О действии Бога на ум человека — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

О действии Бога на ум человека

2022-11-24 26
О действии Бога на ум человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

64-й абзац:

Прочие (духи – добрые и злые) чрез воздействие на тело вводят в ум помыслы, представления и воображения; а Господь действует противоположно тому: наитствуя самый ум, влагает ему ведение, о чем Ему угодно, – и посредством ума укрощает невоздержность тела.

Это очень важное – сущностное отличие действия Бога от всех прочих действий. Оно без о бразно, беспричинно, оно не опознается человеком в момент воздействия. То есть любой дух (не важно в данном случае, добрый или злой) внушает человеку некий помысел, дает некую картинку и пытается нас убедить в том, что следование за этой картинкой (образом, мыслью, мотивом) – хорошо. И мы, согласно этому мотиву, идем либо к добру, либо ко злу.

А Бог действует на сам ум, на само нутро человека так, что тот без всякой картинки, образа или мысли вдруг одно ненавидит, а другое любит. Человек буквально просыпается и понимает, что вот эту страсть, которую он вчера любил, сегодня ненавидит – с ним именно это происходит.

Как мы все стали верующими? Мы же не родились такими. Мы жили на путях нашего греха и наших страстей. Кого-то действительно постепенно добрые люди или добрые духи с помощью вразумлений привели в храм: «Вот почитай, тут хорошо написано». – «Да, хорошо». – «А вот там – видишь, люди ходят в храм?» – «Да, да, я пойду в храм! Обязательно, как-нибудь схожу». Сходил: «Да, да, там красиво поют, иконы красивые, батюшка замечательный. Да, пожалуй, я буду ходить». Ну, хожу, хожу: «Да, Богу буду молиться… А кому еще молиться? Буду потихоньку и я молиться Богу».

Вот это все в пути происходит – это все до того, как поверил, это все до встречи, как любит об этом говорить митрополит Сурожский Антоний. А бывает и по-другому. Бывает, что когда эта встреча произойдет, человек и сам не понимает, как она произошла. Он просто в следующую секунду ощущает себя другим человеком и сам не знает почему.

Его будут спрашивать: «Что произошло-то? Ты увидел что-то, узнал что-то? Что? Что?» – «Ничего я не знаю, я просто стал другим, так случилось со мной. То, что видел раньше, этого теперь не вижу, а то, чего раньше не видел, – это вижу». – «Что ты видишь? Что?» – «Не знаю, просто вижу: изменилась не картинка, которую я вижу, – изменился глаз, ум, сердце. Я раньше любил это, а теперь ненавижу». – «Почему?» – «Да не знаю я! Изменилось не то, что я любил, это не стало другим. Я стал другим. Понимаете?»

Меняется не отношение, меняется даже не ум и не сердце. На самом деле мы так говорим, потому что не знаем, какое слово для этого придумать. Но меняется сама глубина твоя – она становится другой, потому что внутри тебя вселяется Бог, и ты перерождаешься. Перерождаешься мгновенно, как это происходит с любым рождающимся существом.

Объяснить другому это невозможно, потому что человек будет пытаться все понять, начнет рассуждать: «Но есть же какая-то причина, мотив? Тебя обидели? Тебе было плохо? Ты в чем-то разочаровался? Случилось горе? Ты заболел? Тебя вылечили? Что произошло?» Нет, все это не имеет отношения вообще ни к чему.

Просто вдруг внутри – в самых глубинах твоего существа, появляется некий (назовем это невероятно грубо) элемент, некая структура, семя, жизнь, что мгновенно делает тебя иным. Периферия остается той же, тело и до конца жизни остается таким же, как у всех, но внутри все меняется настолько глубоко, настолько сокровенно, настолько кардинально, что человек изумляется себе.

Он сам изумляется гораздо больше, чем изумляются окружающие его люди, тем более что большая часть изменений не видна, ведь внешне он такой же. Это почти незаметно окружающим. Но он сам изумляется произошедшим в нем переменам: «Ведь у меня были другие мысли! Я не понимаю, почему они изменились. Почему вдруг? Что со мной произошло?» Вся жизнь этого человека будет размышлением, познанием, опознаванием себя как сына Божьего – он постепенно осознает, что он стал сыном.

«Хочешь стать сыном Божиим?» – «Классно! Хочу! А что я буду иметь? Крест там буду иметь. Я подумаю… А вообще – это здорово! Вечная жизнь, говорите? И что, мучить не будут? Ну да, наверное, я решусь». Человек размышляет, но это все не о том. И в один прекрасный момент он становится другим. Через несколько часов, дней, лет или десятилетий он вдруг поймет, что в тот момент он стал сыном, и ничего с этим поделать не сможет.

Вот такое кардинальное изменение, преображение максимально быстро и сразу (как здесь и пишет преподобный Нил Синайский) касается именно человеческого ума, и происходит это именно в уме.

По поводу ума хотелось бы напоследок прочитать еще 84-й абзац:

Молитва есть приличное достоинству ума делание, или лучше, настоящее его употребление.

По мысли всех святых отцов, а в данном случае – по мысли преподобного Нила Синайского, ум и нужен для молитвы. Именно умом человек предстоит Богу. Именно в уме происходит это изменение, это перерождение, о котором мы только что прочитали. Но ум – это совсем не то, чем мы пользуемся, когда читаем книги, воспринимаем учебу в школе, размышляем о событиях, происходящих в мире. Это все разум, но не ум.

Не случайно по-гречески ум звучит как «нус», и это роднит его со словом «дух». Но человеческий дух – это некое глубочайшее сокровенное ядро человека. Собственно, ум тогда и рождается, ум тогда и взывается к жизни, когда вот этого сокровенного места человека касается Бог.

Тогда происходит именно прикосновение жизни к человеку, прикосновение благодати к человеку. Бог взывает человека к Себе, к стоянию перед Собой именно тем, что человек обретает ум. Разумность, «рацио», размышления, интеллект – все это было в человеке и будет всегда. А здесь нечто особое – то, чем может человек молиться, то, чем может он стоять перед Богом, и то, что пробуждается в нем тогда, когда к нему взывает Бог.


 

Апреля

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.