Характеры повреждения речевого аппарата — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Характеры повреждения речевого аппарата

2022-11-24 29
Характеры повреждения речевого аппарата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении развиваются и чисто функциональные расстройства. Органические повреждения – нарушение органического субстрата (нарушение строения), функциональные повреждения – дисфункция (нарушение работы), без видимого повреждения субстрата. Органические повреждения часто приводят к функциональным нарушениям и наоборот. Например, органические нарушения целостности твердого неба при ринолалии однозначно сопровождаются и функциональными нарушениями, то есть нарушением координации и слаженного взаимодействия органов речевого аппарата; а функциональные нарушения голоса(преходящие нарушения, проявляющиеся в осиплости или охриплости) при несвоевременном начале комплексного коррекционного воздействия могут привести к возникновению «певческих узелков» на голосовых связках, что является уже органическим нарушением.

При анализе речевого нарушения необходимо учитывать связь органических и функциональных повреждений, связь неречевых и речевых расстройств. В характере поражения необходимо выделять ядро и периферию: основное и ведущее повреждение и зависящие от этого основного повреждения (первичны и вторичные нарушения, механизм и симптомы). Учитывать перестройки, которые происходят в процессе развития.

Отдельной строкой стоят социально-психологические причины. К ним относятся: неблагоприятные условия воспитания и обучения, которые создают препятствия для психического и речевого развития ребенка; неправильные методы воспитания речи: чрезмерное понуждение к речи, речевая запущенность, госпитализм, неблагоприятное речевое окружение, двуязычие или многоязычие и др.

В практике трудно выделить одну, основнуюпричин возникновения речевой патологии, нарушение речи почти всегда вызывает комплекс причин.

 

Вопросы:

1. Каковы основные причины речевых нарушений?

2. Перечислите условия правильного развития речи детей.

3. Перечислите причины речевых нарушений биологического и социального характера.

4. Раскройте роль речи взрослых в развитии речи детей.

5. Приведите примеры правильного и неправильного речевого воспитания детей, сопоставьте и проанализируйте их.

6. Приведите примеры причин речевых нарушений биологического и социально-психологического характера.

7. Проанализируйте взаимосвязь нарушений речи с нарушениями физического и психического развития ребенка.

8. Покажите на конкретных примерах роль различных факторов в возникновении речевых нарушений органического и функционального характера.

9. Соотнесите перечисленные причины с изученными классификациями:

- гипоксические (внутриутробная гипоксия – кислородное голодание) – может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия), а при условии нерезко выраженной гипоксии может замедлится созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития);

- травматические (внутриутробные кровоизлияния) – обусловлено слабостью сосудистых стенок, в зависимости от локализации, может привести к алалии (моторной или сенсорной) дизартрии, неврозоподобному заиканию;

- биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших) – приводит к возникновению внутриутробного менингоэнцефалита и замедлению скорости деления клеток мозга, а воздействие продуктов жизнедеятельности вирусов (токсины) – к интоксикации организма матери и будущего ребенка;

- заболевания матери во время беременности (острые хронические). Острые заболевания чаще всего бывают инфекционными, в том числе ОРВИ, грипп, «детские инфекции», токсоплазмоз, сифилис – из-за нарушений маточно-плацентарного кровообращения могут привести к внутренним поражениям мозговых структур;

- химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотических препаратов, экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) – поражается нервная система, в частности в литературе описана клиническая картина олигофрении алкогольно-эмбриопатического генеза, сочетающаяся с нарушениями речи; к возникновению врожденной расщелины неба приводит прием препаратов группы кортизонов, в также перенасыщение организма плода витамином А; бесконтрольный прием лекарственных препаратов приводит к речевой патологии коркового генеза;

- радиоактивное облучение – до конца не изучено, но имеющиеся факты говорят о возникновении тяжелых патологий мозга;

- иммунологическая несовместимость по Rh и антителам крови матери и плода – вызывает распад эритроцитов плода, в результате чего выделяется непрямой билирубин, поражающий подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха и подкорковым дизартриям;

- затяжные стрессы, субдепрессии, проявляющиеся в вегетативных нарушениях, вялости, раздражительности, повышенной тревожности, навязчивых страхах, что может привести в будущем к психосоматической ослабленностиребенка.

- асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов) – патологическое состояние новорожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью. В головном мозге новорожденного в результате микроциркуляторных расстройств возникают отек и кровоизлияние. Причинами асфиксии являются острая и хроническая внутриутробная кислородная недостаточность, внутричерепная родовая травма плода, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, внутриутробная инфекция, закупорка дыхательных путей плода слизью или околоплодными водами, пороки развития дыхательной или сердечно-сосудистой систем плода. Возникновению асфиксии способствуют заболевания матери, особенно хронические.

- травматические (родовая травма, акушерско-гинекологическая патология) – под родовой травмой понимают повреждение новорожденного, возникающее в родах. Предрасполагающими факторами являются гипоксия и гипотрофия плода, недонашивание и перенашивание беременности. у детей могут наблюдаться отставания в психо-речевом развитии, ДЦП;

- травматизация (черепно-мозговая травма), произошедшая до трехлетнего возраста, при которой пострадали клетки коры головного мозга, может быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия. Возникновение посттравматических дизартрий возможно при поражении клеток подкорково-корковых областей, а также двигательных корково-ядерных путей, ядер, корешков и периферических отделов отдельных черепно-мозговых нервов

- нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов, вызванная проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;

- неправильное воспитание в семье либо в условиях несемейного воспитания у детей наблюдается психическая депривация, следствием которой может быть речевой негативизм и нарушение коммуникативной функции речи.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.