – это определение речевого статуса в настоящее время: выяснение состояния всех языковых систем: фонетической, фонематической, лексической, грамматической, состояние фразовой и связной речи, состояние устной и письменной речи, состояние паралингвистических средств речевой деятельности, уточняются возможные дополнительные механизмы расстройства. В процессе обследования симптомов нарушения устанавливается связь между ними, выявляются ведущие симптомы, определяется влияние речевой патологии на различные виды деятельности, на развитие познавательных процессов, на обучение и воспитание, на личность.

4. Обследование структуры нарушения – это выявление вторичных симптомов: нарушений, возникающих под влиянием первичного дефекта в процессе роста и развития ребенка. При обследовании различных форм речевой патологии перечень вторичных нарушений может отличаться. Главное, чтобы обследование охватило все компоненты речевой системы.

 

По результатам обследования выставляется речевой диагноз, в котором необходимо отметить вид речевой патологии, форму речевой патологии, степень выраженности, возможные механизмы, влияние речевой патологии на деятельность и на личность. Результаты обследования заносятся в речевую карту, которая при разных формах речевой патологии имеет разную структуру и содержание.

Временной диапазон обследования: это процесс непрерывный, который должен обязательно проводиться не только в отведенные 2-4 недели, но и в ходе логопедической работы. Наблюдение должно быть динамичным. Обследование проводится не только в логопедических кабинетах, но и в естественных ситуациях: в семье, на уроках, в случаях ситуационной речевой патологии (при заикании).

Методы обследования применяются в зависимости от разных причин: вида и формы расстройства, от степени тяжести речевой патологии, от возраста ученика, от речевых и других возможностей обследуемого, от состояния организма, от интеллекта обследуемого, от задач обследования (обследование выборочное или сплошное).

В процессе подготовки и выполнения каждого обследования выделяются следующие этапы работы:

1 – ориентировочный. Его задачи: предварительный сбор анамнеза (изучение медицинской и педагогической документации), выяснение запроса родителей, беседа с представителями ближайшего окружения (воспитатель, родители) с целью выяснения данных об индивидуально-типологических данных. Анализ полученной информации позволит подготовиться к обследованию: подобрать адекватный игровой, картинный и речевой материал.

2 – диагностический. Представляет собой сам процесс обследования, в процессе которого логопед должен решить следующие задачи: определить

-соответствие уровня речевого развития возрасту,

-симптомы (какие компоненты системы речи нарушены),

-нарушенный вид/виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо),

-влияние внешних и внутренних факторов на проявление симптомов нарушения речи др.

    Подбор дидактического материала для проведения обследования будет зависеть от возраста ребенка, уровня психического и речевого развития и др.в процессе обследования заполняется протокол, в который вносятся все результаты.

3 – аналитический. На этом этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных в ходе обследования данных, в ходе чего заполняется речевая карта на ребенка. По результатам обобщения полученных данных выставляется заключение.

4 – прогностический. После обследования логопед осуществляет прогнозирование ход коррекционно-педагогической работы и ход течения речевого расстройства. Прогноз определяется этиологией, механизмами, особенностями течения, степенью тяжести речевой патологии, зависит от времени распознавания расстройства, от уровня развития интеллекта, от эмоционального состояния, особенностей характера и личности, от участия среды (микросреды) в логопедической работе, от знаний логопеда, от отношений логопеда со своим учеником и т.д.

5 – информирование родителей. Сложный этап завершения обследования, проводится с учетом уровня понимания родителями логопедических терминов, первичного запроса родителей, четко структурируя материал, полученный в результате обследования.

 

Вопросы:

1. Докажите, что в структуре нарушения могут выделяться первичные и вторичные нарушения.

2. Подумайте, как обследовать наличие влияния речевого дефекта на личностные особенности ребенка?

Течение речевой патологии

 

Речевая патология – это не статическое явление, оно всегда развивается качественно и количественно в ходе жизни человека. На развитие речевой патологии влияет комплекс причин: биологических и социальных, психических. Любая патология имеет определенные стадии развития и определенный исход. Изменения в течение характера речевой патологии чаще происходит в пубертатные периоды.

Течение речевой патологии имеет разные типы:

1. Прогрессирующий, т.е. количественная и качественная характеристика речевой патологии постоянно увеличивается, происходят нарастающие изменения в речевой патологии, проявляются новые симптомы, речевая патология затрудняет деятельность человека.

2. Стационарный, т.е. на определенном этапе развития речевая патология не изменяется, характеристики количественная и качественная остаются без изменений.

3. Волнообразный – речевая патология то прогрессирует, то ослабляется.

4. Регрессирующий – постепенное исчезновение речевой патологии.

5. Рецидивирующий (ремитирующий) – это возврат всего набора клинических проявлений речевого нарушения или же их усугубление, которое возникает после состояния ремиссии (улучшения).

Течение речевая патология и ее течение во многом связаны с личностью, с деятельностью, социальным окружением и др.

Течение в большей степени зависит от социальных воздействий. Важно знание о специфике течения речевой патологии для проведения не только коррекционной, но и профилактической работы.

Вопросы:

1. Приведите примеры разных типов течения речевой патологии.

2. Приведите примеры причин, которые приводят к переходу от одного типа течения речевой патологии к другому.

 

Коррекция речевой патологии

 

Коррекция нарушений речи – это процесс исправления или ослабления симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений). Исходя из этого выделяют: полную коррекцию – преодоление речевого расстройства и частичную коррекцию – снижение тяжести речевого нарушения. Процесс коррекции нарушений речи осуществляется при проведении системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения, направленного нар устранение речевой патологии. Для успешного устранения речевой патологии логопедическая работа опирается на все перечисленные выше принципы.

Процесс устранения нарушений речи – это достаточно длительный процесс, который разделяется на этапы коррекционной работы, каждый из которых имеет свои цели и задачи, приемлемые ко всем формам речевой патологии.

    Первый этап – подготовительный. Его цель – подготовить ребенка или взрослого к устранению речевой патологии. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- включить ребенка в коррекционно-педагогический процесс. Чаще всего здесь говорят о создании заинтересованности с использованием разнообразных игровых приемов. Абсолютно правильно, но нам хочется добавить еще один важнейший прием – это организация ситуации успеха, что достаточно сильно мотивирует ребенка к выполнению заданий;

- развитие психических процессов. Для подтверждения необходимости решения этой задачи, мы приведем точку зрения Л.С. Выготского, который рассматривая филогенез и онтогенез мышления и речи выделил доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную в развитии речи. В возрасте примерно 2-х лет наступает новый этап: речь становится интеллектуальной, а мышление – речевым. Продолжая дальше мысль автора, можно говорить о том, что в основе развития речи лежит достаточный уровень сформированности мышления и других психических процессов, без которых появлениеустной речи практически невозможно. Поэтому при наличии патологии речи у детей без других сенсорных нарушений, необходимаработа, направленная на развитие психических процессов, лежащих в ее основе;

- проведение вторичной профилактики, то есть предупреждение дальнейшего развития речевой патологии и появления новых нарушенных компонентов речевой системы. Для этого проводятся дополнительные специально подобранные в зависимости от возможных вторичных нарушений игры и упражнения, направленные на развитие компонентов речевой системы, которые как бы находятся в «зоне риска»;

- устранение механизма нарушения речи (нарушение строения и функционирования органов речевого аппарата или различных операций, звеньев речевого процесса на его различных этапах). Знание механизма нарушения речи определяет выбор приемов и методов его устранения. Каждое из нарушений речи, выделяемых в клинико-педагогической классификации, имеет свой патогенез и соответственно содержание работы по его устранению будет зависеть целиком от механизма нарушения.

Второй этап – основной. Его цель – устранение или снижение тяжести симптомов речевой патологии. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- проведение мероприятий вторичной профилактики, эта задача актуальная на всех этапах коррекционной работы. Ее содержание во многом зависит от симптомов, которые могут возникнуть и усложнить течение речевой патологии;

- развитие психических процессов, так же актуально на протяжении всей коррекционной работы, если речевое нарушение несложное, то работу, направленную на развитие психических процессов можно посвятить дальнейшему их развитию: развитию активности, самостоятельности и т.п.

- формирование нового навыка речевой деятельности – это проведение системы мероприятий, направленной на коррекцию или создание новых навыков речи и закрепление этих навыков. Этот процесс проводится в деятельности (игровой, трудовой, общения) с учетом целостности всех звеньев и систем речи особенностей личности ребенка с речевой патологией, пластичности организма, замещаемости нарушенных функций и др. Длительность логопеда на втором этапе во многом зависит от многих факторов (тяжести речевого нарушения и др.).

 

Третий этап – заключительный. Его цель – закрепить новый сформированный речевой навык. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- проведение дополнительных игр и упражнений, целью которых является вторичная профилактика. Ее содержание на третьем этапе направлено на развитие сложных форм речи, соответствующих возрасту ребенка;

- развитие психических процессов, так же важно и на заключительном этапе коррекционной работы, содержание этой работы может быть посвящено развитию самостоятельности, повышению уверенности и т.п.

- третичная профилактика, содержание работы составляет работа по окончательной автоматизации нового навыка говорения, доведение его до возможного совершенства – введение нового речевого навыка в самостоятельную речь.

 

Вопросы:

1. Подумайте, как учитывается этиология в процессе коррекционной работы?

2. Докажите, что устранение речевой патологии – это системная работа, направленная на коррекцию всех сторон речи.

3. Раскройте принцип последовательности на примерах коррекционной работы.

4. Раскройте принцип комплексности на примерах коррекционной работы.

5. Покажите на примерах изменение содержания работы с родителями на разных этапах коррекционной работы.

6. Как известно, в педагогике термин «система обучения» обозначает совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных понятий: задачи, содержание, организация, принципы, методы и приемы обучения. Поясните это на примерах.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.